Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 2100" 2 вида
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Трахунова Анжелика Викторовна

Пояснительная записка к  рабочей программе второго вида по литературному чтению  для 4 класса

 Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса  составлена на основе авторской программы «Литературное чтение», 4 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, - Москва: Издательство «Баласс», 2011.

 Авторская программа по предмету в полном объеме является рабочей программой. Количество часов сокращено в связи с изменениями внесёнными в базисный учебный план, т.к. в нём предусмотрено изучение литературного чтения – 2,5 часа в неделю. В результате за год сокращение составит 17 часов, т.е. вместо предполагаемых 102 часов предусмотрено 85 часов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 93

(полное наименование образовательного учреждения)

                                                                                 

                                                                             УТВЕРЖДЕНО

                                                                                               решение педсовета протокол №  1_

                                                                              от  30 августа    2013 года

                                                                           Председатель педсовета

                                                                                         ______________ О.Н.Дегтярева

                                                                                                             Подпись руководителя ОУ            ФИО.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

II вида

по  _____________________ __ литературному чтению________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 «А» класс_____

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов   85           Уровень  базовый

                                                      (базовый,профильный)    

Учитель ___________________Трахунова А.В._________________________________

Программа разработана на основе

 

авторской программы  «Литературное чтение», 4 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,  - Москва: Издательство «Баласс», 2011.___________________________________

(указать примерную или авторскую программу/ программы, издательство, год издания при наличии)

 

 

Пояснительная записка

к  рабочей программе второго вида по литературному чтению  для

 4 класса

     Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса  составлена на основе авторской программы «Литературное чтение», 4 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, - Москва: Издательство «Баласс», 2011.

        Авторская программа по предмету в полном объеме является рабочей программой. Количество часов сокращено в связи с изменениями внесёнными в базисный учебный план, т.к. в нём предусмотрено изучение литературного чтения – 2,5 часа в неделю. В результате за год сокращение составит 17 часов, т.е. вместо предполагаемых 102 часов предусмотрено 85 часов.  

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

  1. Произведения современной детской литературы разных жанров

7 ч

5 ч

  1. У истоков русской детской литературы

17 ч

15 ч

2.1.

Введение в тему

4ч.

2 ч

2.2.

Путешествие  1

4ч.

4 ч

2.3.

Путешествие  2

9ч.

9 ч

  1. Детская литература XIX века

30 ч

25 ч

3.1.

Путешествие  3

3ч.

2 ч

3.2.

Путешествие 4

4ч.

4 ч

3.3.

Путешествие 5

10ч.

7 ч

3.4.

Путешествие 6

6ч.

6 ч

3.5.

Путешествие 7

7ч.

6 ч

  1. Детская литература XX века

48 ч

40 ч

4.1.

Путешествие 8

5ч.

4 ч

4.2.

Путешествие 9

6 ч

5 ч

4.3.

Путешествие 10

10 ч

8 ч

4.4.

Путешествие 11

4 ч

4 ч

4.5.

Путешествие 12

3 ч

3 ч

4.6.

Путешествие 13

5 ч

4 ч

4.7.

Путешествие 14

10

8 ч

4.8.

Путешествие 15

5 ч

4 ч

Итого

102ч.

85ч.

2. Содержание обучения.

        

Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по курсу «Литературное чтение».

п/п

Вид работы,тема

Дата

По плану

Факт

1

Обобщающий урок по разделу «Произведения современной детской литературы разных жанров». Проверочная работа №1.

17.09.

2

Обобщающий урок по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа№2.

3

Обобщающий урок по разделу «Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков». Проверочная работа №3

4

Обобщающий урок по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» Проверочная работа №4

5

Обобщающий урок по разделу «Детская литература XIX века» Проверочная работа №5

6

Обобщающий урок по разделу. «Детская литература XX века».Проверочная работа №6

7.

Обобщающий урок по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» Проверочная работа №7

8.

Обобщающий урок по разделу «Интервью у детского писателя» Проверочная работа №8

12.

Итоговый контроль.  Проверка техники чтения.

  1. Содержание тем учебного курса.

     Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой по предмету.

       В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе:

 П. П. Ершов,  А. С. Пушкин,  М. Ю. Лермонтов,  Л. Н. Толстой,  А. П. Чехов,   Ф. И. Тютчев,

А. А. Фет,  Е. А. Баратынский,  А. Н. Плещеев,  И. С. Никитин,  Н. А. Некрасов,  И. А. Бунин,

 В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

       Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

       Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

     

      Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует умение работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

      Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование,  говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

      Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

      Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

      Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

      Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

      Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

      Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им, как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

      Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.  

      Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

 • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

     Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «ИЗО».

 

  1. Основные требования к уровню освоения предмета. 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

       В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

  • правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
  • строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
  • описывать и сопоставлять различные объекты;
  • самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
  • совершенствовать звуковую культуру речи;
  • обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
  • обучать чтению художественных произведений по ролям;
  • развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
  • уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
  • самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
  • развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
  • уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
  • уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
  • развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
  • развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
  • размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
  • коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
  • развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Результаты обучения.

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
  • не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

Обучающиеся должны уметь:

  • осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
  • использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
  • составлять план к прочитанному;
  • делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • озаглавливать иллюстрации и тексты;
  • вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  
  • ставить вопросы к прочитанному;
  • самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Учащиеся должны:

  • освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
  • принимать участие в конкурсах чтецов;
  • владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

 

      5. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
  • полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
  • знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

3. Методическое обеспечение:

Список рекомендованной учебно-методической литературы.

1.Авторская учебная программа: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Чтение и начальное      литературное образование», 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. « В океане света» книга для чтения в 4 классе.- Части 1,2.-М.:Баласс, 2013

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света».  класс.- М.: Баласс,2013

4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения во 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. -М.: Баласс,2009.

5.Примерные программы начального общего образования. -М.: Баласс, 2012.

6. Письмо Департамента образования и науки Краснодарского края «Рекомендации по формированию образовательной программы образовательного учреждения» положение №1  от 06.04.2010 г. №47-3315/10-14.

7.Федеральный компонент государственного общеобразовательного стандарта,    утвержденный   Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г.№1089.

4. Электронно- образовательные ресурсы.

1. DVD « В мире сказок. Киновидеобъединение «Крупный план».

2. C.D фонохристоматия по литературе для 4кл.

3. DVD «Басни для детей «ООО «ДиВиДи- Клуб»

4 .AUDIO CD « Русские народные сказки в обработке А. Толстого ООО» РМГ Рекордс»

5. DVD “Сказки русских народных писателей» ЗАО « Твикс -Лирек» « Стихи ...»

6. mp3 ООО «МузПроект»

7. DVD название фильма или мультфильма « Киновидеобъединение «Крупный план»

8. AUDIO CD «Сказки ...» ЗАО « Классик Компани»

9. Уроки Кирилла и Мефодия «Литературное чтение» - 4 класс – мультимедийное учебное пособие. Москва: ООО «Кирилл и Мефодий».

10. DVD «Былины» ООО « DVD-клуб»

11. mp3 « Детские песни»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методической кафедры

учителей начальных классов

от 29 августа 2013 г. № 1.

____________ Л.А. Варганова

(подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи)

                          СОГЛАСОВАНО

                Заместитель директора по УВР

                ________________ В.И. Баша

                       (подпись)

                     «___   » августа 2013 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа составлениа на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В....

Рабочая программа по Литературному чтению в 4 классе (КРН, VII вида), автор Л. Ф. Климанова.

Рабочая программа разработана обучения  для детей с ЗПР с расчетом 4 часа/ неделю....

Рабочая программа по литературному чтению для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российско...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 специального (коррекционного) класса VII вида

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению  для 2специального(коррекционного) класса VII вида МОУ СОШ № 6 разработана на основе Федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса ( коррекционная программа 7 вида)

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса , разработана на основе  коррекционной программы 7 вида....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса VII вида УМК «Школа России» (В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова)

Программа разработана на основе программы для специальных(коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида.Авторский коллектив под руководством С.Г.Шевченко М. «Парадигма» 2010...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса,адаптированная для обучения учащихся по программе VII вида , УМК "Школа России"

Рабочая программа по  литературному чтению  для   ученика 2   класса индивидуального обучения по программе 7 вида   составлена  на основе...