рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Мекешева Ирина Ивановна

литературное чтение 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.chtenie.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

Статус  документа

      Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Усть-Канская СОШ им.Ч.К.Кыдрашева»,  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией Л.Ф Климановой и  В. Г. Горецкого  

                                                         Структура  документа

    Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание  с  распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ,календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки  обучающихся,нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, материально-техническое обеспечение, список литературы, приложение.

                                                      Общая характеристика учебного предмета 

      Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

      Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

        Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

   - овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  -воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

                                           Задачи      обучения :

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

     Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

    Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства.

        Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

     Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

   Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

    Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения.

     Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

    Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

     Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

    Развитие навыка чтения предполагает: на четвертом году обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

         Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

             Неотъемлемой частью уроков литературного чтения  является внеклассное чтение. Урок внеклассного чтения в 4 классе — это основа педагогической организации самостоятельного детского чтения, это такой час занятий, в течение которого проводится беседа с детьми о прочитанных ими книгах. Хорошая книга - это окошко, через которое дети видят и познают окружающий мир. И очень важно ЧТО дети будут читать.Значение внеклассного чтения в начальной школе трудно переоценить. С помощью чтения книг решается одна из важнейших задач - социально-личностного развития ребёнка. Проживание вместе с героями любимых детских книг проблемных ситуаций, жизненных коллизий ведёт к самоформированию осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах. На этой основе ребёнок строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми.

     Важной составляющей программ литературного чтения является самостоятельное, дополнительное чтение и работа с детской книгой. Работа с детской книгой может быть включена отдельным фрагментом на любом уроке литературного чтения. Кроме этого, постоянно проводятся специальные уроки, на которых идёт обучение работе с детскими книгами (художественными, научно-познавательными, справочными), а также знакомство с детскими журналами и газетами. При шестидневной учебной неделе в рамках образовательной программы «Школа России»  проводится урок внеклассного чтения один  раз в  две недели, т.е. 9 уроком  и фиксируется в классном журнале.  Тематика уроков внеклассного чтения   предусматривается выбором учителя.                                                          

                                   Место предмета в учебном плане

      В учебном плане на изучение курса литературного чтения  в 4 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.

Былины. Летописи. Жития -  9 часов

Из русской классической литературы – 22 часа

Поэтическая тетрадь – 14 часов

Сказки русских писателей -  14 часов

Делу время – потехе час – 10 часов

Страна  далекого детства – 10 часов

Поэтическая тетрадь – 7 часов

Природа и мы – 13 часов

Поэтическая тетрадь – 7часов

Родина – 6 часов

Страна  «Фантазия» – 6 часов

Зарубежная литература– 18

                Общие учебные умения , навыки и способы  деятельности

      Важную роль в обучении литературного чтения  играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

                                           Результаты  обучения

представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Основное  содержание

  Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.  

                          Былины. Летописи. Жития  (9ч)

О былинах.«Ильины три поездочки».Летописи.Жития.«И повесил Олег щит свой па вратах Цареграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Житие Сергия Радонежского».

                        Из русской классической литературы (22)

П.П.Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...»,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

                              Поэтическая тетрадь (14 ч)

Ф.И.Тютчев.«Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;  А. А. Фет.«Весенний дождь», «Бабочка»;Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н.Плещеев.«Дети и птичка»; И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;Н.А.Некрасов.«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;И.А.Бунин.«Листопад».

                                  Сказки русских писателей (14 ч)

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»;П.П.Бажов. «Серебряное копытце»;С.Т. Аксаков.«Аленький цветочек»;В.М.Гаршин.«Сказка о жабе и розе».

                                Делу время — потехе час ( 10ч)

 Е.Д.Шварц.«Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

                                  Страна далекого детства ( 10ч )

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Елка».

                                  Поэтическая тетрадь ( 7ч )

 В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»;  С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»;  М. Н. Цветаева.«Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

                                          Природа и мы (13 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк.«Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»;К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы» Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев.«Стрижонок Скрип»

                                 Поэтическая тетрадь ( 7 ч )

 Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»;Н.М.Рубцов.«Сентябрь»;С.А.Есенин.«Лебедушка».

                                                      Родина (6 ч)

 И.С.Никитин «Русь»; С.Д.Дрожжин.«Родине»;А.В.Жигулин. «О,Родина!    В    неярком    блеске...»;Б.А.Слуцкий.«Лошади в океане».

                                  Страна «Фантазия» (6 ч)

Е.С.Велтистов.«Приключения Электроника».К.Булычев. «Путешествие Алисы».

                                   Зарубежная литература (18 ч)

Дж.Свифт.«Путешествие Гулливера»;Г.X.Андерсен «Русалочка»;М.Твен «Приключения Тома Сойера»; С.Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

                            ТЕМА

Количество    часов

Проверка навыка

чтения

1.

Былины.Летописи.Жития.

9 ч

-

2.

Из русской классической литературы

22ч

-

3.

Поэтическая тетрадь

14ч

-

4.

Сказки русских писателей

14ч

1

5.

Делу время – потехе час

10ч

-

6.

Страна далекого детства

10ч

-

7.

Поэтическая тетрадь

-

8.

Природа и мы

13ч

-

9.

Поэтическая тетрадь

-

10.

Родина

-

11.

Страна « Фантазия»

1

12.

Зарубежная литература

18ч

-

ВСЕГО  

        136                 

2

         

                               Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Кол.

Час.

           

Содержание   учебного материала

Дата проведения

Домашнее задание

По плану

Фактич.

Былины . Летописи. Жития  (9 ч)

1/1

Общее знакомство с учебной книгой.

«И повесил Олег щит на вратах Царьграда…»

03.09

2/2

 «И вспомнил Олег коня своего…»

04.09

3/3

«Ильины три поездочки»

05.09

4/4

 «Ильины три поездочки»

06.09

5/5

 «Три поездочки Ильи Муромца»( в пересказе И.Карнауховой)

09.09

6/6

В/ч Пришвин «Этажи леса»

10.09

7/7

«Житие Сергия Радонежского» (отрывок

11.09

8/8

«Житие Сергия Радонежского» (отрывок)

13.09

9/9

Обобщение по разделу

16.09

Из русской классической литературы

(22 ч)

10./1

Проверка техники чтения. Входная контрольная работа

17.09

11/2

П.П.Ершов «Конек-горбунок» (отрывок)

18.09

12/3

П.П.Ершов «Конек-горбунок»

20.09

13/4

А.Слонимский « О детстве А.С.Пушкина

А.С.Пушкин   «Няне», «Туча»

23.09

14/5

А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

24.09

15./6

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

25.09

16/7

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

27.09

17/8

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

30.09

18/9

В/ч Сказка  «Белоснежка и 7 гномов»

01.10

19/10

Из воспоминаний А.П.Шан-Гирея «М.Ю.Лермонтов.Биография»

02.10

20/11

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»»

04.10

21/12

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

07.10

22/13

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

08.09

23/14

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

09.10

24/15

Из воспоминаний С.Толстой « Л.Н.Толстой» ,     «Детство»

11.10

25/16

Л.Н.Толстой « Как мужик убрал камень»

( басня)

14.10

26/17

Из воспоминаний М.Семанова « А.П.Чехов»

15.10

27/18

В/чИ.Тургенев «Перепелка»

16.10

28/19

А.П. Чехов « Мальчики»

18.10

29/20

А.П. Чехов « Мальчики»

21.10

30/21

А.П.Чехов «Мальчики». Проверка техники чтения.

22.10

31/22

Проверим себя и оценим свои достижения.

23.10

             Поэтическая тетрадь (  14 ч)

32/1

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…»               

25.10

33/2

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

28.10

34/3

А.А. Фет « Весенний дождь»

29.10

35/4

А.А. Фет «Бабочка»

30.10

36/5

В/ч Ю.Казаков «Скрип-скрип»

01.11

37/6

Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»

11.11

38/7

Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…»

12.11

39/8

 А.Н.Плещеев « Дети и птичка»

13.11

40/9

И. С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»

15.11

41/10

Н.А.Некрасов « Школьник"

18.11

42/11

Н.А.Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки»

19.11

43/12

И.А.Бунин « Листопад»

20.11

44/13

Урок – обобщение «проверим себя и оценим свои достижения»

22.11

45/14

В/ч А.Яшин «Чайка»

25.11

           Сказки русских писателей  ( 14 ч )

46/1

В.Д.Одоевский « Городок в табакерке»            

26.11

47/2

В.Д.Одоевский « Городок в табакерке»

27.11

48/3

В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе»

29.11

49/4

В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе»

02.12

50/5

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

03.12

51/6

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

04.12

52/7

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

06.12

53/8

С.Т.Аксаков « Аленький цветочек»

09.12

54./9

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

10.12

55/10

В/ч Е.Носов «Белый гусь»

11.12

56/11

С.Т.Аксаков « Аленький цветочек»

13.12

57/12

С.Т.Аксаков « Аленький цветочек»

16.12

58/13

 Литературная викторина

17.12

59/14

 Урок –КВН (обобщение по Ι  части учебника)

18.12

                Делу время – потехе час (10 ч )

60./1

Е.Л.Шварц «Сказка о потеряном времени»

20.12

61/2

Е.Л.Шварц «Сказка о потеряном времени»

23.12

62/3

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

24.12

63/4

В/ч Е.Носов «Хитрюга»

25/12

64/5

В.Ю.Драгунский « Главные реки»

27.12

3 четверть

65/6

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

66/7

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы  не ел»

67/8

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы  не ел»

68/9

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы  не ел»

69/10

Обобщение по разделу      

             Страна далекого детства  ( 10 ч )

70/1

Б.С.Житков « Как я ловил человечков»

71/2

Б.С.Житков « Как я ловил человечков»                  

72/3

В/ч А.Астафьев «Зорькина песня»

73/4

К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

74/5

К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

75/6

К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

76/7

К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

77/8

М.М.Зощенко «Ёлка»

78/9

М.М.Зощенко «Ёлка»

79/10

Урок - путешествие                      

                   Поэтическая тетрадь (7 ч )

80/1

В.Я.Брюсов « Опять сон»

81/2

В/ч Н.Сладков «Веселая игра»

82/3

В.Я.Брюсов «Детская»

83/4

С.А.Есенин « Бабушкины сказки»

84/5

М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка»

85/6

М.И.Цветаева « Наши царства»                     

86/7

Урок – викторина по теме «Поэтическая тетрадь»

                     Природа и мы  (13 ч )

87/1

Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш»

88/2

Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш»

89/3

А.И.Куприн « Барбос и Жулька»                      

90/4

В/ч Н.Сладков «Рассказы»

91/5

А.И.Куприн « Барбос и Жулька»

91/6

М.М.Пришвин «Выскочка»                   

92/7

Е.И.Чарушин « Кабан»

93/8

В.П.Астафьев « Стрижонок  Скрип»

94/9

В.П.Астафьев « Стрижонок  Скрип»

95/10

В.П.Астафьев « Стрижонок  Скрип»

96/11

Обобщение по разделу. Проверим себя.                                

97/12

Урок – конференция

98/13

В/ч Г.Снегирёв «Ука»

             Поэтическая тетрадь  (7 ч )

99/1

Б.Л.Пастернак « Золотая осень»

100/2

С.А.Клыков « Весна в лесу»

101/3

Д.Б.Кедрин « Бабье лето»

102/4

Н.М.Рубцов « Сентябрь»               

104/5

С.А.Есенин « Лебедушка»

105/6

С.А.Есенин « Лебедушка»

106/7

Обобщение по разделу. Проверим себя.

                         Родина ( 6ч)

107/1

И.С.Никитин « Русь»            

108/2

В/ч  С.Галицин «Из истории Отечества»

109/3

С.Д.Дрожжин « Родине»

110/4

А.В.Жигулин « О,Родина!»

111/5

Б.А.Слуцкий « Лошади в океане»

112/6

Развивающий час ( урок – обобщение)                           

                      Страна  Фантазия  (6 ч)

113/1

Е.С.Велтистов « Приключения  Электроника»

114/2

Е.С.Велтистов « Приключения  Электроника»

115/3

Кир Булычев « Путешествие Алисы»

116/4

Кир Булычев « Путешествие Алисы»

117/5

В/ч . из серии «Любимые книги»

118/6

Урок- путешествие  по « Стране Фантазии»                        

                Зарубежная литература ( 18 ч)

119/1

Д.Свифт « Путешествие Гулливера»

120/2

Д.Свифт « Путешествие Гулливера»

121/3

Г.Х.Андерсен « Русалочка»

122/4

Г.Х.Андерсен « Русалочка»

123/5

Г.Х.Андерсен « Русалочка»

124/6

Г.Х.Андерсен « Русалочка»

125/7

Г.Х.Андерсен « Русалочка»

126/8

В/ч Е.А.Шварц «Сказка о потерянном мире»

127/9

М.Твен « Приключения Тома Сойера»

128/10

М.Твен « Приключения Тома Сойера»

129/11

С.Лагерлеф « Святая ночь»

130/12

С.Лагерлеф « Святая ночь»

131/13

С.Лагерлеф «В Назарете»

132/14

С.Лагерлеф «В Назарете»

133/15

Развивающий час по теме « Зарубежная литература»

134/16

В/ч из серии «Любимые книги»

135/17

Читательская конференция

136/18

Обобщающий урок

         

Требования к уровню подготовки обучающихся

                     к концу 4 класса обучающиеся должны знать// уметь:

                                           

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми   словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать  более 10 пословиц,  2—3  крылатых   выражения,понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную  самооценку  выполнения  любой  проделанной работы, учебного задания.

         

Перечень учебно- методического обеспечения

Для обучающихся :

1.Учебник : «Родная речь » 4 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Москва,                          

         «Просвещение», 2010 г 1 часть

2.Учебник : «Родная речь» 4 класс Л.Ф.Климанова В.Г.Горецкий Москва,                          

         «Просвещение», 2010 г 2 часть

Для учителя :

1.Концепция и программы для начальных классов«Школа России» Москва,    

         «Просвещение», 2008г

   2. Учебник : «Родная речь » 4 класс Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий Москва,                          

         «Просвещение», 2010 г 2 части

   3. Методическое пособие « Уроки литературного чтения» для 2-4 классов, Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2009 г.

                              Материально-техническое обеспечение

  1. Портреты писателей
  2. Книги
  3. Фонозапись
  4. Пластинки

                                  Список  литературы

1. Контрольные работы в начальной школе по литературному чтению 1-4 класс

        Москва « Дрофа» 2006 год

2.Контроль в начальной школе :Традиционные и тестовые задания. Сборник 6.

 4 класс  .- М. : Начальная школа,2007 . ( Прилож. К журналу « Начальная школа»).

3.Журнал «Начальная школа» № 10 2010год

4. Методическая газета для учителей начальной школы Начальная школа

                                  « ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» № 10 2010 год

5.Тесты Чтение .Начальная школа.Москва. « Дрофа» 2007

6.«Совершенствование чтения младших школьников» М.И.Оморокова Москва

                          « Аркти» 2005

7. « Проверочные работы по чтению в начальных классах» Г.М.Первова Москва

                           « Аркти» 2006

                                                      Приложение        

                                                    В. Бурлак

                                                 ГОЛОС ДОЖДЯ

Сколько голосов у дождя? Он бил по стёклам, по жести подоконника, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе.

Я сидел один в полутёмной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы. При каждой вспышке молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои ноги и руки.

Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла всё звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии. Я столкнул кота и подбежал к окну. По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого бирюзового цвета, то я не мог оторвать взгляд. Полоса всё шири-ась и светлела.

                                                           Н. Сладков

                                                             ЯНВАРЬ

  Январь — месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру стают видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах, под холодным сводом неба, по-корно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные зелые деревья.

   Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны— странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то  очень похожие.

   Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там на пенёчке, сидит не то белочка, не зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку... Полон лес диковинных птиц и зверей.

                                              А. Плешаков

                                         

ЛУГА И ЧЕЛОВЕК

  Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмелей, пчёл. И ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.

      Часто бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнёзда шмелей (шмели устраивают свои гнёзда в ямках на земле). Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей многие

растения останутся неопылёнными, у них не будет плодов и семян. Бабочка-махаон, многие виды шмелей уже стали редкими и нуждаются в строгой охране.Некоторые ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их «вредными». Это ошибка! Большинство гусениц никакого ущерба хозяйству человека не приносят. Зато в каких красивых бабочек превращаются!Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую, прошлогоднюю траву. Нельзя этого делать! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...