Урок литературного чтения в 3 классе. Урок- размышление "Свет отчего дома в рассказах Андрея Платонова".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Евстифеева Ирина Анатольевна

  Урок литературного чтения в 3 классе.

                         Урок-размышление.

Тема: «Свет отчего дома» в рассказах Андрея Платонова.

Цели: обобщить и систематизировать знания о творчестве А. Платонова;

учить понимать смысл произведения, проникать в глубину авторского замысла;

воспитывать доброе чуткое отношение к своей семье, старшему поколению; учить понимать чувства других людей, сопереживать; бережно относиться ко всему живому на земле; воспитывать чувство долга, ответственное отношение к труду, прививать интерес к литературе, любовь к чтению.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям, плакат с высказываниями, пословицами, фонограмма песни « Родительский дом», презентация « Где ты появился на свет…»

Ход урока:

I. Орг. момент. Создание эмоционального настроя.

Звучит песня « Родительский дом».

II. Постановка темы и цели урока.

-Тема нашего урока-размышления « Свет отчего дома» в рассказах А. Платонова». Как вы понимаете смысл этого выражения? ( « Тепло родного дома»)

- Отчий дом… Здесь в родительском доме – семья: отец, мать, бабушка, дедушка, ребенок. Все объединены любовью, добротой, совместным трудом. Дом для ребенка – мир, где так хорошо, где все знакомо, где рядом самые близкие, любимые люди. Это единственное место на земле, где так спокойно и уютно. От объединяющей всех любви рождается в ребенке рождается в ребенке радость всему миру. « Все человеческое в человеке должно рождаться в семье».

-Как вы понимаете эти слова?

- Какие чувства присущи только человеку? ( Сострадание, любовь)

Именно таков дух рассказов А. Платонова.

- «Свет отчего дома». Семья, любовь, забота, сопереживание. Сегодня мы будем размышлять над этой темой. Понаблюдаем как эти понятия отражены в прочитанных нами произведениях. Понаблюдаем как складываются отношения между членами семей в платоновских рассказах, какими они должны быть эти отношения.

III. Работа над произведениями.

-« Цветок на земле», « Еще мама», «Сухой хлеб». Перечитывая эти произведения мы ощущаем атмосферу Семьи, Дома- главных опор человека в  жизни.

-Обратимся к первому рассказу « Цветок на земле» Кто является главным героем ? ( Афоня -маленький мальчик из крестьянской семьи).

- Что вы узнали о его семье?

- С кем из членов семьи Афоня общается больше всего? Почему?

- В чем заключается это общение? Давайте прочтем об этом. Читаем по ролям( с. 140-142).   

 - Каким был дедушка Тит? Как он выглядел?  ( От старости, от тяжелой работы).

-Какие слова доказывают это? (С.141)

- Как относился Афоня к своему деду? ( С заботой) Найдите и прочтите слова доказывающие это.

- Как относился дед к своему внуку? Прочитайте об отношениях деда и внука.

- Старый и малый сошлись в этом рассказе. Дед, который прожил долгую тяжелую жизнь. Внук – маленький мальчик, только еще познает окружающий мир. Все в этом мире для него сложно и непонятно. Чего добивался Афоня от своего деда? ( Что тот рассказал ему про ВСЁ . что самое ГЛАВНОЕ на земле, как РОЖДАЕТСЯ ЖИЗНЬ на земле)

-Куда повел дед Тит своего внука? Давайте прочтем об этом.( с. 143)

- О каком удивительном чуде узнал Афоня от деда?

- Приходит понимание, что жизнь – это трава, рожь, и они пахари, хлебу расти помогают. В душе Афони рождается желание « делать из смерти жизнь».Зачем ему это нужно? ( Если дед умрет, он сможет вернуть ему жизнь) А на самом деле может такое быть?

- О чем говорит это его желание? ( Мальчик очень любит своего деда и боится, что дед умрет)

- В семье из любви к деду, жалости к матери, работавшей с утра до вечера , тоске по отцу, воевавшему за то, чтобы он, Афоня, жил счастливо, рождается у мальчика любовь ко всему живому на земле. Мальчик успокаивает деда: « Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха жизнь делают, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся.»

- Что сделал Афоня, оставшись один в поле?( с.146)

- Почему рассказ называется « Цветок на земле»?( с. 144, с.147 – вывод)

- Как вы думаете каким человеком вырастит Афоня?  Кем он станет?

IV. Физкультминутка.

V. Работа над произведением « Еще мама».

- А теперь обратимся к другому рассказу « Еще мама».Как звали главного героя этого рассказа?

- Артем- маленький мальчик , примерно такого же возраста как и Афоня. Рассказ « Еще мама» является в чем-то автобиографическим. На всю жизнь Андрей Платонов сохранил благодарную память  о своей первой учительнице Апполинарии Николаевне. Именно ей посвятил писатель свой рассказ.

0 Какая семья была у Артема? Как вы думаете, почему у Артема не было отца?

- Почему рассказ называется « Еще мама»?

-Хотел ли мальчик идти в школу? Почему? Прочитаем об этом.( с. 147)

- Почему мама успокаивала сына, говоря, что тот не пойдет в школу?  О чем это говорит?

-Давайте прочтем, что же произошло, когда Артему исполнилось семь лет. ( с. 147-148)

- Какой наказ давала мать? ( Слушаться учительницу, она будет тебе в школе  мамой)

- Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?( Он не мог представить чужую женщину в роли матери)

-Прочтите каким было расставание матери и сына. О чем это говорит?

- Каким был путь от дома до школы? Какие испытания выпали на долю Артема?

- Ребята, а вы как думаете, может ли быть учительница второй мамой? Какими качествами она должна обладать, чтобы её считали мамой? Может ли кто-нибудь еще заменить родную мать? Почему вы так думаете?

- Прочтем, как произошла первая встреча Артема со своей учительницей? (с. 150)

-Какой была Апполинария Николаевна?( с.151)

-Как прошел первый урок?(с.151)Чтение по ролям.

- Что произошло после уроков? Расскажите.

- А что было на следующий день?

-Понравилась ли учительница Артему? Будет ли мальчик считать Апполинарию Николаевну второй мамой?

- Обратите внимание на необычный язык платоновских рассказов. Какие выражения вам показались особыми?

- Как вы думаете, какими должны быть учителя? ученики?

- Тема нашего урока « Свет отчего дома». Как эта тема отразилась в рассказе « Еще мама»?( Мальчик очень любит свою мать, не хочет с ней расставаться, думает о ней, боится, что с ней что-нибудь случиться. Переживает о доме, их родном доме, где им, маме и сыну, очень хорошо вдвоем.) А с вами такое когда-нибудь было?

- В этом рассказе говорится о любви матери и сына. Какое слово произносит человек в самые трудные для него минуты?( МАМА)

VI.Итог урока. Оценка.

-« Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки…». Это отрывок из рассказа Юрия Яковлева « Мама», у которого мать погибла в 1942 году в блокадном Ленинграде.

- Сегодня на уроке мы коснулись двух рассказов Андрея Платонова. Что объединяет их? ( Понятия « семья, родной дом, мама, любовь, забота»)

- Какие произведения других писателей затрагивают эту тему?

-Рассказы А. Платонова, как и произведения  других писателей, о семье, о доме, учат нас уважать старших, с заботой и любовью относиться к ним. Ведь семья  объединяет самых близких людей, которые всегда должны понимать друг друга, помогать взаимно. « Вся семья вместе, так и душа на месте», « Не нужен клад, если в семье лад». Пословицы пришедшие к нам из старины. лишний раз доказывают, что семья во все времена была надеждой и опорой для человека.

VII. Д/з. Составить небольшой рассказ на тему « Свет отчего дома». Убедить читателя и слушателя в том, что для человека очень важно иметь место, дом, где тебя любят и всегда помогут .

VII. Просмотр презинтации "Где ты появился на свет..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

                  Урок литературного чтения в 3 классе.

                         Урок-размышление.

Тема: «Свет отчего дома» в рассказах Андрея Платонова.

Цели: обобщить и систематизировать знания о творчестве А. Платонова;

учить понимать смысл произведения, проникать в глубину авторского замысла;

воспитывать доброе чуткое отношение к своей семье, старшему поколению; учить понимать чувства других людей, сопереживать; бережно относиться ко всему живому на земле; воспитывать чувство долга, ответственное отношение к труду, прививать интерес к литературе, любовь к чтению.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям, плакат с высказываниями, пословицами, фонограмма песни « Родительский дом», презентация « Где ты появился на свет…»

Ход урока:

I. Орг. момент. Создание эмоционального настроя.

Звучит песня « Родительский дом».

II. Постановка темы и цели урока.

-Тема нашего урока-размышления « Свет отчего дома» в рассказах А. Платонова». Как вы понимаете смысл этого выражения? ( « Тепло родного дома»)

- Отчий дом… Здесь в родительском доме – семья: отец, мать, бабушка, дедушка, ребенок. Все объединены любовью, добротой, совместным трудом. Дом для ребенка – мир, где так хорошо, где все знакомо, где рядом самые близкие, любимые люди. Это единственное место на земле, где так спокойно и уютно. От объединяющей всех любви рождается в ребенке рождается в ребенке радость всему миру. « Все человеческое в человеке должно рождаться в семье».

-Как вы понимаете эти слова?

- Какие чувства присущи только человеку? ( Сострадание, любовь)

Именно таков дух рассказов А. Платонова.

- «Свет отчего дома». Семья, любовь, забота, сопереживание. Сегодня мы будем размышлять над этой темой. Понаблюдаем как эти понятия отражены в прочитанных нами произведениях. Понаблюдаем как складываются отношения между членами семей в платоновских рассказах, какими они должны быть эти отношения.

III. Работа над произведениями.

-« Цветок на земле», « Еще мама», «Сухой хлеб». Перечитывая эти произведения мы ощущаем атмосферу Семьи, Дома- главных опор человека в  жизни.

-Обратимся к первому рассказу « Цветок на земле» Кто является главным героем ? ( Афоня -маленький мальчик из крестьянской семьи).

- Что вы узнали о его семье?

- С кем из членов семьи Афоня общается больше всего? Почему?

- В чем заключается это общение? Давайте прочтем об этом. Читаем по ролям( с. 140-142).    

 - Каким был дедушка Тит? Как он выглядел?  ( От старости, от тяжелой работы).

-Какие слова доказывают это? (С.141)

- Как относился Афоня к своему деду? ( С заботой) Найдите и прочтите слова доказывающие это.

- Как относился дед к своему внуку? Прочитайте об отношениях деда и внука.

- Старый и малый сошлись в этом рассказе. Дед, который прожил долгую тяжелую жизнь. Внук – маленький мальчик, только еще познает окружающий мир. Все в этом мире для него сложно и непонятно. Чего добивался Афоня от своего деда? ( Что тот рассказал ему про ВСЁ . что самое ГЛАВНОЕ на земле, как РОЖДАЕТСЯ ЖИЗНЬ на земле)

-Куда повел дед Тит своего внука? Давайте прочтем об этом.( с. 143)

- О каком удивительном чуде узнал Афоня от деда?

- Приходит понимание, что жизнь – это трава, рожь, и они пахари, хлебу расти помогают. В душе Афони рождается желание « делать из смерти жизнь».Зачем ему это нужно? ( Если дед умрет, он сможет вернуть ему жизнь) А на самом деле может такое быть?

- О чем говорит это его желание? ( Мальчик очень любит своего деда и боится, что дед умрет)

- В семье из любви к деду, жалости к матери, работавшей с утра до вечера , тоске по отцу, воевавшему за то, чтобы он, Афоня, жил счастливо, рождается у мальчика любовь ко всему живому на земле. Мальчик успокаивает деда: « Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха жизнь делают, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся.»

- Что сделал Афоня, оставшись один в поле?( с.146)

- Почему рассказ называется « Цветок на земле»?( с. 144, с.147 – вывод)

- Как вы думаете каким человеком вырастит Афоня?  Кем он станет?

IV. Физкультминутка.

V. Работа над произведением « Еще мама».

- А теперь обратимся к другому рассказу « Еще мама».Как звали главного героя этого рассказа?

- Артем- маленький мальчик , примерно такого же возраста как и Афоня. Рассказ « Еще мама» является в чем-то автобиографическим. На всю жизнь Андрей Платонов сохранил благодарную память  о своей первой учительнице Апполинарии Николаевне. Именно ей посвятил писатель свой рассказ.

0 Какая семья была у Артема? Как вы думаете, почему у Артема не было отца?

- Почему рассказ называется « Еще мама»?

-Хотел ли мальчик идти в школу? Почему? Прочитаем об этом.( с. 147)

- Почему мама успокаивала сына, говоря, что тот не пойдет в школу?  О чем это говорит?

-Давайте прочтем, что же произошло, когда Артему исполнилось семь лет. ( с. 147-148)

- Какой наказ давала мать? ( Слушаться учительницу, она будет тебе в школе  мамой)

- Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?( Он не мог представить чужую женщину в роли матери)

-Прочтите каким было расставание матери и сына. О чем это говорит?

- Каким был путь от дома до школы? Какие испытания выпали на долю Артема?

- Ребята, а вы как думаете, может ли быть учительница второй мамой? Какими качествами она должна обладать, чтобы её считали мамой? Может ли кто-нибудь еще заменить родную мать? Почему вы так думаете?

- Прочтем, как произошла первая встреча Артема со своей учительницей? (с. 150)

-Какой была Апполинария Николаевна?( с.151)

-Как прошел первый урок?(с.151)Чтение по ролям.

- Что произошло после уроков? Расскажите.

- А что было на следующий день?

-Понравилась ли учительница Артему? Будет ли мальчик считать Апполинарию Николаевну второй мамой?

- Обратите внимание на необычный язык платоновских рассказов. Какие выражения вам показались особыми?

- Как вы думаете, какими должны быть учителя? ученики?

- Тема нашего урока « Свет отчего дома». Как эта тема отразилась в рассказе « Еще мама»?( Мальчик очень любит свою мать, не хочет с ней расставаться, думает о ней, боится, что с ней что-нибудь случиться. Переживает о доме, их родном доме, где им, маме и сыну, очень хорошо вдвоем.) А с вами такое когда-нибудь было?

- В этом рассказе говорится о любви матери и сына. Какое слово произносит человек в самые трудные для него минуты?( МАМА)

VI.Итог урока. Оценка.

-« Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки…». Это отрывок из рассказа Юрия Яковлева « Мама», у которого мать погибла в 1942 году в блокадном Ленинграде.

- Сегодня на уроке мы коснулись двух рассказов Андрея Платонова. Что объединяет их? ( Понятия « семья, родной дом, мама, любовь, забота»)

- Какие произведения других писателей затрагивают эту тему?

-Рассказы А. Платонова, как и произведения  других писателей, о семье, о доме, учат нас уважать старших, с заботой и любовью относиться к ним. Ведь семья  объединяет самых близких людей, которые всегда должны понимать друг друга, помогать взаимно. « Вся семья вместе, так и душа на месте», « Не нужен клад, если в семье лад». Пословицы пришедшие к нам из старины. лишний раз доказывают, что семья во все времена была надеждой и опорой для человека.

VII. Д/з. Составить небольшой рассказ на тему « Свет отчего дома». Убедить читателя и слушателя в том, что для человека очень важно иметь место, дом, где тебя любят и всегда помогут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Л. Н. Толстой. Рассказ «Котёнок».

Конспект урока чтения для 2 класса по рассказу Л. Н. Толстого "Котенок"....

урок по литературному чтению 4 класс "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон")

конспект урока по литературному чтению (автор учебника Свиридова)...

Урок литературного чтения в 4 классе. М.Ильин, Е.Сегал "Рассказ о снежинках"

Тема: Снежинки и снег.М.Ильин, Е.Сегал «Рассказ о снежинках»4 класс. УМК «Школа России». По учебнику Г.М.Селиверстовой, Ф.Т.Манзановой «Литературное чтение».Разработала: Доктугу Эллада Дармажаповна,уч...

Урок литературного чтения 2 класс. Тема : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ». Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» Задачи урока: Продолжить работу над совершенствованием н...