Поурочная разработка "Лебедь в зоопарке" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Масалова Татьяна Сергеевна

МОУ «Беломестненская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Учитель начальных классов Масалова Татьяна Сергеевна

Поурочная разработка 4 класс:

Тема: Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Цели:

·         Ввести в круг чтения учащихся стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»;

·         Формировать речевые и читательские умения и навыки детей (закрепить понятия «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», работать над выразительностью чтения, обучать анализу стихотворения);

·         Развивать речь, мышление учащихся;

·         Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

 

Учебник, портрет Н.А. Заболоцкого, магнитофон аудиозапись (Е. Мартынов «Лебединая верность»), иллюстрации с изображениями лебедей, карточки с заданиями, выставка на тему «Я хочу, чтоб жили лебеди» (книги, иллюстрации, журналы), лебеди, панно, блок-схемы для моделирования обложки.

 

Ход урока:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebed_v_zooparke_urok.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Беломестненская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Учитель начальных классов Масалова Татьяна Сергеевна

Поурочная разработка 4 класс:

Тема: Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Цели:

  • Ввести в круг чтения учащихся стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»;
  • Формировать речевые и читательские умения и навыки детей (закрепить понятия «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», работать над выразительностью чтения, обучать анализу стихотворения);
  • Развивать речь, мышление учащихся;
  • Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

Учебник, портрет Н.А. Заболоцкого, магнитофон аудиозапись (Е. Мартынов «Лебединая верность»), иллюстрации с изображениями лебедей, карточки с заданиями, выставка на тему «Я хочу, чтоб жили лебеди» (книги, иллюстрации, журналы), лебеди, панно, блок-схемы для моделирования обложки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас несколько необычный урок. На нем присутствуют гости. Мы приветствуем их и приглашаем на наше занятие.

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы начали знакомиться с творчеством Н.А. Заболоцкого. Послушаем, как вы подготовились к чтению его произведений.

1. Выразительное чтение стихотворения «Детство».

2. Выразительное чтение стихотворения «Весна в лесу» (в паре).

III. Введение в тему урока.

- Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на выставку и фотографии.

-Кто может сформулировать тему урока?

IV. Формулирование темы урока.

Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» (переворачивается карточка, на которой записана тема урока)

V. Работа над новой темой.

1. Введение в тему урока. Работа с иллюстрациями и фото.

- Ребята, скажите, что вы чувствуете, глядя на эти фотографии? (лебедь в природе) Какое у вас настроение? Что вам хочется сделать? (радостное настроение, хочется любоваться, рассмотреть поближе).

2. Работа с текстом до чтения.

- А что вы можете рассказать об этом произведении до того, как мы начнем знакомиться с ним?

(Ф.И.О. автора – Н.А. Заболоцкий; заголовок – «Лебедь в зоопарке»;

жанр – стихотворение; тема – о природе; рифма, четверостишия, запись в столбик).

3. Моделирование.

- А можете ли вы предположить, какие чувства вызовет это произведение у читателей, какое настроение возникнет у вас после знакомства с этим произведением? (ответы).

- Хорошо, а теперь давайте познакомимся с этим произведением, и вы сможете не только узнать его содержание, но и проверить свои предположения. Но сначала давайте обратим внимание на слова, которые встретятся вам в тексте.

Запись на доске:

 Словарная работа.

Грёзы – мечты;

Лоно – поверхность;

Лиловый – «цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый»;

Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща;

Аметист – драгоценный камень фиолетового или голубого цвета;

Колеблет – заставляет волноваться поверхность воды;

Изваянье – скульптурное изображение;

Перламутровый – переливчатый, серебристо-розовый, напоминающий окраску перламутра;

Громоздить – беспорядочно класть много предметов;

Лира – струнный музыкальный инструмент.

(Учитель читает вслух, просит объяснить значение знакомых слов.

При затруднении дети обращаются к карточкам-помощникам,

читают слова хором.).

4. Первичное восприятие текста.

А) Слушание (читает учитель).

Б) Проверка предположений (моделирование)

Беседа:

- Ребята, что вы можете сказать о чувствах, которые вы испытывали во время слушания этого стихотворения? Менялось ли у вас настроение?

(в начале – радостное, веселое; в конце – грустное, испытывали жалость).

-Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (3)

1) Белоснежное диво

2) Зоопарк

3) Песня птицы о счастье весны  

( композиция стихотворения)

5. Работа с текстом. Выборочное чтение.

- Поработаем с первой частью стихотворения. Найдите и прочитайте строки, в которых автор описывает лебедя, обратите внимание, какие эпитеты использует поэт для описания птицы в 1 и 2 четверостишиях. Как он называет птицу?

 (красавица – за внешнюю красоту;

дева – молодость, невинность;

дикарка – скромна, застенчива;

шелковистая – хочется погладить;

высокая, белоснежная, шелковистая головка – нежно)

- Как вы думаете, чувствуется ли отношение автора к птице?

 (нравится, он ею любуется).

- Как нужно читать первую часть стихотворения?

 (не громко, как бы боясь спугнуть плавающую птицу. Плавно, как будто плывет сама лебедь (с любовью, нежно, любуясь красотой).

 Упражнение в выразительном чтении 1 части

 (расстановка логических ударений, хоровое чтение).

 

 Анализ 2 части стихотворения.

- Перед тем, как мы начнем работать со 2 частью стихотворения, мне бы хотелось еще раз обратиться к заголовку. Автор назвал стихотворение «Лебедь в зоопарке»

 (не в небе, не в парке), а что значит, для лебедя жить в зоопарке?

(Значит, быть в неволе).

- С каким чувством нужно читать 2 часть стихотворения?

 (с грустью, с горечью, с тоской, жестко, тихо).

-Обратите  внимание на то, как автор описывает чувства животных, которые содержатся в клетках. (В зоопарке плохо – это неволя).

Выборочное чтение:

Кричат истомно;

Хвост поджали;

Сидят в отдаленье;

Приделаны к выступам;

Смотрят сквозь забор. (Много глаголов, но они не передают движение, животные находятся в ограниченном пространстве).

-Обратите внимание на поведение людей (вся столица – много людей, парк маленький, громоздя – теснота)

-Зачем нужны зоопарки? (чтобы люди могли видеть животных и любоваться ими).

-Как ведут себя люди у клеток со зверями? (этаж громоздя на этаж… - для людей это развлечение, забава).

 Упражнение в выразительном чтении 2 части

Анализ 3 части

- Как вы думаете, как нужно читать последнее четверостишие?

(с надеждой и верой в лучшее не смотря ни на что).

 Выразительное чтение стихотворения (полностью, вслух).

VI. Слушание аудиозаписи Е. Мартынов «Лебединая верность».

Вступительное слово: Красота этой удивительной птицы не оставляет никого равнодушным. И это не удивительно, ведь помимо внешнего превосходства лебеди обладают еще одним качеством, которым не всегда наделены даже люди. Когда лебедям исполняется 5 лет, они подыскивают себе пару для выведения птенцов, и уже после этого они никогда не покидают друг друга. Отсюда и пошло выражение «Лебединая верность».

- И сейчас я предлагаю вам послушать песню, которая так и называется «Лебединая верность» (слушание песни).

- Итак, ребята, вы увидели, что и поэты, и художники, и композиторы в своем творчестве касались темы красоты лебедей. А как вы думаете, почему и для чего они создавали свои произведения? (показать красоту и величие птицы, напомнить людям, чтобы они берегли природу)

- Какова же основная мысль стихотворения Н.А. Заболоцкого?

Вывод: Люди, поместившие животное в  зоопарк, не задумываются, что они запирают красоту в клетку и может быть оставляют детенышей без их родителей погибать ради забавы.

Проблемный вопрос: Так нужны ли зоопарки, если животные в них страдают?

(Помещать животных в зоопарк нужно в крайних случаях, если животное пострадало от рук браконьеров или заболело,  если у детенышей погибла мать).

-Если человек берет на себя ответственность за животных, то он должен достойно их содержать,   заботиться о них.

 -Человек должен охранять лебедей, их численность сокращается, лебеди занесены в Красную книгу Белгородской области.

Дополнительное задание: высказывания о природе.

VII. Итог урока (оценки прокомментировать).

VIII. Домашнее задание:

 с. 95-96, выучить (сильные учащиеся),

читать выразительно, иллюстрация (слабые учащиеся),

 всем – выполнить задание в тетради,

 * - работа с материалами выставки.

IX. Рефлексия.

-Итак, наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от урока (карточка – задание №3).

- А сейчас я прошу выпустить  из клеток на свободу лебедей, и пусть они украсят наш класс и подарят нам возможность ещё раз ими полюбоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование Математика 2 класс 1 и 2 полугодие

В настоящем пособии предлагается система работы по обучению детей математике во 2 классе. Уроки разработаны в соответствии с новой программой по математике для второго класса начальной школы, рассчита...

Поурочное планирование Математика 1 класс 1 и 2 полугодие

В настоящем пособии, содержащем планы уроков, раскрывается система работы по обучению математике учащихся 1 класса в соответствии с программой и учебным комплектом: учебником «Математика» для 1 класса...

Поурочное планирование в 3 классе

Календарно-теамттичнеское планирование уроков английского языка в 3 классе.  УМК "Английский с удовольствием - Enjoy English 2 часть 1" М.З. Биболетова,  О.А. Денисенко и др....

поурочное планирование для 1 класса

Рабочие программы для 1 класса по программе Гармония по ФГОС. Математика по программе Школа России....

Поурочное планирование для 3 класса 1 полугодия.

В донном планировании отражены все предметы начальной школы( математика, русский язык, литер. чтение, технология, ИЗО, окр. мир). Материал этот интересен также тем, что на уроках русского языка и лите...

Поурочное планирование для 1 класса.

М А Т Е М А Т И К А(четырёхлетняя начальная школа)Авторы: Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева....

поурочное планирование для 2 класса КРО

поурочное планироване для 2 класса  УМК " школа России"...