Конспекты коррекционных уроков по литературе
план-конспект урока по чтению по теме

Тебенькова Любовь Михайловна

Изучение сказок Одоевского В.Ф. и Мамина-Сибиряка Д.Н. в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_korrektsionnykh_urokov_po_literature.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная   школа VII вида № 39

МКС(К)ОУ школа VII вида № 39

Конспекты коррекционных уроков

по литературе.

                                                                                                                                       Автор:  Тебенькова  Любовь  Михайловна

                                                                                                                                                       Учитель школы № 39

                                                       

Тема урока:  В.Ф. Одоевский  «Мороз Иванович»

Цель: Познакомить с I частью  сказки В.Ф. Одоевского  «Мороз Иванович».

Задачи:

  • формирование умения самостоятельного осмысленного чтения, развитие техники чтения;
  • коррекция слухового восприятия на основе упражнений на запоминание, внимание и память;
  • воспитание мотивации к учению, потребности у учащихся к получению знаний.

Оборудование:  ПК, портрет писателя, кроссворд, трудные для чтения слова, опорные слова для рассказа.

Этапы урока

Вре-

мя

Ход урока

Предполагаемые ответы детей

Примеча-ние

Орг.  момент

1

мин

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – плечи шире,

Пять, шесть – всем красиво сесть.

Звучит фонограмма:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был»

- Что это прозвучало?

- Значит, мы побываем в гостях …

- Начало сказки.

- У сказки.

Фонограм-ма

Речевая размин-ка

1.30

мин

- Чтобы говорить громко и четко, проведем разминку.

Прочитайте на одном выдохе.

Зачин  в сказку вводит, концовка итог подводит.

- читает учитель, дети;

- читают медленно и шепотом;

- читают дети быстро и громко;

- читают с выражением.

Читают согласные:

с гласной«а»,                                   с гласной «о»,

1 ряд - с гласной «у»,

2 ряд - с гласной «и».

1

мин 

- Что такое зачин?

- Что мы узнаём из зачина?

- Какие зачины вы знаете?

- Для чего нужна концовка в сказке?

- Какие концовки народных сказок вы знаете?

-То, с чего начинается сказка.

- Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки.

- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Жили – были и т.д.

- Подвести итог.

- Вот и сказочке конец, а кто слушал –молодец.

Стали они  жить-поживать, да добра наживать.

Провер-ка домаш-него

задания

5

мин

Давайте вспомним, какие сказки мы с вами уже прочитали.  Читаете отрывок из сказки, а другие ребята должны вспомнить, как называется эта сказка.

.

 Читают отрывки из сказок: р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», р.н.с. «Иван – царевич и серый волк», р.н.с. «Сивка – бурка», А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Выставле-ние оценок друг другу карточкой.

Новая тема

3

мин

12

мин

- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой. О ком она – вы узнаете, если разгадаете кроссворд:

к

о

м

а

р

в

о

л

к

Б

а

б

а

р

и

х

а

А

ф

р

о

н

к

о

з

л

ё

н

о

к

  1. В какое насекомое превратился Гвидон в первый раз?
  2. Кого испугал храбрый Заяц?
  3. Как звали бабушку Гвидона?
  4. Как звали царя - хозяина Жар-птицы?
  5. В кого превратился Иванушка, напившись из копытца?

Какое слово получилось в вертикальных клеточках? –мороз.

Сегодня познакомимся с авторской сказкой «Мороз Иванович». Написал сказку В.Ф.Одоевский.

 Сказка длинная.  Сегодня мы послушаем только часть сказки.

- Что отличает народную сказку от других произведений?

- Послушайте сказку «Мороз Иванович» и ответьте, есть ли в сказке  волшебство?

Звучит фонограмма.

-В комара

- Волка

- Бабариха

- Афрон

– В козлёнка

Произнести вместе с детьми фамилию.

В сказке есть волшебство.

.

Фонограм-ма

Физми-нутка

1.30

мин

 -  Сказка даст нам отдохнуть,

     Отдохнем - и снова в путь.

Нам советует Мальвина:

                                       - Станет талия осиной,

Если будем наклоняться,

Влево, вправо много раз.

Вот Дюймовочки слова:

                                        - Чтоб была спина пряма,

    Поднимайтесь на носочки,

         Словно тянетесь к цветочкам.

     Дала нам сказка отдохнуть.

                              Отдохнули?

                              Снова в путь.

Пер-вичная провер-ка пони-мания

2

мин

- Понравился  вам  отрывок из сказки?

- Есть ли  в сказке волшебство?

- Сказка начинается с народной пословицы. Прошу прочитать пословицу.

«Нам даром, без труда  ничего не дается,-

недаром исстари пословица ведётся»

Как вы понимаете первую строчку?

Подходит ли эта пословица к вам?

Какие пословицы  про труд знаете?

 Понравился.

Волшебство: спустилась в колодец, а там царство Мороза.  Пирожок, яблочки,  а также петух, разговаривают языком людей, ведут себя, как люди.

Сказочный персонаж – Мороз.

 

Не поработаешь – ничего не получишь.

Дети перечисляют.

Словар-ная работа.

2

мин

В пословице  есть слово «исстари».

 Читаем по слогам, затем целым словом:

ис-ста-ри,  исстари (издавна, с давних времён).

В сказке вам встретятся слова:

Ру-ко-дель-ни-ца, Рукодельница (от слова «рукоделие»);

Ле-ни-ви-ца,  Ленивица  (от слова «лень»);

плат-ки  ру-бить, платки рубить (подшивать платки);

под-жа-рис-тый, поджаристый  (хорошо прожаренный);

сту-де-нец,  студенец (колодец, от слова «студёный» -холодный).

 

Чтение сказки

10

мин

Читаем сказку цепочкой по абзацам.

Вопросы после чтения сказки.

- Есть ли в сказке зачин?

- Отличается ли он от народной сказки?

-Говорят ли имена девочек об их делах?

- Почему Ленивице всегда было скучно?

- Когда мы используем выражение «Он мух ловит»?

- Какая беда случилась с  Рукодельницей?

 

Чтение сказки.

- Есть, но не похож на зачины народных сказок.

Рассказ о Руко-дельни-це

5

мин

Расскажите о Рукодельнице, используя опорные слова:  

трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, равнодушная, грубая, невнимательная, неблагодарная.

Рассказ по опорным словам (выбрав нужные слова)

Итог урока

1

мин

- С какой сказкой познакомились?

- Кто её автор?

- Как называются сказки, у которых есть автор?

- К какому виду сказок относится эта сказка?

Дети карточкой подводят итог уроку

!   Много интересного узнал и запомнил

?   Мало узнал и мало запомнил

… Много узнал и мало запомнил

Авторские.

К волшебным.

Домаш-нее задание

Читать стр. 196-200. Нарисовать дом Мороза Ивановича.

Тема урока:  Д.Н. Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цель: развитие интереса к литературному творчеству  писателя.

Задачи:

  • формирование умения самостоятельного осмысленного чтения, развитие техники чтения;
  • коррекция слухового восприятия на основе упражнений на запоминание, внимание и память;
  • воспитание мотивации к учению, потребности у учащихся к получению знаний.

Оборудование:  ПК, портрет писателя, кроссворд, трудные для чтения слова, пословица.

Этапы урока

Вре-

мя

Ход урока

Предполагаемые ответы детей

Примеча-ние

Орг.  момент

1.30

мин

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

На экране – присказка из мультфильма «Алёнушкины сказки».

Сегодня мы побываем в гостях…

- У сказки.

Мульт-фильм

Речевая размин-ка

3

мин

- Чтобы говорить громко и четко, проведем разминку.

Прочитайте на одном выдохе.

Присказка  кончается, сказка начинается.

- читает учитель, дети;

- читают медленно и шепотом.

- читают дети быстро и громко;

- читают с выражением.

Читают согласные:

с гласной«а»,                                   с гласной «о»,

индивидуальное чтение.

Подго-товка к провер-ке домаш-него

задания

Что такое присказка?

Чем сказка отличается от другого произведения?

- Сказки бывают разные. Есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются…

- А сказки, которые сочинили писатели, авторы, называются...

Короткий рассказ, прибаутка перед сказкой.

- Есть выдумка, фантазия, есть волшебство, предметы и животные разговаривают языком людей, сказка чему-нибудь  учит.

- Народные

- Авторские

Провер-ка домаш-него

задания

5

мин

Выставка детских работ по сказкам. Обсуждение работ.

 

Выставле-ние оценок друг другу карточкой.

Новая тема

4

мин

- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой. О ком она – вы узнаете, если решите кроссворд:

з

е

б

р

а

л

и

с

а

с

в

и

н

ь

я

о

в

ц

а

  1. Полосатая лошадка, а зовусь я…
  2. Рыжая, с пушистым хвостом

Живет под кустом.

  1. Розовая спинка,

На спине – щетинка.

Хвост крючком,

Нос пяточком.

  1. Не прядет, не ткет

А людей одевает.

Какое слово получилось в вертикальных клеточках? – Заяц.

Что объединяет все эти слова?

Вы уже знаете народные сказки о животных.  Кто увидел здесь название русской народной сказки?

Сегодня познакомимся с авторской «Сказкой о храбром зайце». Откройте учебники и прочитайте полное название сказки. Вслух прочитает…

Кто написал сказку? – Мамин-Сибиряк. Это фамилия, а зовут его Дмитрий Наркисович.

Родился Мамин-Сибиряк в 1852 году, в заводском поселке близ Нижнего Тагила. Это недалеко от нас, на Урале. Он писал сказки о животных. Животные в его сказках, как и в народных, разговаривают языком людей, ведут себя, как люди.

Эти сказки получили название «Аленушкины сказки». Писатель сочинял их для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.

- Сейчас вы посмотрите «Сказку о храбром зайце…»

Подумайте, действительно ли заяц был храбрым?

- Зебра

- Лиса

- Свинья

- Овца

– Это животные.

- Лиса и заяц

Мульт-фильм

Физ минут-ка

1.30

мин

 Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!

- Понравилась вам сказка?

- Действительно ли заяц был храбрым?

- Понравилась.

-Нет. Он был трусишка.

Словар-ная работа

2

мин

В тексте есть трудные слова. Прочитаем их сначала по слогам, затем целыми словами:

Рас-храб-рил-ся,    расхрабрился,

пе-ре-вер-нул-ся,  перевернулся,

ку-выр-кать-ся, кувыркаться,

под-кра-ды-вать-ся, подкрадываться,

при-о-бод-рил-ся, приободрился.

Значение этих слов вам понятно?

Как понимаете?

Задал стрекоча.  

Замертво свалился.  

При затруднении – объясняю сама.

- Понятно.

– Бежал очень быстро.

– Очень устал, даже пошевелиться не может.

Чтение сказки

10

мин

Читаем сказку про себя и слушаем одновременно фонограмму.

Вопросы:

- Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?

- Как отнеслись к этому заявлению другие зайцы?

- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?

- Что показалось волку? Что он подумал о зайце?

- Где нашли трусишку другие зайцы?

- Что ему сказали зайцы?  Как его стали называть?

- Во что стал верить заяц после этого происшествия?

Чтение сказки.

Слежу, чтобы отвечали полными преложениями.

На время фоно-грамму выключа-ем, чтоб проверить, как читают.

11

мин

Читаем сказку

- цепочкой;

- по абзацам.

Рассказ о зайце

5

мин

Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным, храбрым?

- Какая пословица подходит к зайцу?

Смелость города берет.

Терпенье и труд всё перетрут.

Смелый приступ – половина победы.

Рассказ о зайце по опорным словам.

Выбирают и объясняют свой выбор.

Итог урока

2

мин

- Как понимаете пословицу: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

- Чему нас учит эта сказка?

- Почему эту сказку Мамин - Сибиряк сочинил для больной Алёнушки?

Дети карточкой подводят итог уроку

!   Много интересного узнал и запомнил

?   Мало узнал и мало запомнил

… Много узнал и мало запомнил

– В сказке много выдумки, но она нас учит, дает нам урок.

- Быть смелыми, ничего не бояться.

Домаш-нее задание

Пересказ сказки.

Resource id #2018

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе "Сочинение"

в данном коспекте представлены так же коспекты русского языка и математики для 2 класса...

Конспект урока по литературе в 1 классе "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"

Урок проводится в 1 классе в 4 четверти. Тема "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"Цели и задачи:1. Организовать деятельность детей по отработке правильности и выразительности чтения.  ...

Конспект интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по теме «Как прекрасен этот мир!» во 2 классе

Цели:- воспитание и развитие у учащихся творческих способностейи художественно – эстетических навыков;- расширение диапазона чувств, воображения, зрительныхпредставлений, фантазии;- воспитание э...

Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".

Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве

Конспект интегрированного урока(музыка, литература)Тема: Образ зимы в искусстве...

Конструкт урока по литературе для специальных коррекционных классовVIIIвида

Конструкт урокапо чтению и развитию речи для специальных  коррекционных классовVIIIвида. Тема : К.М.Симонов «Сын артиллериста»....

План конспект к уроку по предмету "Коррекционно-развивающие занятия". 1 класс коррекционной школы. Тема: "Формирование представлений: «больше», «меньше», размер предмета".

Основными целями проведения коррекционно-развивающих занятий являются: 1.развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти); 2.коррекция и развитие эмоцио...