урок по обучению грамоте в 1 классе
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Белоглазова Надежда Сергеевна

Урок способствует изучению звука [ц] и буквы Ц, ц. На уроке формируется слоговое чтение слогов и слов, развите речи. Дети выполняют проект по данной теме, занимаются выполнением логических заданий. Предусмотрена работа вариативной части Букваря. Урок проводится с использованием презентации. Читающие дети работают в Спутнике буквар в рабочей тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obucheniyu_gramote_v_1_klasse.docx86.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Прокудино

 

                                                                                               Урок подготовила и провела

                                                                                                                  Белоглазова Н.С.

                                                           2012-2013 уч.г.

Тема: «Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц»

Тип урока : Урок формирования новых знаний.  

УМК: «Планета знаний».

Цель урока: Ознакомление учащихся с буквой Ц, ц  и звуком, который она обозначает.

Задачи урока: 

 познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц; учить читать слова с новой буквой; продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха; развивать воображение, память, логическое мышление; уточнять и обогащать словарный запас; формировать навыки проектной деятельности, групповой работы, работы в паре, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки, воспитывать, уважительное отношение к близким,  интерес и желание читать.

Оборудование :; карточки-слоги; карточка  с изображением букв «Ц,ц »; цветные полоски бумаги, клей, ножницы для конструирования буквы Ц; наглядный материал –  из сказки «Царевна-лягушка»; учебник «Букварь»( с.93), фигурки  для самооценки учащихся; презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем всех, кто пришёл к вам сегодня на урок.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

- Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь человеческая улыбка - одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбка несёт доброту и нежность людям.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2. Артикуляционная гимнастика

-Прежде чем перейти к теме нашего урока мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем.

- Что записано на доске? (Буквы)

- Какие звуки они обозначают? (Гласные)

Давайте их пропоём:

А-а-а-а            у-у-у-у

А-а-а-а            о-о-о-о

А-а-а-а            и-и-и-и

А-о-у-и           э-э-э-э

А-о-у-и           э-э-э-э

-Итак, голоса мы разбудили, оцените свою работу. Теперь можно двигаться дальше.

3. Формулирование темы и цели.

-Попрошу вас отгадать такие загадки:

Был белый дом,                            На одной ноге стоит,

Чудесный дом,                              В воду пристально глядит:

И что-то застучало в нем.            Тычет клювом наугад-

И он разбился, и оттуда               Ищет в речке лягушат.

Живое выбежало чудо.                 ( цапля)

Такое теплое, живое,

Пушистое и золотое.

( цыпленок)

-Посмотрите на картинки, представленные на экране. Что в них общего? (Цапля,  цепь, цветы, цыплёнок)      (Все они начинаются со звука Ц)       Правильно!

- Тогда нам не трудно будет с вами сформулировать тему урока, закончив предложение, записанное на доске.

 «Буква … Ц и звук [ ц ]»

- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений (опорные слова), сформулируйте задачи урока:

Познакомиться с …буквами Ц,ц и  звуком [ ц ]

Учиться отличать … звук [ ц ] от других звуков;

Учиться читать … слова с новой буквой.

4. Выделение звука  [ц] из слова  «цапля»  а) - Произнесите слово «цапля» и разделите его на слоги.

- С какого звука начинается 1-ый слог?

б) Учимся произносить звук [ц]

Учитель: Поучимся произносить звук, посмотрим на соседа, как он произносит звук:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;

в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.

-Потренируйтесь в произношении.

5 . Характеристика звука

Учитель: У нас появилась проблема!  Все ли мы узнали о звуке [ц]? Попробуем вместе  открыть новое знание о звуке [ц].

Работа в группе.

-Сейчас поработаем в группе. Но вначале вспомним основные правила работы в группе.

Работать в группе дружно и активно.

Уметь слушать друг друга.

Уважать друг друга.

Внимательно относиться друг другу.

Работать успешно.

- Дайте характеристику звуку [ц] по плану:

1. Гласный или согласный.

2. Звонкий или глухой.

3. Твердый или мягкий.

Проверка работы ( один ученик отвечает).

Оценивание работы

6. Ознакомление с буквами «Ц,ц».

- Ребята! Твёрдый согласный звук [ц] обозначаются на письме вот такой буквой. (Показ буквы).  Её называют буква «цэ».

А какая бывает буква ц?

Для чего нужна большая? А маленькая?

  Определение места новой буквы в алфавите.

- Посмотрите, какое место занимает буква Ц на ленте букв. Назовите соседей буквы ц.

Физминутка

Цок-цок-цок-цок

Я -лошадка-серый бок.

Я копытцем постучу

Если надо- прокачу.

Цок-цок-цок-цок

Я -лошадка-серый бок.

7. Формирование навыков проектной деятельности.  Буквы Ц, ц.

 -Сейчас мы будем работать над проектом . Составим книжку-малышку под названием

«Буквы Ц, ц».

Распределение ролей. Художник-оформитель (изготавливает из полосок цветной бумаги букву Ц). Иллюстратор (подбирает картинки). Наборщик текста( в тексте найти слова с буквой ц).

Испытание проекта. Составление сообщения о букве Ц.

Оценивание работы

8. Чтение слогов с буквой  ц  ( с доски)

ЦЕ  ЦО  ЦУ  ЦА   ЦИ     -читать,  увеличивая громкость голоса;

                                          -читать,  уменьшая громкость голоса;

                                          -читать с вопросительной интонацией;

                                          -читать «как  будто по крыше капает дождик»

Оценивание работы

9. Упражнения в выделении звука [ц] из потока речи

Учитель: Немного устали. Положите голову на парту, опустите плечи, закройте глаза. Послушайте отрывок из сказки  и определите, что это за сказка? Сюжет этой сказки уже встречался вам на страницах букваря.

  •  В некотором царстве, в некотором  государстве  жил да  был царь с царицей; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы, такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать; младшего звали  Иван-Царевич.

    Говорит однажды царь такое слово:

- Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь.

  Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема. Пустил стрелу средний брат – полетела она к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая.  Пустил  стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.

Поднимите голову. Итак, какая же это сказка?( Показ слайдов сказки, книгу «Царевна –лягушка»)

Какие слова на букву Ц вам встретились в этой сказке?

Я предлагаю вам мысленно перенестись в эту сказку и пройтись по сказочным кочкам.

 (1-ая кочка – «Слова из сказки»)

10. Работа с учебником

  • Чтение столбиков слов

- А сейчас прочитаем столбики слов и попытаемся вспомнить,  какие слова использовались в этой сказке.

( Дети под руководством учителя восстанавливают эпизоды сказки, в которых могли звучать данные слова:

- У одного царя было три  сына …

- Сыновья поклонились отцу в пояс…

- Царевна-лягушка.

- Старичок, встретившийся Ивану-царевичу: «Здравствуй, добрый молодец»…

- Сбросила лягушка свою лягушечью кожу и обернулась такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

- Видит Иван –царевич: стоит высокий дуб, а на нём на цепях висит сундук каменный…

Оценивание работы

  • Чтение-разведка, с. 93 (Чтение отрывка из сказки)  (2-ая кочка – «Сказочный сюжет»)

Учитель: Сейчас мы будем читать отрывок из сказки, а вы  должны найти слова  с буквой ц .

В каких словах из текста вам  встретилась буква ц ?

Оценивание работы

  •  Ответ на вопрос

(3-я кочка –«Задания Василисы Премудрой»)

Давайте вспомним, какие  задания давала Василиса Премудрая своим слугам?

(«… Сшейте мне к завтрашнему утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки». «Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой, я у моего батюшки ела».)

Чтение отрывка из сказки по Спутнику Букваря с. 88  показ слайдов.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

11. Закрепление

  1. Работа в парах (Самостоятельное жужжащее чтение стихотворения из учебника)

Один ребёнок  называет  слова со звуком ц (перец, огурец, цапля, заяц, овцы, гусеница), а другой  определяет место этого звука в слове.

Оценивание работы

  1. Чтение слогов, рифмование

Учитель: Посмотрите на доску. Попробуем сложить чистоговорки.  Готовы? Читаем:

цы — цы — цы — вот поспели      ……

ца - ца — ца — захотелось     …….

ец — ец — ец — мы сорвали         ……

цу — цу — цу — дети рады  ……

рцы — рцы — рцы — мы полили…….

Вы, ребята,………….

  1.  Упражнение в развитии образного восприятия.

Ребята, посмотрите, какой симпатичный котик появился на экране.

Он утверждает, что если очень-очень быть внимательным, то можно и у котика найти букву ц.

Как вы думаете, где она притаилась?  (Высказывания детей.)

Учитель: Прочтите текст с доски самостоятельно:

Вот какая буква Ц —

С коготками на конце.

Коготок – царапка, -

Как кошачья лапка.      

     

 Итак, где же котик спрятал букву Ц?

12. Итог урока.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какой звук обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этому звуку.

- Какое место занимает буква Ц на ленте букв?

Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что …»

13. Самооценка учащихся.

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то поднимите  зеленую фигурку;

если не очень – жёлтую фигурку;

плохо –красную фигурку

Спасибо всем за урок.  Урок окончен.  

САМОАНАЛИЗ:

       Это первый урок знакомства с новой буквой, поэтому основная работа велась по выделению нового звука и слов с ними, его характеристики, умению его обозначить буквой, запомнить его написание и правильное чтение.

     Старалась в ходе всего урока опираться на уже полученные ранее знания учащихся.

   Планируя урок, выбирала интересный, познавательный и разнообразный по форме работы материал:

  1. провела фонетическую зарядку;
  2. активизировала работу разгадыванием загадок, чтением интересной сказки, использованием раздаточного  и наглядного материала;
  3. использовала разные формы работы: индивидуальную, групповую, работу в парах, самостоятельную и фронтальный опрос;
  4. привлекала в уроке дополнительный материал.

Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого.

Звук [ц]

  1. Гласный или согласный.

  1. Звонкий или глухой.

  1. Твердый или мягкий.

Вот какая буква «ц»

С коготочком на конце,

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Вот какая буква «ц»

С коготочком на конце,

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Вот какая буква «ц»

С коготочком на конце,

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде ее птенцы;

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]» УМК: «Школа России»Тип урока: изучения нового материала.  Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’]...

урок по обучению грамоте 1 класс

урок по теме:" Мягкий знак"...

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

конспект урока по теме"Слог, ударение" содержит технологическую карту урока, формируемые УУД...

конспект урока по обучению грамоте 1 класс по теме"Знакомство со звуком [M] [M\']

Урок- путешествие позволяет  первоклассникам хорошо усвоить новый материал, на уроке создается ситуация эмоционального  подъема....

План - конспект урока по обучению грамоте 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАв 1 «А» классе по букварю Т.М. Андриановой УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Агафоновой Л.А. Закрепление изученного по теме: «Чтение слов и предложений с буквами л ...