Конспект совместного урока по внекласному чтению "Чудо своими руками" для 3 и 4 классов
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Обласова Людмила Юрьевна

Открытый урок для педагогов и родителей в 3 и 4 классах с элементами театрализации по произведению американского писателя Доктора Сьюза "Слон Хортон ждет птенца".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_26_noyabrya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия по литературному чтению               в 3-4 классах учителей начальных классов                                 Обласовой Л.Ю., Галаевой В.Н.

Конспект внеклассного занятия по литературному чтению  в 3а и 4а классах

учителей начальных классов  ГБОУ школы № 76

Выборгского района Санкт-Петербурга

Обласовой Людмилы Юрьевны, Галаевой Валентины Николаевны

Дата проведения урока: 26 ноября 2013

Тема урока: Чудо своими руками

Место урока в системе уроков:  в рамках совместного проекта "Развития культуры чтения"

Тип урока: предметный игровой

Задачи урока: 1. Образовательные:

  - знакомить с творческой мастерской писателя.

- учить разным видам работы с литературным текстом.

 2. Развивающие:

- развивать умение слушать друг друга и работать в группе: взаимодействию и взаимопомощи,

- осуществлять взаимоконтроль;

- развивать речь, воображение, эстетический вкус.

3. Воспитательные:

 - воспитывать потребность в чтении,

- приобщать к эстетическим и нравственным ценностям.

Форма урока: урок-мастерская

Методы урока: театрализация, исследовательские, творческие

Технология:  технология групповой работы

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная

Продолжительность урока: 1 урок – 45 минут

Возрастная категория: 3-4 класс

УУД: 

Личностные: привести к осознанию ценности художественного чтения

Метапредметные: 

  • регулятивные (уметь ставить цели и уметь их планировать)
  • коммуникативные (формулировать выводы из изученного материала)
  • познавательные (овладевать  навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания)

Предметные: 

  • давать характеристику литературному герою
  • делать нравственные выводы (мораль)

УМК: школа «России» Л.Ф Климанова, Литературное  чтение. 3 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / сост. Л.Ф Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. М.: Просвещение,  2013

Оборудование: ватман, цветные маркеры, цветная бумага, выставка афиш, пригласительные билеты, сделанные своими руками

План занятия

1.Организационный момент

2.Собщение темы, задачи урока

3.Вызов

  а) Слово учителя об авторе

  б) Театрализация

4. Обсуждение

  а) Ответы на "толстые вопросы"

  б) Работа в группах. Составление сравнительной таблицы

  г) Афиширование результатов

  д) Творческая работа

4. Рефлексия

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент

        Дети садятся группами по классам. В отдельных группах (чтобы не мешать окружающим при выходе на сцену) сидят участники театрализации.

2.Сообщение темы, задачи урока

 Тема нашего занятия "Чудо своими руками". На этом занятии мы будем учиться делать чудеса своими руками.

3. Вызов

а) Слово учителя об авторе

 Поводом для нашей встречи стала сказка американского писателя Теодора Сьюза Гейзеля. В мире его знают под именем Доктор Сьюз. Он был неутомимым выдумщиком и фантазером.

Поскольку его отец какое-то время был смотрителем в зоопарке, будущий писатель часто приходил к отцу и рисовал животных, которые впоследствии стали персонажами его произведений.

Доктор Сьюз очень любил читать. Его беспокоило то, что многие дети читать не хотят. И тогда он начал писать для детей. Его книги были интересны и детям, и взрослым. 44 книги писателя переведены на 20 языков (в том числе на шрифт Брайля – для слепых). Он был лауреатом нескольких престижных премий в области литературы1.

Сюжет книги Доктора Сьюза – «Слон Хортон высиживает птенца» – возник внезапно. Порыв ветра разбросал рисунки в кабинете художника, и изображение дерева и слона неожиданно совпали. Так родилась история о слоне Хортоне, который помог птичке Мэйзи высиживать птенца.

б) Театрализация.

Выступление 3а класса.

 -Мы увидим, как эта история началась.

-Спасибо нашим артистам.

Чтобы нам был понятен финал этой истории, нам нужно вспомнить: какие испытания пришлось пережить слону на гнезде.

Для этого вы ответите на наши вопросы.

- где путешествовал "и ствол, и гнездо, и яйцо, и слон"?

- на чём путешествовал "и ствол, и гнездо, и яйцо, и слон"?

- как долго путешествовал "и ствол, и гнездо, и яйцо, и слон"?

- где встретились главные герои вновь?

Выступление 4а класса.

-Мы увидим финал, развязку этой истории.

-Спасибо нашим артистам.

Вы согласны с тем, что в сказке произошло чудо?

4.Обсуждение

 а) Ответы на "толстые вопросы"

 Почему же Мейзи не поблагодарила слона? Он же выполнил её просьбу.

 Почему из яйца вылупился не птенец,  а слоно-птица? Это же было яйцо Мэйзи.

 

б) Работа в группах. Составление сравнительной таблицы 

Что  нам поможет разобраться в природе этого чуда?

Давайте выясним, какие черты характера помешали Мейзи высиживать яйцо?

И какие свойства характера позволили Хортону справиться с этим трудным делом?

Сделаем такую работу. У каждого из вас есть листочки. На листочке розового цвета вы пишете одно качества характера Мейзи, а на листочке зеленого цвета  одно качества характера Хортона.

В группе  вы выбираете самый правильный ответ и листочек с этим ответом прикрепляете к нашей афише с изображением героя сказки.

Покажем, как это сделать.

Помните о том, что надо работать дружно, не нарушать дисциплину и стараться договариваться.

г) Афиширование результатов

Читают ваши ответы  артисты, исполнявшие роль Мейзи и Хортона.

Послушаем,  какие черты характера помешали Мейзи высиживать яйцо?

Перед уроком мы попросили артистов выбрать самую главную фразу, характеризующую их героев.

Послушаем ключевую фразу Мейзи.

Послушаем, какие свойства характера позволили Хортону довести дело до конца?

Послушаем ключевую фразу Хортона.

Какой можно сделать вывод?

(Терпение и вера в победу. "Видеть цель и идти к ней" вот ключ в разгадке произошедшего чуда.)

д) Творческое работа

Чудо своими руками может сделать и каждый из вас за одну минуту.

У вас в руках изображение птенца. Попробуйте изменить рисунок так, чтобы из птенца получился слоно-птица.

Включите своё воображение.

Вы помните: здесь главное вера в победу (желание) и настойчивость (терпение).

 У кого получилось?

Покажите результат своим соседям.

Как в настоящем театре,  на этот рисунок можно получить автограф у наших артистов.

5. Рефлексия.

Разве на нашем занятии произошло только одно чудо?

Напишите на листочках,  какие ещё чудеса вы наблюдали на нашем занятии. Ваши ответы пополнят наше коллективное портфолио.

Во время исполнения песни можно прикрепить ваши ответы на плакаты с названием "Чудо своими руками".

Для взрослых плакат ( +,   -,   интересно)

6.Анализ результативности урока.

Отзывы гостей занятия на оценочных  бланках.

Список использованной литературы

Приложение

Слон Хортон ждет птенца.

перевод Татьяны Макаровой.

Ах, мне надоело!
Ах, как я устала!  —
ленивая Мейзи капризно шептала.  —
Я ногу на этом гнезде отсидела!
Какое противное, скучное дело!
Нет!  Если себе я замену найду,
то я на каникулы сразу уйду!
Да я ни секунды бы здесь не сидела,
когда бы замену себе приглядела!

Тут Мейзи как раз увидала слона.
— Ах, здравствуйте, Хортон!  —
сказала она.  —
Я так отсидела здесь левую ногу...
Быть может, тут вы посидите немного?

Слон Хортон ужасно смеялся в ответ:
— Ну что вы!  На мне ведь ни перышка нет!
Ни крыльев, ни клюва...  И, кроме того,
яйцо так мало!  Я велик, для него!

Ну да...  Вы довольно высокого роста...
Но вам беспокоиться не о чем.  Просто
садитесь!  Хотя вы не так уж малы,
но как вы мягки!  Как нежны и милы!

Слон буркнул:
— Нет-нет...  Вы уж как-нибудь сами...  —
Но птичка взмолилась к нему со слезами:
— Пожалуйста!  Я ненадолго!  Клянусь!
Я слово даю вам, что скоро вернусь!
— Ну, что ж...  коли так...  то попробовать можно.
Я буду сидеть на яйце осторожно.
Я буду стараться его не сломать.

До встречи!  — пропела беспечная мать.

Исследовав дерево, прежде всего
слон Хортон подпорки нашёл для него.
— Пусть дерево будет надёжным и прочным.
Ведь тонны четыре во мне — это точно.
Обычно я всё же стоял на полу...

И слон осторожно полез по стволу.

Долез.  Улыбнулся.  Вокруг поглядел...
и сел на гнездо.
И сидел...
И сидел...
И днём он сидел, согревая яйцо,
И ночью,
и ветры хлестали в лицо,
и молнии бились,
и гром грохотал...

Погодка неважная...  — слон бормотал.  —
Мне мокро...  и холодно...  и...  неприятно...
Скорее бы Мейзи вернулась обратно!

А Мейзи в то время на Пальмовом пляже
о милом гнезде и не помнила даже.
Решила она, что отныне ничто
её не заставит вернуться в гнездо.

А слон между тем всё сидел и сидел.
Вот осень настала.  И лес облетел.
Деревья надели свой зимний наряд.
На хоботе грустно сосульки висят...
А слон всё сидит и упрямо твердит:
— Яйцо не замёрзнет!
Птенец победит!
По-моему, мысль моя очень проста:
слон верен от хобота и до хвоста.

Он так и сидел без травинки и сна,
пока, наконец, не настала весна.
Но беды иные с весной начались!
Все звери лесные вокруг собрались,
кричали, шумели, давились от смеха:
— Слон Хортон на дереве!
— Что за потеха!
— Он, может, теперь и по небу летает?
Ведь он себя, кажется, птицей считает!

Они разбежались...
А Хортон остался...
Он так бы сейчас по траве покатался!
Он так бы сейчас погулял, побродил!..
Но слон всё сидел и упрямо твердил:
— По-моему, мысль моя очень проста:
слон верен от хобота и до хвоста.
Какая бы нас ни постигла беда,
ребёнку не будет, не будет вреда!

Но Хортон-бедняга не знал ничего
о том, что ещё ожидало его.

Пока он сидел, позабыв про покой,
такой терпеливый и добрый такой,
охотники медленно крались к гнезду
и ружья нацеливали на ходу.
И слон увидал из гнезда своего
три дула, нацеленных на него!

Бежал ли от страшной опасности слон?
Нет!  Даже и с места не сдвинулся он.
Слон Хортон не струсил и прочь не удрал,
Он выпятил грудь и свой хобот задрал.
И так на охотников смело глядел,
как будто бы молча сказать им хотел:
«Стреляйте!  Я здесь остаюсь до конца.
Ведь я без тепла не оставлю яйца.
По-моему, мысль моя очень проста:
слон верен от хобота и до хвоста».

... 
Охотники вовсе в него не стреляли.
И ружья из рук их на землю упали.
— Смотрите!  Смотрите!  — они закричали.  —
Такого нигде мы ещё не встречали!
На дереве — слон!
Как забавно!
Как ново!
Ведь это неслыханно!  Честное слово!
Не будем его убивать.  Пощадим.
Мы в цирк подороже его продадим.

Телегу огромную соорудили,
беднягу слона на неё посадили,
и Хортон оставил родные места,
несчастный от хобота и до хвоста.

И к самым вершинам телега ползла,
и к самому небу телега везла
и ствол, и гнездо, и яйцо, и слона...
И к самому морю спустилась она.
И вот, помахав на прощанье земле,
слон Хортон качается на корабле.

Но гнёздам, и яйцам, и даже слонам
не так уж привычно сновать по волнам.
А шторм разгулялся!  И не утихал.
И Хортон сидел и устало вздыхал:
— По-моему, мысль моя очень проста:
я гибну от хобота и до хвоста.

И так две недели.  И так две недели...

Но вот они берег вдали разглядели.
Подъёмного крана тугая стрела
слона и гнездо к небесам вознесла.

И ствол, и яйцо, и гнездо, и слона
в Нью-Йоркском порту опустила она.
И ствол, и яйцо, и гнездо, и слона
купила бродячая труппа одна.

И вот потекли бесконечные дни.
И люди глазели.  Смеялись они.
В Чикаго, Вихайкене и Вашингтоне,
в Огайо, в Даутоне и в Бостоне,
и в Каламазоо, и в Минесоте,
смеялись в Канзасе, смеялись в Дакоте,
за несколько центов всегда и везде
смеялись над странным слоном на гнезде.

... 
И Хортон мрачнел,
но с гнезда не сходил.
В шатре цирковом он печально твердил:
— По-моему, мысль моя очень проста:
слон верен от хобота и до хвоста.

Но цирк, продолжая свой долгий вояж,
приехал однажды на Пальмовый пляж.
И кто прилетел поглазеть на слона?
Бездельница Мейзи!
Конечно, она!
Всё так же ленива, всё так же беспечна,
она о гнезде позабыла, конечно.
И вдруг, увидав балаган в отдаленье,
пропела: «Ура!  Поглядим представленье!»
И Мейзи, как молния, вниз головой
С небес ворвалась в балаган цирковой...

Ого...  что за встреча...  — она пропищала.  —
Мне кажется, я вас когда-то встречала...

Слон вздрогнул...  и стал вдруг белее, чем мел!
Он что-то беглянке ответить хотел,
но хруст скорлупы балаган огласил!
В ней кто-то царапался что было сил!
И тут у слона просветлело лицо!
— Он крикнул:
— Моё дорогое яйцо!

Но пискнула Мейзи:
— Неправда!
Ты лжёшь!
Ты — слон!
И на птицу ничуть не похож!
И дерево это моё!  И яйцо!
Ты лжёшь мне бессовестно прямо в лицо!

И бедному Хортону стало невмочь.
С тяжёлой душою он двинулся прочь.

Но тут
разломилась совсем скорлупа —
и замерли Мейзи,
и слон,
и толпа...
Ведь то, что на свет из неё вылетало,
приветливо хоботом длинным мотало!
И хвостик слоновий,
и уши,
и кожа —
всё страшно на Хортона было похоже!

И люди вокруг головами качали!
Они ликовали!
Смеялись!
Кричали!
«Смотрите!
Ура!
Новый вид!
Слоно-птица!»
Но так и должно было это случиться.
Ведь молнии бились.
И шторм бушевал.
А Хортон сидел и яйцо согревал.

И слон возвратился в родные места,
счастливый от хобота и до хвоста

Оценочный лист

Ваше имя__________________________________________

Вы -  мама, папа, бабушка, дедушка (нужное подчеркните)

Оцените, пожалуйста, действия учеников на занятии

по десятибалльной системе (от 1, до 10),

поставив галочку в нужной графе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Активность

Заинтересованность

Самостоятельность

Творческий подъём

Организованную работу в группах

Качество формулировок

Спасибо




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нетрадиционного урока-исследования по русскому языку для 2 класса

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Приставка, её роль в слове"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

Совместный урок в 1-м и 11-м классах

Совместный урок в 1-м и 11-м классах к последнему звонку...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых  знаний.Задачи:...

Конспект классного часа «Мы ответственны за свои поступки» 3 класс

Цель деятельности учителя: способствование развитию у школьников чувства ответственности и формирование у детей умений анализировать свои поступки....

Конспект классного часа «Мы ответственны за свои поступки» - 3 класс

Цель: способствование развитию у школьников чувства ответственности и формирование у детей умений анализировать свои поступки. Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, клей - карандаш,...