Главные вкладки

    Поурочная разработка "Лебедь в зоопарке" 4 класс
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Масалова Татьяна Сергеевна

    МОУ «Беломестненская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

    Учитель начальных классов Масалова Татьяна Сергеевна

    Поурочная разработка 4 класс:

    Тема: Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

    Цели:

    ·         Ввести в круг чтения учащихся стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»;

    ·         Формировать речевые и читательские умения и навыки детей (закрепить понятия «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», работать над выразительностью чтения, обучать анализу стихотворения);

    ·         Развивать речь, мышление учащихся;

    ·         Воспитывать любовь к природе.

    Оборудование:

     

    Учебник, портрет Н.А. Заболоцкого, магнитофон аудиозапись (Е. Мартынов «Лебединая верность»), иллюстрации с изображениями лебедей, карточки с заданиями, выставка на тему «Я хочу, чтоб жили лебеди» (книги, иллюстрации, журналы), лебеди, панно, блок-схемы для моделирования обложки.

     

    Ход урока:

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lebed_v_zooparke_urok.docx30.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Беломестненская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

    Учитель начальных классов Масалова Татьяна Сергеевна

    Поурочная разработка 4 класс:

    Тема: Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

    Цели:

    • Ввести в круг чтения учащихся стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»;
    • Формировать речевые и читательские умения и навыки детей (закрепить понятия «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», работать над выразительностью чтения, обучать анализу стихотворения);
    • Развивать речь, мышление учащихся;
    • Воспитывать любовь к природе.

    Оборудование:

    Учебник, портрет Н.А. Заболоцкого, магнитофон аудиозапись (Е. Мартынов «Лебединая верность»), иллюстрации с изображениями лебедей, карточки с заданиями, выставка на тему «Я хочу, чтоб жили лебеди» (книги, иллюстрации, журналы), лебеди, панно, блок-схемы для моделирования обложки.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    - Ребята, сегодня у нас несколько необычный урок. На нем присутствуют гости. Мы приветствуем их и приглашаем на наше занятие.

    II. Проверка домашнего задания.

    - На прошлом уроке мы начали знакомиться с творчеством Н.А. Заболоцкого. Послушаем, как вы подготовились к чтению его произведений.

    1. Выразительное чтение стихотворения «Детство».

    2. Выразительное чтение стихотворения «Весна в лесу» (в паре).

    III. Введение в тему урока.

    - Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на выставку и фотографии.

    -Кто может сформулировать тему урока?

    IV. Формулирование темы урока.

    Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» (переворачивается карточка, на которой записана тема урока)

    V. Работа над новой темой.

    1. Введение в тему урока. Работа с иллюстрациями и фото.

    - Ребята, скажите, что вы чувствуете, глядя на эти фотографии? (лебедь в природе) Какое у вас настроение? Что вам хочется сделать? (радостное настроение, хочется любоваться, рассмотреть поближе).

    2. Работа с текстом до чтения.

    - А что вы можете рассказать об этом произведении до того, как мы начнем знакомиться с ним?

    (Ф.И.О. автора – Н.А. Заболоцкий; заголовок – «Лебедь в зоопарке»;

    жанр – стихотворение; тема – о природе; рифма, четверостишия, запись в столбик).

    3. Моделирование.

    - А можете ли вы предположить, какие чувства вызовет это произведение у читателей, какое настроение возникнет у вас после знакомства с этим произведением? (ответы).

    - Хорошо, а теперь давайте познакомимся с этим произведением, и вы сможете не только узнать его содержание, но и проверить свои предположения. Но сначала давайте обратим внимание на слова, которые встретятся вам в тексте.

    Запись на доске:

     Словарная работа.

    Грёзы – мечты;

    Лоно – поверхность;

    Лиловый – «цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый»;

    Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща;

    Аметист – драгоценный камень фиолетового или голубого цвета;

    Колеблет – заставляет волноваться поверхность воды;

    Изваянье – скульптурное изображение;

    Перламутровый – переливчатый, серебристо-розовый, напоминающий окраску перламутра;

    Громоздить – беспорядочно класть много предметов;

    Лира – струнный музыкальный инструмент.

    (Учитель читает вслух, просит объяснить значение знакомых слов.

    При затруднении дети обращаются к карточкам-помощникам,

    читают слова хором.).

    4. Первичное восприятие текста.

    А) Слушание (читает учитель).

    Б) Проверка предположений (моделирование)

    Беседа:

    - Ребята, что вы можете сказать о чувствах, которые вы испытывали во время слушания этого стихотворения? Менялось ли у вас настроение?

    (в начале – радостное, веселое; в конце – грустное, испытывали жалость).

    -Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (3)

    1) Белоснежное диво

    2) Зоопарк

    3) Песня птицы о счастье весны  

    ( композиция стихотворения)

    5. Работа с текстом. Выборочное чтение.

    - Поработаем с первой частью стихотворения. Найдите и прочитайте строки, в которых автор описывает лебедя, обратите внимание, какие эпитеты использует поэт для описания птицы в 1 и 2 четверостишиях. Как он называет птицу?

     (красавица – за внешнюю красоту;

    дева – молодость, невинность;

    дикарка – скромна, застенчива;

    шелковистая – хочется погладить;

    высокая, белоснежная, шелковистая головка – нежно)

    - Как вы думаете, чувствуется ли отношение автора к птице?

     (нравится, он ею любуется).

    - Как нужно читать первую часть стихотворения?

     (не громко, как бы боясь спугнуть плавающую птицу. Плавно, как будто плывет сама лебедь (с любовью, нежно, любуясь красотой).

     Упражнение в выразительном чтении 1 части

     (расстановка логических ударений, хоровое чтение).

     

     Анализ 2 части стихотворения.

    - Перед тем, как мы начнем работать со 2 частью стихотворения, мне бы хотелось еще раз обратиться к заголовку. Автор назвал стихотворение «Лебедь в зоопарке»

     (не в небе, не в парке), а что значит, для лебедя жить в зоопарке?

    (Значит, быть в неволе).

    - С каким чувством нужно читать 2 часть стихотворения?

     (с грустью, с горечью, с тоской, жестко, тихо).

    -Обратите  внимание на то, как автор описывает чувства животных, которые содержатся в клетках. (В зоопарке плохо – это неволя).

    Выборочное чтение:

    Кричат истомно;

    Хвост поджали;

    Сидят в отдаленье;

    Приделаны к выступам;

    Смотрят сквозь забор. (Много глаголов, но они не передают движение, животные находятся в ограниченном пространстве).

    -Обратите внимание на поведение людей (вся столица – много людей, парк маленький, громоздя – теснота)

    -Зачем нужны зоопарки? (чтобы люди могли видеть животных и любоваться ими).

    -Как ведут себя люди у клеток со зверями? (этаж громоздя на этаж… - для людей это развлечение, забава).

     Упражнение в выразительном чтении 2 части

    Анализ 3 части

    - Как вы думаете, как нужно читать последнее четверостишие?

    (с надеждой и верой в лучшее не смотря ни на что).

     Выразительное чтение стихотворения (полностью, вслух).

    VI. Слушание аудиозаписи Е. Мартынов «Лебединая верность».

    Вступительное слово: Красота этой удивительной птицы не оставляет никого равнодушным. И это не удивительно, ведь помимо внешнего превосходства лебеди обладают еще одним качеством, которым не всегда наделены даже люди. Когда лебедям исполняется 5 лет, они подыскивают себе пару для выведения птенцов, и уже после этого они никогда не покидают друг друга. Отсюда и пошло выражение «Лебединая верность».

    - И сейчас я предлагаю вам послушать песню, которая так и называется «Лебединая верность» (слушание песни).

    - Итак, ребята, вы увидели, что и поэты, и художники, и композиторы в своем творчестве касались темы красоты лебедей. А как вы думаете, почему и для чего они создавали свои произведения? (показать красоту и величие птицы, напомнить людям, чтобы они берегли природу)

    - Какова же основная мысль стихотворения Н.А. Заболоцкого?

    Вывод: Люди, поместившие животное в  зоопарк, не задумываются, что они запирают красоту в клетку и может быть оставляют детенышей без их родителей погибать ради забавы.

    Проблемный вопрос: Так нужны ли зоопарки, если животные в них страдают?

    (Помещать животных в зоопарк нужно в крайних случаях, если животное пострадало от рук браконьеров или заболело,  если у детенышей погибла мать).

    -Если человек берет на себя ответственность за животных, то он должен достойно их содержать,   заботиться о них.

     -Человек должен охранять лебедей, их численность сокращается, лебеди занесены в Красную книгу Белгородской области.

    Дополнительное задание: высказывания о природе.

    VII. Итог урока (оценки прокомментировать).

    VIII. Домашнее задание:

     с. 95-96, выучить (сильные учащиеся),

    читать выразительно, иллюстрация (слабые учащиеся),

     всем – выполнить задание в тетради,

     * - работа с материалами выставки.

    IX. Рефлексия.

    -Итак, наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от урока (карточка – задание №3).

    - А сейчас я прошу выпустить  из клеток на свободу лебедей, и пусть они украсят наш класс и подарят нам возможность ещё раз ими полюбоваться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поурочно- тематическое планирование обучения грамоте в 1 классе.

    ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ...

    Поурочное планирование в 3 классе

    Календарно-теамттичнеское планирование уроков английского языка в 3 классе.  УМК "Английский с удовольствием - Enjoy English 2 часть 1" М.З. Биболетова,  О.А. Денисенко и др....

    Поурочное планирование уроков в 3 классе. Математика.

    Данный  материал включает поурочное планирование уроков математики по учебнику Л. Г Петерсон "Математика 3 класс", рассчитанный на 5 часов в неделю (170 часов). Здесь же представлен график контро...

    Поурочное планирование уроков в 3 классе. Литературное чтение.

    Данный материал представляет поурочное планирование уроков литературного чтения в 3 классе по учебнику Е. В. Бунеевой "В одном счастливом детстве", рассчитанное на 3 часа в неделю (102 часа)....

    Поурочное планирование уроков в 3 классе. Окружающий мир.

    В данном материале предоставлено поурочное планирование по учебнику А. А. Плешакова "Мир вокруг нас. 3 класс", рассчитанное на 2 часа в неделю. (68 часов)....

    поурочное планирование уроков математики в 4 классе

    поурочное планирование   уроков математики в 4 классе , программа Школа России...

    Поурочные планы по математике в 1 классе в соответствии с ФГОС по программе "Школа России", автор М. И. Моро

    В данном материале вы найдёте поурочные разработки в соответствии с ФГОС по математике в 1 классе по программе "Школа России", автор М. И. Моро...