Литературное чтение. Русcкая народная сказка «Белые перышки»
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему

Гребенева Ирина Геннадьевна

Урок литературного чтения во 2 классе. Форма работы фронтальная и групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_peryshki.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка «Белые перышка»

Цель: Прививать детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тотальность произведения.

Задачи:

  • Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения.
  • Выразительно читать произведения.
  • Различать реальное и выдуманное в сказках.
  • Определять тему и жанр произведения.
  • Различать авторские и народные сказки, участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования.
  • Воспитывать чувства доброты и сопереживания.

Оборудование: иллюстрации с изображениями птиц (лебедей, глухаря) лепестки цветка с напечатанными видами жанров уст. нар. Творчества, карточки с поговорками, кроссвордами, учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, выставка книг «О братьях наших меньших».

ХОД УРОКА.

1 этап


Организационный








Вывод по 1 этапу




























Подготовительная работа к чтению






























2 этап























Первые впечатления







































Чтение сказки уч-ся




Аналитическое чтение


























Чтение по ролям












Физ. минутка










Выборное чтение








Чтение пословиц

Работа в парах

Вывод










Работа в группах










Пословицы

.









Подведение итогов













Домашнее

Задание

Рефлексия


- Ребята давайте, вспомним с какими жанрами мы работали за последние две недели? (песни, загадки и т.д.)

- К какому виду творчества все они относятся? (к уст.нар. творчеству)

- Есть у рус.народа «живой цветок»,который сказки сказывает, потешает, развлекает, веселит и учит. У этого цветка вместо лепестков-сказки, загадки, пословицы.

- У нашего цветка не хватает сердцевинки.

- Как одним словом можно назвать уст.нар. творчество? (фольклор) прикрепить


Теперь живой цветок собран





  • Упр-ия для развития голоса:

Учитель:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно

Дети:

Мы будем разговаривать

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно


Давайте вспомним наши любимые считалки, скороговорки.

- Мы делили апельсин

  Много нас, а он один.

  Эта долька – для ежа.

  Эта долька – для чижа.

  Эта долька – для утят.

  Эта долька – для котят.

  Эта долька – для бобра.

  А для волка – кожура.

  •  «Черепаха»

Черепаха хвост поджала

И за Зайцем побежала

Оказалось впереди

Кто не верит – выходи.

  • Скороговорка

«Ехал Грека через реку…»

  • Чистоговорки:

На – на – на – в лесу растет сосна

Ло – ло – ло – на улице тепло

Оль – оль – оль – мы купили соль.


1)Постановка темы урока, формулирование учебной задичи.

- Отгадайте загадки

  • Какой петух

Порою глух?

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок;

Как летун он плоховат

И порою глуховат.

(глухарь) прикрепить к доске картинки птиц

  • Красавица – птица

Плывет не таится:

Бела словно пена,

В движениях степенна.

Клюв красным бутоном

Горит над затоном.

А шея – дугой,

Над тихой водой…

(Лебедь)

- Сделайте свои предположения по теме урока.

- Поставьте задачи сегодняшнего урока. (должны познакомиться с произвед. про глухаря и лебедя)


2)Первичное чтение сказки учителем.

- Послушайте произведение «Белые перышки» (читает учитель)

- Понравилось ли вам произведение?

- Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение? (чувство волнения, тревоги, жалости)


3)Моделирование обложки (работа в парах)

  • Подумайте к какому жанру относится услышанное вами произведение и покажите условным значком на листочке тему и жанр. (рисуют) 
  • Кто хочет объяснить свой выбор?






        коричневый




  • Докажите, что это сказка.


4)Работа по учебнику.

- Откройте учебники на стр. 34, прочитайте название сказки и дополните модель обложки





        

        




- Так с каким произведением мы познакомились?

(Рус.нар.ск. «Белые перышки)

- Как вы думаете, что будем делать дальше?

(учиться читать сказку выразительно и работать по содержанию сказки)

  • Чтение сказки детьми вслух.


Гимнастика для глаз.


5)Аналитическое чтение.

Вспомните, в  каком темпе, с какой интонацией прочитали начало сказки?

Сколько абзацев? (6)

(плавно, спокойно идет описание зимы)


- Как развиваются события дальше?

(лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остается зимовать)

- Основ.часть сказки написаны в какой форме? (Чего) (диалога)

- Поэтому как ее можно прочитать? (по ролям) Кто герои сказки?

- Как будем читать обращение глухаря к лебедям? (взволнованно, с оттенком страха в голосе, т.к. глухарь очень боится приближение зимы)

- Какая  интонация уместна при чтении слов лебедя? Почему?

(лебеди не знают, что такое зима, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, спокойно)

- В какой момент глухарь обрадовался? (когда лебеди его решили взять с собой)

- А как прочитаем слова березок, которые машут вслед лебедям ветками? (с грустью, т.к. они прощаются с друзьями)

- Что изменилось в поведении птиц? (глухарь устал, еле машет крыльями, поэтому нужно передать интонацией огромную усталость, а лебедь уже заволновался, слова лебедя читаем с волнением за глухаря)

- А как прочитаем прощальные слова? (с грустью, волнением, лебедь чувствует вину)

- И так читаем по ролям.


Автор -  Дима Н.

Глухарь - Марина

Лебеди - Даша Катя

Березки - Анжела


- Чтение кого из ребят вам понравилось?


- Прощел час, другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же глухарь? Зачитайте. (Совсем глухарь устал. Сидит глаза закрыл)


- Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают давайте и мы отдохнем.

- Лебеди летят, крыльями машут. (ходьба на месте с поднимание рук вверх и вниз)

- Прогнувшись под водой.(наклон вперед, руки в стороны)

-Качают головой.(повороты головой)

- Гордо и прямо умеют держаться (выпрямиться, руки за спину)

- Тихо, бесшумно (руки вниз - потянуться вверх)

- На воду садятся (сели)


-Ребята, как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?

-А могли лебеди дотащить его до юга на веревочке?

-Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?

-Чем же заканчивается сказка? Прочитайте последний абзац.

-Что в этой сказке, правда, а что вымысел?

-Какую другую сказку напоминает вам путешествие глухаря с лебедями? (Грин «Лягушка-путешественница»)

-Сравните их.


-Сейчас я вам предлагаю прочитать пословицы, подумать, подходят ли они к нашей сказке?


1.Ошибся, что ушибся - вперед наука.

2.Жизнь, как небо: то светит солнышко, то тучами заволокет.

(Глухарь понял, что перелет ему не по силам, но понимание ему далось очень тяжело.


Жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого. Когда светит солнышко – глухарю хорошо, а когда холодно – надо потерпеть, ведь после зимы наступит весна, тепло)

 

-А сейчас поработайте в группах.

-Разгадайте кроссворд «Птицы»


  1. Птица с длинной шеей.
  2. Птица, которая днем спит, а ночью летает.
  3. Лучший певец.


         3

  4





 

5




  1

















2













































  1. Птица, которая спит в снегу.
  2. Лесной доктор.


-Какие задачи мы ставили в начале урока? (познакомиться, прочитать выраз-но)

-Выполнили  задачи?

-Так отчего у глухаря глаза и брови красные? И белые перышки в крыльях?

Все вы знаете слова (вывесить на доску и прочитать хором)

«Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок»


Так, чему научила вас эта сказка?

(Правильно, рассчитывать свои силы. Надо жить с верой в лучшее, уметь преодолевать препятствия) Значит, основная мысль урока, прочитаем хором,

«Умей преодолевать трудности!»

Станет для нас девизом дальше.

  • на выбор чит. по ролям, пересказ или разыграть




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочная разработка по литературному чтению "Русская народная сказка "Белые перышки"

Литературное чтение.Тема: Русская народная сказка «Белые перышки» Цели: Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки...

Презентация к уроку литературного чтения. Английская народная сказка "Сказка про трех поросят".

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе  УМК " Начальная школа ХХ I  века"   по теме:  Английская народная сказка " Сказка про трех поросят"...

Урок литературного чтения. Мир народной сказки. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Цели урока: • Познакомить учащихся с устным народным творчеством. • Учить работать с учебной книгой, с текстами. • Учить прогнозировать содержание раздела. • Обогащать словарный запас детей. • Р...

Кроссворд по литературному чтению. Русская народная сказка "Белые пёрышки"

Кроссворд по  литературному чтению  Русская народная сказка "Белые пёрышки" 2 класс УМК  "Школа 21 века"...

Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"» 2 класс (1-4)

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать про...

Литературное чтение. Русская народная сказка" Белые пёрышки"

Конспект урока. Русская народная сказка " Белые пёрышки"...

Конспект урока литературного чтения «Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» Цели деятельности учителя: закрепление знаний об английской сказке «Сказка про трёх поросят»; развитие навыка ...