урок чтения
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему

Пустохина Наталья Ильинична

урок литературного чтения по УМК "Планета знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx17 КБ
Файл otkrytvy_urok.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Гласный звук [а], буквы а, А. 

Педагогическая цель: создать ситуацию необходимости введения буквенных значков для обозначения звуков, обеспечить условия ознакомления учащихся с гласным звуком а и буквами А  а, обозначающими этот звук на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся различать звук а и буквы А и а, обозначающие этот звук на письме.

  •  

 Оборудование:  мультимедийный проектор, электронный учебник «букварь» 1 класс Т.М. Андрианова; карточки  для составления схем,  наборное полотно  для составления  звуко –  буквенных схем слов, маркерные доски, маркеры, картинка с изображением Доктора Айболита.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

  1.  Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Ребята, сейчас у нас урок чтения, у нас гости. Давайте поздороваемся.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

 Сядем прямо, не согнёмся,

За работу мы возьмёмся!

  1. Фонетическая разминка:

а)  беседа по вопросам:

- Начнём мы наш урок с разминки:

- Что мы произносим, когда говорим?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Какие звуки называются гласными?

- Какие звуки называются согласными?

в) Игра  «Кто быстрее!». Работа в парах.

- Посоревнуемся в составлении схем к словам, но так как   работать вы будете в парах, вспомним правила работы в парах.

  1. Один говорит, другой - слушает.
  2. Говори так, чтобы тебя слышал только  твой сосед.
  3. Своё несогласие высказывай в дружелюбной форме.

 - Предлагаю вам составить звуковую модель слов.

-Разделимся на 2 команды.

1 команда - палка и  2 команда - полка.

(Дети составляют звуковую модель на наборном полотне  у доски,   параллельно идёт работа в парах с карточками.)

Проверка работы у доски,  анализ  каждого  звука.

 

- Давайте сравним звуки.

(Оказалось, что все звуки, кроме [а] и [о] одинаковые.)

(Дети замечают, что модели получились одинаковые, а слова разные)

-Значит, к одной и той же модели можно подобрать разные слова.

- А как же узнать тогда, где слово палка, а где полка?

- Значит, наша схема неудобна, т.к. годится для разных слов.

- Ребята, как на схеме  показать, что слова разные?

(Дети предлагают свои значки для различения звуков [о] и [а]: закрасить в разные цвета, нарисовать на значках звука разные фигурки)

- Смогут ли те, кто не придумывал их вместе с нами, прочитать наши слова полка и палка?

- Если наши значки не всем понятны, можем ли мы ими пользоваться?

- А   какими значками люди обозначают звуки?

Какова же тема нашего урока?

- В чем же состоит теперь наша главная задача? Чему нам надо научиться?

(Нам нужно научиться обозначать звуки буквами.)

-А где же живут буквы? (В азбуке, алфавите).

- Совершим экскурсию в один город. А пока наш автобус следует в этот город, немного отдохнём.

Физминутка:  № 5 или 1.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и  .

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.  

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Применение нового знания. Закрепление пройденного.

 

 

 

 

 

 

 

 

        

  1. Итог урока. Рефлексия.

Работа в «Букваре»  разворот:

1. Знакомство с маршрутным листом. 

-В одном ли доме живут буквы?

- Какие буквы живут в 1 доме?

- Какая буква самая первая в алфавите?  

-Значит,  знакомство с буквами мы начнём с буквы а. уточним тему урока.

В нашем классе открывается миниотель, где поселятся наши буквы, и сегодня заселяется 1 жилец.

- В каком номере будет жить а, в синем, или в красном?

Почему?

2. Рассказ стихов про букву  а.

- Послушайте стихи про букву А  (подготовленные учащиеся).

Вот два                                                                                                                             столбика наискосок.                         

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

          

Буква А, буква А -                 

Алфавиту голова           

Знает Вова, знает Света,                    

А похожа на ракету.    

3.Работа над отрывком из сказки.

- В честь открытия отеля к нам прибыл гость!

Отгадайте, кто это. –

- Он прибыл из Африки.

- Имя  этого героя тоже начинается с буквы А.

- Он очень добрый, лечит зверей.

- Кто это? (доктор Айболит).    

- Кто написал сказку  про Айболита?

Чтение отрывка из сказки.  (по 2 строки)

Милена, Алия, Маша, Лариса, Вадим,  Азалия.

 Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
"Ой, меня укусила оса!"
И пришёл к Айболиту барбос:
"Меня курица клюнула в нос!"

Понравилось ли как прочитали ребята?

Каких  ещё животных лечил Айболит? (зайчик, акулята, страусята, тигрята, верблюжата, бегемотики)

3. Работа по стр. Букваря 24.  –

-Посмотрите на буквы. Почему они такие разные? Где можно увидеть печатные? Для чего нужны письменные?  Сколько печатных букв вы видите? А письменных? А почему их по две?

- Встаньте те ребята, чьё имя  тоже начинается на букву а, чья фамилия на букву а.  Встаньте,  в чьём имени есть бука а.  Кто не встал?

 

4. Физминутка.  Игра «Поймай звук».

- Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если  звук (а)  есть в слове.

Страус, верблюд, зайчик, акула,(2 раза) тигр, бегемот.

 

5.Анализ звука

-Какой звук произносит   ребёнок, если Доктор Айболит просит показать горло?  

Произнесите!

Тянется ли он? Можно ли его спеть?   Значит,  какой он? Каким цветом мы будем его обозначать на схемах?  Вот и буква тоже называется гласной, потому что обозначает гласный звук.

6. Работа со схемами.

-Рассмотрите картинку, в названии каких животных  есть звук а? Где он находится?

Рассмотрите схемы на стр. 24.  Что общего в этих предметах? (плоды). Эти плоды привёз нам Айболит. Что нового и интересного можно узнать  о звуке а?

7. Работа в тетради стр. 13.  Кто изображён на картинках? Прочитайте задание.

 А) Выполните № 1 – самостоятельно.

Проверка по экрану.

8. Работа со схемами предложений.

Что показывают нам эти схемы? (предложения)

Что новое  появилось в этих схемах? (Слова а).

А почему посредине предложения стоит вертикальная черта?   (показывает большую букву)

Придумайте предложения.

1 команда – 1 схема.

2 команда – 2 схема.

Айболит добрый, а Бармалей злой.

Арбуз сладкий, а лимон кислый.

9. Работа в тетради. № 2.  Какое сейчас время года?

На огородах идёт последний сбор урожая, люди готовятся к зиме. Вот и мы с вами отправляемся в огород. Только  выкапывать мы будем  не картофель, а букву а. Посмотрите на образец и закончите работу.

У компьютера ученик.

Проверка по экрану. Сколько букв а собрали? (5)

10. Печатанье букв а.

-А теперь потренируемся в письме печатных  букв а.

Посмотрите на доску, повторяем за мной в воздухе.

Попробуйте на маркерной доске. Сравним буквы. У кого самые правильные.

Напишите в тетради.

Ребята, сегодня мы с вами начали знакомство с буквами. А в народе говорят:

Азбука -  к мудрости ступенька.

-Почему так говорят?

Айболиту очень не хочется с нами расставаться, давайте подарим ему на память фото.

Нарисуйте ротик, изобразив своё настроение.

– С какой буквой познакомились? С каким звуком?

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– В копилке достижений раскрасьте  солнышо.

- Кто раскрасил самое высокое солнышко?

- А кто – пониже? Почему?

- Кого можно похвалить за работу?

Вешаем свои портреты на доску.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;  

4) воспитание здорового образа жизни;  

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...