Мифы Древней Руси
проект по чтению (2 класс) по теме

Аристова Виктория Валерьевна
Данные материалы полезны для учителей начальных классов на уроках литературы и при проведении внеклассных занятий.
Внеклассное занятие оставило светлый след в моей памяти, как падающая звезда оставляет после своего падения яркое сияние, вдохновляющее на дальнейшее развитие. Применение новых, творческих приёмов работы с детьми принесло массу радостных эмоций. Виды работы были построены таким образом, что могло происходить живое общение между детьми и тьюторами, а так же ведущими мероприятия и дети самостоятельно делали открытия в мире изобразительного искусства и музыки. Очень интересной была мотивация ребят: волшебный сундучок с ракушками и жемчугом из самых глубин моря подсказали детям, о каком мифе пойдёт речь на занятии. Работать над сценарием и проводить такие внеклассные занятия, где можно соединить литературу, изобразительное искусство, историю и музыку всегда приятно, интересно и познавательно. 

Внеклассное мероприятие по теме: « Мифы Древней Руси».

Задачи:

- формировать знания  младших школьников о русской мифологии

- развивать творческий потенциал учащихся, интерес к истории

- воспитывать уважение к прошлому страны

Оборудование: презентация; муз. фрагменты ( Н.А. Рисский- Корсаков « Пляски подводных жителей» , Н. А.Римский-Корсаков «Вступление. Море синее», гусли) ; иллюстрации;

                                                                              Ход занятия:

1.     Организационный момент. Постановка проблемного вопроса.

Добрый день, ребята!

Сегодня мы с вами  поговорим об истории страны, о том времени, когда наше государство ещё не существовало, и не было даже письменности. В те времена люди передавали информацию из уст в уста. Так сказки и легенды, пословицы дошли до наших дней. Позже они войдут в устное народное творчество.

Ребята, какие жанры русского фольклора вы знаете?

Сегодня мы окунёмся в прошлое, а вот о чём пойдёт речь, вы должны отгадать сами.

Мировой

Интересный

Фантастический

2.     Работа над новым материалом.

А) Рассказ учителя.

Кто знает, что такое миф? У каких народов есть мифы?  Миф (в переводе с греческого – сказание, предание) – художественное произведение, которое передавало представление о мире в форме устных повествований.

Очень давно, когда люди не умели читать и писать, они пытались понять мир и объяснить разные явления природы. Люди замечали, что солнце каждый день проходя свой дневной путь, уходит за горизонт, словно умирает и представляли его живым существом, подобным человеку, давая ему имена : Ярило, Хорс, Даждьбог, Ра. Казалось, что солнце живёт так, как человека : рождается, живёт, а потом умирает, т. е продолжает свой путь в потустороннем мире, царстве мёртвых. Именно там, как считали в то время люди,  человек подвергался тяжелым испытаниям, которые показывали, кто станет сильнее и богаче, а кто потеряет и то, что есть.

Солнце считалось могущественным властелином, но не менее могущественными считались Перун – бог грозы и молнии, Стрибог – бог ветра, Сварог – бог огня.

Люди испытывали вечный страх перед богами и просили их, заклинали, умоляли, приносили жертвы.

Позднее стали рождаться мифы не только о богах, но и о людях, которым они покровительствовали. Одним из таких героев был Садко.

 Б)Словарная работа

Обратите внимание на доску. Знакомы ли вам эти слова? Эти слова устаревшие и теперь не употребляются в речи.

Ильм Озёрный – бог озера

Яровчатые гусли – гусли, сделанные из клёна( ярова)

Заклад – спор

Велес – бог торговли

3.     Знакомство с произведением. Первичное закрепление.

А) Чтение текста с музыкальным сопровождением.

Б) Первичное закрепление. Анализ мифа. Работа с текстом.

-Понравился ли вам миф?

-В каком городе происходят действия?

-За что Ильм Озёрный наградил Садко? Зачитайте. ( - Ты, Садко,- сказал Ильм, -распотешил меня. За это я тебя награжу).

-О чём побился об заклад герой?

-Кто помогал Садко в торговых делах? Предположите, почему сам Велес помогал ему?

-За что же разгневался Морской Царь на Садко?

- зачитайте, как произошла встреча Царя Морского и Садко?

-Как отблагодарил Царь Садко?

-За что Садко до сих пор прославляют?

4. Слушание фрагмента из оперы «Садко» Н.А. Римского- Корсакова «Пляска подводных жителей». Анализ произведения.

Сейчас, ребята, мы с вами окунемся в мир подводного царства. Закройте глаза и внимательно слушайте.

Звучит фрагмент из оперы «Садко» Н.А. Римского- Корсакова «Пляска подводных жителей»

Какое настроение передаёт музыка? (вёселое, радостное, плясовое, светлое)

Как звучит музыка? ( сказочно, открыто, ярко, живо, игриво, празднично)

Ребята, а какими красками вы бы раскрасили эту музыку?

Мы с вами слушали фрагмент из оперы «Садко»  русского композитора  Николая Андреевича Римского- Корсакова «Пляска подводных жителей». Николай Андреевич очень много путешествовал и в этой пьесе отразил всё, что запомнилось ему после кругосветного плавания: картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, черного южного неба с крупными, блестящими звездами.

-Ребята, а какими предстают перед нами жители подводного мира?

5. Повторное слушание. Закрепление.

-Какими же представляются вам жители подводного мира? ( весёлые, красиво одетые)

-Каким представляется вам Царь Морской? (с бородой до пят, с усами, в широких шароварах, глаза зелёные, на голове корона и т.д.)

6.Планирование практической работы.

Вам, ребята, предлагается изобразить жителей подводного мира такими, какими вы их представляете.

-Какие цвета вы будете использовать в работе и для чего? ( синий, голубой – для воды, зеленый – для водорослей и т.д.)

Можно использовать цветную бумагу, краски, пластилин, нитки или пуговицы. Итак, вы можете приступить к выполнению работы.

7.Выполнение технологических операций.

8. Подведение итогов. Выставка работ.

-О каком жанре фольклора мы сегодня говорили?

-Как звали героя мифа, с которым мы сегодня познакомились?

-Кто из богов помогал Садко?

-Что вам сегодня на уроке понравилось больше всего?

-Что нового вы узнали?

До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - обобщение по мифам Древней Греции - игра "Умники и умницы"

Внеклассное чтение с  детьми 3 класса.  Тема: «Легенды  и мифы Древней Греции». Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". Прилагается конспект данного нетрадиционного ур...

"Мифы Древней Греции"

Внеклассное мероприятие можно провести в 3-4 классах. В нашем классе это мероприятие входило в работу над проектом "Мифы Древней Греции", как закрепление знаний. В разработке использовались некоторые ...

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...

" Художественные ремёсла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси." Урок окружающего мира.

Интьегрированный урок окружающего мира для 4 класса "Художественные ремесла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артистты на Руси"...

Как появилась школа: от Древней Руси до современности. Первые школы на Руси

Российская школа в своем развитии прошла  длительный путь. Ее история началась во времена древней Руси. С  тех пор произошло немало изменений....