Урок 31. Путешествие продолжается (глава «Пауки и мухи», ч. 5 и 6).
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Панкратова Елена Владимировна

Образовательна система "Школа2100..."

Урок 31. Путешествие продолжается (глава «Пауки и мухи», ч. 5 и 6).

Конспект+Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_lit_2kl_ur31.doc88.5 КБ
Файл urok_31.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Урок 31.

Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема: Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи»).

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

 – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.




 

1  2  3

Проверка домашнего задания.

Показ рисунков с изображением героев. Рассказы учащихся о каждом из героев. Примерный план-опора для рассказа:

1. К какому сказочному народу относится герой?

2. Какой это персонаж – добрый или злой?

3. Как выглядит герой? Что в его внешности говорит о характере героя?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.


































































2  4  3  1  1  2  3

I. Работа с текстом 5-й части.

1. Работа с текстом до чтения.

Беседа.

– Вспомните, на каком эпизоде мы остановились.

– Как вы думаете, сможет ли Бильбо помочь гномам?

– Как, по-вашему, поведёт себя Бильбо в этой ситуации?

– Что бы вы сделали на его месте? (Ребята приходят к выводу, что

Бильбо должен сейчас обязательно что-то сделать, чтобы спасти друзей.)

2. Работа с текстом во время чтения.

1–2-й абзацы читает учитель, ведёт попутное комментирование текста и диалог с автором.

Образец чтения:

Бильбо понял, что настал момент действовать. (Надо срочно что-то делать.) Добраться до пауков он не мог, стрелять было нечем. (Что же делать?) Оглядевшись, он увидел углубление – очевидно, русло пересохшего ручья, – где валялось много камней. Бильбо недурно метал камни. Недолго думая, он подобрал гладкий, как яйцо, камень, очень удобно лёгший в ладонь. Мальчиком Бильбо много упражнялся, швыряя камни в разные предметы, так что кролики, белки и птицы разбегались и разлетались без оглядки, едва завидев, как он наклоняется. Став взрослым, он много времени отдавал метанию колец, дротика (метательное копьё на коротком древке), стрельбе по прутику, игре в кегли, шары и другие тихие игры метательного и швырятельного свойства. Бильбо вообще много чего умел помимо того, что пускал кольца дыма, загадывал загадки и стряпал. Просто мне некогда было рассказать об этом раньше. И сейчас тоже некогда. Пока он подбирал камни, паук долез до Бомбура, и через секунду тому бы несдобровать.

И тут Бильбо бросил камень. Бац! – камень ударил паука по макушке, и паук без чувств шлёпнулся с дерева на землю, задрав лапы. (Представили?)

Второй камень со свистом прорвал большую паутину и наповал сразил (сразу убил) паука, сидевшего в центре. В колонии пауков поднялась паника, и на время, могу вас уверить, они и думать забыли про гномов. Видеть Бильбо они не могли. Но сообразили, с какой стороны летят камни. С молниеносной быстротой они помчались по веткам, выбрасывая нити во всех направлениях. (В. Зачем? Ответы-предположения детей.) Пространство наполнилось смертоносными качелями. (П.)


Беседа после чтения:

– Что нового узнали мы о хоббите из этой части? (Он быстр и решителен, в детстве он упражнялся в метании и стрельбе и т.д.)

– Каким стрелком был Бильбо? Докажите строчкой из текста.

– Можно ли сказать, как к Бильбо относится автор? Хорошо ли знает своего героя? Почему автор раньше нам не рассказал всего этого о Бильбо?

– И даже сейчас ему опять некогда. Почему? (Так быстро разворачиваются события, столько всего происходит!)

– Как вы думаете, почему хоббит бросил второй камень именно в паука, сидящего в центре?

– Первый паук шлёпнулся без чувств, а второго камень сразил наповал. Есть ли разница?

– Что началось в колонии пауков? (Паника.)

– Как вы думаете, на чьей стороне автор? Прочитайте, где автор сам вступает в разговор с читателем.

– Почему пауки стали выбрасывать нити во все стороны?

Чтение 3-го абзаца текста.


Беседа после чтения:

– Удалось ли паукам перехитрить Бильбо?

– Что чувствовал Бильбо?

– Удалось ли Бильбо отвлечь пауков от гномов?

– Сколько пауков сбежалось к тому месту, где раньше стоял Бильбо? (Целых 50!)

– Стало ли страшно хоббиту?

– О каких чертах личности говорят действия героя? (Находчивость, решительность, смелость да ещё и литературный талант! Он своей песней не только дразнил пауков, но и поддерживал гномов.)

– Как можно назвать песенку Бильбо? (Дразнилка.)

– Как вы думаете, паукам понравится эта песня?

Чтение 4-го абзаца.

Словарная работа по ходу чтения. Пояснение значения выражений: не слишком складная дразнилка, экспромтом (т.е. без предварительной подготовки).

Вопрос после чтения:

– Как же отреагировали пауки на экспромт Бильбо? Перечитайте.

Чтение 5-го абзаца.

Словарная работа: объяснение значения слова неминуемо.

Вопросы после чтения:

– Что задумали озлобленные пауки?

– Разгадал ли Бильбо план пауков? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем дальше.

Чтение 5-й части до конца.

Словарная работа: глаза вылезли из орбит, задыхались от ярости.

– Как удалось Бильбо выбраться из западни? (Ему помог кинжал.)

– Кстати, как хоббит называл свой кинжал? (Жало.)

– Найдите слово, в котором автор выразил своё отношение к паукам. (Орава.) Какое это отношение? (В толковом словаре орава – беспорядочное, шумное скопление людей.)

– Для чего он убежал в глубь леса?

3. Работа с текстом после чтения.

Беседа.

– Найдите в тексте и прочитайте всё, что хоббит умел делать.

– Что нового узнали о Бильбо?

II. Работа с текстом 6-й части.

1. Чтение текста.

Образец чтения (диалог с автором, комментированное чтение).

Времени у Бильбо было в обрез (почти не осталось. В. Почему? О):

скоро обескураженные (растерянные, озадаченные) пауки, потеряв его, вернутся к гномам (П). До этого он должен успеть спасти своих друзей. Самое трудное – влезть на ту длинную ветвь, на которой болтаются свёртки. (Помните, что это за свёртки и почему они болтаются?) Сомневаюсь, чтобы он справился, если бы с ветки не свисала липкая нить, неосторожно оставленная каким-то пауком. Бильбо взобрался по ней наверх, обдирая кожу с ладоней, и столкнулся нос к носу со старым толстым противным пауком, караулившим пленников. Он занимался тем, что время от времени щипал их, чтобы распознать, который сочнее, и как раз думал угоститься до возвращения остальных (съесть одного из пленников), как вдруг мистер Бэггинс (Бильбо) без долгих размышлений пырнул (быстро ударил) его кинжалом, и паук шлёпнулся с дерева мёртвый. Следующей задачей было освободить ближайшего гнома. Но как? Разрубить нить, на которой тот висит? Несчастный свалится на землю с большой высоты. (Ответы-предположения детей.) Бильбо дополз до первого свёртка, качая ветку, отчего бедные гномы запрыгали и задергались.

«Фили или Кили, – подумал Бильбо, увидев кончик голубого капюшона. –

Скорей всего – Фили», – решил он, разглядев длинный острый нос, торчавший из свёртка. Перегнувшись вперёд, Бильбо ухитрился перерезать почти все крепкие липкие нити, опутавшие Фили, и тот, брыкаясь, предстал его глазам. Боюсь, что Бильбо, не удержавшись, расхохотался при виде того, как Фили дёргал затёкшими руками и ногами и плясал на нити, державшей его под мышками, точь-в-точь как игрушечный плясунчик.

Наконец Фили с помощью Бильбо взобрался на ветку и тут показал себя с лучшей стороны – помог хоббиту освобождать остальных, хотя чувствовал себя прескверно (очень плохо): его мутило от паучьего яда и от того, что он провисел полдня и полночи, вращаясь вокруг своей оси (Как это? Покажите.) и дыша только носом. Ему далеко не сразу удалось содрать клейкую паутину с ресниц и бровей, а бороду – ту и вовсе потом пришлось местами выстричь. (Так и не сумел распутать, всё склеилось паутиной.) Итак, вдвоём они принялись подтягивать на ветку каждого гнома по очереди (П. Вот как они спасали гномов от падения.) и высвобождать из коконов (освобождать от намотанной паутины). Всем было так же худо, как Фили, а тем, у кого нос был короче или кто получил большую дозу яда, и того хуже (В. При чём тут длина носа? О.)

Таким путём они освободили Кили, Бифура, Бофура, Дори и Нори. Бедняга Бомбур до того был измучен (его, как самого толстого, щипали чаще других), что скатился с ветки, хлопнулся на землю, на кучу листьев, и остался лежать без движения. Но пятеро гномов всё ещё болтались на конце ветки, когда начали возвращаться пауки, рассвирепевшие пуще прежнего.

2. Беседа после чтения:

– Найдите слова, из которых видно отношение автора к гномам («бедные гномы...») и к Бильбо.


– Показал ли автор что-то новое в характере Бильбо? (Он может увидеть смешное даже в такой сложной ситуации.)

– Почему автор так подробно описывает спасение Фили?

– Как вы думаете, успеют ли гномы и хоббит освободить остальных? А можно ли поступить иначе?

III. Обобщающая беседа по тексту 5–6-й частей.

1. – Что нового мы узнали о Бильбо? Что допишем в тетрадь?

2. – Какие фрагменты текста понравились вам больше всего?

3. – А встретились ли нам картины природы в этих частях? Почему их нет, как вы думаете? (Действие развивается стремительно, и наблюдать картины природы трудно...)

4. – Разгадали ли вы смысл названия главы?

5. – Можем ли мы ответить на вопрос, куда шли гномы и Бильбо?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.













ΙΙΙ. Итог.

– Мистер Бильбо Бэггинс от природы отнюдь не был героем: любил покой, уют, вкусно поесть… Что же позволяет нам назвать его настоящим героем? (Он мужествен, храбр, отважен, всё делает для спасения друзей…)


– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание.

Перечитать 5–6-ю части, подчеркнуть слова, рассказывающие о том, что умел делать Бильбо.

Деятельность учащихся:

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

                                                                                                                                                                                                                                                   © ООО «Баласс», 2012


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел: «Сказочные человечки». Отважный герой Бильбо Беггинс (глава «Пауки и мухи», ч. 5 и 6 ).

Слайд 2

Проверка домашнего задания

Слайд 3

Работа с текстом до чтения. – Вспомните, на каком эпизоде мы остановились. – Как вы думаете, сможет ли Бильбо помочь гномам? – Как, по-вашему, поведёт себя Бильбо в этой ситуации? – Что бы вы сделали на его месте?

Слайд 4

5 Часть. Бильбо понял, что настал момент действовать. (Надо срочно что-то делать.) Добраться до пауков он не мог, стрелять было нечем. (Что же делать?) Оглядевшись, он увидел углубление – очевидно, русло пересохшего ручья, – где валялось много камней. Бильбо недурно метал камни. Недолго думая, он подобрал гладкий, как яйцо, камень, очень удобно лёгший в ладонь. Мальчиком Бильбо много упражнялся, швыряя камни в разные предметы, так что кролики, белки и птицы разбегались и разлетались без оглядки, едва завидев, как он наклоняется.

Слайд 5

Став взрослым, он много времени отдавал метанию колец, дротика ( метательное копьё на коротком древке ) , стрельбе по прутику, игре в кегли, шары и другие тихие игры метательного и швырятельного свойства. Бильбо вообще много чего умел помимо того, что пускал кольца дыма, загадывал загадки и стряпал. Просто мне некогда было рассказать об этом раньше. И сейчас тоже некогда. Пока он подбирал камни, паук долез до Бомбура, и через секунду тому бы несдобровать.

Слайд 6

И тут Бильбо бросил камень. Бац! – камень ударил паука по макушке, и паук без чувств шлёпнулся с дерева на землю, задрав лапы. ( Представили? ) Второй камень со свистом прорвал большую паутину и наповал сразил ( сразу убил ) паука, сидевшего в центре. В колонии пауков поднялась паника, и на время, могу вас уверить, они и думать забыли про гномов. Видеть Бильбо они не могли. Но сообразили, с какой стороны летят камни. С молниеносной быстротой они помчались по веткам, выбрасывая нити во всех направлениях. (Зачем?) Пространство наполнилось смертоносными качелями.

Слайд 7

Беседа после чтения: – Что нового узнали мы о хоббите из этой части? – Каким стрелком был Бильбо? Докажите строчкой из текста. – Можно ли сказать, как к Бильбо относится автор? Хорошо ли знает своего героя? Почему автор раньше нам не рассказал всего этого о Бильбо? – И даже сейчас ему опять некогда. Почему? – Как вы думаете, почему хоббит бросил второй камень именно в паука, сидящего в центре? – Первый паук шлёпнулся без чувств, а второго камень сразил наповал. Есть ли разница? – Что началось в колонии пауков? – Как вы думаете, на чьей стороне автор? Прочитайте, где автор сам вступает в разговор с читателем. – Почему пауки стали выбрасывать нити во все стороны?

Слайд 8

Чтение 3-го абзаца текста. Беседа после чтения: – Удалось ли паукам перехитрить Бильбо? – Что чувствовал Бильбо? – Удалось ли Бильбо отвлечь пауков от гномов? – Сколько пауков сбежалось к тому месту, где раньше стоял Бильбо? – Стало ли страшно хоббиту? – О каких чертах личности говорят действия героя? – Как можно назвать песенку Бильбо? – Как вы думаете, паукам понравится эта песня?

Слайд 9

Чтение 4-го абзаца. Словарная работа. «не слишком складная дразнилка , экспромтом» (т.е. без предварительной подготовки). Вопрос после чтения : – Как же отреагировали пауки на экспромт Бильбо? Перечитайте. Чтение 5-го абзаца. Словарная работа: объяснение значения слова неминуемо . Вопросы после чтения : – Что задумали озлобленные пауки? – Разгадал ли Бильбо план пауков? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем дальше.

Слайд 10

Чтение 5-й части до конца. Словарная работа: глаза вылезли из орбит, задыхались от ярости . – Как удалось Бильбо выбраться из западни? – Кстати, как хоббит называл свой кинжал? – Найдите слово, в котором автор выразил своё отношение к паукам. Какое это отношение? – Для чего он убежал в глубь леса? ( В толковом словаре орава – беспорядочное, шумное скопление людей. )

Слайд 11

Чтение 6 – й части. Беседа после чтения: – Найдите слова, из которых видно отношение автора к гномам и к Бильбо. – Показал ли автор что-то новое в характере Бильбо? – Почему автор так подробно описывает спасение Фили? – Как вы думаете, успеют ли гномы и хоббит освободить остальных? А можно ли поступить иначе?

Слайд 12

Обобщающая беседа по тексту 5–6-й частей. 1. – Что нового мы узнали о Бильбо? 2. – Какие фрагменты текста понравились вам больше всего? 3. – А встретились ли нам картины природы в этих частях? Почему их нет, как вы думаете? 4. – Разгадали ли вы смысл названия главы? 5. – Можем ли мы ответить на вопрос, куда шли гномы и Бильбо?

Слайд 13

Домашнее задание Перечитать 5–6-ю части, подчеркнуть слова, рассказывающие о том, что умел делать Бильбо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Урок окончен. Обучение продолжается…»

    Эссе «Урок окончен. Обучение продолжается…»   Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью ...

Урок литературного чтения "Продолжаем разгадывать секреты смешного. К.Чуковский "От двух до пяти"

Конспект данного урока иллюстрирует совокупность методов и способов обучения, развивающих мыслительную активность, творческие способности и креативное мышление учащихся. Урок спланирован в нетра...

Урок 29. Опасное путешествие Бильбо (Дж.Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», ч. 1 и 2).

Образовательная система "Школа 2100.."Урок 29. Опасное путешествие Бильбо (Дж.Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», ч. 1 и 2).Конспект+презентация...

Урок 30. Путешествие продолжается (глава «Пауки и мухи», ч. 3 и 4).

Образовательная система "Школа 2100..."Урок 30. Путешествие продолжается (глава «Пауки и мухи», ч. 3 и 4).Конспект+презентация...

Джон Рональд Руэл Толкин Хоббит глава «Пауки и мухи»

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Джон Рональд Руэл Толкин Хоббит глава «Пауки и мухи»...

Отважный сказочный герой Бильбо 5–6-я части главы «Пауки и мухи»

Отважный сказочный герой Бильбо  Работа над 5–6-я частью  главы «Пауки и мухи»...

Конспект урока "Э. Хогарт "Мафин и паук"

по литературному чтению...