Эффективные виды работ и упражнений на уроках чтения в начальных классах.
статья по чтению (2 класс) по теме

Гончарова Любовь Геннадьевна

сочиняем предложенияВ статье представлена небольшая часть эффективных видов работ и упражнений на уроках чтения,

которые помогают детям воспринимать текст, понимать читаемое не только на уровне фактов,

но и смысла; воссоздавать в своём воображении прочитанное; пересказывать текст в разных вариантах. 

Виды работ, описанные в статье: обогащение словарного запаса;  сочиняем предложения;  знакомство с заданиями 

перед чтением текста; выполнение творческих заданий в группах;  чтение одного и того же предложения 

с разной интонацией, выбор нужного тона каждому герою; выделение героя второго плана, сочинение продолжения с ним;   

работа с иллюстрацией, соотнесение с текстом;   инсценирование произведений;   тексты Федоренко и работа 

по методике Зайцева; читаем вместе. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_vidy_rabot_na_urokakh_chteniya.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные виды работ

  и упражнений на уроках

чтения в начальных классах

Подготовила

Гончарова Любовь Геннадьевна

воспитатель МДОУ №8

комбинированного вида

г.о. Орехово-Зуево

2013г.


           Какой учитель начальных классов не хотел бы работать с хорошо читающими и понимающими текст учениками?

          К сожалению, следуя примеру большинства родителей, дети предпочитают просмотр телепередач  чтению книг. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.  А это значит, необходимо строить уроки литературного чтения  так, чтобы была достигнута основная цель – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт.

      Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.

       Главное – организация читательского окружения , подбор материала для чтения, направляющего развитие читательской деятельности.

      Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Оно несёт в себе огромный развивающий потенциал, влияя на формирование эмоционально – ценностных отношений, обогащение личного опыта, интеллекта ребёнка. Исходя из идеи российского психолога  Л.В.Выготского (1896-1934) о том, что обучение всегда предшествует развитию и должно его обеспечивать, а так же концепции ученого о зоне ближайшего развития, каждый ученик является субъектом, то есть активным участником усвоения знаний и своего развития.  Следовательно, содержание, методы, средства и формы обучения должны соответствовать возможностям и потребностям ученика и способствовать развитию его личности.

       Чтение художественных текстов и детских книг – это особые объекты изучения. Постижение художественного произведения требует специфических знаний об искусстве слова, изображающего жизнь с помощью образа. Работа с детской книгой – художественной, научно – познавательной, справочной – предполагает специфические знания о книге, темах чтения, круге детского чтения. Таким образом, читательская деятельность ребёнка широка. Чтение как компонент учебной деятельности используется при изучении различных предметов и сфер знаний, а следовательно, текстов с различными структурами: на математике – задач;  на уроках русского языка – правил, упражнений; на уроках естествознания – научно-познавательных статей.

    Таким образом, чтение – одно из общих универсальных умений учиться.

       К сожалению, на практике было видно, что слабо читающий ученик очень плохо, а то и совсем не понимал смысла задачи, не умел выделять существенное в правилах, упражнениях, без интереса работал с текстом. Слабая техника чтения всегда мешала ученику быть успешным. Эту проблему необходимо  было разрешать ежедневным и кропотливым трудом на каждом уроке.

       Методика обучения чтению связана с психологией, исследующей закономерности восприятия и порождения речи, педагогикой, изучающей процессы образования, воспитания и развития личности, дидактикой и методикой обучения, рассматривающими  его цели, содержание, средства, методы и формы.

      Методы обучения литературно-эстетическому чтению и развития речевой деятельности различны, но они пересекаются и связаны между собой.

      Для того, чтобы сделать уроки чтения интересными, научить детей работать с текстом, улучшить технику чтения, чтобы ученики как можно раньше почувствовали свою успешность, я использовала на уроках разнообразные эффективные виды работ и упражнений.  По опыту работы знаю, что дети в 1м классе слушают литературные произведения, читают сами, но анализируют текст только с учителем, так как не имеют ещё необходимого словарного запаса. Моя задача была такая – обогащать словарный запас первоклассников. Пример. Так, при работе над сказкой Л.Пантелеева  «Две лягушки» детям по заданию нужно было сравнить героев, охарактеризовать их. Для обогащения словарного запаса учеников на доске заранее писала ряд имён прилагательных, из которого дети при необходимости брали слова для характеристики каждой лягушки:  (трусливая, храбрая,  гостеприимная,  ленивая,  весёлая,  упорная,  глупая,  настойчивая).

      Работать над такими заданиями можно как в парах, так и в группах, важно, чтобы дети учились слушать друг друга, высказывать своё мнение.  В процессе работы выясняли, что в предложенном списке есть лишнее слово  (гостеприимная ), которое не относится к содержанию произведения. А значит, у детей идёт развитие мыслительной работы над словом, они проводили анализ, сопоставляли, классифицировали, учились доказывать свой отказ от лишнего слова.   Следует  обязательно хвалить    детей за проделанную работу, за внимание, за правильное прочтение и понимание слов. Просила подумать ребят над тем,  где могло бы «поработать» это лишнее слово?   Дети сочиняли продолжение сказки. Это ещё один эффективный вид работы с текстом, направленный на развитие творческой фантазии, развитие речи, умение держаться в рамках темы, умение слушать и не повторять за другими учениками уже озвученное продолжение.  

         Такие приёмы активизируют деятельность детей, порождают мотив на работу в паре, в группе. Мои ученики в 1м классе учились понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла, высказывали своё эмоциональное  отношение к героям.  

         К учебникам прилагалась рабочая тетрадь, в которой серия вопросов и задания к тексту подобраны так, что ученику приходилось проделывать определённую мыслительную работу. Чтобы ответить на вопрос и справиться с заданием, необходимо неоднократно обратиться к тексту, а значит, вырабатывается навык работы с текстом. Я считаю, что эффективнее познакомиться с заданиями  перед   чтением текста, это уже идёт «разведка» содержания, намечается цель.

      Начиная работу во 2м классе, я использовала это приём и видела, что дети успешно справлялись с заданием уже после первичного чтения произведения. При планировании урока я учитывала этот факт и больше времени отводила на развитие умений читать выразительно, на выполнение творческих заданий.

      Сложившийся опыт работы показал, что при выполнении заданий  в группе   у ребят формируются   навыки сотрудничества, умения самостоятельно работать с текстом.  Пример. Во втором классе в книге для чтения много произведений о родной природе. К стихотворению В.Жуковского  «Жаворонок» необходимо выполнить такое задание: « Какую картину ты представляешь, когда слушаешь это стихотворение? Нарисуй».  Дети обсуждали, как точнее изобразить в цвете лес  «зардел»,   небо «в лазури», обращались к тексту, к словарю, сопоставляли свою работу с текстом.

      Мой многолетний опыт работы в начальной школе даёт право с уверенностью   говорить,  что ученики 2 и 3 классов способны самостоятельно подготовить выразительное чтение сказок, небольших рассказов и даже стихотворений. Для этого у детей надо выработать привычку правильной читательской деятельности, научить различать короткие и длинные паузы, определять логические ударения, различать элементы монолога и диалога в произведении.  Важно научить детей правильно выбирать интонацию чтения. А значит, идёт работа над словом, понятием.

       Эффективны упражнения, направленные на выработку умений читать одно и то же упражнение с разной интонацией. При этом обязательно анализируем цель выбранного тона, эмоциональное состояние говорящего, его отношение к происходящему. Подобные задания к тексту дети учились выполнять в разных формах деятельности: индивидуально,  в парах,  в группах. Мои дети любили работать в группах, потому что можно послушать разные варианты прочтения предложения, проанализировать и выбрать соответствующий тон для героя произведения.

    Ещё один эффективный приём работы над текстом, это выделение в произведении героев второго плана. Они не являются главными, но их присутствие помогает развивать речь детей, фантазию, умение придумывать дополнительные части или продолжение произведения.  Причём, при разной характеристике таких героев и сочинения получаются разными и интересными.

      Активно способствует всестороннему развитию школьников многоплановая роль иллюстрации на уроках чтения. Работать по ней можно в процессе первоначального знакомства с текстом,  при анализе художественного произведения,  а  так же на обобщающих уроках.  Дети любят работать с  иллюстрацией,  у них появляется  желание быстрее  соотнести её  с текстом, найти, в чём художник следует тексту, а в чём отступает от него.  Иллюстрации-пейзажи  способствуют  развитию речи учащихся, помогают усвоить понятия  «описание»,  «сравнение»,  по ним можно построить связный устный рассказ или выполнить несложную письменную работу.

     Работая над произведением Н.Сладкова  «Проталинка»     и  Ф.Тютчева  «Зима недаром злится…», дети учились словесно писать иллюстрации-пейзажи.   Такой вид работы  способствует развитию умений работать с текстом, развитию речи и творческого воображения.

    На уроках чтения важен эмоциональный настрой детей, интересная вступительная беседа, которые вызовут желание детей сходить в библиотеку за другими произведениями читаемого автора. Таким образом,  идёт подготовка к урокам внеклассного чтения.  Это очень важный урок , где дети проявляют своё творчество в инсценировке произведения, предъявляют своё выразительное чтение, краткий или подробный пересказ текста. Успешно справляются с такими заданиями ученики 3 и 4 классов. Дети сами договаривались, распределяли роли, выбирали героев из класса.

    В этом же возрасте с ребятами полезно поработать над текстами И.Т.Федоренко, от которых есть значительный заметный эффект при отработке навыка чтения.  В настоящее время распечатку текстов можно найти на сайте  -  yandex.ru     Работая в школе, я более 10 лет применяла  методику  В.Н Зайцева, которая включает в себя работу с этими текстами       (по 6 предложений),  жужжащее чтение по 5 минут на каждом уроке             (на математике, на уроке русского языка, на музыке…),  и чтение дома перед сном.   За два месяца правильно организованной и каждодневной работы у учащихся вырастает скорость чтения на 20 слов и более. Важно на  собрании познакомить родителей с методикой В.Н.Зайцева, попросить их о помощи - каждый вечер в течение  двух месяцев уделить внимание своему ребёнку именно перед сном,  4 – 5 минут послушать его чтение любого произведения.

    Работая над произведениями в хрестоматии для 3 класса я использовала приём , который назвала  «Читаем вместе». Пример.  Я первая начинала читать рассказ и читала его больше страницы, чтобы дети поняли, в каком темпе следует читать. Ученики по очереди старались читать продолжение рассказа в заданном темпе, как и я, они старались передать своим чтением отношение автора к героям, к происходящим событиям. У детей появлялось желание самостоятельно дома подготовить чтение нового произведения к следующему уроку.

   По окончании начальной школы, мои дети все справлялись с нормой по технике чтения, умело читали выразительно незнакомый художественный текст, с желанием выполняли задания.

      Вывод.      Мной представлена    лишь небольшая часть эффективных видов   работ и упражнений на уроках чтения, которые помогают детям:

  1. воспринимать текст (читать вслух и молча, выразительно);
  2. понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения , выражать эмоциональное отношение);
  3. воссоздавать в своём воображении  прочитанное  (мысленно представлять героев, события);
  4. воспроизводить текст, то есть уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно,  выборочно,  сжато,  творчески с изменением ситуации или включением себя в круг героев.

 Главное – это целенаправленная   работа над каждым видом в течение месяца,  двух, или четверти, и результаты порадуют учителя и учеников. Мои дети   на уроках  спокойно принимали критику одноклассников , сами правильно оценивали свою работу, приглашали в группу любого ученика, так как надо работать и выполнять задания.

       Виды работ,  описанные в статье:

  1. Обогащение словарного запаса детей.
  2. Сочинение продолжения.
  3. Знакомство с заданиями перед чтением текста.
  4. Выполнение творческих заданий в группах.
  5. Чтение одного и того же предложения с разной интонацией,    

выбор нужного тона каждому герою.

  1. Выделение героя второго плана, сочинение продолжения с ними.
  2. Работа с иллюстрацией, соотнесение её с текстом.
  3. Инсценирование произведений.
  4. Тексты Федоренко и работа по методике Зайцева.
  5. Читаем вместе.

 

Опыт описан воспитателем 1-й категории  Гончаровой Л.Г.МДОУ д/с №8, стаж работы в д/саду  -  6 лет.    Общий педагогический стаж -  34 года.

         

                       

         

                           Литература

  1. Еськова Н.Е. Один из эффективных видов работы на уроках  чтения.  Нач./шк. №3/1991г.

  1. Использование зрительных диктантов. Нач./шк.№6/1994г.

  1. Обучаем чтению. Нач./шк.№11/1995г.

  1. Гаврилова И.А. Обучение детей краткому пересказу.  

Нач./шк. №10/1995г.

  1. Корепина Л.  Работа с иллюстрациями на уроках чтения.

Нач./шк. №2/1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

В работе представлена система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения.Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

материал для улучшения качества техники чтения и заинтересованности детей к чтению...

Методы и приёмы работы на уроках чтения учителя начальных классов Токаревой Л.Н.

Методы и приёмы работы на уроках чтенияучителя начальных классов Токаревой Л.Н. Стремление видеть и растить лучшее в человеке определяет методику моей работы и стиль общения с детьми и книгой. На...

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учитьсяБыстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса ...

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые...