УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.ЗВУКИ З,З. БУКВЫ З з.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Оксана Александровна МИХАЙЛОВА

Урок разработан в соответствии с ФГОС, с использованием ИКТ и других современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_otkrytyy_urok_.samoanaliz.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (чтение).

Тема урока: «Согласные звуки [ з, з ]. Буквы З, з.

Цель:

Познакомить с новыми согласными звуками [ з, з ] и новыми  буквами З, з.

Задачи:

образовательные: 

формировать представление о звуках  [ з, з ] , как о твёрдом звонком согласном звуке и мягком звонком согласном звуке;

учить отличать звуки [ з, з ]  и буквы З, з от других звуков и букв;

учить читать слоги, слова, текст  с новой буквой;

развивающие: 

развивать фонематический слух и речь, внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес;

воспитательные: 

воспитывать и развивать коммуникативную культуру, воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

пропедевтика: понятие «прямая речь»

Планируемые результаты.

Предметные.

Выделять звуки [ з, з ] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по серии картинок. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Метапредметные.

Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Личностные.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

План урока.

I. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

II. Актуализация опорных знаний.
1. Чтение индивидуальных книг.

2. Чтение слогов со всеми изученными согласными буквами.


III. Постановка  цели и определение темы урока.

IV. Работа по теме урока..
1.Знакомство со звуками [ з, з,].

2.Знакомство с новыми буквами   З, з.

3.Чтение слогов с новой буквой.

V Развитие речевого аппарата.

1.Дыхательная гимнастика.

2.Артикуляцианная разминка

3.Работа над дикцией.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VII.Продолжение работы по теме урока.

4.Закрепление новых знаний. Чтение слов, текста.

5.Работа по развитию речи.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Оборудование: «Русская азбука» В.Г. Горецкого; электронное приложение к азбуке, «лента букв», «остров букв», касса букв, карточки- звёздочки для рефлексии, компьютер.

Литература: О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте. Москва. «Вако». 2012.

                                            Ход урока.

I. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

– Проверяем готовность к уроку. Улыбнёмся своему соседу, подарим  друг другу хорошее    настроение и начнём урок.

II. Актуализация опорных знаний.

1)Хорошо читающие дети читают индивидуальные книги.

- Арина, Артём, Маша, Миша, Даниил  работают по индивидуальным книгам.

2)Работа по острову гласных букв.

( По острову гласных букв работают остальные дети )

- Почему гласные буквы находятся на разных берегах острова «Гласных букв»?

 ( Гласные   а, о, ы, у  обозначают твёрдость согласных, гласные  и, е обозначают мягкость согласных)

Чтение слогов со всеми изученными согласными буквами по острову «Гласных букв».


III. Постановка  цели и определение темы урока.

Демонстрация слайда  с изображением зайчика и зебры.


– Ребята, назовите животных, которых вы видите. ( Зайчик, зебра.)


– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 ( Тема сегодняшнего урока – «Звуки [ з, з,] и буква, которая их обозначает»)

- Поставьте перед собой цель в работе на этот урок.

(Мы должны познакомиться с новыми звуками и новой буквой).

IV. Работа по теме урока.

1.Знакомство со звуками [ з, з,]. Работа в тетрадях для звуко-буквенного разбора.

1) Обозначим звуки по порядку в слове зайчик.  

( [ за ] – слияние двух звуков, [ й ] – один звук, [ чи ] – слияние двух звуков, [ к ] – один звук)

   -Назовите первый звук  ( [ з ] )

   -Дайте ему характеристику.  

   ( Звук [ з ] – согласный, твёрдый, звонкий )


2) Обозначим звуки по порядку в слове зебра.  

  ( [ зэ ] – слияние двух звуков, [ б ] – один звук, [ ра ] – слияние двух звуков).

   -Назовите первый звук  ( [ з ] )

   -Дайте ему характеристику.  

   ( Звук [ з ] – согласный, мягкий, звонкий )

3)Упражнение в слышании новых звуков .

Игра « Поймай звук »

-Если в слове есть звуки [з, з] – ловим звук, хлопаем в ладоши.

 

(Зубр, коза, змея, обезьяна, дикобразы, бизоны.)

Работа с электронным приложением.

-Найдите 6 слов со звуками [ з, з,].

( Зеркало, зонт, заколка, газета, шезлонг, блуза, глаза )

2.Знакомство с новыми буквами   З, з.

– Мы поработали с новыми звуками.

- Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас?

 (С новой буквой, которая обозначает звуки [ з, з,].)
–  Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то руками       показываем « Иди к нам!», если  нет, то качаете головой.
– Кто знает, как правильно называется новая буква?

(Варианты ответов детей.)

Демонстрируется  плакат с изображением букв З, з.

-По плакату работает у доски Максим.

( На плакате изображены большая печатная буква З, маленькая печатная буква з, заглавная буква З, строчная буква з )

– Для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?

(С заглавной буквы мы пишем начало предложения, с заглавной буквы мы пишем имена людей, клички животных.)

– Давайте поселим эту букву на ленту букв.

(Лента букв есть у каждого ребёнка и на доске).

- Докажите, что именно здесь её место.

(Согласная буква З з обозначает согласные звонкие звуки [ з, з,] )



3.Чтение слогов с новой буквой. Работа с электронным приложением.

   

1)Чтение слогов по плакату в электронном приложении.

-Назовите правила чтения.

( Перед гласными буквами а, о ,у, ы – согласная читается твердо, перед гласными  и, е – согласная читается  мягко)

Чтение слогов с новой буквой.

2)Игра «Играем вместе». Работа в электронном приложении. Работа по группам.

-Первый и второй ряд  - первая группа, третий ряд - вторая группа. Первая группа выбирает слоги с твёрдым согласным и сажает их на твёрдый лёд. Вторая группа выбирает слоги с мягким согласным и сажает их на мягкий сугроб.

(Слог … сажаю на твёрдый лёд, потому что он с твёрдым согласным, слог … сажаю на мягкий сугроб, потому что он с мягким согласным.)

-Почему первая группа была в большем составе?

(Потому что слогов с твёрдым согласным больше, а слогов с мягким согласным меньше)

V Развитие речевого аппарата.

1.Дыхательная гимнастика.

Упражнения «Комарик».

2.Артикуляцианная разминка.

Упражнения «Щечки».

3.Работа над дикцией.

Скороговорка: Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

Чистоговорка: За-зо-зу-мы поймали стрекозу.

Зи-зе-за-приближается гроза.

VI. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке

По тропинке побежим  до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

VII.Продолжение работы по теме урока.

4.Закрепление новых знаний. Чтение слов, текста.

1)Чтение слов.  Работа с электронным приложением.

Игра «Составляем слова»

( Дети составляют слова : заноза, роза, зола, зубры, зерно, розы, зима )

2) Работа по группам.

Откроем «Азбуку» на странице 91.

-На странице 91 текст.

Текст готовятся читать  Арина, Артём, Маша, Миша, Даниил, Настя, Максим.  

- Валентин, Кирилл, Вилена, Далер, Серёжа, Рустам, Лена, Георгий, Алёна, Таня, Витя готовят чтение слов на  доске.                  

( зоопарк, звери, Зина, коза, узнали, змеи)

Проверка чтения.

- Слова читает Вилена, Далер.(зоопарк, звери, забор, Зина, забор, узнали, змеи)

Комментарий чтения.

Текст читает Арина, продолжает Маша.                                  

                                                           В зоопарке.

В зоопарке разные звери. Вот за забором лев. Мы сразу узнали слона. «Смотрите, смотрите ! Крикнула   Зина. - Вот он, слон. Он стоит и посыпает песком спину!» В зоопарке аквариум. Там усатые сомы и налимы. Нас заинтересовали  змеи. Мы узнали, как они зимовали. Они заползали в норы и засыпали. А стало теплее- и змеи снова выползли из нор.

Комментарий чтения.

3)Работа с текстом.

-Прочитайте восклицательные предложения.

( Смотрите, смотрите! Он стоит и посыпает песком спину! )

Докажите, почему они восклицательные?

( Восклицательные предложения произносятся с восклицательтной интонацией , в конце ставится восклицательный знак)

- Поставьте вопросы к тексту.

(Кто живёт в зоопарке? Где находится лев? Кого дети узнали сразу? Что сделал слон?

Кто особенно заинтересовал детей? Как зимуют змеи? )

-Что крикнула Зина?

( Зина крикнула: «Смотрите, смотрите! Вот он, слон. Он стоит и посыпает песком спину!»)

- Слова, сказанные Зиной называются прямой речью. Слова «крикнула Зина»- это слова автора. Прямая речь обозначается специальными знаками, они называются кавычки.

Повторное чтение текста. Работа с текстом.

-Найдите и прочитайте в тексте слова, которые обозначают одушевлённые предметы.

- Определите тему текста.

(Этот текст о том, как живут животные в зоопарке)

- Подберите другой заголовок к этому тексту.

( Звери в зоопарке. Животные в зоопарке. Поездка в зоопарк.)

4)Работа с иллюстрацией на странице 90.

-Ребята, рассмотрите иллюстрацию на странице 90.

-О каких животных не говорилось в тексте?

( В тексте не говорилось о пони и гиппопотаме)

-Кто из вас был в зоопарке ?

(Дети поднимают руки)

-О чём бы вам хотелось рассказать?

( Дети рассказывают о своих впечатлениях )

-Ребята, когда я была в зоопарке, мне больше всего понравились горные козы. Горные козы так быстро и ловко скакали по искусственным горам, что казалось ещё чуть-чуть и они взлетят. Острые копыта помогают козам держаться на крутых склонах гор .

( Демонстрируется слайд с изображением горных коз)

 - А заговорила я о горных козах, потому что дальше нам предстоит опять встреча с семьёй козочек.

4.Работа по развитию речи. Работа с электронным приложением. Работа в паре.

-Работаем в паре, составляем рассказ по серии картинок, не забудьте рассказ озаглавить.

( Выслушиваем рассказы детей)

-А теперь посмотрим мультфильм и сравним наши рассказы с рассказом авторов электронного пособия.

(Дети смотрят и слушают мультфильм)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Ребята, что нового вы узнали на уроке?

( Мы познакомились с новыми согласными звуками [ з, з,] и с новыми согласными буквами З з, учились читать слоги, слова, предложения с новой буквой.)

- Оцените свою работу на уроке. Поднимите красные звёздочки те, кто считает, что работал сегодня на уроке хорошо, жёлтые звёздочки, кто считает, что работал хорошо, но не всё ёщё получилось, синие – те, кому ещё надо потрудиться. Объясните свой выбор.

Некоторые ответы ребят:

-Я работал на уроке хорошо. Узнал новые звуки, новую букву. Научился читать слоги, слова с новой буквой.

- Я работала на уроке хорошо, но у меня ещё не всё получается. Я допускаю ошибки при чтении – путаю буквы е и и .

       

Самоанализ урока  обучение грамоте (чтение) в 1 классе.

Класс: 1.

Учитель: Михайлова Оксана Александровна.

Раздел (тема) программы: букварный (основной) период.

Тема урока: «Согласные звуки  [ з, з ].  Буквы З, з.

Место урока в системе занятий по предмету: букварный период обучения грамоте, урок 27.  

Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.

Цель:

Познакомить с новыми согласными звуками [ з, з ] и новыми  буквами З з.

Задачи:

образовательные: 

формировать представление о звуках  [ з, з ] , как о твёрдом звонком согласном звуке и мягком звонком согласном звуке.

учить отличать звуки [ з, з ]  и буквы З, з от других звуков и букв;

учить читать слоги, слова, текст  с новой буквой;

развивающие: 

развивать фонематический слух и речь, внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес;

воспитательные: 

воспитывать и развивать коммуникативную культуру,

воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Планируемые результаты.

Предметные.

Выделять звуки [ з, з ] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по серии картинок. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Метапредметные.

Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Личностные.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

Урок построен в соответствии с ФГОС. В структуру и содержание урока заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться.  Свой урок  я выстроила с учётом возможности эффективного применения в практике современных образовательных технологий, методов, приёмов. На протяжении всего урока использовался проблемно-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно определили  тему и цель урока, проблемные вопросы и задания задавались ребятам в течении всего урока: - Почему гласные буквы находятся на разных берегах острова  «Гласных букв»?  - Поставьте вопросы к тексту.  Игра « Поймай звук ».  Найдите 6 слов со звуками [ з, з,]. – Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то руками показываем «Иди к нам!», если   нет, то качаете головой.  – Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?  – Давайте поселим эту букву на ленту букв. (Лента букв есть у каждого ребёнка и на доске). - Докажите, что именно здесь её место.  Игра «Играем вместе»: первая группа выбирает слоги с твёрдым согласным и сажает их на твёрдый лёд,  вторая группа выбирает слоги с мягким согласным и сажает их на мягкий сугроб. Игра «Составляем слова» . - Докажите, почему они восклицательные?  - Найдите и прочитайте в тексте слова, которые обозначают одушевлённые предметы. Подберите другой заголовок к этому тексту)

В уроке были реализованы возможности :

1) для дифференцированного образования ( на этапе « Актуализации знаний» хорошо читающие дети читали индивидуальные книги, плохо читающие под руководством учителя читали слоги по «Острову гласных букв»; на этапе «Работа  по теме урока» хорошо читающие дети читали текст, плохо  читали слова);

2) для личностно-ориентированного образования (при постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давалась положительная характеристика  результатам их деятельности, для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию интереса к учению, учебный материал был посилен ученикам, учебная информация была привлекательна для детей);

3) для реализации педагогики сотрудничества (работа в парах, работа в группах);

4) для работы с современной информационно-образовательной средой

(использование электронных образовательных ресурсов);

5) для реализации здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, физкультминутка);

Дидактико-методическое обеспечение занятия полностью соответствовало специфике учебного содержания (на уроке в основном использовался материал из электронного приложения к учебнику В.Г.Горецкого, который считаю очень продуманным с методической точки зрения)

Характер управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке, приёмы её мотивации и активизации, определялись содержанием, организацией, методическим обеспечением урока.

Учебное время на уроке использовалось эффективно. Запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока соответствовал жизненному опыту первоклассников.

Урок достиг своей цели, поставленные задачи выполнены.

1.Образовательные задачи:

-выделение согласных звуков [ з, з ]  из слов зайчик, зебра, их дальнейшая характеристика сформировали у обучающихся представление о звуках ;

-через упражнения в слышании новых звуков (игра « Поймай звук »,  работа с электронным приложением «Найдите 6 слов со звуками [ з, з,]») ребята учились отличать звуки [ з, з ] от других звуков;

-отличать буквы З, з от других букв позволили игра «Иди к нам», работа по плакату, работа по ленте букв;

- через чтение слогов, игру «Играем вместе», игру «Составляем слова», чтение текста в «Азбуке» совершенствовались навыки чтения;

2.Развивающие задачи:

- формированию фонематического слуха способствовали упражнения в слышании звуков;

- развитие речи происходило в течение всего урока – это и  полные ответы детей на  вопросы, и работа в паре при  составлении рассказа по серии картинок, и самостоятельная постановка  вопросов к тексту;

- на протяжении всего урока использовался проблемно-поисковый метод (подробно он был описан выше), который обеспечил   развитие познавательных процессов у обучающихся.          

3.Воспитательные задачи:

- работа в парах, работа в группах, общение на уроке (выслушивание учителя, выслушивание друг друга)  развивали коммуникативную культуру обучающихся;

-личностно-ориентированный подход (подробно он был описан выше)

способствовал воспитанию  положительного отношения к учебной деятельности.

КРИТЕРИЙ 5.

«Анализ урока (учебного занятия)»

учителя  начальных классов МБОУ

«Кобраловская основная общеобразовательная школа»

     Михайловой Оксаны Александровны.

     

      Урок обучения грамоте (чтение).

     Тема урока: «Согласные звуки [ з, з ]. Буквы З, з.

      Класс: 1.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте: «Звуки [ж], [ш] и буквы Ж, Ш.»

Урок знакомства с новыми звуками в 1 классе по "Гармонии" (2010 год)...

Урок обучения грамоте:Звуки согласные /с’ с/ Буквы С, с.

Конспект урока по теме: Звуки согласные /с’ с/ Буквы  С, с....

Урок обучение грамоте "Звуки [ж].[ш] и буквы ж,ш"

закрепить знания парных согласных звуков [ж, ш], умение различать их на слух и обозначать буквами Ж,Ш, продолжить формирование понятия “дикие животные”, учить выразительному чтению....

Презентация к уроку обучения грамоте "Звуки [ з ] и [ з, ] , буквы З и з".

Презентация к уроку чтения в 1 классе в период обучения грамоте....

Урок обучения грамоте "Звуки [б] и [б\'], буква Бб"

Развёрнутый конспект урока обучения грамоте в соответствии с ФГОС. Весь урок постороен на одном литературном произведении - сказке А. Толстого "Приключения Буратино или Золотой ключик". Презентацию к ...

Урок обучения грамоте "Звуки [х],[х\'] и буква, которая их обозначает

На уроке представлена интересная фонетическая, словарная работы. Большое внимание уделяется развитию речи....

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...