К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" урок литературного чтения 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Батурина Ольга Александровна

Урок по литературному чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korzina_s_elovymi_shishkami.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Тип: изучение нового знания

Задачи: учить слушать и работать с текстом; способствовать развитию устной речи, умению высказывать свою точку зрения, слушать окружающих.

Планируемые результаты

Предметные

Воспринимать на слух художественный текст; осмысленно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию; составлять план текста.

Метапредметные

Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника и по названию прогнозировать содержание; находить  информацию в тексте для ответов  на вопросы ; делать выводы по результатам своей работы, совместной работы класса и учителя; выразительно читать по ролям; находить лексическое значение слов в толковом словаре.

Личностные

Эмоционально «проживать» текст во время чтения; понимать эмоции людей; оценивать поступки людей; высказывать свое отношение к героям и их поведению; проявлять интерес к творчеству К.Г.Паустовского и Э.Грига

Межпредметные связи: музыка

Ресурсы урока:

Для учителя: Л.Ф.Климанова  Литературное чтение 4 кл., запись Э.Григ «Утро», «Фортепианный концерт», презентация

Для учащихся: Л.Ф.Климанова Литературное чтение 4 кл.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности  обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

-Познакомимся с одним из лучших произведений К.Паустовского. А какие его произведения вы читали?

-К.Паустовский родился в Москве, но вырос на Украине. С детства мечтал о путешествиях в дальние страны. После ухода из семьи отца, Паустовский сам зарабатывал себе на жизнь. Занимался репетиторством. Начал писать стихи. За свою жизнь сменил множество профессий: был вожатым. Матросом. Учителем. Кондуктором. Участвовал в сражениях Гражданской войны. Во время ВОВ был военным корреспондентом. Его мечты сбылись- он много путешествовал- объехал всю нашу страну. Книги Паустовского наполнены любовью к природе и раздумьями о жизни.

-Прочитайте название произведения, которое будем читать и скажите, можно ли по названию догадаться, о чём пойдет речь?

-В книге, на стр.49 есть иллюстрация. Может она поможет сделать предположение  о чём рассказ?

-Как вы считаете, старик и девочка наши соотечественники? Почему так решили?

-События рассказа происходят в Норвегии - северной стране, с её хвойными лесами, с суровой красотой фьордов (узкие морские заливы с высокими обрывистыми берегами)

-Как вы думаете, а эти люди наши современники?

 Перечисляют знакомые произведения К.Паустовского.

 М.Слушают рассказ учителя.

П. Высказывают свои предположения о содержании произведения.

М. Рассматривают иллюстрацию и по ней делают прогноз.

 М.Одежда нам рассказывает, что костюмы не русские.

М. Делают выводы, на основе своих знаний.

-События, описанные в рассказе, имели место около 120 лет назад. И я открою вам секрет, что этот седой господин - всемирно известный Эдвард Григ.

-Послушайте фрагмент его музыки.

-Что вы чувствовали, представляли?

-Хотя Э.Григ много путешествовал, бывал с концертами в разных странах, каждый раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой маленький домик.

М. Дети рассказывают, что они узнали об Э.Григе.

П. Слушание отрывка из музыки Э.Грига «Утро»

Л. Отвечают на вопрос.

Актуализация необходимых знаний

  1. Чтение учителем  1 и 2 части.

-Почему Григ считал себя счастливым человеком?

-Что наполняло его счастьем?

-Как вы считаете, получит ли Дагни обещанный подарок?

-Как это произойдет?

2. Чтение учителем 3 части до слов « и Дагни верила».

-Выскажите свое мнение, кто прав – тетушка Магда, когда говорила, что нельзя верить всему, что происходит на сцене или дядюшка Нильс, утверждающий, что в театре надо верить всему?

3. Чтение рассказа до конца.  (Сделать паузу, чтобы улеглись чувства)

-Э.Григ похоронен на своей родине, в скале, над вечно волнующимся морем. Можно ли считать, что он безвозвратно ушёл от нас или он незримо присутствует в нашей жизни?

-Что делает человека «вечным»?

-Что сделало  бессмертным?

П. Слушание.

П. Отвечают на вопрос.

М.  Делают свои предположения.

П.  Слушание

Л. Высказывают собственное мнение.

П. Слушание

М.  Ответы  на вопросы.

( Он живет, т.к. мы слушаем его музыку. «Вечным» делают человека его дела, если он оставил свой след на земле, тот, кто влияет на нас)

( Его музыка, талант, любовь к людям, желание дарить себя,
свою душу.)

Организация познавательной деятельности

  1. Прочитайте 1 часть

-Где Григ проводил осень?

-Что Григ делал в лесу?

-Прочитайте описание горного леса.

-Какие звуки наполняли лес?

-Что привлекает в лесу?

-Какие изобразительные средства использует автор для описания леса?

-Прочитайте описание осени. О чем оно вам говорит?

-Какое важное событие описано?

-Как вы думаете, эта встреча факт биографии или художественный вымысел?

-Как озаглавите эту часть?

-Прочитайте по ролям диалога Дагни и Э.Грига

-Стали бы вы разговаривать в лесу с незнакомым человеком, приглашать его в гости?

-Почему Дагни  так поступила?

-Что Григ решил подарить Дагни?

-Почему  у него возникло такое желание, связано ли это с биографией музыканта?

-Для чего девочка собирала шишки?

-Почему Дагни получит свой подарок только через 10 лет?

  1. Работа над 2 частью.

-Перенесемся в домик Грига. Что он собою представляет?

-Найдите изобразительные средства.

-Прочитайте описание зимы в Бергене.

-Зачем нужно это красивое поэтическое описание?

-Найдите изобразительные средства.

-Что представлял Григ, когда писал музыку для Дагни?

-Какие мысли заключены в этих словах?

-Все ли окружающие вас люди думают так же как Григ?

-Что для вас приятнее – дарить или получать?

-Встречались ли вам люди, которые охотно дарили не вещи – хорошее настроение, улыбку, душу, что-то ещё?

- Какой бы стала жизнь?

-Как озаглавите эту часть?

  1. Работа над 3 частью.

-Найдите в Толковом словаре значение непонятных вам слов.

-Какое заглавие подобрали к этой части?

  1. Работа над 4 частью.

-Чем часто занималась Дагни у тётушки Магды?

-Какое впечатление произвела на Дагни симфоническая музыка?

-Давайте прочитаем описание музыки.

-Послушаем и мы симфоническую музыку.

-Какое впечатление эта музыка произвела на вас?

                -Почему Дагни плакала?

-Что же удалось Григу  передать  в музыке?

- За что она хотела поблагодарить Грига?

-Как озаглавили эту часть?

Подведение итогов

-Прочитав это произведение, как бы вы ответили на вопрос: «Чем должен жить человек?» 

Дополнительный материал: познакомиться с произведением

П.  Самостоятельное чтение

П.  Отвечают на вопросы по содержанию текста

М.  Выборочное чтение

П. Олицетворение- «эхо живет, ждет, швыряет»

     Сравнение-«мох- зеленые пряди, эхо – птица пересмешник»

М.  Выборочное чтение. Автор любит осень. Использует при описании сравнение.

Встреча с Дагни.

Л.  Размышление, обращение к фактам биографии.  (  Факты + худож. Вымысел)

П.  Предлагают заглавие «Встреча с Дагни»

М. Выразительное чтение по ролям.

Л. Отвечают на вопрос.

П. « Глаза Грига смеялись».

 П.  Ответ на вопрос по содержанию

Л.  ( Дочь Грига умерла в возрасте 1 года, Дагни – это собирательный образ, в каждой девочке он видел свою дочь. Дагни – наивная, добрая, открытая, размышляет о кукле, заботится о дедушке, печалится о других, трудолюбива. Рассказывает о том, что ей дорого и хочет поделиться своим счастьем с другими)

М.  Версии детей.

П.  Духовный подарок, она поймет «серьёзную» музыку только став взрослой.

П. Выборочное чтение

М.( Григ черпал вдохновение в природе.)

П. Олицетворение( пароходы дремали, клавиши тосковали)

П. Выборочное чтение

П.  «Жизнь удивительна и прекрасна» и «Счастлив человек, который все отдал»

Л. Отвечают на основе своего жизненного опыта

П. «Рождение музыки»

П. Работа с толковым словарём.

П. «В гостях у родственников»

П. Ответы на вопросы по содержанию

М. Слушают « Концерт для струнного симфонического оркестра» Э.Грига

Л. Сравнивают описание Паустовского с собственными впечатлениями.

М. Слезы благодарности – не забыл её, простую девочку, напомнил о детстве.

(звуки)

М. (За то, что открыл прекрасную музыку.  Которая пробуждает надежды. Веру  в счастье)

П. «Подарок»

Л. ( Видеть и чувствовать прекрасное, что окружает нас. Дарить людям тепло, доброту, стараться видеть прекрасное и романтичное в самом простом.)

К. Паустовского «Скрипучие половицы»

              Диагностика достижения планируемых результатов:

             Дополнительные творческие задания: написать синквейн  - «Григ» или « Дагни»; написать эссе «Чем должен жить человек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...