Урок чтения во 2 классе "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Войнова Ирина Владимировна

Познакомить детей с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята"

Урок с использованием технологии БОС (правильное дыхание)

Цели урока: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М. Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к  прочитанному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_v_nachalnoy_shkole.doc_novoe.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

учителя начальных классов

ГБСКОУ (VII вида)  школы   №5

Центрального района города Санкт-Петербурга

Войновой Ирины Владимировны

Тема урока : М.М.Пришвин  «Ребята и утята».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению    с творчеством М.М. Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к  прочитанному, создать условия для формирования УУД.

Личностных:  мотивация учения, нравственно-этитеское оценивание (оценивание усваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных на охрану окружающей среды.

Познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделении информации,       моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижении гипотез и их обоснование.

Коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Коррекционно-развивающие задачи урока:  

  • коррекция речевого слуха с использованием тренировочных упражнений и контрольных заданий;
  • работа над звукопроизношением – устранить недостатки, отработать артикуляцию, чтобы включить речедвигательный анализатор;
  • коррекция недостатков слогового чтения, связного побуквенным предварительным произношением;
  • коррекция умений осмыслить заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста;
  • формулировать главную мысль текста;
  • находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;
  • коррекция умения работать, в сотрудничестве с другими, используя преимущество диагностического общения;
  • Развитие творческих аналитических способностей;
  • Коррекция умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
  • Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова.
  • Воспитывать чувство толерантности.

Здоровьесберегающие цели: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.

Оборудование: 

  • портрет М.М Пришвина, выставка книг М.М.Пришвина;
  • плакат « Любить и охранять природу – значит любить и ; музыкальное сопровождение; презентация;  
  • иллюстрации к сложным для понимания словам и словосочетаниям, которые встречаются в тексте                        рассказа ("паровое поле", "овсяное поле","верста", "кузница", "вода спала");
  • фотография чирка-свистунка;
  • незаконченные пословицы к тексту и т.д

                                               План урока

                       Ход урока

     Примечание

1

Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок.

2

Фонетическая зарядка

Для мобилизации

 (с использованием технологии БОС)

3

Формирование положительной мотивации

Слушают и отгадывают загадку

4

Актуализация знаний

Презентация картинок, загадок

5

Словарная работа

Презентация картинок.

6

Изучение нового материала

Работа у доски.

7

Гимнастика для глаз

Презентация.

8

Закрепление изученного материала

Иллюстрации

9

Работа с текстом после чтения

Презентация

10

Итог урока.

Рефлексия- самооценка


Этаты урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

I. Организационный момент

  1. Я рада видеть каждого из вас

И пусть осень прохладой дышит

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш  класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Ребята вы любите отгадывать загадки?

Эдик подготовил для вас загадку, которую он сейчас загадает.

По лужку он важно бродит, 
Из воды сухим выходит, 
Носит красные ботинки, 
Дарит мягкие перинки. 

                          (  Гусь)

Молодцы!

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

Ответы ребят.

Слушают и отгадывают загадку.

Коммуникативные УУД

  1. Формируем умение слушать и понимать других.

  1. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  1. Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

II.

Фонетическая зарядка.

А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжение всего урока правильно и четко говорить.

Читаем наше стихотворение сначала в медленном, потом в быстром темпе. Не забудет про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе наше стихотворение.

 «Гусь Гага»

Гусь Гога и гусь Гага

Не могут друг без друга

Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.

-Выразительно читают

стихотворение (с использованием технологии БОС)

Регулятивные.

III. Формирование положительной мотивации.

-Ребята, я загадаю вам загадку. И если вы её отгадаете, то узнаете тему нашего урока

Загадка
Вдоль по речке, по водице 
Плывет лодок вереница, 
Впереди корабль идет, 
За собою их ведет.
                         (утка с утятами)

Молодцы! Кто готов назвать тему урока?

-А кто автор этого произведения?

-А что мы знаем о нём?

-Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.М Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, река и озера, в птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

-Слушают и отгадывают загадку.

.

-М.М.Пришвин

    * писатель

    * автор

    * рассказы

    * о природе

Регулятивные УУД

  1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

  1. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  1. Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

(Методический приём « Корзина понятий»)

Познавательные.

Личностные.

IV. Актулизация знаний.

-Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше.

1.)-Постановка цели урока.

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем читать, наблюдать, вспоминать, думать.

2) -Откройте учебник на стр. 116.,прочитайте название.

-Вспомните, о чём пойдёт речь.

-Учащиеся  сами формулируют цель урока:   - продолжим   знакомство с  произведением М.М.Пришвина.

-Открывают учебник.

-« Ребята и утята».

-Вспоминают.

Регулятивные.

Антиципация.

Приём моделирования.

Регулятивные.

V. Словарная работа

Верно, мы прочитаем произведение Михаила Михайловича Пришвина «Ребята и утята». Но при чтении этого произведения попадутся «хитрые слова». Давайте прочитаем и объясним значения этих слов.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

-Учащиеся читают, обращая внимание на ударение, объясняют смысловое значение.

(Словарь.

Энциклопедия)

Познавательные  УУД

  1. Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

  1. Формируем умение на основе  анализа рисунка – схемы делать выводы.

VI. Изучение нового материала

1. Работа с текстом во время чтения.

-Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин, был неравнодушным человеком.

2) Первичное чтение.( читает учитель или хорошо читающие дети).

2) Выявление первичного восприятия.

-Понравилось ли  произведение?

-Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать будет переживать?

- К какому жанру относится это произведение?

-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

.3)Перечитывание текста

 

 

-Читает  хорошо

читающий ученик.

-Слушают.

-Участвуют в диалоге.

-Да.

-Высказывают свою  точку зрения.

-Сравнивают свои предположения по обложке. Делают вывод.

-Поучительный.

- Читают медленно, вдумчиво.

Регулятивные.

Личностные.

 VII.Гимнастика для глаз

Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственное в тексте, дадим им  немного отдохнуть.

   Какой красивый лес вокруг нас! посмотреть вправо, влево
   Справа – лисья нора, посмотреть направо
   Слева – медвежья берлога. налево
   Внизу, под осиной – ежиная нора, вниз
   А высоко на дереве – беличье дупло. вверх
   А далеко – далеко, за лесом – посмотреть вдаль
   Наша школа! закрыть глаза

Ребята выполняют соответствующие

упражнения.

4) Анализ и выборочное чтение.

- Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из

произведения.

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- Что значит для утят свобода?

 -Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Докажите строчками из произведения.

-Сколько надо было идти до озера?

 -Сколько это километров?

-Это много или мало для человека?

-А для маленьких утят?

-Прочитайте, как шла мать –уточка с утятами.

-Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

-Кто страшнее? Почему?

-Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

-Зачем ребята это делали?

-Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

Докажите строчками из произведения.

-Могла ли утка кричать?

- Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.

-А какое чувство пережили утята?

-Как вы думаете , если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое вы слово кричите, когда боитесь?

-А ваша мама переживает за вас?

 -Как она ведёт себя при этом?

-Как в рассказе чаще всего называет автор уточку?

-А какая она мама?

-Вам жалко её?

- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

-Какие пословицы о маме вы знаете?

-Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Докажите строчками из произведения.

-Кто помешал мальчишкам?

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

-Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.

-Назовите слова, которые показывают строгость автора.

 С какой интонацией будем читать эти слова?

- Что делали бы вы, оказавшись рядом?

-Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

-Как шла уточка-мать в начале рассказа?

- А почему сейчас она побежала впереди?

-Как М. Пришвин попрощался с утятами?

- Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Перед кем этот знак уважения?

Почему?

 

-Как мальчишки на это прореагировали? Почему?

-Что пожелали люди уточке?

-Почему? Докажите строчками из произведения.

Нужно ли было пожелание уточке?

6) Беседа по содержанию в целом.

Работа над иллюстрацией.

-Посмотрите на иллюстрацию стр.118.

-Кто изображён на переднем плане?

- Что они делают?

-Кто изображён на заднем плане?

- Что они делают?

 -Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

-Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?

- Что его волновало?

-Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

-Кто именно?

-А кто нет?

-Почему?

7)Выявление совпадений первичных с окончательными.

8)Определение главной мысли рассказа.

-Как автор назвал свой рассказ?

-Почему?

-Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

-Что же вы можете сказать о М. Пришвине?

-Докажите, что М. Пришвин - человек

а) добрый

б) строгий

в) неравнодушный

- Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

- На свободу.

-Вода, корм, озеро.

-Решилась наконец-то.

-3 версты.

-Чуть больше 3 километров.

- Много.

-Очень много.

-Мать шла позади.

 Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.

-Люди, лисица, ястреб.

Высказывают

своё мнение.

-Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками.

-Просто так, для забавы.

-Всё время, пока они ловили утят, мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

-Нет.

-Страх, испуг,…

-Мама!

-

Мама.

-Переживает.

-Высказывают своё мнение.

-Мать.

-Заботливая.

-Жалко.

-Вспоминают пословицы.

-Ребята  собрались закидать шапками мать и поймать её.

-Автор.

-Нет. Они струсили.

-Живо,- приказал я ребятам, -идите и отдайте ей всех утят!

-Строго спросил.

- Строго.

-Каждый  высказывает  своё мнение как бы  он поступил.

- Нет. Поэтому автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

-Мать отлетела немного и, когда ребята ушли , бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

-Мать шла позади.

-Считала себя виноватой.

-Радостно снял шляпу и, помахав ею, крикнул: -Счастливый путь, утята!

-Знак уважения.

-Перед маленькими утятами, М. М Пришвин  неравнодушный человек.

-Они засмеялись.

-Счастливого пути. Все разом закричали ребята:

- До свидания, утята!

-Нет. По- своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.

-Утка- мать и утята.

-Бегут.

-Ребята.

-Машут шапками, кричат.

-По овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

Чтобы мы не совершали глупых поступков.

-Утята могли погибнуть.

-Да.

Маленькие утята.

-Ребята.

Они, не подумав, совершили глупость.

-Сравнивают свои, делают вывод.

«Ребята и утята»

-Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что мы живём все вместе, рядом, то  есть  в совместном существовании.

-Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

-Доказывают.

(Словарь.

Энциклопедия)

Регулятивные.

Личностные.

Познавательные  УУД

  1. Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

Формируем умение на основе  анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные.

Личностные.

Регулятивные.

Личностные  УУД

  1. Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

  1. Формируем общее представление о моральных нормах поведения.

Регулятивные.

Личностные.

Личностные.

Личностные.

Регулятивные.

Личностные  УУД

  1. Формируем общее представление о моральных нормах поведения.

Личностные.

Регулятивные

VIII.Закрепление изученного материала.

Работа с текстом после чтения.

1)Знакомство с писателем.

(портрет)

(выставка книг)

 Михаил Михайлович родом из Орловщины, зелёного, щедрого края. За годы своей жизни он был агрономом, охотником, землепроходцем, учителем. Михаил Пришвин  написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и о природе. Обратите внимание на книги (выставка).

-Посмотрите, какие у него добрые глаза (портрет писателя)

 Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги М.М. Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее.

2) Творческая работа.

Работа с заглавием.

 -Придумайте своё заглавие к рассказу.

Работа с пословицами.

(работа в паре)

-Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться - умей и поправиться.

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

По выбору:

Работа в тетради  «Литературное чтение» стр.77

4* или составить рассказ об уточке.

-Придумывают своё.

-Работают с пословицами.

Работают в паре.

-Определяют, к кому из действующих лиц подходят пословицы.

Познавательные.

Личностные.

Познавательные

Личностные.

IX  .Итог урока

Рефлексия-самооценка.

- Давайте хором прочитаем слова Михаила  Михайловича Пришвина (плакат)

« Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин

-Как вы понимаете эти слова?

-Чему вас научил урок?

-Кто доволен  своей работой?

-Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

-Осуществляют рефлексию.

Коммуникативные.

X. Д/З.

Выставление оценок.

Домашнее задание: перечитать текст, подготовиться к чтению по ролям.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения. М.М.Пришвин "Ребята и утята"

На этом уроке проводится очень интересная  творческая работа  в парах....

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята". 2 класс

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята"....

Презентация к уроку М Пришвин "Ребята и утята"

Презентация составлена к уроку литературног чтения М.Пришвин "Ребята и утята"...

Конспект урока М. Пришвин «Ребята и утята

2 классЦели урока:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к пр...

Конспект урока М.Пришвин "Ребята и утята"

Урок литературного чтения проводится во 2 классе УМК Школа России...

Литературное чтение Пришвин "Ребята и утята" 2 класс

познакомить с биографией Пришвина, научить работать с текстом...

Технологическая карта урока М.Пришвин "Ребята и утята"

Технологическая карта урока по литературному чтению...