К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"- урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект занятия по чтению (4 класс) по теме

Солгалова Ольга Александровна

Главная задача урока – это ответ на вопрос «Чему учит нас это произведение и понимание своей значимости на уроке и в жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korzinamicrosoft_office_word.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

  • воспитание доброго отношения к людям, желание быть полезным окружающим, умение понимать прекрасное, осознавать своё место  на уроке и в жизни.
  • Работать над  выразительностью чтения.
  • Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах.
  • Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению.

Планируемые достижения на уроке:

  • умение анализировать эмоциональное состояние героев;
  • умение анализировать прочитанное;
  • воспитание любви к музыке;

Оборудование: презентация, аудиодиск с музыкой Э.Грига.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой - у нас хорошее настроение,

мы собираемся плодотворно поработать и узнать что-то

новое или вспомнить то, что знали.

Урок начнем с прослушивания музыкального фрагмента.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Почему я начала урок с прослушивания музыки?

- Кто такой композитор?

- А все ли мы узнали о тайне еловых шишек?

Постановка задач урока.

Ребята, посмотрите внимательно на запись на доске. Подумайте и попробуйте догадаться, какое открытие мы сегодня сделаем на уроке чтения?

(слайд 1)

На доске написано:

1. “Корзина с еловыми шишками”.

2. К.Паустовский

3. Э.Григ

4. Идея?

- Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей.

III. Вступительное слово

- Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?

(ответы детей)

- У меня есть  волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет.

Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.

IV. Работа над произведением.

Были ли вы раньше знакомы с творчеством К. Паустовского? (слайд 2)

- 1 и 2 группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.

(рассказ детей)

1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. (слайд 3)

2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.  (слайд 4,5,6)

- Кому посвятил этот рассказ  К.Г.Паустовский?

( композитору Эдварду Григу)

- Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы (слайд 7).

(рассказ детей о Григе)

3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. (слайд 8, 9 ,10)

4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря (слайд 11,12,13).

-Кто бы мог жить в этом доме? (слайд 14)

- В какое время года произошла встреча?

-Что делал в лесу композитор Э.Григ?

 -Зачем они приходил сюда не однажды?

- Зачем сюда пришла дочь лесника Дагни? Для чего она собирала еловые шишки?

-Как выглядел осенний лес? (пересказ близко к тексту) (слайд 15,16,17)

-Какие приёмы использует автор? (олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо. Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд. Метафоры - зелёные пряди, буйно разрастается. Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.)

I группа – находит сравнение

II группа – эпитеты

III группа – олицетворение

IV группа – метафоры

Звучит музыка)

 - Кто изображен на этом слайде (слайд 18).

- Сейчас Вика и Даниил  напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.  

- Внимательно послушайте их разговор и подумайте:

            (Инсценировка.)

- Что же решил подарить композитор девочке?

- Почему он решил сделать Дагни подарок?

V. Работа в  тетради.

План второй части.

-О чём может рассказать внимательному читателю описание дома композитора?

-Какое сравнение использует автор?

-Что было украшением дома?

III группа – зачитывает отрывок с отрывок «первые слушатели»

Сколько времени писал Э. Григ свою музыку?

Что его торопило?

Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? Найдите в тексте слова, подтверждающее это ("Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.").

Физкультминутка  (Э. Григ «Шествие гномов)

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Руководители групп оценивают I урока

V. Продолжение работы по теме.

- Как вы думаете узнает о своем подарке Дагни?

- Как это произойдет?

IV – группа пересказывает отрывок Дагни в гостях.

Почему Дагни покидает дом?

- У кого она гостит?

- Какое время года описывает автор?

- В какой необычной обстановке проходил концерт?

- где такое явление бывает в Россси?

Самостоятельное прочтение отрывка стр 64-65

- Куда посоветовала пойти Дагни Тетушка Магда?

- Как вы понимаете слова симфонический оркестр? . (слайд 19)

Физкультминутка на зрение

Дагни на концерте – читает учитель.(звучит музыка «Утреннее настроение»)

-Какое чудо случилось в жизни Дагни? Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение?

Прослушивание двух музыкальных фрагментов (Бетховена и Грига).

Дети рассказывают, что они представляли.

- Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке? (Звучит музыка.)

- Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

-Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе: изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг, сожаление?

Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

Тест.

1.Какое платье надела Дагни?

А) черное

Б) белое

В) лиловое

2. Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни?

А) симфоническую

Б) народную

В) весёлую

3. Какое действие произвела на девушку эта музыка?

А) показалась скучной

Б) Дагни почудилось, что у неё выросли крылья

В) музыка вызвала у Дагни множество картин, похожих на сны

4. Какие слова услышала девушка со сцены?

А) что музыку написал Эдвард Григ

Б) что Эдвард Григ посвятил музыку ей

В) что Эдвард Григ умер

5. Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку?

А) она огорчилась

Б) она испугалась

В) она испытала радостное потрясение и благодарность

VII. Итог урока.

- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

- Так чему же учит это произведение?

(надо жить, принося радость другим людям)

- Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, - Сейчас проверим как вы поняли произведение. Выполните небольшой тест.

5. Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку?

А) она огорчилась

Б) она испугалась

В) она испытала радостное потрясение и благодарность

 Кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.

(в шкатулке - зеркало. Каждый видит себя)

- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

- Прошу руководителей поставить отметки каждому учащемуся группы в бланке № 3 часть II.

- Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни.

Все хорошее в природе - от солнца;
А все лучшее в жизни - от человека.
М. Пришвин.

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.
В.А.Сухомлинский.

Домашнее задание: ответить на вопрос №4 (в тетради по литературному чтению). Творческое задание: Написать мини - сочинение «Чем же должен жить человек?»

VIII. Рефлексия.

- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, зеленые, красные.

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите красную шишку (самую спелую).

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, надо немного созреть.

   Самоанализ открытого урока по литературному чтению

по рассказу К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» в 4 «в» классе».

В моём классе 14 девочек и 13 мальчиков. Класс подготовлен хорошо. На уроках дети активны, умеют размышлять, самостоятельно работать с текстом, заинтересованы в успехе.

Это пятый урок  в разделе «О красоте и доброте». Второй урок по теме К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

На уроке использована технология педагогических мастерских, которая основывается на слове и  духовной деятельности человека.

 Дети были поделены на группы. При делении  я учитывала, что 6 человек занимаются музыкой, 10 танцами, 3 ходят в ИЗО  студию.

Был выбран комбинированный тип урока, способ проведения урок-беседа с применение групповой и фронтальной  формы работы.

На уроке решались следующие задачи:

  • воспитание доброго отношения к людям, желание быть полезным окружающим, умение понимать прекрасное и осознавать своё место на уроке и в жизни.
  • Работать над  выразительностью чтения.
  • Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах.
  • Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению

Все цели были взаимосвязаны. Главная задача урока – это ответ на вопрос «Чему учит нас это произведение и понимание своей значимости на уроке и в жизни».

 При проверке  домашнего задания использовалась дифференцируемая  форма работы. У каждой группы было  своё задание. Был использован репродуктивный метод. Ребята самостоятельно готовили сообщения о жизни К. Паустовского и норвежского композитора Э. Грига. Отвечали  на вопросы, находили подтверждение в тексте, работали в группе.  Учащиеся оценивали себя самостоятельно. На проверку домашнего задания ушло 20 минут.

При работе над новым материалом был избран проблемно - поисковый метод. Дети выстраивали свои версии и предположения о дальнейших событиях. Учились представлять картины по музыкальному произведению.

Контроль за усвоением знаний проходил в форме фронтальных вопросов и  тестов.

На уроке была использована  компьютерная презентация, музыка Э.Грига и Бетховена.

Учащиеся были активны, высказывали свои мнения, умело находили подтверждения из текста. Развивалась устная речь, умение размышлять и логически строить свое рассуждение.

Урок был построен в соответствии с темпераментом класса, интерес к теме поддерживался на всем протяжении урока. На уроке использовались индивидуальная и коллективная виды деятельности.

При выполнении домашнего задания у детей есть выбор ответить на вопрос в тетради или написать мини-сочинение  на тему «Ёе жизнь не пройдет даром».

На случай непредвиденной ситуации  я бы использовала метод стимулирования, релаксацию.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

       К.Г.Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

                                                       Учитель: О. А. Солгалова

2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения 4 класс К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками" (Урок литературного чтения с применением технологии здоровьесбережения) Мастер – класс по обмену опытом в связи с введением ФГОС ООО.

Мастер – класс   по обмену опытом   в связи с введением ФГОС ООО проводит учитель высшей  категори  МБОУ СОШ №8 Данильченко Л.П. Тема: Системно – деятельностный подход ...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....