« Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Миронова Наталья Андреевна

Конспект урока-обобщения по теме. Урок проводится с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Конспект урока по литературному чтению.

 

Учитель: Миронова Наталья Андреевна, учитель начальных классов, квалификационной  категории нет, запрашиваемая – первая квалификационная категория, МОУ «Кезская средняя общеобразовательная школа №1» пос. Кез  Кезского района Удмуртской республики.

Предмет: литературное чтение, обобщающий урок.

Тема: « Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств».

Продолжительность: 1 урок

Класс: 4

Оснащение урока: учебник «Литературное чтение», 1 ч, Н.А.Чуракова, хрестоматия «Литературное чтение» О.В. Малаховская, компьютер, проектор.

Планируемые  результаты: Формировать знание особенностей былин, народных и  авторских сказок, былинных и сказочных героев, их сходство и отличие.

Личностные:  уметь слушать, понимать и принимать учебную задачу; высказывать свою точку зрения, проявлять терпение и доброжелательность друг к другу;  чувство уважения к мнению товарищей, формирование эмпатии, как осознанного понимания чувства других людей, положительного отношения к учителю, школе.  

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность, готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке на их основе общей позиции;

Познавательные : выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; умение сжато, выборочно передавать содержание текста; контроль и оценка процесса и результата деятельности, закрепить знания об особенностях былин, народных и авторских сказках, их сходстве и отличии, особенностях былинных и сказочных героев.

Коммуникативные:  умение сотрудничать с товарищами;  слушать и слышать друг друга; умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, обмен знаниями в группе для принятия эффективных решений. адекватно использовать речевые средства для дискуссии; владение монологической и диалогической речью; приходить  к общему решению в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной речи;

Этап урока

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

 Деятельность учителя

   Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Настроить детей на начало урока, создать доброжелательную психологическую атмосферу в классе.

Словесный метод – выполнение задания по указанию. Самоконтроль.

Фронтальная

Снова прозвенел звонок

Начинается урок.

Встаньте прямо,

Подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Все готовы мы к уроку?

Все! Тихонечко садитесь.

На уроке нам понадобятся учебники и хрестоматии. Проверьте, все ли у вас на месте.

Проверяют наличие учебников, хрестоматий.

Л: - формирование эмпатии, как осознанного понимания чувства других людей, положительного отношения к учителю, школе.  

  К: - учиться устанавливать визуальный контакт, демонстрировать положительные эмоции

-учиться слушать учителя.

Р: - учиться включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание

Ориентировочный этап

Сформулировать цель урока. Обеспечение личностной значимости темы урока для каждого

Словесный метод – выполнение задания по указанию.

Беседа, показ.

Фронтальная.

На доске  слова, среди них два слова «лишних». Найдите их и объясните, почему они «лишние».

На доске слова:

Былина,

Олицетворение, Былинный герой,

Авторская сказка,

Сказка,

Стихотворение,

Картина,

Герой сказки

Народная сказка

 Сегодня у нас обобщающий  урок по разделу

 « Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств». (Слайд1)

Сформулируйте цель урока.

Верно. А еще мы повторим, в чем сходство и отличие былины и сказки, сказки народной и авторской, поработаем к картиной. Мы будем работать по плану.

Выстраивает на доске план:

1.Былина – сказка

2.Авторская  сказка - народная сказка

3.Былинный герой –  Герой сказки

4.Картина

Это понятия, которые использовались при изучении раздела. Учащиеся называют  «лишние» слова: олицетворение, стихотворение. Они не использовались при изучении раздела.

На уроке мы будем обобщать знания по теме, вспомним  особенности былины и авторской сказки.

Л : - формировать

учебно-познавательный интерес к  учебному материалу;

- высказывать свою точку зрения.

Р : - принимать и сохранять учебную задачу;

К : учитывать разные мнения, интересы  

-учиться сотрудничать с учениками с учителем,

-оформлять свои мысли в устной речи

 П : - строить речевое высказывание

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость повторения и обобщения  знаний;

Практический

Физкультминутка

Организовать работу для достижения цели.

Беседа,

Показ,

Практический.

Фронтальная,

работа в паре.

-Что такое былина?

-В чем сходство былины и сказки?

-В чем отличие былины и сказки?

-Что помогает прочитать былину напевно?

Переходим к следующему пункту плана.

-Что такое авторская сказка?

-Как по-другому называется авторская сказка?

-В чем отличие литературной сказки от народной.

Вы хорошо усвоили теоретический материал. Сейчас поработаем с произведениями, вспомним былины и сказки, с которыми мы познакомились при изучении этого раздела. На слайдах вы видите иллюстрации к произведениям. Нужно назвать это произведение и его жанр, героев, которых видите на иллюстрации и кратко пересказать этот момент из произведения.

(показ слайдов)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Молодцы. Что читать сложнее - былины или сказки? Почему?

Поупражняемся в выразительном чтении былин.

-Как нужно читать былины?

-Почему?

 Найдите   для выразительного чтения отрывок из былины , в котором говорится о том,

-чем закончилась попытка Ильи Муромца разбудить Святогора;

-как Святогор пытался передать свою силу и коня Илье Муромцу;

- как Илья Муромец сразился с Соловьем-разбойником;

- появился Илья Муромец у города Чернигова и сразился с врагом;

- как шесть богатых купцов ловили золотых рыб в Ильмень-озере;

Молодцы! Вы показали, что умеете правильно читать былины.

 Вспомним имена некоторых героев прочитанных произведений. Прочитайте  отрывок и скажите, из какого произведения отрывок и чьи это слова.

Слайд 10  

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Молодцы. Вы внимательно читали произведения.

Отдохнем. Выполним упражнения «Пальма, обезьянка, слон». Упражнение на мышцы глаз.

Мы начали вспоминать имена героев произведений. Переходим к следующему пункту плана.

Чем отличается  настоящий герой любой сказочной истории от обычных героев?

-Как преодолевает препятствия былинный герой и как - сказочный? Подтвердите свой ответ примерами.

-Поработайте в парах. Один из вас называет 5 былинных героев , а сосед по парте - 5 настоящих сказочных героев.

-Назовите сказочных героев.

-Назовите былинных героев

-Где кроме былин мы еще встречались с былинными героями?

Следующий пункт плана -Картина.

Найдите в «Музейном Доме картину, на которой изображено сразу 3 богатыря.

Как называется эта картина7 Кто ее автор?

Внимательно рассмотрите выражение лиц каждого богатыря, их позы, их коней и охарактеризуйте их, обсудите с соседом по парте.

Охарактеризуйте каждого героя.

-Докажите, что Садко-исторический герой.

-Почему Илью Муромца назвали «Муромцем»

-Назовите князя, правившего во времена, описанные во многих былинах.

-Какие географические объекты упоминаются в былине «Садко»?

-Найдите в авторских сказках отрывки, в которых говорится о чувствах главных героев:

1 ряд-сказка «Русалочка»,

2 ряд- сказка «Стойкий оловянный солдатик»,

3 ряд- сказка «Снежная королева».

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

Сходство былины и  сказки заключается в том, что

1.в них присутствует вымысел, главные герои; 2.они построены по сказочным законам: герои,  которые покидают  свой дом, идут навстречу опасностям,  приключениям и  преодолевают их;

3.есть магические числа - чаще всего число 3.

Отличие былины и  сказки  в том, что:

1.в сказке герой побеждает благодаря помощи волшебных предметов или героев, а в былине только благодаря своей силе, храбрости;

2. в былине присутствуют исторические названия географических объектов (городов, сел, рек), людей     ( Князь Владимир Красное Солнышко).

3. былина – героическая песня, поэтому она читается напевно.

Помогают повторы предлогов (например, «ко», «по») , некоторых слов и выражений

( например, «Ай как…», «Ай же ты…», «Гой еси…»)

Авторская сказка-сказка, у которой есть автор.

Литературная сказка.

 В народной сказке главное для героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, краткие описания героев, а в литературной главное- мир чувств героя, внимание к его внешности и к деталям;

народная сказка всегда заканчивается хорошо, а литературная сказка может закончиться трагически.

«Илья Муромец и Соловей –разбойник», былина; встреча и сражение богатыря и Соловья-разбойника.

«Илья Муромец и Святогор», былина; знакомство, разговор Святогора и Ильи Муромца.

«Садко», былина; встреча и разговор Садко с Морским царем на берегу Ильмень-озера.

«Стойкий оловянный солдатик», сказка Г.-Х. Андерсена, игрушки на столе у мальчика: солдатик, танцовщица, тролль, солдатик любуется танцовщицей.

«Русалочка», сказка Г-.Х. Андерсена; Русалочка спасает принца;

«Снежная королева», сказка Г.-Х. Андерсена, Кай и Герда, в глаз и сердце  Кая попадает осколок волшебного зеркала.

«Илья Муромец и Святогор», былина; Святогор пытается поднять суму- символ земного тяготения.

«Снежная королева», сказка Г.-Х. Андерсена, разговор Герды с маленькой разбойницей.

Сложнее читать былины, в них много «старинных» слов, незнакомых по смыслу.

Былины читаются  напевно.

Они пелись.

Ученик читает выразительно отрывок на стр.49 (хрестоматия)

Ученик читает выразительно отрывок на стр.54 (хрестоматия)

Ученик читает выразительно отрывок на стр.58 (учебник)

Ученик читает выразительно отрывок на стр.55 (учебник)

Ученик читает выразительно отрывок на стр.68 (учебник)

Былина «Илья Муромец и Святогор», слова коня Святогора.

Сказка «Стойкий оловянный солдатик», слова мальчиков.

«Девушка нос», слова молодого человека, жениха Нины.

«Снежная королева», слова маленькой разбойницы.

Былина «Садко», слова купцов.

«Русалочка», слова Русалочки.

«Илья Муромец и Святогор», слова Ильи Муромца.

«Снежная королева», слова Снежной королевы.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник», слова Алеши Поповича.

«Девушка нос», слова врача.

«Снежная королева»,слова лапландки.

Выполняют физкультминутку.

1. Уходит из дому навстречу испытаниям , преодолевает их и возвращается домой повзрослевшим, поумневшим.

Сказочный  герой преодолевает испытания при помощи волшебных предметов или волшебных помощников, а былинный герой - благодаря своей силе и храбрости.

Обсуждают в парах.

Русалочка, Оловянный солдатик, Герда, Иван-царевич,

Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Садко.

На картинах :

В. Васнецов «Богатыри»,

Н. Рерих «Заморские гости»,

М. Врубель «Богатырь»

В.Васнецов «Богатыри»

Обсуждают в парах.

Илья Муромец- спокойный, уверенный в себе; Добрыня Никитич – воинственный, решительный; Алеша Попович- предусмотрительный, осторожный.

Садко родом из Новгорода.

Родом из города Мурома.

Князь Владимир Красное Солнышко.

Ильмень-озеро, Ладожское озеро, Нева-река

Находят и зачитывают отрывки.

Л: -высказывать личную точку зрения;

-понимать и принимать учебную задачу;

К:- адекватно использовать речевые средства для дискуссии;

-умение слушать и слышать товарищей и учителя;

-владение монологической и диалогической речью;

-приходить  к общему решению в совместной деятельности;

-оформлять свои мысли в устной речи;

П :- ориентироваться в своей системе знаний, осознавать необходимость повторения и обобщения знаний;

-умение находить информацию в учебнике;

умение сжато, выборочно передавать содержание текста;

Р:- способность принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности;

-умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.

-готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке на их основе общей позиции;

 

Рефлексивно-оценочный этап

Сделать вывод по уроку. Формирование у учащихся самооценки.

Контроль.

Самоконтроль

Индивидуальная.

Фронтальная

Подводя итог урока, скажите, почему мы говорим, что обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке интерес к миру чувств?

Оценим свою работу на уроке. Если вы увидели, что хорошо знаете материал, вам было легко и интересно выполнять задания, выйдите и поставьте себе зеленую метку, если вам было сложно и вы чувствовали, что вам не хватает знаний для выполнения заданий, поставьте себе красную метку.

-В чем ты испытал трудность? Как бы ты решил эту проблему?

Мне было легко и приятно работать с вами на уроке. Вы показали хорошие знания.

Урок окончен.

Былина рассказывает о жизни в те времена, исторических героях, городах, географических объектах. авторская сказка рассказывает о чувствах, мыслях, ощущениях героя

Учащиеся выходят и ставят себе метки.

Ответы учащихся.

П : - контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Р : - самоконтроль, оценивание своей работы.

Л:- осознание своих трудностей, поиск путей решения для их преодоления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Урок литературного чтения "Особенности волшебного мира в авторской сказке"

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для 4 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».

Урок  литературного  чтения  проведён  в  4  классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...

Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....