СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [з], [с] ПО ЗВОНКОСТИ–ГЛУХОСТИ, ОТРАЖЕНИЕ ЭТОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ В МОДЕЛИ СЛОВА
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Пичкур Елена  Михайловна

 Обучение грамоте в 1 классе по программе "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _parnye_soglasnye_.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Обучение грамоте

1 «В» класс

Учитель – Пичкур Е.М.

Тема:   «»

Пояснительная записка.

Русский язык в 1 классе.

Презентация по теме: « Парные согласные ».

Цель: Развитие познавательных, коммуникативных, информационных компетенций учащихся, через изучение данной темы.

Задачи:

Формирование умения распознавать в слове парный согласный на конце слов, требующий проверки и умения подбирать проверочное слово и пользоваться им.

Развивать речь учащихся, внимание.

Приобщать к работе на компьютере в развивающих программах.

Развивать интерес к учению через новые технологии.

Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, аккуратности при работе в тетради, и с техникой.

Учить оценивать себя и других.

Презентация соответствует стандартам начального общего образования. Закрепление изученного материала строится в логической последовательности сюжета урока. Материал является доступным.

В ходе работы отрабатываются знания и умения учащихся на нахождение в словах парных согласных, подборе проверочных слов, умения оценивать свою работу и работу своего товарища.

Игровая форма проведения урока, развивает познавательную активность учащихся, побуждает детей участвовать в уроке более активно, показывать свои знания не только в устном и письменном виде. Применение ИКТ на уроках активизируют деятельность учащихся, пробуждают интерес к уроку.

Тема:   СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [з], [с]    ПО ЗВОНКОСТИ–ГЛУХОСТИ, ОТРАЖЕНИЕ ЭТОЙ    ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ В МОДЕЛИ СЛОВА

Цели: способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков ([з] – [с]); формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь.

Планируемые результаты:

Предметные: различать устную и письменную речь и основные языковые средства ( текст, предложение, слово).

Личностные УУД: развитие основ самоорганизации - организация исследовательского пространства ученика.

Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные УУД: сравнение предметов, нахождение общего и различия, использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: соблюдение простейших норм речевого этикета, участие в коллектив­ном обсуждении учебной проблемы, уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя, 

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация к уроку (сказка о парных согласных З-С), карточки с картинками: коза – коса, лист со словами, в которые можно подставить буквы З-С (Ли . а, ро . а, ко . а, . има), карточки со словами: слоги, слова, предложения для определения последовательности работы с буквами З-С, учебник «Азбука», лента букв (на доска), буквы З-С, листы для самооценивания (приём «Светофор»).

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой на работу "Желаю успеха"

Каждый день по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

Слайд  1.

II. Введение в тему урока. - Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

- Назовите тему нашего урока. (Предположения детей.)

– Сегодня на уроке поговорим о парных согласных звуках [з] – [с].

– Вспомните и назовите парные согласные по звонкости – глухости?

   Слайд  2.  ([г] – [к], [г’] – [к’], [з’] – [с’], [з] – [с].)

– Назовите звонкие парные согласные.

                      (Пары [г] – [г’], [з’] – [з’].)

– Как обозначают звонкие согласные в схемах слов?

(Добавим знак «колокольчик», если согласный звук звонкий.)

III. Работа по теме урока.

1.Дифференцированная работа.

Создание проблемной ситуации. 

(Отгадывание загадок)

(Нечитающие дети работают под руководством учителя.)

   

Слайд  3.  Работа со схемами слов.

(Выбор схемы)

– Расскажите, кто изображен на рисунке.

– Составьте схему этого слова. (Один ученик работает у доски, остальные на партах составляют схемы слов)

– Какой звук обозначим колокольчиком? Почему?

– Замените фишку буквой з.

– Постройте схему второго слова.

– Сравните схемы. В чем сходство? Отличие?      -  Оказывается, схема может подходить и к первому слову и ко 2-ому.

   Доказательство: оба слова имеют 2 слога- слияния, 4 звука, одинаковое ударение, 3 одинаковых звука.

– Можно ли во второй схеме вместо третьей фишки поставить букву з? Почему?

   Различие: есть разные звуки [з]-[с].

– Какую букву поставим? «Прочитайте» по схеме новое слово.

– «Прочитайте» по схемам пару слов. (Коза – коса.)

Слайд  4. , Слайд  5.

-Найти слова, которые отличаются одним звуком.

 Аналогичная работа проводится с остальными словами: зубы – супы, лиса – Лиза).   (Читающие дети работают по карточкам.)

– Составьте схему слов. Какой значок надо добавить в схему слова «Лиза», чтобы схема стала точнее? Нарисуйте. (Добавим знак «колокольчик», если согласный звук звонкий.)

Доказательство, кто считает, что схема походит к обоим словам.

Выявление общих признаков.

- Всё ли одинаково?

Выявление, чем различаются слова?

Вывод: звуки [з]-[с] –согласные. Могут быть твёрдыми, могут быть мягкими. Звук [з] – звонкий, звук [с] – глухой. Звуки [з]-[с] обозначаются буквами З-С, которые образуют пару.

Слайд  6.    -Чтение и сравнение слов парными согласными З-С

На доске записаны слова.  

– Замените звонкий согласный звук [з] его парой. Прочитайте слова парами.

Захар –    ..ахар

Зоя –        ..оя

Зима –    …има

Зайка –   …айка

2. Работа по учебнику. Чтение слов-перевертышей.

-Прочитайте пары слов справа – налево и слева – направо.

– Такие слова называют перевертыши.

Перевертыши:         

Анаграммы:  мол – лом 

  Слайд  7.,  Слайд  8.   – Прочитайте предложения-перевертыши на доске.

3. Чтение рассказов «Саня», «Кусты» (нечитающие дети), В. Голявкина «Как я помогал маме» (читающие дети).

 

Слайд  9.

 IV.ФИЗМИНУТКА.    

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

Кар-кар-кар.

Целый день они летали,

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают,

Ш-ш-ш-ш.

Слайд  10.

 4. Игра «Доскажи словечко».      – Я буду загадывать загадки, а вы называете отгадку и, если в начале слова согласный звук звонкий, движением руки имитируете звонок, если согласный глухой, то приставляете указательный палец к губам.

На даче в лесу

Были разные птицы:

Сороки, стрижи,

Воробьи и… (синицы).

        Н. Полякова

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки… (звать).

                      С. Маршак

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой

Топал… (слоненок).

        А. Екимцев

Сперва от магазина

Несла покупку… (Зина).

              С. Михалков

 

5. Чтение рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол».

Чтение читающими детьми по цепочке. Остальные дети стараются следить по тексту и «читать».

– Помог ли мальчик маме? Тогда почему мама сказала: «Ничего. Ты мне все же помог»? (Ответы детей.)

– Расскажите, как вы помогаете своим родителям.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?        

Какие звуки сравнивали?                                  

Какими буквами обозначаются?              

Что они образуют?                                                                                                                                                            

Рефлексия.

Самооценивание своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопоставление звуков Д-Т по звонкости-глухости

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Сопоставление звуков д-т по звонкости - глухости" по УМС "Начальная школа XXI века"...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Знакомство с буквой К,к.Сопоставление звуков г-к по звонкости-глухости.

конспект урока по литературному чтению 1 класс. По программе школа 21 века.По страницам букваря с 81 по  87....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами....

Сценарий урока по обучению грамоте "Сопоставление звуков [д], [т] по звонкости–глухости. Дифференциация букв Д,д - Т,т».

Задачи урока: Образовательные: познакомить с парными согласными, учить дифференцировать звуки.Развивающие: создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонем...