урок чтения 2 класс сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Таланова-Шелейко Юлия Геннадьевна

ход урока с элементами критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc497.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  « Русская народная сказка « Петушок и бобовое зёрнышко» 2 класс

Цели: продолжить знакомство учащихся с русским устным народным  творчеством;  показать  роль  сказки  в  литературе;  учить  видеть и различать  добро  и  зло;  показать, как в сказках проявляется народная мудрость. Обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание сказки; творческие способности, речь, память, мышление, воспитывать уважение, сочувствие и внимательное отношение к другим людям.

Задачи:

образовательные: создать условия для формирования навыка осознанного, вдумчивого чтения целыми словами, навыка целостного и дифференцированного восприятия слов, способствовать формированию первичного представления о словообразовании, умения подробно пересказывать текст по картинному плану.

развивающие: способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, развитию воображения, творческого мышления и способностей.

воспитательные: создать условия для воспитания любви и бережного отношения к русскому фольклору, взаимопомощи и уважения, воспитания чувства товарищества

Оборудование:

презентация;

 карточки для самостоятельной работы;

 кроссворд;

«дерево предсказаний»;

сборники сказок.

Музыкальное сопровождение.

Литература:

Методические рекомендации к урокам литературного чтения М..Просвещение,2012;

Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс Вако 2011

Введенская Л.А. Пословицы. Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000.  

Учитель начальных классов: Таланова Ю.Г. СПб,2013уч.год

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель.

Артикуляционная гимнастика. Слайд 1

-Прочитайте чистоговорку медленно.

.

Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.

Прочитайте шепотом, громко.

Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко-тихо, весело-сердито.

Ребята. Мы продолжаем знакомство с устным народным творчеством. К какому жанру устного народного творчества относится наша артикуляционная гимнастика?

(скороговорка)

2. Сообщение темы и целей урока. На доске перепутанные буквы собрать их – СКАЗКА Слайд 2

Музыка ,

3. Введение в тему урока

Учитель: Как называется раздел, с которым мы начинаем  знакомство?

Дети: «Там чудеса…»

Учитель: Произведения какого жанра собраны в этом разделе?

Ответьте, что называют сказкой?

(Занимательный рассказ, вымысел, фантазия, иногда с участием волшебных сил.)

Учитель.  У вас на столе карточки. Поработайте в парах и назовите части сказочного повествования.

( Присказка. Зачин. Концовка. Повторы) На доске большие карточки.

Слайд самооценка  3

 Учитель: Какие виды сказок вам известны?  Слайд 4

Дети: Бытовые, сказки о животных, волшебные сказки.

Учитель: Приведите примеры.

Учитель: Многие из этих сказок представлены на нашей тематической выставке книг. Посмотрите внимательно на обложки. На какие 2 группы можно их разделить?

Учитель: Почему на некоторых из них указан автор, а на других его нет? Кто сочиняет сказки?

Дети: Бывают сказки авторские, а бывают народные.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко». Попробуйте по названию и картинке на слайде определить, о чём пойдёт речь в этой сказке. Какая это сказка : авторская или народная . что это значит? слайд 5

Уч-ся : народная, сочинял народ, передавалась из уст в уста.

Физминутка про петушка

Ах, красавец-петушок!

На макушке – гребешок,

А под клювом –то бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Рпньше всех петух встаёт.

Громким голосом поёт:

КУ-КА-РЕ-КУ! ХВАТИТ СПАТЬ!

ВСЕМ ДАВНО ПОРА ВСТАВАТЬ!!!!!!!!!

 3. Основная часть. Упражнение «Цепочки слов»

Прежде чем мы с вами прочтём эту сказку потренируемся в чтении сложных слов сначала по цепочке, затем целиком,которые встретятся в тексте:

при+го+ва+ри+ва+ла – приговаривала, хо+зя+юш+ка – хозяюшка, ко+ро+вуш+ка – коровушка, го+лу+буш+ка – голубушка, про+ско+чи+ло – проскочило.

Прочитаем так как написано, а затем так как произносим, выделим ударение.

Учитель: Как вы думаете, почему в сказке используются слова «хозяюшка», а не хозяйка,  «коровушка», а не «корова»?

Дети: Для передачи доброго, ласкового отношения к героям.

Учитель: Почему на Руси к корове всегда относились ласково, доброжелательно, почтительно, почему называли «коровушка, матушка»?

Потому что корова на Руси – кормилица-матушеа, если в семье была корова, то семья была накормлена, сыта, могла заработать на молочных продуктах.

4. Знакомство со сказкой, анализ содержания, дерево предсказаний, чтение с остановками.(что будет дальше и почему). Выборочное чтение, чтение по ролям,чтение подготовленными учениками.

Чтение сказки по частям. Первую часть до слов: «Лежит, словно мёртвый, не дышит, не слышит»  -  учитель.

Учитель: Что случилось с петушком?

Дети: Подавился бобовым зёрнышком.

Учитель: Почему?

Дети: Спешил.

Дети: Лежит, словно мёртвый, не дышит, не слышит.

Учитель: Какая главная мысль прочитанного?

Дети: Беда, петушок подавился.

Учитель: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Давайте предположим что может случиться дальше? Дерево предсказаний: ствол – вопрос: чем закончится сказка? Ветви – предположения: куда пойдёт. С кем встретится, что получится в итоге. Листья – аргументы: по мере прочтения  текста-сбылось или нет.

Заполняется по ходу чтения.

Вторую часть до слов: «Беги к коровушке, попроси у неё молока, а я собью маслица» - по цепочке по одному предложению.

Учитель: К кому обратилась курочка?

Дети: К хозяйке.

Учитель: Для чего?

Дети: Попросила у неё маслица.

Учитель: Выполнила хозяйка её просьбу?

Дети: Нет, у неё не было маслица.

Учитель: Зачем хозяйка отправила курочку к коровушке?

Дети: За молочком.

Учитель: Зачем хозяйке молочко?

Дети: Сбить из него маслице.

Учитель: Главная мысль этой  части?

Дети: Курочка обращается к хозяюшке.

Учитель: Как вы думаете, что будет дальше? Работа с деревом. Чтение выборочное.

Третью часть до слов: «Пусть он принесёт мне свежей травы» - хорошо читающий ученик.

Учитель: К кому теперь обратилась курочка?

Дети:  К коровушке.

Учитель: С какой просьбой?

Дети: Дать хозяюшке молочка.

Учитель: Корова выполнила её просьбу?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Дети: Чтобы дать молочка, коровушке нужна свежая травка.

Учитель: Куда корова отправила курочку?

Дети: К хозяину за травой.

Учитель: Озаглавим эту часть.

Дети: Курочка обращается к коровушке.

Учитель: Предположите, что же будет дальше. Работа с деревом. Чтение по ролям.

Четвёртую часть до слов: «Беги к кузнецу за косой» - по цепочке по одному предложению.

Учитель: К кому обратилась курочка?

Дети: К хозяину.

Учитель: Что ей было нужно?

Дети: Свежей травы.

Учитель: Исполнил ли хозяин её просьбу?

Дети: Нет, у него не было острой косы, чтобы накосить травы.

Учитель: К кому отправил хозяин курочку?

Дети: К кузнецу.

Учитель: Кто такой кузнец?

Работа с толковым словарём.(словарная работа)

Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Одна из древнейших профессий.

               

Коса-  Сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков.. Сплетенные в виде жгута несколько длинных прядей волос.

Как вы представляете себе кузнеца. Каким он должен быть, как представляете себе его работу?.

Учитель: Главная мысль прочитанной части.

Дети: Курочка обращается к хозяину.

Пятую часть до слов: «…хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке» - хорошо читающий ученик.

Учитель: К кому обратилась курочка с просьбой?

Дети: К кузнецу.

Учитель: Выполнил ли кузнец её просьбу?

Дети: Да.

Учитель: Исполнили просьбу курочки герои сказки?

Дети: Герои выполнили просьбу курочки.

Учитель: Озаглавим эту часть.

Дети: Герои выполняют просьбу курочки.

Учитель: Как вы думаете, чем закончится сказка?

Шестую часть до конца читает учитель.

Учитель: Итак, чем закончилась сказка?

Учитель: Как курочке удалось спасти петушка?

Дети: Как только петушок подавился, она не раздумывая бросилась его спасать.

Учитель: Какое качество проявила курочка и другие герои?

Дети: Доброту, умение придти на помощь в трудную минуту.

Учитель: Озаглавьте эту часть.

Дети: Спасение.

Учитель: Оправдались ли ваши ожидания? Работа с деревом.

  Что бы вы посоветовали петушку?  Дети: Когда ешь, торопиться нельзя

Физминутка слайд для зрения

6. Составление картинного плана, чтение по ролям.

Учитель: Мы составляли словесный план. Подумайте, а можно ли составить план картинный?

Дети: Да.

Учитель: Что должно быть изображено на картинках плана?

Дети: Герои в определённой последовательности.

Учитель: Посмотрите, какой картинки не хватает?

Дети: Как курочка разговаривает с коровушкой.

 Учитель: А в правильном ли порядке расположены иллюстрации?

Дети: Нет.

Учитель: Расставьте в нужном порядке, сколько героев в сказке, последовательность обращений курочки за помощью.

Учитель. Молодцы, все части вы верно назвали.

Учитель: А чтобы лучше передать характер героев, давайте прочитаем    сказку по ролям. Чтение по ролям

6. Работа с пословицами.    В конвертах разрезанные пословицы, нужно их собрать и объяснить смысл. По рядам 3 пословицы.( на скорость)

         Проверка на слайде.

Учитель: Если бы вам предложили придумать своё название к этой сказке, используя пословицу, какую из предложенных вы бы выбрали? Почему? (Дружбу за деньги не купишь, нет друга ищи, а нашёл береги, друзья познаются в беде)

7.   Учитель: Послушайте как звучит эта сказка в исполнении актёров театра и кино. Найдите различия.

Дети слушают отрывок сказки, находят различия с прочитанным.

8. Рефлексия. Оценивание.

Учитель: С какой сказкой мы познакомились сегодня?

Дети: Петушок и бобовое зёрнышко.

Учитель: Кто её автор?

Дети: Русский народ.

Учитель: К какому виду она относится?

Дети: Бытовая.

Учитель: Чему научила нас эта сказка? (Не торопиться, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)

Дети: Нужно всегда приходить на помощь тому, кто в этом нуждается.

Учитель: Счастливый конец у сказки или нет?

Сбылись ли наши предположения на дереве предсказаний;

-Назовите всех действующих героев сказки;

-Можно ли их назвать настоящими друзьями;

-Что вам больше всего понравилось в сказке;

-Были ли у вас такие ситуации, когда кому - нибудь требовалась ваша помощь.

Итог:слайд 13

Учитель: Какое настроение у вас в конце урока? Что вам особенно запомнилось?

Учитель: Попробуйте дома рассказать сказку родителям, опираясь на картинный план в учебнике на стр. 33 и нарисовать  понравившегося героя сказки.

Учитель: Урок окончен. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ. Тема: «Петушок и бобовое зёрнышко»,проведённого в 4 классе, YIII вида.

Урок разработан для учащихся 4 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: «Л.Толстой. Отец и сыновья. Русская народная сказка. Бобовое зёрнышко.(отрывок)»

Знакомство с басней Л. Толстого «Отец и сыновья» и русской народной сказкой «Бобовое зёрнышко»...

Разработка урока по литературному чтению по сказке "Петушок и бобовое зёрнышко"

Разработка урока по литературному чтению по сказке "Петушок и бобовое зёрнышко"...

Технологиеская карта по литературному чтению . Русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"

Создать условия для развития навыков чтения, умений определять основную мысль сказки....

Конспект урока литературного чтения "Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко"

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме: Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко". Начало урока и конец урока -  в...