Урок литературного чтения "Петушок и бобовое зёрнышко". 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Волкова Елена Вячеславовна.

УМК " Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2kl_petushok_i_bobovoe_zyornyshko.docx398.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Пояснительная записка к уроку:

«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования. УМК «Школа России» создан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников на основе современных научных представлений. Особенности УМК «Школа России»: приоритет духовно-нравственного развития школьников; личностно-ориентированный и системно-деятельностный характер обучения на основе дифференцированного подхода; эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, проверенных практиками образовательного процесса. Структура и содержании учебников УМК «Школа России» ориентированы на структуру основных компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализация намеченного, контроль и оценка. В содержании учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала под конкретные планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные).

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.  Сказка «Петушок и бобовое зернышко» является старинным русско-народным произведением. Она отличается небольшим объемом, поэтому ее легко запомнить. Опираясь на свой опыт, этот урок мне показался очень интересным и на нём я применила достаточно различных приёмов, которые помогли формированию читательской грамотности.

Основу содержания литературного чтения, как учебного предмета, составляет чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать его возможно при опоре на следующие педагогические приёмы читательской грамотности:

- «Словарики». Умение работать со словарём, находить значение новых слов. Если такая работа не проходит, то учащиеся не понимают всей сути сказки, рассказа, стихотворения.

- «Чтение с остановками». Применяется при изучении нового произведения. Учащимся предлагается предполагать в определённый момент чтения, а что произойдет или что будет дальше. Такой приём помогает развивать мыслительные процессы.

- «Уголки». Используется при составлении характеристик героев. Данный приём используется после чтения всего произведения.

- «Тонкие» и «толстые» вопросы». Учащиеся учатся задавать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы) и ответить неопределённо невозможно, проблемные («толстые» вопросы). Классификация вопросов заставляет вдуматься в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение формулировать и задавать вопросы.

- «Восстановление деформированного текста». Нужно вставить пропущенные слова в предложение произведения. Данный приём развивает память.

- «Догадайся и найди». Задача детей: найти пословицу, соответствующую смыслу произведения. Данный приём позволяет раскрыть мудрость пословицу, чтобы понять дойдёт она к данному произведению или нет.

- «Логическая цепочка» Предлагается построить события в логической последовательности с помощью картинок. Данная стратегия помогает для дальней работы - пересказе текста.

Все эти педагогические приёмы читательской грамотности невозможны без дидактического материала. Самый главный, конечно, это учебник. Но есть и другой материал - различные наглядности. Это, например, картинки - героев сказок, которые помогут прочнее усвоить материал, так как у детей начальной школы развито лучше наглядно-образное мышление, чем словесно-логическое.

Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний. На своём уроке я применила все четыре формы. Фронтальную работу сделала со всем классом, применяя такой темп работы, чтобы было комфортно всем. Следила за всеми учениками в классе, поддерживала их активность и увлеченность изучения нового материала. Групповую- учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. А также парную-объединялись по 2 ученика, кто с кем сидит и давалось задание. Индивидуальная работа была направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников - вставить пропущенные слова в предложение. На своём уроке я посчитала, что целесообразно будет применить все формы. Словесный - можно сказать один из самых востребованных в современном уроке. Благодаря активному использованию устной речи на уроке, учащиеся смогли развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность. Использование наглядных методов в процессе обучения-это презентация и картинки героев. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Практические методы эффективны для развития практической деятельности учащихся. У меня в уроке использовалось при выполнении различных видов заданий. При помощи практики дети лучше усваивают материал, а также получают определенные навыки.

Современные педагогические технологии в школьном образовании направлены на повышение качества образования детей, а также на реализацию государственных стандартов школьного образования. На уроке применяла: традиционные технологии –построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения. Считаю, что это необходимо на данном уроке, потому что младшим школьникам нужна наглядность. Технологию проблемного обучения- создание в учебной деятельности проблемную ситуацию и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Применяла при определении темы урока, когда просила вставить пропущенные буквы в предложении, чтобы понять слова. Здоровьесберегающая технология позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминуткой, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении. Развитие критического мышления-один из инновационных методов. Его я применяла, когда дети задавали «толстый» вопрос. Благодаря этой технологии, учащиеся смогли порассуждать, а что могло произойти с петушком, если бы ему не смазали маслицем горлышко? Ответы были очень разные и интересные.

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

Планируемые результаты:

Предметные: способствовать актуализации знаний ранее изученных тем, совершенствовать навыки техники чтения, способствовать умению характеризовать героев сказки, придумывать «тонкий» и «толстый» вопрос, находить лишних героев, восстанавливать последовательность сказки, находить продолжение пословицы и соотносить её с текстом сказки, вставлять в предложения из текста пропущенные слова.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания в учебнике, делать выводы на основе обобщения.

Коммуникативные УУД: умение работать в парах/группах, понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, умение выражать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: умение определять тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, умение работать по заданному плану, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Личностные: формирование положительного и осознанного отношения к чтению сказок, умение осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Оборудование урока: доска, интерактивная доска, презентация.

Дидактический материал: учебник по литературному чтению УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, раздаточный материал (карточки с заданиями), 2 картинки с героями сказки, слова (характеристика героев), палочки с кружками зелёного и красного цвета, цветные карандаши.

Конспект урока 

Содержание урока (развернутое, подробное)

Формируемые УУД

Мотивационно-целевой этап

Литературное чтение-прекрасный урок!

Много полезного в каждой из строк!

Стих это будет, сказка, рассказ-

Вы учите их, они учат вас!

Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. Смотрю, все ли правильно у нас сидят.

На слайде пословица:

«Знания собираются по капельке».

Ребята, прочитайте пословицу на экране и скажите, как вы ее понимаете? (Каждый день мы узнаем что-то новое).

Правильно, каждый день вы узнаете, что-то новое и ваши знания по капельке, собираются в огромное море знаний. Сегодня на уроке мы добавим еще одну капельку в это море.

Мы с вами продолжаем изучать раздел «Устное народное творчество» и познакомимся с новой сказкой.

Чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю посмотреть на слайд и вставить пропущенные буквы в слова.

П…тушок и боб…вое зёрн…шко.(Один ученик называется пропущенные буквы:е,о,ы)

Кто же догадался, какая будет тема нашего урока?(Тема урока: Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»).

Покажите зелёный цвет, кто считает также, а красный, кто считает иначе. (Показывают цвета).

Какую цель мы поставим на урок? (Цель урока: Познакомиться с новой, русской народной сказкой).

Посмотрите на слайд. Вспомните, в каком порядке выполняем работу? (Учащиеся по одному расставляют на интерактивной доске в правильной последовательности пункты плана: 1.Узнать содержание текста.  2.Научиться выполнять различные задания.  3.Применять полученные знания при самостоятельном выполнении заданий.

Предметные: умение вставлять пропущенные буквы, формировать способы разрешения проблемы по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».

Метапредметные:

Познавательные УУД:

анализ, синтез, умение строить речевое высказывание, самостоятельное выявление и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД: умение слушать, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: планирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов в учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Актуализация опорных знаний

Какие виды сказок вы знаете? (Авторские и народные).

Какие виды сказок по содержанию вы знаете? (Волшебные, бытовые и о животных)

Скажите, как строится сказка? Из каких частей она состоит? (Зачин, основная часть, концовка).

Чистоговорка (на слайде).

Наш урок мы начинаем с чистоговорки. Прочитайте про себя.

Об-об-об - лежит на блюдце боб.

Бы-бы-бы - любят курочки бобы.

Но-но-но - вкусно бобовое зерно.

Теперь прочитаем по одному предложению. Учитель спрашивает любого ученика.

Предметные: проверка знаний в определении видов сказок, видов сказок по содержанию, как строится сказка, умение чётко и быстро произносить чистоговорку.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.

Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Личностные: формирование потребности в самовыражении, самореализации.

Основной этап

Как звучит 1 пункт плана? (Узнать содержание текста).

Приступаем к его выполнению.

В тексте встретится незнакомое слово «кузнец». Может кто-то знает, что означает это слово? Давайте проверим. Найдите значение этого слова в словаре на стр.213. (Ученик отвечает: Кузнец-это мастер, занимающийся ручной обработкой металла.)

Открой учебник на стр.32.

Возьмите вашу тетрадочку и закройте текст. При чтении будете открывать по одной строчке.

Начинает читать учитель. Читает первые 2 абзаца…. Клевал как-то петушок и бобовые зёрнышки, да второпях и… Как вы думаете, что с ним произошло? (Подавился).

Прочитаем дальше, чтобы узнать, совпадает ли наше предположение с событиями сказки.

Дальше читают ученики с хорошей техникой чтения по очереди.

Перед последним абзацем учитель останавливает и спрашивает: Как вы думаете, какие дальше происходят события? (Петушку смазали зёрнышко. Зёрнышко проскочило.)

Сейчас проверим. Ученик дочитывает сказку.

Мы с вами прочитали сказку.

Ответьте мне на вопрос, выполнили 1 пункт плана? (Да.)

На интерактивной доске возле этого пункта ставим галочку.

Как звучал 2 пункт плана? (Научиться выполнять различные задания)

Какие чувства вы испытывали при чтении сказки? (Переживание, страх за петушка).

Перед вами на слайде таблица. Первый ряд придумывает 1 «толстый» и 1 «тонкий» вопрос и второй ряд придумывает 1 «толстый» и 1 «тонкий» вопрос. Задавать будем вопросы по рядам, т.е. друг другу.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

1 ряд

2 ряд

«Тонкий» вопрос

«Тонкий» вопрос

1.Кто….?

1.Согласны ли……?

«Толстый» вопрос

«Толстый» вопрос

2.Объясните, почему…?

2. Предположите, что было бы, если …?

Даётся 3 минуты на придумывании вопросов. Затем происходит опрос учащихся.

Примерные вопросы учащихся:

Любой ученик с 1 ряда задаёт «тонкий» вопрос: Кто подавился зёрнышком? (Второй ряд отвечает: Петушок)

Любой ученик с 1 ряда задаёт «толстый» вопрос: Объясните, почему корова не дала сразу молока? (Второй ряд отвечает: Корова не дала сразу молока, так как с начала ей нужно было поесть свежей травы)

Любой ученик со 2 ряда задаёт «тонкий» вопрос: Согласны ли, что в конце сказки петушку смазали горлышко и зёрнышко проскочило? (Первый ряд отвечает: Да.)

Любой ученик со 2 ряда задаёт «толстый» вопрос: Предположите, что было бы, если бы петушку не смазали горлышко? (Первый ряд отвечает: Если бы не смазали петушку горлышко, то он бы мог умереть)

Сейчас вы поработаете в парах. Вам нужно подчеркнуть в листочке лишних героев, которые не присутствуют в сказке. Прочитаем героев.

Лиса, курочка, мышка, кузнец, петушок, собака, хозяин, рыбак, корова, хозяюшка.

Пара, которая будет готов, сделайте руки домиком.

А теперь давайте проверим. Если вы подчеркнули неверно, то исправьте. Одна пара зачитывает (Лиса, курочка, мышка, кузнец, петушок, собака, хозяин, рыбак, корова, хозяюшка).

Покажите зелёный цвет у кого всё правильно. Покажите красный цвет у кого допущены ошибки.

На доске у меня 2 картинки с героями из сказки: петушок и курочка. И развешаны перевёрнутые характеристики: торопливый, добрая, заботливая, непослушный, беззаботный, упорная.

По одному человеку выходят к доске, снимают характеристику, читают и прикрепляют к герою. А остальные проверяют. Если правильно повесил, то показывают зелёный цвет, если сделал ошибку, то красный цвет.

      Петушок                    Курочка

    беззаботный                добрая

    торопливый                 заботливая

    непослушный              упорная

ФИЗМИНУТКА

Я иду и ты идешь — раз, два, три.

 (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Сейчас вы поработаете в группах. Вам нужно составить из 2 частей пословицы. Закрась одинаковым цветом части пословиц.

Друзья                                        один раз отрежь.

Семь раз отмерь,                       а глупые дерутся.

Умные советуются,                   познаются в беде.

Друзья                                        один раз отрежь.

Семь раз отмерь,                       а глупые дерутся.

Умные советуются,                   познаются в беде.

Проверяем. Каждая группы зачитывает по одной пословицы правильно соединённой: Друзья познаются в беде. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Умные советуются, а глупые дерутся.

Покажите зелёный цвет у кого всё правильно. Покажите красный цвет у кого допущены ошибки.

Подумайте и обоснуйте, какая из пословиц подходит к сказке? (К нашей сказке подходит пословица: Друг познается в беде, потому что петушок подавился, но курочка его не бросила в беде, она нашла маслице, чтобы смазать ему горлышко).

Сейчас мы поработаем с интерактивной доской. Все картинки у меня перемешались, вам нужно восстановить последовательность событий. По одному человеку выходят к доске. Расставляют картинки в правильном порядке. (см. Приложение 1)

Мы выполнили 2 пункт плана?(Да).Поставим галочку у этого пункта.

Предметные: умение  работать со словарём; правильно читать текст, соблюдая знаки препинания; предполагать дальнейшие события сказки; понимать прочитанный текст;  умение придумывать «толстый», «тонкий» вопрос и их задавать своим одноклассникам; умение находить из предложенных  геров-лишних; умение соотнести героя с его характеристикой; умение составлять из 2 частей пословицы и обосновывать, какая из них подходит к сказке; умение с помощью картинок восстанавливать последовательность событий.

Метапредметные:

Познавательные УУД: структурирование знаний, извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения, достижение договорённостей и согласование общего результата.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: формирование мотивов достижения целей, умение работать в группах/в парах.

Контроль, оценка

Как звучал 3 пункт плана? (Применять полученные знания при самостоятельном выполнении заданий)

Сейчас вы выполните задание самостоятельно. Перед вами лист с заданием. Прочитаем. Вставь пропущенные слова в предложения. Начинаем выполнять самостоятельно.

Перепугалась …………………………, бросилась к хозяюшке, кричит.

Беги скорей к кузнецу за ………………………

Предположительные ответы учащихся: Перепугалась курочка, бросилась к хозяюшке, кричит.

Беги скорей к кузнецу за косой.

Обменяйтесь с соседом по парте листочками. Проверьте друг друга работу со слайдом.

Нарисуйте весёлый смайл кто выполнил всё правильно, а грустный- кто выполнил с ошибкой. Отдайте обратно листок с заданием соседу.

Покажите зелёный цвет у кого всё правильно. Покажите красный цвет у кого допущены ошибки.

Выполнили 3 пункт плана?(Да.) Ставим галочку у этого пункта плана.

Предметные: применение знаний при записывании пропущенного слова в предложение из текста.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

осмысление необходимой информации, умение логически мыслить.

Коммуникативные УУД:

планирование способов взаимодействия, оценка действий партнёра.

Регулятивные УУД: волевое усилие, контроль, коррекция, оценка.

Личностные: формирование границ собственного «знаний» и «незнания», осознание смысла учения и понимания личной ответственности за результат.

Рефлексия учебной деятельности

Ребята, вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? (Цель урока: Познакомиться с новой, русской народной сказкой)

Достигли её? (Да.)

Все ли пункты плана мы выполнили? (Да.)

Рефлексия «Древо успеха» на интерактивной доске. Повесьте зелёное яблоко, если вам понравился наш урок, он был интересным и увлекательным. Повесьте красное яблоко, если вам не понравился урок, он был скучный.

Выставление оценок за урок.

Предметные: обобщение знаний по теме.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

контроль и оценка процессов результата деятельности, рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

построение речевых высказываний, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УУД:

восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Приложение 1.

Все картинки были расположены неправильно.

Дети располагают в правильной последовательности, как развивались события в сказке.

         

 1 картинка                                                             2 картинка                                                      3 картинка

         

4 картинка                                                   5 картинка                                                          6 картинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина + презентация к уроку "Лягушка–путешественница" (2 ч.)

Урок литературного чтения в 3-м классепо сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.) Урок построен по технологии критического мышления...

Урок литературного чтения в 1-а классе ТЕМА УРОКА БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР. «ПЕСНЯ ИГРУШЕК»

Урок литературного чтения в 1-а классетема урока: БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР.«ПЕСНЯ ИГРУШЕК»...

Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»

Задачи:образовательные:  дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;развивающие: развивать способность по...

Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...