Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Рассказ В. Осеевой "Печенье"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Ширинян Марина Михайловна

Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ставят вопросы нравственного содержания и ищут на них ответы. Урок призывает каждого задуматься о своём поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_k_rasskazu_pechene.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

 В. Осеева «Печенье».

Цель:

  1. приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость);
  2. совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;
  3. развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.

                                 ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

           Я знаю, каждый в классе – гений.

Но без труда талант не впрок,

Мы вместе сочиним урок!

Я уверена, вы мне поможете.  А чтобы всё получилось нам надо потрудиться.

2. Подготовительные упражнения.

Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.

а) Дыхательная разминка:

 «Остуди чай»     «Понюхай цветок»     «Сдуй пылинку».

б) Звуковая разминка:

  Работа насоса……ф-ф-ф-

  Шум леса      …ш-ш-ш

  Бег лошадки …цок-цок-цок…

  Рычание тигрёнка …р-р-р

  Полёт пчелы     …з-з-з

в) Литературная разминка.

          (слайд с антонимами)

Подберите к словам слова, противоположные по смыслу.  

Учитель

Ученики

Глупый------

умный

Лживый -----

честный

Слабый--------

сильный

Плохой -------

хороший

- Про кого  так говорят? (про людей)

Учитель. Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

- У каждого человека могут быть хорошие и плохие черты характера. В каждом человек есть две половинки: белая и черная. Важно только какую человек открывает в себе больше.

А теперь поработаем над пословицами. Соедините начало с концом.

Начало пословиц

Конец пословиц.

1.При солнышке тепло,

1. чем родная матушка.

2. Нет лучше дружка,

2. кто красиво поступает.

3. Красив тот,

3. тот вовек не погибает.

4. Кто родителей почитает,

4. при матери добро.

- Какой темой эти пословицы объединены?

Ученики. Эти пословицы о семье.

– Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?

( Это любимые, самые родные люди, которые уважают друг друга, помогают. Семья- это любовь, дружба, тепло, уют в доме, взаимовыручка и взаимопонимание, совместный труд, общие интересы и т.д.)

Тема урока

 Учитель. Ребята, всему, о чем мы сейчас говорили, учат рассказы  Валентины Александровны Осеевой.

                      (слайд  фото автора)

                   Рассказ учителя о биографии  В.А.Осееевой.

В 1902 году в городе Киеве на Украине родилась писательница В.А. Осеева. Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.  Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят рассказы, сказки, стихи, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.  В 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». А вот ещё известные произведения В.Осеевой.

                  (показ слайда с книгами) 

А теперь прочитайте девиз нашего урок   (слайд девиза)

«Мало уметь читать, надо уметь думать»

-А вы знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Эти мамины слова Валя запомнила на всю жизнь. И рассказы В.Осеевой хоть и небольшие, но  очень поучительные. Рассказ, который мы с вами будем читать сегодня, тоже заставит вас задуматься.

  1. Физминутка.              Перед чтением давайте немножко расслабимся.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.

5.Первичное восприятие текста (читает учитель)

Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье».  

     (слайд с картинкой)

Вот вы послушали рассказ. Вам стало весело или грустно? Покажите сигнальными карточками (чёрные и белые).   Почему?

- Кто герои рассказа?

- Как можно назвать их одним словом? (семья)

- Понравилась вам эта семья? Покажите сигнальными карточками.

--Вижу, что не понравилась. Ну что ж, давайте разберёмся.  

6. Работа  с  текстом   по учебнику    

Прочитаем теперь вместе и по каждой части немного побеседуем. Будьте внимательны. При чтении вам встретятся трудные слова. Давайте проговорим их.

                            (слайд с трудными словами)

1) Повторное чтение и анализ прочитанного:                  

           1-я часть (1-ый абзац)

-Где происходит действие?

- Зачем собралась семья?    (чаепитие)

- Для кого мама принесла печенье?

Покажите,  какое  настроение было в семье в начале рассказа?  (белые)

2-я часть (до слов « рассыпчатое, сладкое») 

- С какими словами обратился Миша к Вове? (Дели по одному, сказал строго)

-С какими словами обратился Миша к бабушке?

- Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему?

-Изменилось настроение у мамы и бабушки? (если сначала бабушка весело звенела чашками, то теперь автор пишет «за столом стало тихо»)

            3-я часть (до конца)

-Итак, главный вопрос: правильно ли разделили мальчики печенье?   (Нет, они разделили печенье только между собой и не подумали о других членах семьи)

-А вы поступаете также?

-Итак, давайте сравним, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи?

( Начинался весело, все дружно собрались за столом, у всех хорошее настроение. А закончился тем, что мама и бабушка сидели и молчали, бабушке достался кусок чёрного хлеба, а мама даже не притронулась к чаю. Конечно, им очень обидно и неприятно, что дети так себя повели)

- Мальчики поступили неправильно, повели себя плохо. Какими же растут Вова и Миша? Подберите слова для характеристики героев рассказа.

На доске запись:

Вежливый               Невнимательный                    Эгоист

Жадный                      Добрый                              Бессовестный

– Кто такой эгоист?
(Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересами окружающих, думающий только о себе)

 Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д.Ушакова

- А хотели бы вы иметь таких друзей?

- Можно ли назвать эту историю поучительной? Чему она учит? (почитанию старших, уважению к родителям)

Давайте ещё раз обратимся вот к этим  пословицам. Они подходят к рассказу «Печенье»?

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Что значит чтить, почитать родителей?

(слайд: уважать, относиться с любовью)

       Дорогие ребята! Совсем недавно мы с вами отмечали красивый праздник Международный женский день 8 Марта. Мы поздравляли своих мам, бабушек, сестёр. Но вы должны их любить не только по праздникам. Если вы хотите сделать маму счастливой, поступайте так, чтобы она радовалась каждый день и с гордостью могла сказать: «Знаете, какие у меня хорошие дети!» Не огорчайте своих мам, не обижайте бабушек, всегда помогайте и помните, что мама дала вам жизнь, вскормила вас своим молоком. Помните об этом особенно, когда станете взрослыми. И сколько бы ни было человеку лет 5 или 50, ему всегда нужна мама.

                      ( музыкальная презентация о маме)

8. Завершение работы 

--Давайте ещё раз вернёмся к рассказу. Завершая работу над текстом, я хочу предложить вам интересное задание. Рассказ я разделила на части и каждую часть приклеила на полоску цветной бумаги. Они ничего вам не напоминают?

--Да, это цвета радуги. Задание: расположить части текста так, чтобы получился рассказ. И если части соберём правильно, получим радугу. Итак, с какой полоски начинается радуга?

 Дети выходят к доске, читают отрывки и из полосок складывается радуга.

               Появилась радуга на доске сейчас.           Веселее стало на душе у нас.

--Только последняя полоска пустая. А может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории? Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс исправиться, не стать совсем уж чёрствыми, невнимательными, бездушными? Подумайте и сочините к этой истории хороший конец. Это и будет ваше домашнее задание.

Итог урока

– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
– С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу?

 Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

 -- Дели по одному, -- строго сказал Миша.

 Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

 -- Ровно? -- спросил Вова.

 Миша смерил глазами кучки.

 -- Ровно. Бабушка, налей нам чаю !

 

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

 -- Рассыпчатое! Сладкое! -- говорил Миша.

 -- Угу! -- отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму -- она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку -- она жевала корочку чёрного хлеба...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.

В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и  формирование УУД...

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Писатели России 19 века"

Урок -обощения по поризведениям и биографии Жуковского, Крылова, Лермонтова и Пушкина, метапредметные связи с уроком ИЗО, Работа в группах, получен реальный продукт....

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»

Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...

Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс

Разработка урока по литературному чтению 1 класс...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Николай Носов "На горке"

Данная разработка урока содержит приемы технологии критического мышления и смыслового чтения....

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс

Урок Литературное чтение. 4 класс.Тема урока  "Стихотворение Брюсова В.Я. "Опять сон","Детская"Технология продуктивного чтения.Тип урока  Изучние нового материала....