Урок литературного чтения. Людмила Стефановна Петрушевская "Сказка о часах"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Матвеева (Некрасова) Екатерина Владимировна

3 класс УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_nekrasovoy_ev.doc57.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.ppsx451.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Людмила Стефановна Петрушевская "Сказка о часах"

Разработала учитель начальных классов

МБОУ Архангельская СОШ Соловецких юнг

Некрасова Екатерина Владимировна

Цель: познакомиться со сказкой и вынести урок для себя.

Задачи:

  • создать условия для вдумчивого чтения при помощи прогнозирования;
  • создать условия для сопоставления образов произведения с личным опытом или с тем, что наблюдали в окружающей действительности;
  • задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над отношениями между Матерью и Ребенком.

Оборудование:

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Э

К

С

П

О

З

И

Ц

И

Я

Юнгаши, все встали ровно

Спинки прямо, носик вверх.

По швам руки развели -

 Себя в порядок привели.

Пятки вместе носки врозь,

С дисциплиной шутки брось!

К нам на урок чтения прибыл гость, а кто это узнаете, отгадав загадку.

 Весь век идет Еремушка:
Ни сна ему, ни дремушки.
Он шагом точный счет ведет,
А все же с места не сойдет.

- Молодцы! Посмотрите на эти  часы, что с ними не так?

- Скажите, а можно оставить часы в таком виде?

Почему?

- А зачем нам знать время? И нужно ли чинить часы?

Часы – символ жизни, символ времени. Время идет вперед и никогда не возвращается назад. И надо успеть сделать многое. Поэтому скорее приступим к «ремонту», а чтобы часы стали исправны нам необходимо будет выполнить 12 заданий.

Смотрим первое задание.

1.Прочитайте, пожалуйста, сказку обо мне.

- Ребята, какую сказку можем прочитать?

-Вы сейчас выдвигали свои предположения и делали прогнозы эти умения вам сегодня пригодится на уроке! Скажите, а эти умения могут вам пригодиться в учебной деятельности и жизни? Как?

- Действительно, сегодня мы прочитаем сказку «Сказка о часах» Л.С. Петрушевской.

А что это за писательница? Кто из вас знаком с ее творчеством?

- Вот сегодня мы и познакомимся с одной из ее сказок - «Сказка о часах».

Выполнение

Часы

Часы сломаны, так как на них перепутаны все цифры!

Нет! Так как мы не сможем правильно определить время.

По времени мы ориентируемся в нашей жизни. Без знания времени мы будем всё время спешить или опаздывать…

Варианты детей

Ответы детей

Сообщение от Насти.

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в Москве в мае 1938 года. Окончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Работала на радио, телевидении. Она написала много пьес для спектаклей, в которых очень правдиво рассказывала о жизни семьи. А в 90-е годы она обратилась к жанру “сказки для всей семьи”, где Добро всегда побеждает Зло.

П

Р

Е

З

Е

Н

Т

А

Ц

И

Я

Н

О

В

О

Г

О

- А для чего мы вообще читаем сказки?

-Давайте, тогда сформулируем цель нашего урока.

-А как будем идти к нашей цели?

- Итак, не будем терять драгоценного времени, приступим к работе!

-Я предлагаю  читать сказку частями, так  как у наших часов еще есть для нас задания!

-Начинаем читать

-Остановка

-У часов появился вопрос!

2. Как вы думаете, что оказалось в той коробочке?

- Ваши предположения

Хотите узнать, что там было на самом деле?

- Продолжаем читать

-Спасибо, достаточно. Пришло время третьему вопросу.

3. Почему у девочки не получалось завести часы?

А так ли трудно заводить часы? Давайте попробуем это сделать. Легко ли у вас получилось?

Стали бы вы заводить часы на месте девочки?

Часы заводятся достаточно легко! А легко ли вам сидеть весь урок? Давайте скорее отдохнем!

Что же случилось дальше? Продолжаем читать.

Спасибо достаточно.

4. Как вы думаете, что могла сказать старушка девочке?

-Ваши предположения?

Продолжаем читать.

Остановитесь. Время вопроса.

5. Сбылось ли ваше предположение?  Что же на самом деле сказала старушка?

Продолжаем читать.

Остановка. Время вопроса.

6. Как вы думаете, кто завел часы? Почему?

Проверим ваши версии. Продолжаем читать.

Остановка. Вопрос от наших часов.

7. А как вы думаете, что стало с героями этой сказки спустя много лет?

Давайте узнаем истину –  продолжим читать сказку.

Достаточно. Пришло время вопроса.

8. Предположите, чем закончится эта сказка?

Проверим свои догадки. Читаем сказку до конца про себя.

Чем же закончилась эта история?

Что имела в виду старушка, сказав: «Ну что же, пока что мир остался жив»

А живы ли вы? Скорей вставайте на зарядку!

Из сказок мы всегда выносим урок для себя.

Цель урока: познакомиться со сказкой  и извлечь из нее урок для себя.

1.Прочитаем сказку                                                   2. Будем прогнозировать события 3.Проанализируем                        4.Вынесем из сказки урок для себя

Читает Полина Дерягина

Версии ребят.

Читает Леша Дрогин

Она не умела это делать.

Вова Сумич заводит часы из коробочки.

Да, так как любопытно.                           Нет, так как мама не разрешает.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Читает Вероника Смолякова

Ответы детей

Читает Вова Юхнин

Версии детей

Читает Зотова Софья

Ответы детей

Читает Настя Хорошилова

Ответы детей.

Чтение про себя.

Пересказ отрывка.

Ответы детей.

Проводит Вика Лысых под песню «Пока часы 12 бьют»

П

Р

О

Р

А

Б

О

Т

К

А

Н

О

В

О

Г

О

Продолжаем работу не теряя времени. Отвечаем на следующие вопросы часов.

9. Как вы думаете, почему у героев нашей сказки нет имен?

-А какие они наши мамы?

-А девочка похожа на вас, на ваших сверстниц.

- О чем мечтала девочка? Сбылась ее мечта? Но какой ценой?

У часов есть еще вопросы к вам.

10. Прочитайте отрывок, в котором говорится о последних минутах жизни мамы

Изменилась ли девочка в конце сказки?

У часов к нам осталось всего два вопроса. Ответим на 11-й.

11. В сказке присутствует еще одна героиня – бабушка. Как вы думаете, ребята, кто она?

Часы – главный герой, символ жизни, символ времени. Время идет вперед и никогда не возвращается назад. И надо успеть сделать многое.

«Сказка о часах» - это напоминание нам, детям и родителям. Напоминание о чем?

Итак, последний вопрос от часов.

12. Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только любовью держится и движется жизнь.
И.С.Тургенев

Как вы поняли смысл этого высказывания?

У героев этой сказки нет имен, потому что все мамы и дети похожи друг на друга.

Наши мамы добрые, заботливые, любящие…

Ответы детей

Выразительное чтение.

Ответы детей.

Старушка – символ жизни.  

Надо спешить делать добрые дела, потому что время быстротечно. Если в мире будет царствовать добро, то жизнь не остановится, мир будет жить.

Если в мире будет царствовать любовь, то жизнь не остановится. Мир будет жить.

К

О

Н

Т

Р

О

Л

Ь

И

О

Ц

Е

Н

К

А

Итак, ребята, вы познакомились с новым для вас произведением. Что хотела сказать писательница своей сказкой?

Чему научила вас эта сказка? Что вынесли с урока?

- Что надо сделать детям, чтобы в семье был мир и покой?
- В какой мере отношения, покой, порядок в семье зависят от детей?
- Какие мелочи могут создать настроение в семье?

В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Достигли мы цели урока? Как к этому шли?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Мы познакомились со сказкой, проанализировали ее и вынесли для себя урок.

О

Р

Г

А

Н

И

З

А

Ц

И

О

Н

Н

О

С

В

Я

З

У

Ю

Щ

И

Й

Ну и подводя итог урока предлагаю написать синквейн. Напомните что это такое.

Зачитайте, что у вас получилось.

Молодцы!

Дома предлагаю создать обложку для этого произведения и подготовить чтение по ролям.

А сейчас поднимите часики с тем настроением, которое осталось у вас после урока.

Кто хочет высказать свое мнение?

Сегодня, я надеюсь, вы придете со школы домой, посмотрите в мамины глаза, попросите прощения за грубость, за невнимание, помоете посуду, приготовите чай, обнимете ее крепко и скажете: «Мама, я тебя очень люблю!»

Спасибо за урок!

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. В нем нет рифмы, но есть ритм, и пишется оно очень легко.

Чтение синквейнов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 3 «В» классе Презентацию подготовила Некрасова Екатерина Владимировна учитель начальных классов МБОУ Архангельская СОШ Соловецких юнг

Слайд 2

10 12 9 1 2 3 6 4 5 7 8 11 1. Прочитайте, пожалуйста, сказку обо мне!

Слайд 3

Людмила Стефановна Петрушевская

Слайд 4

10 12 1 2 3 6 4 5 7 8 11 1 2. Как вы думаете, что оказалось в той коробочке? 2 3 3. Почему у девочки не получалось завести часы? 4. Как вы думаете, что могла сказать старушка девочке? 4 5. Сбылось ли предположение? Что же на самом деле сказала старушка? 5

Слайд 5

10 2 3 4 5 7 8 11 1 2 3 4 5 6. Как вы думаете, кто завёл часы? Почему? 6 7. А как вы думаете, что стало с героями спустя много лет? 7 8. Предположите концовку сказки! 8 9. Ответьте на вопрос №1 после текста! 9 10. Прочитайте отрывок, в котором говорится о последних минутах жизни мамы 10 11. В сказке присутствует ещё одна героиня – бабушка. Как вы думаете кто она? 11 12. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь. И.С. Тургенев 12

Слайд 6

12 9 6 4 10 8 1 2 3 4 5 7 11 СПАСИБО!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"

План-конспект урока литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"...

Урок литературного чтения "А.С. Пушкин. Руслан и Людмила" Школа 2100

Урок изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского классика А.С Пушкина....

Конспект урока литературного чтения по теме: "Людмила Николаенко «Весёлое сделалось грустным»

Планируемые результаты обучения:Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции;формирование чувства ответственности за свои поступки (перед родителями); нравственное сознание и чувство с...

КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...

Методическая разработка урочного мероприятия с применением цифровых технологий: «Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Людмила Петрушевская «Кот, который умел петь»»

Урок литературного чтения по теме: «Людмила Петрушевская «Кот, который умел петь» изучается во 2 классе, по типу урока: изучение нового материала. Урок соответствует принятым нормам ...

Урок литературного чтения по теме: «А.С. Пушкин. Знакомство с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила».

Урок литературного чтения по теме: «А.С. Пушкин.  Знакомство с отрывком из поэмы«Руслан и Людмила». 2 класс...