Урок литературного чтения по теме: «А.С. Пушкин. Знакомство с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок литературного чтения по теме:

«А.С. Пушкин.  Знакомство с отрывком из поэмы

«Руслан и Людмила». 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "СОШ №4 г. Шатуры"

Урок литературного чтения по теме:

«А.С. Пушкин. Знакомство с отрывком из поэмы

«Руслан и Людмила».

УМК «Школа России»

2 класс

Составила: учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры»

Горячева С. В.

2022 г.

Тема урока

Функциональная грамотность на уроке литературного чтения во 2 класс. А.С. Пушкин. Знакомство с отрывком из поэмы

«Руслан и Людмила

Тип урока

Урок «открытие нового знания»

Цель урока

Познакомить учащихся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и её анализа. Развивать интерес к предмету.

Формируемый компонент функциональной грамотности

Читательской грамотность

Возраст учеников

2 класс, 8-9 лет.

Количество участников

25-30 человек.

Задачи урока

(планируемый результат)

Предметные умения

Метапредметные УУД:

Совершенствовать навык выразительного чтения.; сформировать начальные навыки анализа прочитанного текста; формировать умение работать со словарём и прочитанным текстом.

Регулятивные:

менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

- планировать и контролировать этапы своей работы.

Познавательные:

самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.

Коммуникативные:

эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

- аудирование;

уважать мнение собеседников;

высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная

Коллективная

Самостоятельная работа

Оборудование: учебники, электронное приложение, демонстрационный материал.

Cредства обучения: мультимедийный проектор; компьютер; экран; мультимедийная презентация к уроку,

карточки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

(Планируемые результаты)

I. Мотивация к учебной деятельности

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

(На экране заставка «В гостях у сказки»)

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации.

II. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в сказочный мир. У меня на столе есть волшебная корзинка, в ней предметы из сказок. Ваша задача, определить сказку к которой относится этот предмет.

1) Учитель подходит к одному из учеников и учащийся достаёт первый предмет. (зеркало).

Ребята, скажите в каком произведении мы с вами встречали этот предмет?

- Кому принадлежало зеркальце? Зачем оно было нужно?

- А какая по характеру была царица?

2) Второй предмет рыбка.

Ребята, скажите в каком произведении мы с вами встречали этот предмет?

- А какая по характеру была рыбка?

3) Третий предмет орех.

Ребята, скажите в каком произведении мы с вами встречали этот предмет?

- Кому принадлежал орех?

- Кто подарил белочку князю Гвидону?

- Посмотрите, сколько предметов у нас.

- Ребята, скажите, что их объединяет?

- А волшебный мир сказок открыла поэту его няня, Арина Родионовна .

Няня Арина Родионовна была самым близким сердцу человеком . Талантливая сказительница она первая познакомила поэта с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказки. Сюжеты многих из них поэт использовал при создании своих сказок.

- А откуда вы знаете сказки? Кто вам читает сказки?

- А вот мне сказки всегда читала мама! Послушайте пожалуйста стихотворение.

Светлый месяц млечный путь умоет.

В дом войдёт на мягких лапках ночь.

«Мама, расскажи про Лукоморье», -

Снова просит маленькая дочь.

Пушкина, достав заветный томик,

Начинаю сказку ей читать.

И восторг в глазах ребёнка тонет,

И не хочет дочка засыпать.

«Ну, еще немного, про Салтана», -

Просит меня дочка горячо.

«Завтра, дорогая, утром встанем,

Почитаем Пушкина ещё».

- И сегодня мы с вами тоже «Почитаем Пушкина еще».

В стихотворении дочка просит маму рассказать про Лукоморье. А кто из вас знает, что такое Лукоморье?

- Что нам может помочь узнать настоящее значение слова?

-Давайте посмотрим значение этого слова в словаре нашего учебника стр.214.

- А вот какое значение этого слова я нашла в толковом словаре:

Лукоморье – это слово происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В восточнославянской мифологии Лукоморье — это заповедное место на окраине вселенной, где стоит огромное древо, по которому можно попасть в другие миры.

- Вот и мы сегодня попробуем попасть в мир Лукоморья, где живут сказочные герои.

А когда-то в детстве это слово «ЛУКОМОРЬЕ» услышал Пушкин от няни. И потом, став поэтом, он вспомнил о нем… И сказочное Лукоморье появляется в начале его поэмы «Руслан и Людмила».

Ответы детей

- В сказке «О мертвой царевне и семи богатырях».

- Царице. Она любовалась в него.

- Злая, гордая…, завистливая. Себялюбивая.

- В сказке «О рыбаке и рыбке».

- Добрая, справедливая, честная.

- Сказка о царе Салтане….

- Белочке.

- Царевна Лебедь.

Формируют тему урока

- Это волшебные предметы из сказок А.С. Пушкина.

Ответы детей

Ответы детей

- Словарь.

Коммуникативные УУД

Сформирован интерес к познанию окружающего мира, ориентация на принятие образца «хорошего ученика»

Личностные УУД

Выполнять элементарные алгоритмы. Проговаривать, выполняя учебные действия.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу .

III. Изучение нового материала.

- Закройте глаза, представьте себе это сказочное пушкинское Лукоморье…. Послушайте!

- Какие картины мы видим в Лукоморье…

- Автор населил свое Лукоморье героями русских народных сказок, героями из своей поэмы «Руслан и Людмила».

- Посмотрите, сколько чудес Пушкин поместил в Лукоморье. - Но все ли тайны Лукоморья мы открыли?

Прочитайте (с. 86) отрывок из поэмы самостоятельно, обратите внимание на слова, с которыми необходимо поработать по словарю. Может вам встретятся сложные, по вашему мнению слова, отметьте их.

Словарная работа. Поисковая работа.

Неведомые (дорожки) – неизвестные, незнакомые.

Невиданные (звери) – неизвестные, которых никто не видел.

Витязь – воин, богатырь.

Чредой (выходят) – идут парами.

Тужить – горевать, кручиниться.

Бурый – коричневый.

Чахнет- становится больным, утрачивать былую силу.

Поведаю – расскажу.

(Дети прослушивают электронное аудио приложение.)

Ответы детей

Самостоятельное чтение.

Учащиеся ищут значения неизвестных слов на специальных листочка расположенных на парте.

Познавательные УУД

  1. Развиваем умения извлекать информацию из текста, иллюстраций.
  2. На основе анализа объектов делать вывод.
  3. Обобщать и классифицировать по признакам.
  4. Ориентироваться в учебнике.
  5. Находить ответы на вопросы по иллюстрации.

Физ. минутка

Музыкальная физкультминутка на доске.

Закрепление нового материала. Проверка полученных знаний.

- И снова мы с вами в Лукоморье.

- Давайте попробуем при чтении передать таинственный, сказочный мир Лукоморья.

- Теперь давайте проверим на сколько вы внимательно слушали и читали текст. Разгадаем кроссворд.

По горизонтали
3. Что говорит кот когда идет на лево
5. Кто ходит по цепи
6. Кто на ветвях сидит
8. Что стоит без окон и дверей

По вертикали
1. Где стоит "дуб зеленый"
2. Что заводит кот когда идет на право
3. Что там на невидимых дорожках
4. Из какой поэмы
7. Какая цепь на дубе том

Три учащихся читают произведение по частям.

Регулятивные УУД

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу

Дифференцированное домашнее задание.

Подготовьте дома выразительное чтение отрывка.

Выучить отрывок наизусть.

Проиллюстрировать отрывок.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вам понравилась работа на уроке?

- Давайте оценим свои успехи с помощью смайликов. Если вам понравился урок нарисуйте улыбку, если нет то грустное лицо, если урок вас удивил нарисуйте округлый ротик.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Приложение

Кроссворд «У лукоморья дуб зеленый"

По горизонтали

3. Что говорит кот, когда идет на лево?

5. Кто ходит по цепи?

6. Кто на ветвях сидит?

8. Что стоит без окон и дверей?

По вертикали

1. Где стоит "дуб зеленый"?

2. Что заводит кот, когда идет на право?

3. Что там на невидимых дорожках?

4. Из какой поэмы отрывок?

7. Какая цепь на дубе том?

Карточки для словарной работы

Неведомые (дорожки)

– идут парами.

Невиданные (звери)

– горевать, кручиниться.

Витязь

– неизвестные, незнакомые.

Чредой (выходят)

- становится больным, утрачивать былую силу.

Тужить

– неизвестные, которых никто не видел.

Бурый

– воин, богатырь.

Чахнет

– коричневый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Конспект урока литературного чтения по теме: "Людмила Николаенко «Весёлое сделалось грустным»

Планируемые результаты обучения:Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции;формирование чувства ответственности за свои поступки (перед родителями); нравственное сознание и чувство с...

Урок литературного чтения по теме: А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки)

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (отрывки) (Программа ПНШ)Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.Предметные: формиро...