Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе
статья по чтению (1 класс) по теме

Медведева Нина Анатольевна

Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили  с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планировать свою деятельность, периодически возвращаться к плану, корректировать свои действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе

  Н.А. Медведева,  Е.А. Мельникова, учителя начальных классов

МКОУ Заводская СОШ Калачеевского муниципального района                              

    Стандарты второго поколения задают новый вектор развития начального общего образования. Перед начальной школой встает задача формирования у младших школьников умения учить себя самостоятельно, самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

   Умение учиться формируется в учебной деятельности, которая представляет собой, по определению В.В Давыдова, «организацию обучения, направленную на постановку и решение учебных задач с опорой на внутреннюю потребность в учении и мотивацию усвоения обобщенных знаний».  

 Внимательно изучив материалы ФГОС, нам стало ясно, что необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?

По замыслу авторов стандарта, «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель, задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».

Перед нами встала  проблема отбора методических приемов формирования регулятивных универсальных учебных действий.   Свою работу с первоклассниками  мы начали с формирования действий целеполагания и планирования.

Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса постарались ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чем мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называли сами, добиваясь понимания темы детьми: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке».

На доске запись: - Первое сентября – День знаний.

- Это тема нашего первого урока. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?»

 «Тема урока обучения грамоте: «Наша Родина – Россия». Как вы думаете,  о чем сегодня пойдет разговор на уроке?» (УМК «Школа России, Азбука, авторы:  В.В. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина).

Далее  сообщалось детям о том, что тема урока написана в учебнике, предлагали найти соответствующую страницу и прочитать  тему вверху страницы, а не читающим детям показать ее.

В дальнейшем мы  учили первоклассников определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока. Например: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».  Сначала рассматриваем рисунок на странице учебника, отвечаем на вопрос: «Кто чем занят»? Вспоминаем сказку «Теремок».

- Определите тему нашего сегодняшнего урока. ( Дети читают пословицу вверху страницы азбуки).

-  А как вы бы сами назвали тему нашего урока?

  • Нужно трудиться.
  • Труд – это трудно.

- Мы тоже трудимся на уроках. Наш труд – учеба.

        Теперь о цели урока.  Первоначально цель урока   также  называли сами и давали определение новому понятию: «Цель – это то, что мы узнаем на уроке, чему научимся. Я назову цель урока, а вы скажите, что нового мы узнаем сегодня на уроке.

Итак, цель урока:  понять, что такое предложение. Научиться составлять предложения. Что мы должны узнать нового на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока.

На следующих уроках обучения грамоте дети сами  называют цель урока. Этому этапу урока – целеполагание -  мы придаем очень большое значение, так как  цель урока -  есть проекция образовательного результата.

Причем,  цель урока, которую ставим перед собой мы, учителя, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но для детей цель формулируется в доступной форме. Далее мы цель урока пишем на доске. Читающие дети (их чаще всего большинство) читают ее, остальные  объясняют  ее своими словами.

        Чтобы  цель урока была  значимой для каждого ученика, детям задаются вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»

-    Зачем нужно трудиться?

-    Когда труд приносит радость?

-    Для чего нужно научиться правильно составлять предложения?

Приведем примеры некоторых приемов организации принятия цели урока.

  1. Первый прием, связанный с использованием занимательного

игрового материала, можно применить на уроке литературного чтения в теме

В. Данько «Разговор с пчелой».

- Как вы думаете, о чем можно  поговорить с пчелой?  Хотите узнать?  Как мы можем это узнать?

-Назовите цель чтения стихотворения – ответить на возникший вопрос.

     2. Моделирование цели урока может быть реализовано на уроке с помощью следующего задания:

Учитель сообщает:

- Определите соответствие цели урока названной теме. Тема урока: «Знакомство со стихотворением Т.Белозёрова «Подснежники».

 Цель урока: подготовить выразительное чтение стихотворения.

Дети должны добавить:

- Необходимо уточнить цель: прочитать, проанализировать стихотворение и подготовить выразительное чтение».

   3.  Принятие цели урока  можно организовать на основе задания по выбору цели из предложенных учителем формулировок и его обоснованию.

           Также в литературе предлагаются такие приемы организации принятия цели, как опора на личный жизненный опыт обучающихся, создание проблемной ситуации в процессе целеполагания, моделирование цели урока, введение понятия «задача», постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Разбивка цели на задачи является переходным моментом к планированию собственной учебной деятельности. Сначала происходит знакомство с графическим  планом  урока из условных обозначений учебника, затем с картинным планом, вводится понятие «план» (план – это порядок, последовательность действий). Затем дети учатся действовать по плану - алгоритму, (инструкции)  известных  действий (подготовиться к уроку, полить цветы, рассказать сказку).  Постепенно первоклассники научились  составлять план своих действий по решению учебной задачи. План решения учебной задачи мы предлагали и  в устной форме: «Сначала мы с вами познакомимся с новым звуком; затем узнаем букву этого звука; в итоге научимся читать слова с новой буквой». Далее дети планировали свою деятельность на уроке обучения грамоте и письму уже сами.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приемы:

– обсуждение готового плана решения учебной задачи;

– работа с деформированным планом решения учебной задачи;

– использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

– составление своего плана решения учебной задачи.

По ходу урока  мы периодически возвращаемся к плану, отмечаем выполненное, определяем  цель следующего этапа и дальнейшие действия, корректируем  и оцениваем свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, умений контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Рассмотренные приемы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Учащийся

  • принимает и сохраняет учебную задачу; 
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
  • переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
  • осваивает правила  планирования, контроля способа решения; 
  • осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату.

                                   Литература

  1. Давыдов В.В.  Психологические проблемы процессы обучения младших школьников. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
  2. Никитина Л.П. «Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе» БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж».  Интернет-ресурсы
  3.   Неткасова И.А. «Формирование универсальных учебных действий на                                  уроках в начальной школе» УлГПУ  имени Н.Ульянова, педагогический факультет, г. Ульяновск.  Интернет-ресурсы
  4. Материалы ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников по ОС "Школа 2100"

Проблема исследования: каковы возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения по образовательной системе «Школа 2100».Объект исследования ...

Мастер – класс « Научи себя учиться: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов...

Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте в 1 классе

В работе определены характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий, описаны общие приемы и методы формирования универсальных учебных действий ...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

согласно требованиям ФГОС НОО 2009 года, на уроках литературного чтения в системе Л.В. Занкова обеспечивается:-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска с...