Тема: «О, сколько нам открытий чудных…» (урок-исследование)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Местеева Саглар Лиджиевна

 

Цель: расширить представление о творчестве А.С.Пушкина

Задачи:рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой. Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру, раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesteeva_s.l.o_skolko_nam_otkrytiy_chudnykh.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 3 класс.  

Тема: «О, сколько нам открытий чудных…» (урок-исследование)

Цель: расширить представление о творчестве А.С.Пушкина

Задачи:рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой. Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру, раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки

Оборудование: текст сказки братьев Гримм «Белоснежка», А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», таблица для сравнительного анализа, пословицы, портрет А.С.Пушкина, аудиозапись мелодий, авторские сказки

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учащимися гостей:

Ут наста болтн

Бат кишгтәболтн

Оньдиндѳрвнцагт

Эрүл – мендбәәтн!

- Здравствуйте, дорогие гости и дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок – в лукоморье, узнаем много нового и интересного.

Эмоциональная разминка.

Поговорим?

                        Поговорим

А знаете о чём?                                                       - 2 минуты

                        О чём?

О многом интересном

                        Поговорим?

Нам будет интересно!

Трансляция видеофильма «Лукоморье» - 2 минуты

- Стихи какого поэта вы сейчас прослушали и из какого произведения?

Д: Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, пролог «У лукоморья».

Учитель: А как вы думаете, почему я взяла эти строчки?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно, ребята.

Тема  нашего урока: «О, сколько нам открытий чудных…» Сегодня у нас урок-исследование.

Как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать, какова цель урока?

Первый этап исследования: биография А.Пушкина

Ответы учащихся

- Где и когда родился А.С.Пушкин?

Д:  В Москве, в Харитоньевском переулке, 6 июня 1799 года.

- Как выглядела Москва пушкинского детства?

Баир:  Хочу заметить, что Москва пушкинского периода…..

Звон колокольный

Москва гордилась университетом, библиотекой, театрами. Россия училась читать, писать  по книгам, издаваемым в Москве. Позже Пушкин напишет:

«Москва!..Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нём отозвалось!»

Ангира: Отец поэта Сергей Львович…..

Аюка: Хочу заметить, что дедушка  Надежды Осиповны умер в 92 года….

Учитель: В семье Пушкиных было 5 детей, но в живых остались 3 детей – Александр, Ольга, Лев.

Алтана: Мать больше любила …

Эрдем: В то время в дворянских семьях….

Иджилина: Маленький Саша обожал читать….

На фоне р н песни «Комаринская»

Учитель:Когда Саше исполнилось 5 лет, его бабушка купила село Захарово. Там бука Саша раскрылся, разыгрался. Была еще женщина, всегда находившаяся рядом с Сашей. О ком идёт речь?

Д: няня Арина Родионовна Матвеева – крепостная  Пушкиных.

Учитель: Что вы знаете о ней?

Ответы детей

В 12 лет уезжает Саша в Царскосельский лицей. В нем он становится поэтом, к которому пришла слава. Великий русский поэт Державин сказал: «Вот кто заменит Державина!»

Этап исследования - «Что за прелесть эти сказки!»

У каждого возраста свой Пушкин. Для нас Пушкин, прежде всего,  поэт – сказочник.

- Сколько сказок написал Пушкин? Как они называются?

Ответы детей

«Что за прелесть эти сказки!» - восклицал Пушкин.

- Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них? 

Ответы детей

Эти знания пригодятся нам, когда обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20-х годах ХIХ века, т. е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки.

Также известно  об интересе Пушкина к русским народным песням, сказкам, преданиям, к истории родной страны, который появился с самых ранних лет поэта и проходил через все его творчество.

3 этап исследования: Сравним сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Что общего в этих сказках?

1. Герои, события

г е р о и – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;

с о б ы т и я – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет принц.

Сказка братьев Гримм

Сказка А. С. Пушкина

1. Семь гномов

1. Семь богатырей

2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку тремя разными способами

2. Черница приходит один раз с яблочком

3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру

4. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях

4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти

5. Написана в прозе

5. Написана в стихах, красивым литературным языком

        

Сказка Пушкина – пересказ немецкой  сказки или авторская, литературная  сказка?

ВЫВОД: поэт создает свою неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна, изящна по ритму и языку.

Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях.

Работа по учебнику -  Кот учёный

О национальном колорите сказки свидетельствуют: 

  1. образы богатырей, взятые из русских былин;
  2. терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
  3. троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
  4. язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Во-вторых, написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – принципиально новое «добавление» Пушкина к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.

В народной сказке нет  авторского отношения к героине.

Закрепление пройденного материала

Небольшое путешествие по сказкам Пушкина.

Работа в парах

  • Соедините стрелками название сказки и отрывок из сказок Пушкина
  • Как вы понимаете высказывание: «Сказка -  ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

Физминутка

Следующий этап исследования – «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!»

Речевая разминка

Здравствуй, дорогие дети!

                                      Здравствуй, осень! – 2 раза

                                      Хорошо, что ты пришла!

                                      У тебя мы, Осень, спросим:

                                     Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки

                                      Значит, будут пироги.

Осень: Принесла вам гречки

                                      Каша будет в печке

Осень: Принесла вам овощей

                                     И для супа, и для щей

Осень. Рады ли вы грушам?

                                     Мы их впрок насушим

Осень. Ну, а яблоки, что мед?

                                     На варенье, на компот.

Осень. Я пошлю вам дождик с градом!

                                     Не хотим мы, нам не надо!

                                     Дождик, дождик, не мешай

                                     Собирать нам урожай!

Кто приходил к нам в гости?

Какое сейчас время года?

Калмыцкий блок

Как любил осень А.С.Пушкин!

 «Осень мне подходит, - писал он своему другу. - Это моё любимое время года, здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настаёт». Пушкин очень любил осенью бывать в селе Болдино. Здесь перед глазами поэта развертывались разные картины природы.

Ульчинов Давид «Унылая пора! Очей очарованье» читает на фоне музыки «Времена года» - «Осень»

- Что вы увидели в лесу?

Вывод. Пушкин владеет мастерски словом, передавая красоту природы.

Прочитайте название следующего этапа исследования:

                                           ПУШКИН И КАЛМЫКИЯ

Нам калмыкам имя Пушкина особенно дорого. Пушкин хорошо знал историю калмыков, был прекрасно осведомлен о ней.  Калмыцкая тема отражена в ряде произведений Пушкина. И вот в одно из путешествий на юг…

                                               АНГИРА и  Эрдем

Поэты и писатели Калмыкии осуществили переводы на родной язык многих произведений А.Пушкина. Калмыцкий государственный театр танца Калмыкии «Ойраты» представил на суд зрителей хореографический спектакль «Пушкин и калмычка». А в столице Калмыкии  - г. Элисте в пушкинской аллее расположен памятник А.Пушкину.

Работа в группах

Мы решили провести мини-исследование с калмыцкими пословицами, какие пословицы подходят к пушкинским сказкам.

ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОБУЕМ ПЕРО!

Джига   Намсыр  СаналДанзан

Итог урока

Наш урок-исследования подходит к концу.

Посмотрите на модель дуба. Это дерево считалось символом мудрости и долговечности на Руси.  Всякое дерево питает корни. Корни – это наша история, наша народная культура, фольклор. Чем больше человек дорожит этой памятью, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.

Рефлексия

Каким для вас было сегодняшнее общение? Закрасьте осенние листья в этот цвет:

  • Интересным - желтый
  • Полезным - зеленый
  • Поучительным – красный
  • Познавательным – оранжевый

Стихи

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был поэт!

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, пролог «У лукоморья».

Информационный

Видеофрагмент

http://metodisty.ru/m/files/view/binevskaya_t-_n-_ozvuchennyi_diafilm_pushkin_a-s-lukomore-_umk_-shkola_rossii-_2_klass-_12-5_mb_

2

Портрет А.С.Пушкина

Информационный

портрет

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg

3

Колокольный звон

Информационный

музыка

http://poiskm.com/artist/108453-Kolokolniy-zvon

4

Усадьба Пушкина

Информационный

фото

http://nn.go2all.ru/tours/boldino.html

5

Семья Пушкина

Информационный

презентация

http://ppt4web.ru/literatura/semja-a-s-pushkina-pushkin-i-ego-potomki.html

6

Годы детства Пушкина

Информационный

презентация

http://ppt4web.ru/literatura/aleksandr-sergeevich-pushkin-0.html

7

Село Захарово

Информационный

иллюстрация

http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=619&t=152997

8

Пушкин на лицейском экзамене

Информационный

иллюстрация

http://www.museum.ru/alb/image.asp?45993

9

Поговорим о сказках Пушкина (игра)

Информационный

игра

http://viki.rdf.ru/item/2503/

10

Времена года.Октябрь

И.Чайковский

Информационный

музыка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d9cb79f-ba4d-474f-9068-60a4b806cdc0/Savrasov.Vid_na_Moskovskiy_Kreml_Vesna

11

Галерея картин Г.Рокчинского

Информационный

картины

http://artschool-rk.ru/index.php?option=com_igallery&view=gallery&id=4&Itemid=8

12

Сквер А.С. Пушкина г.Элиста

Информационный

фото

http://autotravel.ru/otklik.php/8406


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Эссе "О сколько нам открытий чудных..."

Эссе  "О сколько нам открытий чудных..."...

Эссе на тему "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…".

Материал написан к конкурсу "Педагог года - 2015"...

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Открытый урок по математике на тему «На сколько больше?На сколько меньше?» 1 класс

Урок посвящен отработке правила на разностное сравнение чисел....

Материал к открытому уроку по математике в 1 классе, на тему "На сколько больше? На сколько меньше?"

Материал к теме "На сколько больше? На сколько меньше?", УМК "Школа России", 1 класс...