Н.И.Сладков "Всему свое время".
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Берсенева Тамара Степановна

Формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Н.И.Сладкова через ознакомление со сказкой "Всему свое время".

Формирование у учащихся представления об образе жизни и особенностях питания зимующих птиц и животных, взаимосвязи явлений живой и неживой природы.

Формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров.

Коррекция и развитие связной устной речи учащихся, расширение активного и пассивного словаря учащихся, коррекция логического мышления при анализе содержания произведения.

Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr.urok_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок чтения и развития речи и природоведения в 4 классе Буткинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

                                                                              Берсенева Т.С. и Мокринская М.М.

Тема: Н.И.Сладков.  «Всему свое время».

Цель:

 Создание условий для формирования у учащихся навыка беглого, выразительного, осмысленного чтения.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Н.И.Сладкова через ознакомление со сказкой «Всему свое время»;

- формирование представления у учащихся об образе жизни и особенностях питания зимующих птиц и животных, взаимосвязи явлений живой и неживой природы;

- формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;

- формирование у учащихся умения анализировать произведение, выделять главную мысль;

- формирование умения читать текст по ролям.

Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

- коррекция и  развитие логического мышления при анализе содержания произведения и установлении взаимосвязи явлений живой и неживой природы;  

- коррекция и развитие  зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, при прослушивании рассказов.

Коррекционно-воспитательные:

- способствовать развитию эмоционально- волевой сферы учащихся;

- воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе;

- воспитывать нравственные качества учащихся;

- формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Н.И.Сладкова;

- формировать положительную мотивацию учащихся к обучению, познавательный интерес к учебным предметам.

Оборудование: портрет писателя, презентация,   карточки со словарными словами ноутбук, интерактивная доска, проектор, выставка книг Н.И.Сладкова, маски с изображением зверей и птиц, зеркала по количеству учащихся.

Ход урока:

1  Организационный момент.

(Учитель начальных классов)

- Сегодня у нас необычный урок чтения и природоведения. Будем вести его с Мариной Михайловной, учителем природоведения. Она будет учить вас в 5 классе.

(Слайд 1).

- При помощи рукопожатия, улыбнувшись, поприветствуем друг друга!

- Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного.

-Какой урок?

-Который по счету?

-Чему учимся на уроках чтения?

2. Логопедическая зарядка.

(Учитель природоведения).

- А чтобы четко читать, проведем гимнастику для губ и языка.

(Слайд 2).

(Учащиеся выполняют упражнения с опорой на зрительный анализатор перед зеркалом).

- Упражнение «Шарики». Надуваем щеки, перекатываем «шарики» из одной щеки в другую.

- Упражнение «Слоник». Вытянули губы вперед, как хоботок у слоника.

- Упражнение «Окошко». Широко открываем рот, растягиваем губы.

- Чередуем «Слоник» и «Окошко».

- Упражнение «Часики». Улыбнулись, открыли рот, вытащили острый язык и двигаем из одного уголка в другой.

- Упражнение «Лошадка». Цокаем языком.

- Молодцы!

3. Проверка домашнего задания.

(Учитель начальных классов)

- Что готовили к уроку? (Ответы детей).

- Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Мужичок с ноготок» (дифференцированно).

- Почему так названо произведение?

4. Сообщение темы и цели урока.

(Учитель природоведения).

- Представляете, дети, я сегодня нарвала первых подснежников. Вот они!

(Слайд 3).

- Не верите? Почему? (Ответы детей).

- А хотелось и вам найти их?

- Почему сейчас нельзя?

- Правильно, ребята! Всему свое время!

- А когда найдете подснежники, все сразу сорвете или нет?

- Почему?

- Подснежники занесены в Красную книгу и рвать их нельзя!

(Учитель начальных классов)

- Дети, сегодня на уроке мы будем учиться читать по ролям, выразительно произведение Н.И.Сладкова.

- Прочитайте название произведения на доске!

(Слайд 4).

- О чем может быть это произведение?

5. Рассказ о биографии писателя.

(Учитель природоведения).

- Написал это произведение Николай Иванович Сладков.

(Слайд 5,6).

- Ребята, кто знает, о чем писал Сладков?

- Послушайте мой рассказ о писателе и постарайтесь ответить на это вопрос!

- Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю жизнь прожил в Санкт- Петербурге (Ленинграде). С детства он любил природу, интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая охоту варварством. Вместо нее стал заниматься фотоохотой. Много путешествовал, эти путешествия отражен в его книгах. Первую книгу «Серебряный хвост» он написал в 1953 году. Всего написал более 60 книг.

- Посмотрите на обложки некоторых книг Н.И.Сладкова.

(Слайд 7).

- Кто понял, о чем писал Сладков?

- Правильно, дети, Сладков много писал о необходимости защиты природы, охраны  исчезающих видов животных и птиц.

- Когда и где он родился?

- Зачем Н.И.Сладков ходил в лес?

- Что такое фоторужье?

- Как Н.И.Сладков относился к природе, к растениям, к животным?

- Итак, Сладков писал произведения о природе.

6   Первичное знакомство с текстом произведения.

(Учитель начальных классов).

(Предварительный вопрос классу:

- Послушайте  произведение «Всему свое время» и ответьте на мой вопрос.

 - Почему так названо произведение?

- Определите его жанр!

-Докажите, что это сказка!

-Содержит сказка сведения о жизни животных и птиц?

- В жизни в лесу могла произойти такая история?

-Значит это познавательная сказка.

- Назовите героев сказки.

- С чего все началось?

-Почему?

-Чем все закончилось?

-Почему?

7.  Работа над текстом сказки.

(учитель начальных классов)

- Будем работать над первой частью сказки.

- Прочитайте сказку глазами, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух!

3 группа -2 абзаца, 2 группа 3 абзаца.

- Какие слова непонятны?

(На доске слова на карточках)

(Работа над значением слов)

Чтение слов  с ударением.

Свиристель (птица),

оскомина (ощущение во рту терпкости, вяжущей кислоты);      тетерев-косач (птица),

 мерещится (кажется);  

ахнуть не успели (очень быстро);  

  закручинился (запечалился)

-Читаем эти слова!

(Обратить внимание на написание слова –свиристель).

-Довольны ли звери и птицы зимой?

- Каким голосом надо читать разговор животных?

- Чтение сказки вслух (дифференцированно).

8.Беседа на актуализацию знаний учащихся о животных.

(Учитель начальных классов)

-О каких зверях и птицах прочитали в сказке?

- Расскажите о медведе! Где живет? Чем питается? Как зимует?

(Слайд 8)

- Расскажите о сороке? Чем питается? Как проводит зиму?

(Слайд 9)

- А про свиристелей и тетерева-косача вам расскажет …

9.  Рассказ о птицах

(Учитель природоведения)

- Ребята, я вам расскажу про тетерева и свиристеля.

- Чем питаются свиристели и тетерев-косач?

(Слайд 10,11, 12)

-Свиристель –маленькая птичка с красивым ярким оперением и хохолком на голове. Лето она проводит на севере, а зимой прилетает в наши края. .Питается замерзшими ягодами рябины и калины. С наступлением весны улетает на север.

Тетерев –косач живет круглый год в наших лесах. Это крупная птица с черным блестящим оперением. Питается почками березы и лиственницы. Ест ягоды брусники, черники, клюквы, черемухи и листья некоторых растений. Весной тетерева поют, токуют. Летом выводят птенцов.

- Чем питаются свиристели и тетерев – косач? (Ответы детей).

-Где проводит лето свиристель?

-Что делают тетерева весной?

10.   Физминутка – релаксация. (презентация)

(Учитель начальных классов)

- А сейчас мы отдохнем!

- Какое время года по календарю? (Ответы детей).

-А через 2 дня наступит …(зима).

11.   Чтение произведения по ролям.

(Учитель начальных классов).

-Поучимся читать по ролям! Распределим роли.

Автор, Сорока, Свиристель,  Косач, Медведь.

 - Выразительное чтение. Голосом подражаем героям сказки!

- Послушайте, как надо читать выразительно! Читает …

 12. Анализ иллюстрации к сказке.

(Учитель начальных классов).

- К какой части сказки относится иллюстрация?

- Расскажите, что изображено на ней?

13   Инсценирование сказки -1части.

(Учитель природоведения)

-Ребята, представьте себя на месте героев сказки!

-Давайте попробуем их изобразить!

14.Выразительное чтение сказки.

(Учитель начальных классов)

-Покажите образец выразительного чтения!

(Чтение учащимися).

15.Домашнее задание.

(Учитель начальных классов)

-Дома  научиться читать сказку по ролям (по абзацам).

3 гр. 1-3 абзац, 1,2 гр. стр.62 и рассказать о жизни птиц зимой.

16. Итог урока.

(Учитель начальных классов)

-Чему научились на уроке?

-Что запомнилось?

(Учитель природоведения)

-Что нового узнали о жизни животных?

- Понравился ли вам урок? Поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился и хорошее настроение. Поднимите смайлик со слезой, если настроение плохое и урок не понравился.

(Учитель начальных классов)

-А что произошло с животными дальше, мы узнаем на следующем уроке.

- Рекомендую вам почитать и другие книги Н.И.Сладкова! (выставка книг).

-Спасибо за старание, с вами приятно работать!

-Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Н.И.Сладков "Всему своё время"

Конспект урока по литературе в начальной школе. Знакомство с новым литературным жанром - познавательной сказкой....

Урок чтения: Н. Сладков "Всему свое время"

Интегрированный урок: чтение - технология...

Конспект занятия "Береги свое время и время других "

Занятие формирует у учащихся быть пунктуальными, ценить время....

Классный час во 2 классе на тему «Береги свое время и время других»

Классный час для 2 классаКлассный час во 2 классе на тему «Береги свое время и время других»Подготовила Мухина М.С.Цели: учить ценить время, быть пунктуальными; показать важность собл...

Технологические карты окружающий мир 1 класс. Тема "Взгляни на человека. Всему свой черед" «ПЕРСПЕКТИВА»

Технологические картыдля работы по комплекту для начальной школы«ПЕРСПЕКТИВА» Окружающий мир 1 класс Тема разделаЧеловек и окружаю...

Внеклассное занятие "Всему свое время"

Занятие (окружающий мир+биология/анатомия) для учащихся 3-4 классов...

Конспект классного часа «Береги свое время и время других» (2 класс)

Тема: «Береги свое время и время других». Цель: формирование у учащихся ответственного отношения ко времени. Оборудование: презентация, раздаточные материалы. Подготовительная работа: подг...