Знакомство с буквой К,к.Сопоставление звуков г-к по звонкости-глухости.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Котова Мария Алексеевна

конспект урока по литературному чтению 1 класс. По программе школа 21 века.По страницам букваря с 81 по  87.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie-_urok_znakomstvo_s_bukvoy_k.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 28
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
К, к. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [г], [к]
ПО ЗВОНКОСТИ–ГЛУХОСТИ, ОТРАЖЕНИЕ ЭТОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ В МОДЕЛИ СЛОВА

Цели: познакомить с буквой К, к; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух; расширять словарный запас учащихся. способствовать развитию фонетического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков [г] – [к]; развивать речь.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Чтение сказки «Приключения буквы К».

Коле сегодня 6 лет. Он ожидал, конечно, разных чудес, но все же удивился, когда рядом вырос очкастый человечек и сказал:

                        – Ты Коля-Николай?

                       А я – Пишичитай.

                       К тебе явился

                       В этот день я

                       С подарочком

                       Ко дню рождения!

Подал коробку и исчез. Коля быстро развернул коробку, а там…

– Привет! Я – первая буква твоего имени К.

– Ну и подарок! Зачем ты мне? – И убежал.

Но буква К встала на пороге и дразнит:

– Ну-ка, скажи-ка, какая я буква? Не знаешь?

– И не хочу знать, – оттолкнул надоедливую букву Коля.

                Огорчилась буква К

                И сказала: «Ну, пока!

                Сам меня ты будешь звать,

                Чтобы я пришла опять».

Коля смотрит: где окно?                        Землю рыл усердный крот.

Стало страшное… (оно).                        От него остался… (рот).

Где стоял высокий клен,                          Дверца в сад была закрыта,

У забора вырос… (лен).                          А теперь она… (зарыта).

Из-за этих неприятностей Коля чуть не забыл, какой сегодня день. Гости пришли с подарками. Только было они принялись за торт, как вдруг Пишичитай как крикнет:

– Стойте, день рождения Коли превратился в праздник... Оли!

И вот уже за столом сестренке Оле с подружками Колин торт достался. А Коля в передничке должен угощать гостей. Обидно!

Хотел с досады дернуть Олю за бантик, только Олина коса зажужжала, как оса, и больно ужалила Колю в палец.

И тут Коля понял, что зря он прогнал такую нужную букву.

– Эй, где ты, буква К? Не обижайся, иди сюда.

                    Ты прости меня, буква К,

                    Без тебя нельзя никак –

                    Без тебя совсем беда!

                    Буду знать тебя всегда!

Буква вынырнула из коробки, Коля обрадовался.

   – Давай мириться, буква К!

– Согласна, вот моя рука.

Вернулась буква К на свое место и все исправила.

Выпрямилось окно, поднялся высокий клен, выполз старый крот, закрылась дверца садика. А вместо злой осы – знакомая Олина коса с бантиком. И Пишичитай сказал:

– Скоро день рождения Оли, а сегодня – праздник Коли.

Тут Коля снова пригласил к столу ребят, а нового друга, букву К, посадил рядом с собой.

                  – Меду хочешь? Хочешь торт?

                  – Нет, – сказала буква.

                  – А мороженое? – Нет.

                  – Лимонаду выпьешь?

                  – Нет. Дай клубники и конфет,

                  Дай какао, молока –

                   В них есть тоже буква К!

Е. Агранович

– Какой подарок получил Коля?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой К, к. На что похожа буква к?

                        На прямую палочку

                        Справа села галочка.

                        Там поныне и сидит –

                        Буквой к на нас глядит.

Г. Ванюхина

II. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слов «карта», «брюки».

– Отгадайте загадки.

                По дороге я шел, две дороги нашел.

                Да и в обе пошел.

                (Брюки.)

                Я ходил по разным странам,

                Плыл по рекам, океанам,

                По пустыне шёл отважно –

                На одном листе бумажном.

                        (Карта.)

– Выполните звукобуквенный анализ слов «карта», «брюки».

-Произнесите слова так, чтобы отчетливо слышался тот звук на которое будет падать ударение.

– Какие звуки обозначает буква к? (Звуки [к], [к’].)

– Назовите слова, для записи которых понадобится заглавная буква К.

2. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов.

– Прочитайте слоги по «окошечкам».

– Прочитайте слоги по строкам, по столбцам.

– Прочитайте слоги, в которых твердый звук [к].

– Прочитайте слоги, в которых мягкий звук [к’].

– Составьте и прочитайте слова. (Кора, кони; край, крой; колокол.)

Придумайте свои слова со слогами «ко», «кра», «кро».

3. Работа по учебнику. «Найди слова».

– Отгадайте загадку.

                Сделал дыру, вырыл нору,

                Солнце сияет, а он не знает.

                (Крот.)

– Назовите слово, которое на одну букву больше. (Кроты – добавили букву ы.)

– Назовите слово, которое на одну букву меньше. (Рот, кот – убрали буквы к, р.)

На странице 82

– Расшифруйте слово. (Юла, лимон.)

– Какие одинаковые буквы в этих словах? (Буква л.)

– Одинаковый ли звук она обозначает? (Нет, в слове «юла» – [л], а в слове «лимон» – [л’].)

                                               

По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

4. Чтение рассказа Г. Остера «Так нечестно».

– В какую игру играли котенок и щенок? («Ловишки».)

– Вам знакома эта игра? (Да, это догонялки.)

– Объясните слова соседского кота «Как кошка с собакой живут, давно известно». (Это значит не ладить, ссориться, не дружить.)

– Как вы думаете, прав соседский кот? (Очень часто животные, которые с детства воспитывались вместе, живут в мире, дружат.)

5. Знакомство с анаграммой.

– Анаграмма – это загадки с перестановкой букв в слове.

– Отгадайте.

                Легко дышать в моей тиши,

                Меня ты летом часто хвалишь,

                Но буквы переставь мои –

                И целый лес ты мною свалишь.

                        (Липа – пила.)

– Постройте схемы слов и сравните звуковой состав.

– С какой буквой познакомились на уроке?

– Какие звуки она обозначает?

Конкурс скороговорок.

          Крошка кошка на окошке

            Кашку кушала по крошке.

          У Кондрата куртка коротковата.

– Прочитайте скороговорки.

– Выберите и произнесите быстро ту скороговорку, которая больше всего понравилась.

– Согласные, как вы знаете, бывают звонкими и глухими. Некоторые из них так похожи друг на друга – настоящие «двойняшки». Но когда одни говорят, их слышно, других очень трудно услышать, как они ни стараются. Это парные согласные по звонкости – глухости. Их еще называют звуковыми фокусниками. Много хлопот эти фокусники причиняют. Вот и они.

– Прочитайте слова: ворона, миска, маска, парта, роса.

– Замените первые буквы на одну общую букву. Кто же этот фокусник? (Буква к.)

– Что вы о ней запомнили с начала урока? (Ответы детей.)

– Но у фокусника к есть партнер. Отгадайте, кто: буква, которая обозначает согласный звонкий парный звук; в слове «гиря» – мягкий, а в слове «гром» – твердый. (Парный – [г].)

– Сегодня мы будем ещё учиться слышать, различать и определять позицию звука в слове. Героями нашего урока будут звуки [г] – [к].

Работа по теме урока. Стр.84

1. Сопоставление звуков [г] – [к] по звонкости – глухости.

– Сравните первые звуки в словах «горка» и «корка». (Они отличаются по звонкости – глухости.)

– Приложите ладонь к горлу. Если «дрожит горлышко» – значит, звонкий согласный.

– Сравните схемы слов. Как вы думаете, что обозначает знак «колокольчик» над звуком [г]?

– Сравните первые звуки слов «гол» и «кол».

– Проверьте на правильность схему слова «колос». Назовите первый звук.

– Замените в слове «колос» первый звук парным звонким согласным звуком.

– Какое слово получилось? (Голос.)

– Расскажите, как в соответствии с моделью должен измениться второй звук в слове «икра». Какое слово получится? (Игра.)

– прочитаем слова на стр.85 вверху. Читаем по строчкам(по столбикам)

Можно провести данную работу в парах.

– Прочитайте слова, которые оканчиваются на согласную букву.

– Прочитайте слова, которые оканчиваются на гласную.

2. Подбор слов со звуками [г] – [к], расположенными в начале слова (по схемам).

– Познакомьтесь с ребятами. Как их могут звать? (Галя, Костя, Катя, Гриша и др.)

– Сравните первые звуки.

3. Игра «Звуки [г] – [к]».

– Давайте теперь все вместе поиграем.

                Между собой уже века живут в согласье Г и К.

                И не впадает К в обиду, когда её сменяет Г,

                Что схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге.

На доске представлены иллюстрации к выделенным словам.

К. Отрыл однажды крот

Г. В горе огромный (грот),

К. Достал мешок костей

Г. И пригласил (гостей).

К. Издалека шакал

Г. На пир к нему (шагал),

К. Топтыгин шапку скинул,

Г. Шакал от страха (сгинул),

К. А краб бороться с крабом

Г. Давай в тени под (грабом).

К. Свернулся ёж в клубок,

Г. Стал сон его (глубок).

К. И, закусив корой,

Г. Зайчишка под (горой),

Чтоб отличиться в играх,

К. Плясал до боли в (икрах).

– Какие пары слов вам удалось запомнить?

4. Работа по учебнику. Чтение текста Г. Остера «Секретный язык»

– А теперь «звуковые фокусники» просят вас показать, что вы можете.

Я начну читать рассказ, а вы следите кого спрошу продолжите чтение.

– Ребята, что такое секрет? (Ответы детей.)

– У вас есть секреты? От кого?

– Вы хотите научиться говорить «на секретном языке»?

– Прочитайте «секретные слова».

IV. Итог урока.

– Какой секрет «звуковых фокусников» вы сегодня узнали?

– Кто может утвердительно сказать: «Я научился различать звуки [г] – [к]»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопоставление звуков Д-Т по звонкости-глухости

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Сопоставление звуков д-т по звонкости - глухости" по УМС "Начальная школа XXI века"...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Строчная и заглавная буквы Ж, ж

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Строчная и заглавная буквы Ж, жГде дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. Буквы  Ж, ж. Письмо строчной буквы ж (2 ч)....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами....

Сценарий урока по обучению грамоте "Сопоставление звуков [д], [т] по звонкости–глухости. Дифференциация букв Д,д - Т,т».

Задачи урока: Образовательные: познакомить с парными согласными, учить дифференцировать звуки.Развивающие: создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонем...