урок по литературному чтению 4 класс "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон")
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
конспект урока по литературному чтению (автор учебника Свиридова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 471.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ (По рассказу А. Куприна «Слон»)
Цель урока: развитие читательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, ценностное отношение к природному миру, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, развитие этических чувств.
Предметные результаты: воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; находить в тексте материал для характеристики героя.
Ресурсы: учебник литературного чтения автор Свиридова , ноутбук, мультимедийный проектор.
- Оргмомент.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне и друг другу.
Сегодня нам предстоит большая работа.
А чтобы вы были готовы начнем с речевой разминки.
Прочитайте загадку
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом,
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит … слон
Разные виды чтения.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- С удивлением.
- Прочитайте весело.
- О ком была разминка?
- Кто-нибудь из вас видел живого слона?
- Что вы можете сказать о слоне? Какой он?
- Но характеристики слона можно услышать в адрес людей, для которых неповоротливость стала характерной чертой. Об этом гласят крылатые выражения. Проверяем домашнее задание.
-Объясните, что означают эти выражения.
(слайд с крылатыми выражениями)
Слона и не приметил.
Как слон в посудной лавке.
Делать из мухи слона.
Как слон.
- Давайте разберемся, что означают эти крылатые выражения.
- Не заметить главного.
- О большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди крупных вещей.
- Придать чему-либо незначительному большое значение.
- Неуклюжий, громоздкий, неповоротливый.
-В каких известных произведениях встречается слон? (Крылов «Слон и Моська», К. Чуковский «У меня зазвонил телефон»)
-Молодцы, вы оказывается любите читать. В последнее время люди начали уделять меньше времени на чтение, поэтому чтобы привлечь внимание к литературе этот год в России и в Башкортостане объявлен Годом Литературы. (слайд)
(Официальный символ изображает профили великих русских писателей и поэтов Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой, выполненных в цветах российского флага. Основной элемент эмблемы – гусиное перо. Верхняя часть пера в виде крыла Пегаса и Акбузата (крылатые кони - символы вдохновения и Башкортостана) над пером цветок курая. След от пера – флаг Башкортостана.
В этот год Литературы Александру Ивановичу Куприну исполняется 145 лет.
-Вам известен этот писатель?
-Какое произведение читали?
- О чем этот рассказ?
- Подумайте и скажите, что на свете дороже всего?
Прозвучали разные варианты ответов, к этому вопросу мы обратимся в конце нашего разговора.
Итак, открыли тетради, записываем сегодняшнее число, тему урока.
Перенесёмся в дом, где живёт девочка Надя с мамой и папой. Какая же обстановка царит в этом доме?
- Прочитаем отрывок (начало текста). – стр.55. А поможет воссоздать всю картину «Прелюдия № 4» Фр.Шопена.
(Чтение фрагмента под музыку до слов: «До свидания, сударыня!»)
- Поделитесь своими мыслями. Какое настроение создаётся у нас?
-Отчего же заболела маленькая Надя?
(Ей было скучно, она страдала от одиночества). -Девочка угасает с каждым днём от одиночества, чувства незащищённости.
Эта болезнь называется апатия.
-Как мама переживает из–за болезни дочери?
-О ком эти строки? Почему папа так себя ведет?
-Но однажды девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит в окно и внимательно на маму.
- Что происходит, когда девочка вспоминает сон? Давайте прочитаем этот отрывок по ролям.
Чтение отрывка по ролям в группах.
- Через два часа папа сидит в зверинце и смотрит за выступлением животных
Чтение за ведущим (учителем)
- Чем отличается выступление слона?
Выборочное чтение.
- Как отреагировал хозяин – немец на просьбу Надиного отца?
- Но почему немец уступил?
- В чём трудность доставки?
Давайте посмотрим насколько большой слон.
На доске написаны меры веса и размер:
аршин-71 см
пуд -16 кг 38 г
высота слона – более 2м
длина – 3 м
вес – 2 т
Физминутка
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
- Папа сделал всё возможное, чтобы привести домой слона. Перед вами лежат карточки с отрывком из текста о том, каким предстал перед Надей слон. Восстановите текст.
- Работа в парах. ( описать слона)
-Прочитайте, что получилось?
Давайте мы этот отрывок посмотрим на видео (показ отрывка из м/ф)
- Какие отношения складываются между девочкой и слоном?
- Что происходит с девочкой?
- Меняется ли наше настроение? Как?
Составление плана.
Итог
- В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье. )
- Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Родительская любовь способна творить настоящие чудеса.
- Что же дороже всего на свете?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
- Как вы должны отвечать на чувства родителей, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)
- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу.
- Поделитесь своими мыслями.
8. Рефлексия
Перед вами рисунок слона. Нарисуйте смайлик.
9.Домашнее задание: по уровню сложности (выберите).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны» Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-131334-1351181661.jpg)
Конспект урока по литературному чтению.Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы
Тема: Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы Цель урока – формирование у детей общего понятия о типах текстов на основе произведений Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда дев...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228270-1364223400.jpg)
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Рассказ В. Осеевой "Печенье"
Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-560900-1420792319.jpg)
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: Рассказ Е.И. Носова «Где просыпается солнце»
Открытый урокпо литературному чтениюв 3 классе на тему: Рассказ Е. И. Носова «Где просыпается солн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602111-1425235981.jpg)
презентация к уроку по литературному чтению "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон") 4 класс
Презентация к уроку по литературному чтению по учебнику Свиридовой 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса" (рассказ В. Бианки «По следам»)
Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/03/picture-1515097-1709458851.jpg)
Методическая разработка. Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Николай Носов. Рассказ «Затейники»"
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством известного писателя Н.Носова и его рассказом «Затейники»....