Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. (Школа 2100)
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Дорофеева Галина Анатольевна

 2013-2014 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс УМК «Школа 2100»

 (68 часов)

Пояснительная записка

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (заключения РАО (от 28.06.2005) и МПГУ (от 20.07.200   

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей обучающихся, дается  распределение учебных часов по крупным разделам курса.

Структура документа

  Рабочая программа включает пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика учебного предмета

   Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Литературное чтение формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора обучающихся, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов.

  В рабочей программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.  Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Цели обучения

   Изучение литературного чтения  в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному  учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения литературного чтения в 4 классе  отводится 168 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 В результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Результаты обучения 

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)

Введение, любимые книги (5 ч)

Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера», Е. Велтистов «Приключения Электроника»,  Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,
  • их авторов.

уметь:

  • определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

У истоков русской детской литературы (12 ч)

Летопись. А.Пушкин «Борис Годунов», Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…», «Похвала книгам» Я. Мудрого, Чудов монастырь. Стихи Савватия,  Симеона Полоцкого и Кариона Истомина, С. Аксаков «Детские годы  Багрова – внука», А. Болотов «Жизнь и приключение Андрея Болотова».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

  • выполнять творческие задания;
  • определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов;
  • составлять план;
  • участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения;

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  XIX век. Путешествие продолжается (20 ч)

Басни И. А. Крылова, А. Погорельский «Черная курица», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», А.В. Жуковский «Спящая царевна», А. Ишимова «Славяне», В. Даль «война грибов с ягодами», стихи А.Толстого, А.Плещеева, А. Майкова, Ф. Тютчева, К. Д. Ушинский «Наше Отечество», А. Куприн «Слон».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,их авторов.

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст; составлять его простой план;
  • читать стихотворные произведения наизусть;
  • различать жанры художественной литературы.

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями (31 ч)                

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»,  Б. Жидков «Николай Исаич  Пушкин», К. Чуковский «Серебряный герб», Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «О рыбаке и судаке», Е. Шварц «Два брата», А Толстой «Фофка», М. Пришвин «Изобретатель», С. Маршак «Сила жизни», Р. Киплинг «На далекой Амазонке», Р. Бернс «В горах мое сердце»,

Ю Олеша «Три толстяка», А. Гайдар «Тимур и его команда», Н. Носов «Федина задача»; Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира,С. Черного, В. Долиной; С. Козлов «Снежный цветок».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,
  • их авторов;
  • юмористические и сатирические произведения детской литературы;
  • отличие детской поэзии второй половины 20 века от произведений для детей 20–х годов;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • давать определения понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;
  • характеризовать персонажи, их поведение, авторское отношение;
  • выделять ключевые фразы, мысли при чтении;
  • комментировать прочитанное;
  • относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;
  • выразительно читать по ролям, инсценировать;
  • пересказывать текст с добавлением диалога;
  • характеризовать героев;
  • читать выборочно, цитировать текст;
  • замечать философский подтекст в содержании  произведения, настроение, размышление автора.

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Круг чтения и опыт читательской деятельности

  Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной  и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

   Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

   Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе обучающиеся продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности обучающегося продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

I. Работа с текстом до чтения. 

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где обучающийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность обучающихся..

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

III. Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления обучающихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов.

Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературного чтения обучающийся 4 класса  должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2007.
  2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. «Рабочая тетрадь».- М.: Баласс, 2007.

Программа разработана с учетом специфики класса, рассчитана на среднего ученика.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Кол-во проверочных и контрольных работ

1

Введение, любимые книги

5

1 пр. р.

2

У истоков русской детской литературы

12

2 пр.р.

3

XIX век. Путешествие продолжается 

20

2 пр.р.

4

Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями

               

31

1 пр.р. + 1 к.р.

Итого:

68

7

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Урока

Кол-во

час

Тип

урока

Вид

контроля

Элементы  содержания

Элементы дополнительного

содержания

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся

Дата

Домашнее задание

I   четверть

1

Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»

1

Урок повторения

Текущий контроль: устный рассказ

Основные  темы: произведения  о  родине, о  труде,  о детях, о приключениях.

Характер героя, его поступки и мотивы

Знать  основное  содержание  произведений, их  авторов.

 Устное сочинение «Мое путешествие в …век»

С.4 – 7

Раздел 1. «Любимые книги» (4 часа)

2

Е.Велтистов «Приключения Электроника»

1

Урок повторения

Произведения современной  отечественной литературы, доступные  для  восприятия  младших  школьников.  Герои   произведения. Восприятие  и  понимание   эмоционально- нравственных  переживаний.

Характер героя, его поступки и мотивы

Знать  основное  содержание  произведений, их  авторов.

Уметь:

- определять  тему  и  главную  мысль  произведения,

- пересказывать  текст,

- читать  стихотв. произведения  наизусть,

- читать осознанно  текст Худож. произведений  «про  себя».

Нарисовать свой город будущего

С.9-16

3

Е.Велтистов «Приключения Электроника

1

Урок обобщения изученного

Выразительное чтение 4 части

Осознанное  чтение   целыми  словами  с  соблюдением  норм литературного произношения. Выразительное  чтение, использование интонаций, соответствующих уровню  текста.

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести

Знать  основное  содержание  произведений, их  авторов.

Уметь:

- определять  тему  и  главную  мысль  произведения,

- пересказывать  текст,

- читать  стихотв. произведения  наизусть,

- читать осознанно  текст Худож. произведений  «про  себя».

.

Творческий пересказ на тему «Урок математики»

С.17 - 25

4

Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

1

Урок введения новых знаний

Творческий пересказ

Произведения современной  отечественной литературы, доступные  для  восприятия  младших  школьников. Герои   произведения. Жанры произведения. Виды речевой  деятельности.

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

Выучить самый смешной отрывок

с.26 – 28

с.29 вопросы

5

Обобщающий урок Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках

Проверочная работа № 1

1

Урок обобщения и контроля изученного

Проверочная работа

Краткий пересказ

Жанры произведения. Виды речевой  деятельности. Понимание  содержания  литературного  произведения.

Различие жанров произведений: повесть. Ознакомление с историей создания литературного произведения.

Продолжить чтение понравившихся произведений

Раздел № 2 «У истоков русской детской литературы» (12 часов)

6

Зарождение литературы. Летопись.

1

Урок введения новых знаний

Тема. Главная  мысль текста. Цель  его  написания. Эмоциональная и  стилистическая окрашенность.

История детской литературы

Знать  основное  содержание  произведений, их  авторов.

Уметь:

- составлять  небольшое монологическое  высказывание  с  опорой  на  авторский  текст,

- оценивать  события,  героев  произведения,

- читать  стихотв. произведения  наизусть.

С.32-36

7

Расселение славян.

Изобретение славянской азбуки

1

Урок введения новых знаний

Выразительное чтение

Понимание  содержания  литературного  произведения: события, их  последовательность.

Выразительное  чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу   текста.

Русская летопись.

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Составить летопись о своем крае.

С.37- 39

8

« Похвала книгам» Ярослава Мудрого

В.Мономах

 « Поучение»

1

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение

Чтение наизусть

Осознанное  чтение, правильное  чтение, выразительное  чтение.   Участие  в  диалоге при  обсуждении  прочитанного произведения. Постановка  вопросов и ответы  по  содержанию. Основная  мысль

Справочники, энциклопедии,

периодические издания для детей

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

- составлять  небольшое монологическое  высказывание  с  опорой  на  авторский  текст,

- оценивать  события,  героев  произведения,

- отличать  древнерусские  стихи  от  современных.

С.40- 47

Выразительно читать

9

Путешествие 1.

Стихи Савватия

Стихи Симеона Полоцкого

1

Урок развития умений и навыков

Выразительное чтение

Эмоциональная и стилистическая  окрашенность

Стихи для детей Савватия

Выразительно читать

С.47- 56

10

ХVIII век. Сон незнакомого мальчика.

Конец XVIII   века.

1

Урок развития умений и навыков

Чтение наизусть

Герои  произведения Восприятие  и  понимание   эмоционально- нравственных  переживаний..

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Знать  темы  и героев  путешествия.

Стр.57-63

 Наизусть.

11

Усадьба Аксаковых.

С.Аксаков « Детские годы Багрова –внука»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение

Рассказ о герое книги

Обсуждение  изображения  в учебнике, детское   чтение  в XVII в.

Образ  мальчика.

Понимание  содержания  литературного  произведения: события, их  последовательность.

Выразительное  чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу   текста.

Автобиографическое произведение

Уметь  составлять   план, участвовать  в  обсуждении  итогов домашнего  чтения.

С. 64-  69

Выразительное чтение

12

Обобщение по разделу « У истоков русской детской литературы» Проверочная работа №2

1

Урок обобщения и контроля изученного

Проверочная работа

Жанры, автор, связный рассказ  о прочитанном. Обобщающая  беседа.

Отрывки из русских летописей

Уметь

- выполнять  творческие   задания,

- определять  жанры  древнерусской  литературы  по   фрагментам  текстов,  составлять   историю  книги

С. 85

вопросы  №1- 10

13

Путешествие 2.

Конец 18 века. А.Болотов « Жизнь и приключения…», «История моих предков…»

1

Урок введения новых знаний

Самостоятель-ное чтение

Понимание  содержания  прочитанного. Участие  в диалоге при  обсуждении прочитанного.

Автобиографическое произведение

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

- составлять  небольшое монологическое  высказывание  с  опорой  на  авторский  текст,

- оценивать  события, героев  произведения,

-читать  стихотворные произведения  наизусть.

С.70 -  73

Рассказ о герое книги

14

Н.Новиков. Статьи из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

1

Урок развития умений и навыков

Текущий контроль: выразительное чтение статьи

Выразительное  чтение, установление  логических  связей. Решение  задачи «Развивающий  канон». Обсуждение  названия  журнала.

Периодическая печать

Знать:

-о Н.Н Новикове как издателе, писателе, учёном,

-отличие  современных  статей  от  изданий ранних  периодов.

Уметь

-сравнивать  построение  нравоучительных  статей,

- соотносить  текст с пословицами.

С.74- 78

Выразит. чтение

15

Р/речи

 Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельное чтение. Стихи А.Шишкова

Развитие  жанров  произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание  содержания  произведения. Декламация   стихотворных  произведений.

Характер героя. Его поступки и их мотивы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

- составлять  небольшое монологическое  высказывание  с  опорой  на  авторский  текст,

- оценивать  события, героев  произведения,

-читать  стихотворные произведения  наизусть.

Самостоятельное чтение. Стихи А.Шишкова

16

Образ «идеального ребенка» в рассказе «Можно исправиться…»

1

Урок работы с новым текстом

Выразительное чтение

Рассказ о герое книги

Понимание  содержания  прочитанного. Участие  в диалоге при  обсуждении прочитанного.

Характер героя. Его поступки и их мотивы

17

Обобщающий урок. Проверочная работа № 3.

1

Урок обобщения и контроля изученного

Тематический контроль: проверочная работа

Жанры, автор, связный рассказ  о прочитанном. Обобщающая  беседа.

Раздел 3 «Путешествие продолжается» (20 час)

18

Путешествие 3. Москва начала 19 века. Басни И. Крылова «Слон и Моська», « Квартет»

1

Урок введения новых знаний

Текущий контроль

Выразительное  чтение. Жанр- басня. Биографические сведения  об  авторе. Формулирование  вопросов  и  ответов.

Использование  интонации, соответствующей   смыслу  текста.

Басня, ее особенности.

Место произведения в истории русской детской литературы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно  текст,

- определять  тему  и главную  мысль  произведения,

-пересказывать текст,

-читать произведения наизусть,

-различать  жанры  художественной  литературы.

Выучить басню.

Проиллюстрировать басню Крылова

С.87 - 93

 II четверть

19/1

Путешествие 4.

 1828 год. Первая русская литературная сказка.

1

Урок введения новых знаний

Выразительное чтение

Различие  жанров  произведений. Осознанное  чтение.

Участие  в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование  личной  оценки.

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-характеризовать  образ  Алёши, -----составлять план  пути  проникновения  в сказку,

- составлять стилизованный план,

-читать произведения наизусть,

-различать  жанры  художественной  литературы.

20-21/

2-3

А.Погорельский

 « Черная курица…»

2

Урок развития умений и навыков

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

Дочитать 1 часть

Найти другие сказки этого автора.

С. 97 - 111

22/4

Путешествие 5.

Лето 1831 года. Как писать для детей?

1

Урок введения новых знаний

Краткий пересказ

Выдающие представители русской  литературы :

А.С. Пушкин,

 В.А. .Жуковский.

Н.В.Гоголь

Подготовить рассказ об А.С.Пушкине

С.112 - 117

23/5

В.Жуковский «Спящая царевна»

1

Урок развития умений и навыков

Выразительное чтение сказки

Сюжет, герой- персонаж, его  характер, поступки. Эмоциональная  окрашенность. Выразительное  чтение, выделение  смысловых  частей.

Характер героя, его поступки и их мотивы Составлять простой план в разных его вариантах

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-читать произведения наизусть,

-различать  жанры  художественной  литературы.

Выразительное чтение

24/6

В.Жуковский «Спящая царевна», поэтическая дуэль Пушкина и Жуковского

1

Урок обобщения изученного

Чтение наизусть отрывка

Понимание  содержания литературного  произведения.

Отрывок  наизусть.

Самостоятельное чтение В.Даль «Война грибов с ягодами»

25/7

Р/речи. Сочинение-обработка сказки (подражание В.Далю)

1

Урок развития  связной  речи

Тематический контроль: творческая работа

Знать  автобиографическую литературу.

Уметь  определять  место книги  в  детстве  писателей.

Создание небольших письменных ответов по прочитанному

А. Ишимова «Славяне». Самостоятельное чтение.

26\8

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 4

1

Урок обобщения и контроля изученного

Тематический контроль: проверочная работа

Жанры, автор, связный рассказ  о прочитанном. Обобщающая  беседа.

27/9

Путешествие 6.

Мир природы приходит на страницы книги.

1

Урок введения новых знаний

Выразительное чтение

Средства  выразительности и описание Понимание  содержания литературного  произведения.

Характер героя, его поступки и их мотивы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-читать произведения наизусть,

-различать  жанры  художественной  литературы

С.162 – 171

Выразительное чтение

28/

10

Стихи А. Толстого, А.Плещеева, Ф.Тютчева, А.Майкова (по выбору)

1

Урок закрепления изученного

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Тема стихотворения. Средства  выразительности. Выразительное чтение.

С.172- 173

наизусть

29/

11

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение

Виды  текстов: повествование, описание. Герой-персонаж, его  поступки, характер.

Работа  над  образом  Мазая.

Характер героя, его поступки и их мотивы

С.176-182

наизусть

30/

12

Путешествие 7.

Школа Л.Н.Толстого в Ясной поляне. Учебные книги.

1

Урок развития знаний и умений

Текущий контроль

Знакомство  с писателем «Азбука» Л.Н. Толстого

Жанры : сказка, описание, рассказ.

С.183- 190

Выразительное чтение

31/

13

Л.Н.Толстой « Два брата», «Какая бывает роса на траве», « Как ходят деревья»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение

С. 191- 195

Выразительное чтение

32\

14

Практикум «Учусь читать художественную литературу»

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Текущий контроль: фронтальный опрос

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Уметь:

– читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

III  четверть

33/1

Практикум «Учусь читать художественную литературу»

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Текущий контроль: творческая работа

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Уметь:

– читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

34/2

К.Ушинский

« Столица и губернский город», «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» « Наше Отечество»

1

Урок закрепления изученного

Текущий контроль: чтение по ролям

Главная  мысль. Жанр. Элементы. Работа с  рассказами. Язык  писателя. Жанр  путевого очерка.

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-читать произведения наизусть,

-различать  жанры  художественной  литературы

С.197 – 206  

35/3

Р/ речи. Сочинение в форме путевого очерка.

1

Урок повторения изученного

Выявление художественных средств

Главная  мысль. Словарное  богатство  русского языка Составление  плана.

Деление текста на части. Составление плана.

А.Куприн «Слон»

Самостоятельное чтение

36/4

Подготовка к проверочной работе. Обобщение по разделу.

1

Урок обобщения знаний, умений, навыков

37/5

Проверочная работа № 5

1

Урок обобщения и контроля изученного

Тематический контроль: проверочная работа

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями. (31 часа)

38/6

Путешествие 8. (…в библиотеку)

 Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»

1

Урок развития знаний и умений

Текущий контроль

Толкование слов и словосочетаний

Герои произведения. Восприятие  и понимание их эмоционально- нравственных  переживаний.

Отрывки из повести Творческие пересказы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части.

С.4 -9

39/7

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»

1

Урок повторения изученного

Текущий контроль: ответы на вопросы

Осознанное, правильное выразительное  чтение. Пересказ.

С. 10 – 20

40/8

Образ Лены Иконниковой. Обобщение по произведению.

1

Урок повторения изученного

Текущий контроль

Выдающие представители русской  литературы :

А.С. Пушкин,

 В.А. .Жуковский.

Характер героя, его поступки и их мотивы

С. 20 – 29

41/9

Путешествие 9. Петроград 1923 год. Редакция «Воробья» Маршак и

Б.Житков

1

Урок введения новых знаний

Фронтальный опрос

Осознанное, правильное выразительное  чтение. Участие  в диалоге  при обсуждении прочитанного. Формулирование  личной  оценки.

Творческая индивидуальность писателя. Работать над образом литературного героя

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план.

С.31 – 42

42/10

Б.Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

Урок введения новых знаний

Фронтальный опрос

43/11

«Обэриуты»: стихи Д.Хармса,

Ю.Владимирова, А.Введенского

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение

Жанр произведения: стихотворение. Различие  жанров произведений. Иллюстрация в книге, её  роль в  понимании  произведения.

Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Выделение языковых средств худ .выразительности

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-- использовать статьи  литературных  критиков.,

-участвовать в обсуждении  текстов.,

 Объяснить  смысл  названия  путешествия,

- рассказывать  о  полюбившихся  детских  журналах.

 С 51 – 54

Выборочный пересказ текста.

44/12

Путешествие 10.

« Вокруг Маршака»

С.Сивоконь «Везите все как есть…»

1

Урок закрепления изученного

Текущий контроль

Классики  детской  литературы.

Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста. Свободные высказывания о выступлениях одноклассников

С. 58 – 61

Выразительно читать

45/13, 46/14

Е. Шварц « Два брата»

2

Урок усвоения новых знаний

Фронтальный опрос

Произведение классика советской   детской  литературы. Понимание  содержания прочитанного.

Герои произведения. Восприятие  и понимание их эмоционально- нравственных  переживаний. Различие  жанров  произведений: сказка.

Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-анализировать  сказки,

-составлять  цитатный  план,

-сравнивать сказки со  схожим  сюжетом,

-выразительно  читать  фрагменты  сказок.

С.62 – 72

Выразительно читать

С.. 73 – 81

47/15

Б.Галанов «Пишу на ту же тему, но по-своему»

1

Урок обобщения изученного

Фронтальный опрос

Осознанное  чтение  доступных по  объёму  произведений. Выразительное  чтение, использование  интонаций, соответствующих  смыслу  текста.

Составление простого плана

С. 82-85

Составить  план.

48/16

А.Н.Толстой

 « Фофка»

А.Н.Толстой « Кот-сметанный рот» (по выбору)

1

Урок повторения изученного

Фронтальный  опрос

Пересказ текста. Построение  небольшого монологического высказывания. Герои  произведения.

Наблюдение над языком произведения.

Способы работы над текстом

С.86 – 92

Выучить наизусть любой фрагмент

49/17

М.Пришвин «Изобретатель»

1

Урок усвоения новых знаний

Самостоятельная работа

Жанр: рассказ.

Понимание  содержания произведения. Пересказ  текста.

Подробно пересказывать по плану

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-выполнять  творческую  работу: понаблюдать, иллюстрировать др.,

- выявлять  авторское  отношение  к   героям, сюжетам  произведений.

С.93- 98

Выразительно читать

С.Маршак «Сила жизни»

50\18

С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. С.Маршак «Сила жизни»

1

Урок повторения изученного

Фронтальный и индивидуальный опрос

Особенности  творчества  Маршака.

Понимание  содержания прочитанного.

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному

Выучить наизусть

Выразительно читать

51/19

Проверочная работа № 6.

1

Урок обобщения и контроля изученного

Тематический контроль: проверочная работа

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

52/20

Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский

«Сказка  о  Пете…» А.Барто «Снегирь»

1

Урок усвоения новых знаний

Самостоятельная работа

Понимание  содержания   литературного произведения. Восприятие  и понимание их эмоционально- нравственных  переживаний.

Характер героя, его поступки и мотивы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

-определять  тему  и главную   мысль  произведения,

-давать  определение понятиям гротеск, антитеза, цвет. Ирония, пейзаж.,

-характеризовать  персонажей, их поведение, авторское  отношение.

Уметь:

- выделять ключевые  фразы, мысли  при чтении,

- комментировать прочитанное.

С. 103- 110

53/21

«Как найти город Трех Толстяков», Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

Урок-практикум

Практическая работа Фронтальный опрос

Понимание  содержания   литературного произведения. Герои  произведения.

Главная  мысль. Тема. Содержание.  Формулирование  вопросов.

Прием работы с текстом

С.113- 120

IV четверть

54/1

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!» Р.Фраерман «Гайдар и дети»

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальный опрос

Исторические приметы времени создания повести

Знать юмористические  и сатирические  произведения детской литературы.

Иметь  целостное  представление о книге.

Уметь:

-относить прочитанное  произведение  к определённому  виду и жанру,

-выразительно  читать по ролям,

-пересказать   текст с добавлением диалога,

- характеризовать  героев,

- участвовать в обобщающей  беседе.

 

55/2, 56/3

А.Гайдар «Тимур и его команда»

2

Урок повторения изученного

индивидуальный опрос

Понимание  содержания   литературного произведения: тема, главная  мысль, события, их последовательность.

Прочитать 3-4 часть

С.131- 141

57/4

А.Гайдар «Тимур и его команда»

1

Урок повторения изученного

Творческая работа

Герои  произведения.

Восприятие  и понимание их эмоционально- нравственных  переживаний.

Характер героя, его поступки и мотивы

Выучить отрывок

С.141- 151

58/5

Путешествие 13. Смешные книжки. Н.Носов

1

Урок усвоения новых знаний

Чтение отрывка наизусть

Построение  небольшого  монологического  высказывания: рассказа о своих  впечатлениях.

Образ литературного произведения .

Характер героя, его поступки и мотивы

С.152- 161

59/6

В.Драгунский, В.Голявкин, И. Пивоварова -юмористические рассказы для детей.

1

Урок применения знаний, умений и навыков

индивидуальный опрос

Составление  связного рассказа по  содержанию прочитанного.

Сведения об авторе

60/7

Стихи А.Барто. Юмор или сатира?

1

Урок повторения изученного

Фронтальный опрос

Жанр: стихотворение.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

-пересказывать текст,

- делить  текст на смысловые  части, составлять его простой  план.

С.162- 163

Выучить наизусть

стихотворение

61\8

Путешествие 14.

Книжкины именины. Стихи Е.Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца.

1

Урок усвоения новых знаний

Чтение стихотворения наизусть

Жанр: стихотворение. Эмоциональная  окрашенность речи.

Средства художественной выразительности

Наглядное пособие по развитию речи

Знать произведения  классиков  детской  литературы.

С.164- 167

Выучить одно стихотворение

62/9

Стихи С.Черного, В. Долиной, Н.Матвеевой.

1

Урок повторения изученного

Творческая работа .

Чтение стихотворения наизусть

Жанр: стихотворение. Выразительное  чтение.

Средства художественной выразительности

С.173- 177

63/10, 64/11

С.Козлов «Снежный  цветок»

2

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Проверочная работа

Произведения для детей и их авторы

Знать особенности  жанра драматургии(пьесы-сказки), идею  пьесы.

Уметь:

-анализировать характеры героев,

-инсценировать пьесу,

-читать по ролям,

- рисовать  волшебный  цветок,

-участвовать в обобщающей  беседе.

С.184- 191

65/12

Современные молодые детские писатели.

1

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

- читать выборочно, цитировать текст,

-замечать философский подтекст.,

- выразить письменно  свои впечатления  о прочитанном.

66/13

Итоговая контрольная  работа.

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Проверочная работа

Создание  небольших  письменных  ответов на  поставленные  вопросы.

Основные этапы развития детской литературы

67\14

Р/речи

Письмо к авторам учебника.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический контроль: фронтальный опрос

Умение ставить вопросы. Отвечать на  вопросы  по  содержанию  прочитанного.

Жанры. Рассказ о впечатлениях по прочитанному. Виды речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение

Уметь самостоятельно  читать  эпилог, составлять  «Письмо  к авторам»

68\15

Заключительный урок-викторина.

1

Урок повторения изученного

2 полугодие – 34 урока

Год – 32 + 35 = 67 уроков ( выпал 9.05)

График проверочных работ по литературному чтению в 4Д классе

на 2013-2014 учебный год.

Дата

Тема проверочной работы

17.09.2013

Проверочная работа № 1 по разделу «Любимые книги»

11.10.2013

Проверочная работа № 2 по разделу «У истоков русской детской литературы. Путешествие 1

29.10.2013

Проверочная работа № 3 по разделу «У истоков русской детской литературы» Путешествие 2

6.12.2013

Проверочная работа № 4 по разделу «Век 19. Путешествие продолжается» Путешествие 3,4,5

24.01.2014

Проверочная работа № 5 по разделу «Век 19. Путешествие продолжается»  Путешествие 6, 7

14.03.2014

Проверочная работа № 6 по разделу «Век 20. Новые встречи со старыми друзьями» Путешествие 8,9, 10

20.05.2014

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  (3 класс)...