Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Хлюстова Надежда Михайловна

В конспекте урока идет обсуждение темы "Почему люди фантазируют?" Ребята знакомятся с рассказом Т. Понамаревой "Автобус", посещают "Музейный Дом", рассматривают репродукцию картины Павла Филонова "Нарвские ворота" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

      План-конспект урока  литературного  чтения в 3 классе по  программе  «Перспективная  начальная  школа» учителя  начальных  классов МОУ «Васильевская СОШ» Хлюстовой Надежды Михайловны.                    

 

Тема  урока: «Пытаемся  понять, почему  люди  фантазируют»

 Т.Пономарёва  «Автобус». (С. 113 – 118)

Поход  в  «МУЗЕЙНЫЙ  ДОМ». Фото «Нарвские  ворота» и репродукция  картины  Павла  Филонова  «Нарвские  ворота».

 

 Цели  урока:

   Учить  школьников  видеть  в  тексте  присутствие  не  только  героев  рассказа, но  и  героя  рассказчика.

     Обсудить  с  детьми  особенности  жанров  сказки,  рассказа,  небылицы  и  выяснить,  что  они  различаются  по  своей  цели  и  построению.

      При  помощи  системы  вопросов  побудить  детей  неоднократно  перечитывать  и  просматривать  текст  для  подтверждения  своего  ответа.

     Подвести  детей  к  выводу, что  под  взглядом  человека,  обладающего  фантазией  и  развитым  воображением,  обычные  предметы  становятся  чу-

десными.  

                               

                                    Ход  урока:

1.Оргмомент.

2.Этап  мобилизации.

 Сегодня  очередное  занятие  клуба  « Ключ  и  заря». Мы  продолжим  начатую  нами  тему  на  прошлых  уроках.    Кто  помнит,  как  она  называется?

3.Постановка  цели  урока.

4.Проверка  д. з. ( хр.  с.36 – 38)

Выразительное  чтение  стихотворения  Э. Мошковской  «Мотылёк».

5.Определение  новой  темы  по  оглавлению  с.5

Чтение  интриги  на  стр.113.

6.На  слайде  показать  портрет  писателя  и  книгу  «Укротитель  макарон».

     Рассказ  учителя: Татьяна  Дмитриевна  Пономарёва  родилась 9 ноября 1977г. В Москве  у  Покровских  ворот. Училась  в  маленькой  сельской  школе  в  подмосковном  посёлке  Клязьма, потом  в  любимой  720-й московской  школе, потом  в  медицинском  училище.   Закончила Литературный  институт  им. Горького.

   Работала  медицинской  сестрой, воспитателем  в  детском саду, библиотекарем, редактором… «Думаю – все  эти  мои  работы  были  по  призванию,  обо  всех  вспоминаю с  благодарностью».

    В  детстве  хотела  стать  балериной, любила  читать  сказки.

 На вопрос:

- Почему  Вам  нравиться  быть  писателем?

Она  отвечает:

  - Не  знаю.  Наверное,  потому, что  уже  поздно  становиться  балериной.

А  ещё  потому, что  мне  всё  время  дарят  ручки  и  разные  блокнотики.

7.Рассматривание  книги «Укротитель  макарон».

Поймать  сбежавшего  из  зоопарка  льва,  укротить  сбесившиеся  макароны, успокоить  грустное  приведение  и  приютить  бездомный  автобус – не  так  уж  и  просто. Но  отважная  и  добрая  бабушка легко  справляется  с  этими  трудными делами.

8.Чтение  текста Т.Пономарёвой  «Автобус». (с.114 – 115)

9.Выполнение  заданий  с.115 - 118.

  Сколько  героев (действующих  лиц) в  этой  истории? (Ответы  детей)

  Миша  говорит, что  двое, а  Маша – что  их  не  меньше  трёх.

  А  как  думаешь  ты ?

  Поведение  автобуса  напоминает  тебе  чьё- то  ещё  поведение? Чьё  именно? Объявление  в  газете  подтверждает  твою  догадку? (Дети  ищут  подтверждение  своих  ответов  в  тексте.)

   Симпатичный  ли  человек  бабушка? Она  похожа  на  твою  бабушку?

10.Определение  Жанра  произведения . ( стр.115-117)

   -Это  сказка  или  рассказ? – спросила  Машина  подружка  Таня  Перова?

   -Конечно,  это  сказка! – рассмеялся  Миша.- Разве  автобус  может  потеряться? Может  вести  себя,  как  собака?

    -Это  рассказ! – убеждённо  возразила  Маша, но  доказать  не  смогла.

    -Это  небылица,- сказал  Костя  Погодин. Все  выжидательно  посмотрели  на  Михаила  Потаповича.

   - Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке, - сказал Главный Библиотекарь. - Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить, прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа - разные цели.
    Познакомься с содержанием плаката Летучей Мыши.
   
Цель небылицы - поразить воображение слушателей необыкновенной
выдумкой, тем, чего не бывает.
   
Цель сказки - приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.
     Цель рассказа - «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.
   

     Теперь ты сможешь ответить на вопрос: прав ли Костя? Этот текст - действительно небылица?
 - Обсудим мнение Маши и Миши, - предложил Михаил Потапович. - Ещё раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус» - это сказка или рассказ?
   

Как ты ответишь на этот вопрос?

Мнения ребят разделились. Михаил Потапович сказал, что так и должно быть: по смыслу это сказка-рассказ!  

- Но вот по ПОСТРОЕНИЮ это точно...

 Как ты думаешь, что ещё хотел сказать Михаил Потапович? Ты соглашаешься с ним?

                    В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются СЛУЧАЮ. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным ЗАКОНАМ.

    - Хотите проверить своё предположение? - спросила ребят Анишит Йокоповна. - Замените в тексте слово «автобус» словом «пёс» и прочитайте ещё раз. Сразу всё увидите.

    - Тогда придётся ещё кое-что заменить, - озабоченно сказал Костя. - Пёс не может быть со спущенной шиной и треснутым стеклом!

    - Хорошо, - согласилась Волшебница. - Пусть он будет со спутавшейся шерстью и с маленькой царапиной на боку. Мне важно, чтобы вы увидели, как именно развиваются события в этом тексте.

Ты тоже замени слово «автобус» словом «пёс» и проверь, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нём необыкновенные?
Можно ли сказать, что автор этого произведения воспринимает неодуше
влённые предметы как живые? Как называется такой приём?

      Итог: Главная  героиня (бабушка),  и  автор (Татьяна  Пономарёва) – это  люди, обладающие  фантазией  и  развитым  воображением,  и  что  под  их  взглядом  обычные  предметы  становятся  чудесными,  способными  на  превращения.

11.Поход  в  «музейный  дом»  с.122-124. Работа  по  фотографии  «Нарвские  ворота»  и  по  репродукции картины  Павла  Филонова  «Нарвские  ворота».

1).Рассказ  ученика  про  Нарвские  ворота.

   Эти ворота находятся в Петербурге. Они были построены в 1834 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху - колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди!

2).Выполнение  Заданий  на  с.122 – 124.

    Рассмотри Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова. Видишь коней? Фигуру наездника? А арку под конной группой? догадываешься, какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь? А какой день: погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение.
А теперь сравни ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? А где они стоят обособленно, отдельно от города?
   Где видно, что ворота - это вход в большой город с многоэтажными домами?
   Сравни изображение коней на картине и на фотографии.
 - На картине коней меньше и они очень смешные, - сказал Миша, - а на фотографии кони очень важные и торжественные.
 - На картине кони как будто ожили, - заметила Маша.
   А у тебя какое впечатление?
- Знаете, как называется изображение, составленное из разноцветных кусочков какого-нибудь материала? - спросила Анишит Йокоповна. - Такое изображение называется МОЗАИКОЙ.
   А ты когда-нибудь видел(а) мозаику? Может быть, ты сам(а) составлял(а) мозаичное изображение?
 - Художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики, - сказала Анишит Йокоповна. - Кто догадался, зачем он это делает?

А тебе удалось догадаться?
Миша сказал:
 - Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит.
Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.
Костя Погодин решил уточнить:
 - Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов.
А что скажешь ты?

3).Итог:  Для  того,  чтобы  глядя  на  Нарвские  ворота,  изобразить  их  так,  как  это  сделал  Павел  Филатов,  нужно  обладать  воображением  и  фантазией.

10.Подведение  итогов  и  контроль  результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...