Ю.Коваль "Дик и черника."
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Абрамова - Буеракова Ольга Николаевна

Конспект урока литературного чтения по теме Ю.Коваль "Дик и черника."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока31.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Дик и черника» Ю.Коваль

Цель урока: путём технологии продуктивного чтения познакомить с чутким отношением человека и собаки на примере рассказа «Дик и черника» Ю.И.Коваля
Задачи:
1. Образовательные: активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
2. Развивающие: pазвивать коммуникативные навыки через работу в паре и самооценку своей деятельности
3. Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности, чуткое отношение к животным.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, формировать умение договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.
Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

ОРГ. МОМЕНТ

Личностные УУД

Прозвенел для нас звонок,

Начинаю я урок.

Гости к нам пришли сегодня…

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, поклонитесь.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Итак, мы начинаем урок чтения.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю,

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнение других.

МОТИВАЦИЯ.

БЕСЕДА, ПОДВОДЯЩАЯ К ТЕМЕ УРОКА.

Коммуникативные УУД (ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт)

Коммуникативные УУД

Технология здоровьесбереже

ния (работа в паре создаёт антистресовую ситуацию, что формирует здоровую психику ребёнка)

     РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Личностные УУД

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Дыхательная гимнастика

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Познавательные УУД (понимают текст по содержанию)

Познавательные УУД (поиск информации в тексте)

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ФИЗМИНУТКА

Технология здоровьесбереже

ния

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ТЕКСТА

РЕФЛЕКСИЯ

Регулятивные  УУД (оценка собственного продвижения)

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ИТОГ УРОКА

Заяц Пус, а ныне Петя Зайцев, который пришёл учиться в 1 класс, сегодня в очередной раз задаёт вопрос, ответ на который мы постараемся с вами дать на уроке, работая вместе. Петя хочет понять, что такое «обучение»?

Давайте поработаем над значением этого слова вместе, чтобы подробнее узнать, что оно обозначает. Работать мы будем сегодня в парах и оценивать свою работу будем вот на этом цветочке (показываю). Если вы активно будете принимать участие на уроке, то в конце урока ваш цветочек станет ярким.

Вы будете отвечать на вопрос – КОГО можно обучать?

подумаете – ЧЕМУ можно обучать?

вспомните – КАК обучают?

будету размышлять – ЗАЧЕМ обучают?

. Как только будете готовы, вы должны дать знак.

Я буду наблюдать за тем, как вы:

• слушаете друга;

• помогаете друг другу;

• вместе решаете возникшую проблему.

Итак, готовы.

Мы с ребятами внимательно слушаем, какие ответы получились.

(После ответа на первый вопрос: правильно, люди учатся всю жизнь: и когда дети, и когда взрослые.  Животных, которые живут рядом с нами, мы тоже чему-то учим).

(После ответа на второй вопрос: молодцы, перечислили много умений, которые в жизни нам необходимы и, чтобы этими умениями овладеть, нам приходится учиться)

(После ответа на  третий вопрос: отлично, как много действий вы назвали).

(После отчёта четвёртой группы: правильно, получение знаний необходимо нам на протяжении всей жизни).

Вы хорошо поработали в парах. Какие умения позволили вам так хорошо справиться с заданием?

Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет

На какой вопрос надо дать Пете сегодня ответ? (Что такое обучение?)

Опираясь на ваши мысли, позвольте мне подвести итог работы.

Обучение – это получение знаний и овладение какими-то умениями.

А чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке чтения: какие знания получить и какими умениями овладеть?

А можете сказать, каким словом называют обучение животных каким-то умениям? (Дрессировка)

Сегодня на уроке мы с вами будем читать рассказ о необычном обучении необычным умениям животного.

Автора этого рассказа вы узнаете, если расположите буквы в порядке построения фигуры (звёздочки). Работаем в группе.

                                                                               

      О             А           К        Л           В           Ь

Какая фамилия автора у вас получилась?

(ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ КОВАЛЬ)

Если вы приняли участие  на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет.

Посмотрите на иллюстрацию. Можете ли вы предположить, о чём мы будем читать? Кто станет главными героями нашего рассказа? (Человек и собака). Прочитайте название рассказа. Как звали собаку на картинке? О чём ещё будет идти речь? Что такое черника? Это ягода лесная или садовая? (лесная, так как на рисунке она растёт в лесу, на полянке).

Русское название «черника» произошло от того, что эта ягода чернит руки и рот. Плоды синевато-чёрные из-за налёта или просто чёрные. Налёт легко удаляется, и тогда ягода полностью соответствует своему названию (показываю настоящую ягоду).

Встаньте, представим, что мы с вами в лесу, давайте вдохнём запах черники (вдох – руки поднимаем, выдох со звуком, наоборот)

Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.

Прочитаем ключевые слова рассказа:

ПЁС

ДИК

ХОЗЯИН

ОБЖОРА

ЧЕРНИКА

НАУЧИТЬ

Изменились ли ваши предположения?  О чём мы будем читать?

Как вы думаете, где происходит действие рассказа?

Оцените свою работу на этом этапе урока. Закрасьте лепесток.

Трудно по одному рисунку и ключевым словам определить, о чём будет текст. Поэтому мы сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда его прочтём. - Чтобы понять главную мысль автора, читать надо вдумчиво. Приготовились. Читаем первую часть.

После 1-й части:

 Как звали собаку? Докажите это словами из текста.

Д. Собаку звали Дик. "С нами в избушке живет пес, которого звать Дик".

У. Как написано это слово?

Д. С большой буквы.

У. Почему?

Д. Клички животных пишутся с заглавной буквы.

У. Мы с вами уже описали Дика по картинке, а теперь найдите в тексте, как описывает его автор.

Д. "Дик – добрый пес, но обжора".

У. Что значит "обжора"? Замените это слово на другие, подходящие по смыслу слова.

Д. Ненасытный, прожорливый, жадный на еду...

У. Докажите словами из текста, что Дик был обжора.

Д. "Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под елку – вот чего ему надо было".

Как понимаете значение слов: РЫБЬЯ ТРЕБУХА (внутренности рыбы)

Чью голову надо закопать под ёлку, чтобы комары не кусали? (Дик закапывает свою голову).

После 2-й части:

Какой второй главный герой появился?

Д. Кто-то, кто называет себя "я".

У. Докажите это словами из текста.

Д. Раз на болоте я нашел черничную поляну.

У. Кто это "я"? От чьего имени пойдет рассказ?

Д. Сам автор.

У. Опишите, как автор ел чернику?

Д. "...Ел пригоршню за пригоршней".

У. Докажите словами из текста

У. Что в это время делал Дик?

У. Докажите словами из текста

Д. "Дик забегал то с одного бока, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что я ем".

У. Что сделал автор, чтобы накормить Дика?

У. Докажите словами из текста

Д. Он набрал пригоршню ягод и протянул Дику.

У. Как Дик съел чернику?

Д. "Убрал с ладони".

У. Докажите словами из текста

У. Каким словом можно заменить слово убрал?

Д. Слизал, смахнул, быстро съел.

У. Понял ли Дик, как надо есть чернику?

Д. Нет.

У. Какими действиями он выразил непонимание?

У. Докажите словами из текста

Д. "Он бегал вокруг, толкал в бок носом".

После 3-й части:

Что значит "поучить уму-разуму"?

Д. Учить, как надо делать правильно.

У. А кто вас учит уму-разуму?

Д. Родители, учителя.

У. Каким методом решил автор научить свою собаку есть чернику?

 У. Докажите словами из текста

Д. Он встал на четвереньки и стал есть ягоды прямо с куста.

У. Кто здесь выступил в роли учителя, а кто – в роли ученика?

Д. Учителем был автор, а учеником – собака.

У. Почему затрещали кустики?

Д. Потому что Дик ел чернику вместе с ветками.

У. Какие неречевые звуки вы услышали? Попробуйте их воспроизвести.

Д. Прыжок, треск кустиков, чавканье и хруст.

После 4-й части:

Сколько дней понадобилось Дику, чтобы съесть всю чернику?

Д. Два дня.

У. Почему автор рад, что Дик любит только чернику?

Д. Потому что Дик мог бы съесть не только чернику, но еще и всю смородину и всю морошку.

Обратимся к записям на доске: КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? И ответим на записанные вопросы.

КОГО обучали в рассказе собаку?

 ЧЕМУ обучали Дика есть чернику;?

 КАК автор обучал собаку? ему показывали, как это надо делать;

ЗАЧЕМ пришлось обучать Дика есть чернику? потому что Дик был обжора и не наедался никогда)

Если вы поработали на данном этапе урока, отвечали на вопросы, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет.

- Немного отдохнём.  Пойдем в лес на то место, где Дик ел чернику,  преодолевая воображаемые препятствия. Вот идём мы с вами  по  тропинке. (Шагают)

- Очень много комаров в лесу (Изображают, как отмахиваются от комаров. Раз хлопок, другой хлопок)

- Впереди ручей, перепрыгнем через него (перепрыгивают ручей)

-А вот через речку надо пройти по мостику, держась за перила (изображают)

- Мимо спящего медведя  - осторожно! (на цыпочках)

- Через болото, прыгая по кочкам (перепрыгивают, перешагивают)

-Вот и поляна.  Как много ягод черники!

Сядем на корточки. (Присели) Собираем  ягоды в пригоршню. (Изображают) Съели. Встали. Хорошо! (Потянулись) Вкусно!

Занимаем свои места и переходим к следующему заданию.

-У вас на парте лежит текст, который разделён на части. Каждая часть напечатана на отдельном листочке. Части не пронумерованы. Медленно и вдумчиво прочитайте их и после этого совместно попробуйте восстановить порядок частей.

- Какая задача сейчас стоит перед вами? 

Составить текст из частей

Учащиеся читают текст на карточках, восстанавливают порядок частей.

- Посмотрите на экран и сверьте, совпал ли ваш порядок частей с авторским текстом.

- Если  кто –то допустил ошибку, расставьте части в правильном порядке.  

- У кого расположение частей не совпало?

- Пронумеруйте части.

Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет.

В начале урока мы дали определение слову ОБУЧЕНИЕ. Каким должен быть тот, кто обучает? (терпеливым)

Давайте попробуем вместе решить, о чём рассказ Ю.Коваля, то есть определить его тему.

Выберите:

  1. О том, как плохо быть обжорой
  2. О дружбе человека и собаки
  3. О том, какие умные бывают собаки

Как итог урока составим синквейн по ключевым словам: Дик и хозяин (по группам – 1 и 2 – Дик, 3 и 4 – Хозяин)

  1. Ключевое слово
  2. Какой?
  3. Что делает?
  4. Близкое по значению слово

Вспомним, чему мы учились сегодня на уроке.( Учились логически строить, понимать и пересказывать текст; развивать навыки работы в группе; формировать умение организовывать и оценивать свою учебную деятельность)

Справились мы с задачами урока.

- Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что понятие равнодушие не должно быть присуще человеку. Люди должны быть добрыми и внимательными к своим «Младшим братьям».                                                                                                                      

Посмотрите на свои лепесточки. У кого много лепестков разукрашено, погладьте себя по головке, вы хорошо работали на уроке. А мне понравилось как работали на уроке --- за хорошую работу я им подарю свои цветы.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

     

СЛАЙД 1

Предположение детей

На экране таблички с вопросами: КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

1:детей, животных, взрослых

2:шить, плавать, читать, писать, водить машину

3: показывать, объяснять, читать, рассказывать

4: чтобы быть умным, всё уметь и знать.

Умение слушать друг друга, работать дружно.

Слайд1

Мы будем учиться находить в тексте ядрышко и скорлупку.

             

Слайд2

СЛАЙД3

СТАДИЯ ВЫЗОВА, ПРОГНОЗИРОВА

НИЕ

иллюстрация ягод

Слайд 3

ОСМЫСЛЕНИЕ

словарная работа

СЛАЙД 4

СЛАЙД5

           

СЛАЙД 6

СЛАЙД7

РЕФЛЕКСИЯ

СЛАЙД8

СЛАЙД 9

Слайд10

Дик

Обжора, добрый, весёлый

Схватывает всё на лету Друг

                   

Хозяин

Весёлый, добрый

Обучает собаку

Друг

Слайд 11

Resource id #1940

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к урокулитературного чтенияпо теме Ю.Коваль "Дик и черника."

Презентация к уроку литературного чтения по теме Ю.Коваль "Дик и черника."...

Открытый урок по литературному чтению Ю. Коваль "Дик и черника"

К открытому уроку по литературному чтению...

Самооанализ по уроку литературному чтению Ю. Коваль "Дик и черника"

Самооанализ по уроку литературному чтению Ю. Коваль "Дик и черника"...

Презентация к уроку "Дик и черника"

Презентация к уроку "Дик и черника"...

Александр Черников "Системная семейная терапия:интегративная модель диагностики"

Эта книга ставит и решает особую задачу - помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индивидов - семейной системе. Автор отвечает на вопрос о том, как с...

Ай, да ягодка! (Черника)

Краткая информация о ягодах черники, полезные свойства данной ягоды....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: «Юрий Коваль «Дик и Черника»

Урок составлен на основе государственной программы по образовательной системе «Школа 2100»Публикация содержит конспект урока и презентацию к нему.Цель: Учить вслушиваться в произведение, о...