Методическая разработка занятия. Ассоциативные загадки
методическая разработка по чтению (4 класс)

Ученикам предлагается как можно больше  придумать загадок описывая, на что похож предмет. Так же отрабатываются навыки создавать небанальные ассоциации. Развивается творческое мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon assotsiativnye_zagadki.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4 АССОЦИАТИВНЫЕ ЗАГАДКИ

Основная мысль урока:

можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет.

1. Проверка домашнего задания (5 минут)

Ученики поочередно показывают классу рисунки, предлагая отгадать, на что они похожи. При отгадывании оценивается не только правильность, но и оригинальность ответа.

2. Игра «Отгадай-ка» (5-7 минут)

Ученик-отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан (желательно за минимальное количество сравнений).

По выбору учителя можно поиграть в более сложную игру «Ассоциации». Правила аналогичны предыдущей игре, но загадывается не предмет, а кто-нибудь из учеников класса. Отгадчик задает вопросы типа: «Если бы этот человек был деревом, то каким? Если бы он стал транспортом, то что бы это было?» (Животным, временем года, едой, мебелью, домом, одеждой, сказочным героем...)

3. Сочинение загадок (7-10 минут)

Цель данного этапа — научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.

На доске — таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:

На что похоже?

Чем отличается?

Последовательность работы.

1) Выбрать объект (записывается на верхней строчке). Например, расческа.

2) Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что похож объект?» (всего 3-4 сравнения). Например, расческа похожа на забор, на пилу, на траву...

3) Заполнить правую часть таблицы: «Чем отличается?» Например: чем расческа отличается от забора? (Через забор можно перелезть.) Чем расческа отличается от пилы? (Пилой можно пилить.) Чем расческа отличается от травы? (Трава растет.)

4) Вставить слова-связки «как...», «...но не...».

5) Прочитать готовую загадку. Например: «Что это: как забор, но не перелезть; как пила, но не пилит; как трава, но не растет?»

Образец заполненной таблицы:

расческа

На что похоже?

Чем отличается?

как забор пила трава

но не перелезть пилит растет

Примечание. Выбор объекта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети, учитель организует работу соответственно алгоритму.

В конце работы учитель подчеркивает, что, пользуясь таблицей, можно придумать множество различных загадок. Чтобы они были интересными, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.

4. Работа в группах по сочинению загадок (10-12 минут) Каждая группа получает заранее начерченную таблицу и объект

для загадки.

При подведении итогов представитель каждой группы зачитывает загадку, класс должен ее отгадать. При этом желательно оценивать работу группы как с точки зрения правильности выполнения, так и со стороны оригинальности и «интересности» предложенных сравнений.

Примеры объектов для загадок:

пуговица, кнопка, лампочка, гитара, варежка, кольцо, гвоздь, щетка, шляпа...

5. Домашнее задание (2-3 минуты)

Пользуясь алгоритмом, придумать загадку про любой предмет, который есть дома.

6. Анализ применимости алгоритма (5-7 минут)

— А вот моя загадка: «Как солнце, но не светит; как глобус, но не на подставке; как клубок, но без ниток». Можете ли вы точно ответить, что это такое: арбуз или мячик?

— А как надо составить загадку, чтобы было понятно, что речь идет именно о мячике (об арбузе)?

— Итак, можно «отстроиться» от неправильного ответ Например, если загадан мячик, то, чтобы не спутали арбузом, нужно добавить: «Как арбуз, но несъедобный). (Аналогично, если загадан арбуз, то добавляется: «Ка мячик, но не поиграешь».)

— Какие еще есть варианты решения проблемы?

— Совершенно верно, можно в загадку вставить дополни тельные признаки, характерные для этого предмета и от личающие его от других такой же формы. Например, есль загадан мячик, добавляем слова: «Материал как у галош, а по назначению — как шахматы». (Аналогично для арбуза: «Цвет снаружи — как у зебры, а внутри — как у помидора; косточки как у тыквы...») — Есть ли еще предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Методическая разработка классного часа «ЗАГАДКИ НАРОДОВ КОМИ»

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЛЙ ШКОЛЫ ПО ПРЕДМЕТАМ КОМИ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ, КРАЕВЕДЕНИЕ, ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАП...

Методическая разработка занятия. Ассоциативные загадки

АССОЦИАТИВНЫЕ ЗАГАДКИОсновная мысль занятия:можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет.1. Проверка домашнего задания (5 минут)Ученики поочередно показывают классу рисунки, предлага...

Методическая разработка к уроку. Загадки.

Методическая разработка к уроку. Загадки....