Буква ш и звук ш
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кузнецова Елена Сергеевна

Отрабатывать плавное слоговое чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами; совершенствовать умения выборочного чтения, чтения текстов повышенной трудности. Развивать чёткую дикцию, речь; внимание, логическое мышление,умение анализировать. Прививать правила вежливого поведения и речевого общения (умение слушать,вступать в разговор).

    

                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32»

                                                                        г.Подольск

                                                            Московской области

Конспект урока по обучению грамоте

в 1 классе

по «Школа России»

тема урока:

«Знакомство с буквой Ш.

Чтение  слов,  предложений,  текстов  с  буквами  Ш, ш.»

                                                                             подготовила

                                                          учитель начальных классов

                                                                             Кузнецова Е.С.

                                                                                         

г. Подольск

подарите свою улыбку мне.

Давайте улыбнемся, чтоб на капельку счастья

прибавилось в мире, чтоб на капельку солнца

прибавилось в мире ,чтоб на капельку радостней

сделалась жизнь.

             Какие согласные буквы  вы уже изучили?

Есть ли среди них те, которые всегда обозначают звонкие согласные звуки?

Какие всегда обозначают мягкие согласные звуки?

Как вы думаете, существуют ли в русском языке согласные ,которые обозначают только  твердые согласные звуки?

   Проведите звуковой анализ слов  шкаф и карандаш .

Внимательно  посмотрим на что похожа буква Ш .    

Цели урока: образовательные 

  • отрабатывать плавное слоговое чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами; совершенствовать умения выборочного чтения, чтения текстов повышенной трудности;

                       развивающие: 

  • развивать чёткую дикцию, речь; внимание, логическое мышление,

                       умение анализировать;

                       воспитательные: 

  • прививать правила вежливого поведения и речевого общения

    (умение слушать, вступать в разговор).

  1. Организационный момент.

  1. Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности.
  • Фонетическая разминка.

(Слайд № 2)

         -  Как шипит гусь, змея? (Дети: ш-ш-ш).

  • Постановка цели.

         - Сегодня на уроке будем читать слова с буквой Ш, ш.

 III. Обобщение и систематизация знаний.

  1.  Чистоговорка.

(Слайд № 3)

         Ша-ша-ша – мама моет малыша.

         Шу-шу-шу – я письмо пишу.

         Аш-аш-аш – у Марины карандаш.

*Чтение учителем; чтение хором; самостоятельное («жужжащее») чтение, выразительное чтение 2-3 человека.

- Ребята, пока мы работали с этим заданием, к нам на урок пожаловали гости.

  А чтобы узнать, кто это, надо досказать словечко.

                «Кот живёт у нас на крыше,

                  А в чулане живут … (мыши)».

(Слайд № 4)

- Они приготовили для вас задание: надо составить схему слова «МЫШИ».

  1. Звуко-буквенный анализ слова  «мыши».

- Сколько слогов в слове «мыши»? (Дети: 2 слога, так как 2 гласных звука).

- Какой слог ударный? (Дети: ударный 1-ый слог).

- Сколько звуков в 1-ом слоге? (Дети: в 1-ом слоге 2 звука).

- Назовите их и дайте им характеристику.

(Дети:

[м] – согласный, твёрдый, звонкий; обозначен буквой м.

[ы] – гласный, ударный; обозначен буквой ы).

- Сколько звуков во 2-ом слоге? (Дети: во 2-ом слоге 2 звука).

- Назовите их и дайте им характеристику.

(Дети:

[ш] – согласный, твёрдый, глухой; обозначен буквой  ш.

[и] – гласный, безударный; обозначен буквой  и).

- В каком слоге находится звук [ш]? (Дети: во 2-ом слоге).

- Сколько всего звуков в слове «мыши»? (Дети: в слове «мыши» всего 4 звука).

- Какая орфограмма в этом слове? (Дети: ШИ - пишу с гласной буквой «И»).

  1. Самостоятельная работа.

- А теперь попробуйте самостоятельно составить схему слова «мыши».

*Дети самостоятельно составляют схему слова, используя карточки-звуки.

- Проверяем.

*Коллективная проверка.

  1. Составь слова.

(Слайд № 5)

- Прочитай быстро, без ошибок.

МЫШ-КА              ШАШ-КА

МИШ-КА               ШАП-КА

МОШ-КА               ШУБ-КА

КОШ-КА                ПУШ-КА                                                              

-Придумайте одно предложение с любым словом. (Дети: «Мышка любит сыр» и т.д.)

  1. Игра «Кто внимательный?»

Правила игры:

«Определить на слух положение звука [ш] в слове:

  1 хлопок в ладоши – если  [ш]  стоит в начале слова.

  2 хлопка в ладоши – если [ш] стоит в середине слова».

Слова:

Шуба,  карандаши,  машина,  шкаф, кошка,  камыши, шорты. 

  • Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

«Пальцы сжали в кулачок,

Карандаш зажали.

А теперь давай дружок,

Разогни два пальца.

И подумай, не спеша,

                 Что за буква? Ясно – Ш».

  1. Работа по азбуке (с. 17)
  1. Чтение выделенных слов

*Чтение слов по цепочке. .Деление слов на слоги.

Составить предложение со словом школа.

Сделать схему предложения.

Чтение текста на стр.17.

Озаглавить текст .Придумать имена детям, которые пошли в лес.

Обязательное условие: в словах должен быть звук Ш.

- Прочитайте слова с ударением на 1 слоге? на 2 слоге? 

(Дети выбирают слова)

Чтение правила.

ШИ пиши  с буквой И.

  1. Работа в тетрадях для печатания.

 - Напечатать в тетрадях:

1) мальчики – названия животных (2-3 слова); МЫШКА ,КОШКА

2) девочки – названия растений  (2-3 слова).ШИПОВНИК,КУВШИНКА

  • Физкультминутка для глаз.

«Мы глазки открыли, закрыли.

Влево и вправо глазки водили.

Моргнули, мигнули,

Ну что, отдохнули?»

(Слайд № 6-7)

Я приготовила для вас ребусы .Расшифруйте слова. 

(Дети: «шутка», «шарф»)

  1. Работа по азбуке с 18.Как называются плоды сосны и ели?

Сделать полную схему слова шишки

  1. Работа по азбуке.
  1. Чтение стихотворения.« Петушки»

*Читать начинает учитель, продолжают и заканчивают хорошо читающие дети.

  1. Работа по вопросам.

- О ком говориться в тексте? (Дети: о петушках

- Назовите рифмы. Найдите и подчеркните сочетание ШИ .Найдите слова с мягким знаком. Какую роль он играет в словах ?Когда о детях говорят:»Они распетушились»

Как таких детей можно назвать одним словом? Драчуны

Как относятся к драчунам?

Можно ли драчуну дать сдачи?

 IV. Итог урока.

(Слайд № 8)

- Чему учились на сегодняшнем уроке? (Дети: читать слова с буквой  Ш).

- Какой звук обозначает буква Ш? (Дети: [ш] – согласный, твёрдый, глухой).

  V. Рефлексия.

(Слайд № 9)

- Запомнился вам урок? (Дети: запомнился).

- С каким настроением уходим с урока? (Дети: с хорошим настроением).

Используемые источники:

1.В.Г.Горецкий В.А.Кирюшкин. Азбука 1 класс Москва.«Просвещение» 2013г.

2. О.В. Джежелей. Книга для чтения в период обучения грамоте, 1 класс. М., Дрофа, 2007 г.

3. О.В. Джежелей. Чтение и литература. Обучение грамоте. М., Дрофа, 2006 г.

4. О.В. Джежелей. Чтение и литература. Программа обучения грамоте. Литературное чтение. Методический комментарий, 1-4 классы. М., Дрофа, 2005 г.

5. В. Волина. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. «Новая школа», М., 1994 г.

6. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Игры с пальчиками. М., Астрель, 2006 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...