Конспект урока литературного чтения по теме:"Дразнить - нехорошо!" Н. Артюхова "Саша - дразнилка"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Разработка урока литературного чтения  в 1 классе (УМК "Школа России") по теме: "Дразнить - нехорошо!" Н. Артюхова "Саша - дразнилка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

Конспект урока литературного чтения

Тема: «Дразнить - нехорошо!» Н. Артюхова «Саша – дразнилка»

Подготовила: Иванисова Галина Ивановна,

 учитель начальных классов

2013

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Тема: «Дразнить – нехорошо! Н. Артюхова «Саша- дразнилка»

Задачи:

Учить понимать, что дразнить нельзя;

Давать характеристику героям;

Читать с различной интонационной окраской.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Читать тексты произведений целыми словами;

 воспроизводить предложения с различной интонационной окраской;

находить в тексте слова, которые характеризуют героя произведения.

Метапредметные:

Под руководством учителя сформулировать основные задачи урока, этапы урока;

Работать в паре, выполняя правила совместной работы.

Личностные:

Размышлять: дразнить – это хорошо или плохо; почему люди дразнятся;

Учиться выходить из неприятного положения, правильно реагировать на поступки других людей.

Межпредметные связи: Окружающий мир, тема «Я - ученик»

Ресурсы урока: Л. Ф. Климанова «Литературное чтение», 1 класс

Ход урока:

    1.Организационный момент.

Готовы вы к уроку? (да!)

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший, дружный класс,

Всё получится у вас!

2.Определение настроения детей.

        -Ребята, с помощью цветных кругов покажите, какое у вас сейчас настроение. Если вам комфортно и уютно, прикрепите на доску зелёный кружок; если что- то немного беспокоит – жёлтый, если настроение плохое - красный.

3.Актуализация изученного материала.

      -Как называется раздел, с которым мы познакомились? («И в шутку и всерьёз»).

-Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? («РРРы»)

-Почему оно так необычно названо?

-Кто автор этого стихотворения? (Г. Кружков)

-Давайте послушаем, насколько правильно и выразительно прочитают дети  это стихотворение (инсценировка стихотворения детьми).

-Как было прочитано стихотворение? Понравилось ли вам?

4.Речевая разминка.

      -Для подготовки речевого аппарата к чтению мы проведём речевую разминку. Прочитайте  слоги на одном дыхании:

Тро-тра-тру-тры-три

Про-пру-пры-пре-при

Дра-дро-дру-дры-дре

5. Актуализация новых знаний.

      А) Работа с карточками.

 Прежде, чем познакомиться с новым произведением, вспомним о различных качествах  характера человека. Найдите в классе карточки со словами. Подумайте, можно ли отнести все качества характера человека к одной группе? Почему? На сколько групп вы бы разделили данные слова? (Слова представлены в виде кирпичиков, из которых дети складывают  фундамент характера человека.) Если у человека больше положительных качеств, то и фундамент получится

крепким, а если отрицательных , то такой фундамент обязательно даст трещину).

     Трудолюбие, упрямство, честность, прилежание, зависть, доброта,                    злость, благодарность, скука, радость, унижение.

Б) Постановка целей урока:

       Как вы думаете, случайно ли мы заговорили о чертах характера человека? Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н. Артюховой «Саша- дразнилка».

В) Рассказ об авторе:

       Нина Михайловна Артюхова- детская писательница, родилась в 1901 году и прожила 89 лет. Нина Михайловна закончила Московский Государственный университет, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Её произведения о честности, доброте, желании помочь другому человеку. Хорошо известны её рассказы «Совесть», «Трусиха», «Маринка» и другие. Рассказ, с которым мы познакомимся сегодня, называется «Саша- дразнилка».

Г) Работа в парах.

      Ключ в понимании произведения лежит в его названии. Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок «Саша- дразнилка». А что значит слово «дразнить»?

Д) Словарная работа.

      Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре?

Дразнить- злить, умышленно раздражая чем-нибудь обидным, бывает, до слёз.

Дразнилка - человек, который дразнит другого.

6.Первичное восприятие.

Настало время познакомиться с рассказом Артюховой. Прослушаем его в звукозаписи.

7.Физкультминутка.

8.Вторичный синтез.

     Вы прослушали рассказ, а сейчас я даю вам возможность потренироваться в выразительном чтении произведения.

Работа с учебником.

-Сколько частей в тексте?(2)Прочитайте первую часть жужжащим чтением и скажите:

1 вариант: Какая проблема возникла между братом и сестрой?

2 вариант: Что посоветовал папа Ляле?

Словарная работа.

Какие трудности возникли у вас при чтении? Чтобы было легче читать произведение, поработаем над чтением трудных слов и их лексическим значением. Работа в парах.

Зав-тра-ка-ли                                      завтракали

По-перх-нул-ся                     поперхнулся (значение слова)

Дро-жа-щим         дрожащим

По-прав-ляй-ся         поправляйся (значение слова)

Чтение второй части по ролям.

       После  подготовки пришло время прослушать, насколько выразительно вы прочитаете по ролям вторую часть рассказа.

Удалось ли ребятам передать эмоции главных героев?

9.Физминутка

10.Работа с учебником.

       Мы учимся анализировать произведение. Прежде, чем сделать вывод, давайте обсудим, почему заплакал Саша? Помог ли папин совет Ляле? 11.Работа над иллюстрацией.

Кто изображён на иллюстрации?

Как художник нарисовал маму?

Как выглядит Саша?

Какая на иллюстрации Ляля?

К какому эпизоду подходит эта иллюстрация?

12.Итог урока.

С каким произведением познакомились на уроке?

Кто автор произведения?

О чём мы должны задуматься, прочитав этот рассказ?

О каком качестве характера человека вы узнали из рассказа? В какую группу слов вы добавили бы его? Почему?

13.Рекомендации к домашнему чтению:

Поработайте по вопросам после текста и выберите подходящую по смыслу пословицу (с 10).

14. Рефлексия.

Продолжите предложения:

Мне понравилось …

Мне удалось …

На уроке я …

Мне нужно научиться …

Наш урок мы начали с определения настроения. Определим ваше настроение в конце урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе Н. Артюхова "Саша-дразнилка"

Технологическая карта с презентацией к уроку литературного чтения в 1 классе...