Комплексная интегрированная контрольная работа для 3 класса 2 полугодие по системе Л.В. Занкова
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме

Берестовая Любовь Ивановна

Данная комплексная работа позволяет выявить и оценить уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения. В контрольной работе даётся ряд заданий по русскому языку, чтению и математике. Она состоит из двух частей – основной и дополнительной. Выполнение заданий дополнительной части может в ходе работы потребовать самостоятельного выполнения заданий  или работы в парах. Успешное выполнение этой части служить поводом для дополнительного поощрения обучающихся, а никоим образом не в ущерб ему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс, 2 полугодие

Самая дорогая буква в мире

Буква «Ъ», так называемый твердый знак», сейчас ведет себя тихо и смирно на страницах наших книг. Но еще не так давно  твердый знак писали на конце слов, оканчивающихся на твердый согласный. И во всех этих случаях он стоял там совершено зря.

Так вот теперь и прикинем: дешево ли обходилась нашему народу в те дни буква-бездельник, буква-лодырь.

Я читаю знаменитый роман Льва Толстого «Война и мир». Это старинное издание, оно вышло в свет в 1897 году и состоит из четырех одинаковых томиков, по 520 страниц в каждом. Всего в нем 2080 страниц... На каждой странице в среднем 1620 букв. Из них - тоже в среднем - на страничку приходится 54-55 твердых знаков...

Теперь ясно: на 2080 страниц романа высыпала армия в 3370000 букв. Каждая из них выполняет свою боевую задачу: каждая помогает вам усвоить мысль гениального писателя. И вдруг среди этих черных солдат замешалось 115 тысяч безоружных и никчемных бездельников, которые ровно ничему не помогают. И даже мешают. Собранные вместе, они заняли бы 70 с лишком страничек. Можно ли это терпеть?

... Но ведь книги не выпускаются в свет поодиночке. То издание, которое я читаю, вышло из типографии в количестве 3000 штук... 210 тысяч драгоценных книжных страниц, занятых бессмысленной чепухой! Это ли не ужас?

За этот счет можно было выпустить десятки увлекательных романов, десятки важных научных работ на той же бумаге... Но все их пожрал твердый знак!

В 1918 году правительство приказало уничтожить эту букву везде, где она стояла понапрасну, оставив ее, однако, в середине слов в качестве «разделителя». (248 слов)

                                                                                                 По  Л. Успенскому

Фамилия, имя______________________________________________

Школа____________________________Класс___________________

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постарайся выполнить все задания.

Выполняй их по порядку.

Задание 1.

Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос:                               «Какой знаменитый роман Льва Толстого читал автор рассказа? Спиши его.                                                                                                                                                           __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.                                                       Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями выражены главные члены.

Задание 2.

В тексте много информации о  том, что нашему народу не слишком дёшево обходилась «буква-бездельник». В каких абзацах содержится информация о самой ненужной букве алфавита?

Укажи их номера:_______________________________________________ .

Задание 3.

Как ты думаешь, почему правительство приказало уничтожить эту букву везде, где она стояла понапрасну, оставив её, однако, в середине слов в качестве «разделителя»? Отметь в тексте места, которые помогут тебе ответить на этот вопрос, и запиши ответ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Сколько страниц романа Льва Толстого «Война и мир» заняли «115 тысяч безоружных и никчемных бездельников, которые ровно ничему не помогают»? Выбери правильный ответ.

а) 520 страниц;       □ б) 210 тысяч страниц;                                       

в) 70 страниц;        □ г) 2080 страниц.                               

Задание 5.

Найди в шестом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни.

Название орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

  1. Непроверяемые безударные                                          

          гласные в корне слова

  1. Проверяемые безударные гласные в корне слова

  1. Парные согласные

в корне слова

Задание 6.

Найди в четвёртом  абзаце предложение, которое начинается со слова «каждая».                                                                                                                                                                                                                              

А. Сколько в этом предложении букв о и сколько звуков [о]?                                        

Ответ: букв о ________________, звуков [о] ________________.

Б. Выпиши из этого предложения слово с приставкой по и слово, в котором по является частью корня. Подчеркни в этих словах буквы мягких согласных звуков одной чертой, буквы твёрдых согласных звуков двумя чертами.

Ответ: _________________________________________________________

Задание 7.

А. После революции  в 1918 году была проведена реформа русского языка и  Ъ  стал самой ненужной буквой алфавита, а народное хозяйство получило огромную экономию бумаги и чернил. Обведи век, относящийся к этому периоду:

10 век, 18 век, 19 век, 20 век.

Б. Сколько в числе 1918 тысяч? сотен? десятков? единиц?

Ответ: _______ тыс. _______сот._________ дес. _________ ед.

В. Сколько лет отделяет 1918 год от 2012 года?

Ответ: _________ года.

Задание 8.

В четырёх одинаковых томах содержится 2080 страниц. Сколько страниц содержится в шести томах? Реши задачу, поясняя действия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.

Выпишите из текста олицетворения                                                                                                                              

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилии, имена учащихся, работающих в паре:

______________________________и ______________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задания 10-13 выполняются в парах

(с соседом по парте).

Задание 14 каждый выполняет самостоятельно.

Внимание! Если при обсуждении заданий 10– 13  вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.

Задание 10.

Придумайте задачу о Ъ знаке, которая решается в два действия. Каждый на своём листочке запишите:

А.Задача:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б.Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ____________________________________________________________

В. Оцените вашу задачу. Это задача  про Ъ знак? Сколько в ней действий? Имеет ли она решение? Может быть, вы хотите что-то изменить? Если хотите, запишите окончательный вариант.

А.Задача:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б.Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ____________________________________________________________

Задание 11.

Жили – были в славном государстве Русский язык тридцать три сестрицы – тридцать три буквы. Жили – не тужили, пока однажды не разгорелся между ними спор: кто важнее?

-Я важнее всех, - сказала буква Я.

- Нет, я важнее, - кричали наперебой другие буквы.

Спорили они, спорили и решили, что все буквы важны, только Мягкий и Твёрдый знаки не приносят пользы.

- Вы бесполезны, вы не обозначаете никаких звуков, вы нам не нужны, - накинулись буквы на них.

Горько было слышать им такие слова.

- Мы нужны так же, как и любая из вас. Вы же наши сёстры, мы - одна семья! Нам нельзя друг без друга, - пытались оправдаться Ь и Ъ знаки.

- Нет, вы пустое место! – кричали остальные буквы.

Обиделись Мягкий и Твёрдый знаки, не стали больше спорить, собрались и пошли, куда глаза глядят.

Вот день проходит, другой, третий, и стало в государстве твориться что – то неладное. Не понимают больше жители друг друга, теряют смысл слова: «семья» превратилась в «семя», «ель» - в «ел», «шесть» - в «шест», «съел» в «сел». И начался в государстве хаос. Загрустили буквы – сестрички. Стало стыдно им за свои жестокие и глупые слова. Посоветовались они и послали гонца за знаками.

Вернулись знаки домой, простили своих обидчиков, и воцарилась в Русском языке гармония!

Представьте, что вы тоже участвуете в этом споре. Что бы вы сказали ребятам?  Напишите каждый два-три предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12.

Рассмотрите слова. Как вы думаете, какую функцию выполняет буква ъ сейчас, а какую выполняла раньше?

мель           подъезд                знакъ  

ель              объявление          оврагъ

колыбель    разъяснить          пришелъ

фонарь        объем                  въ большомъ (доме)                                                                                                                                

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13.

Об..езд, с..ездить, с..ёжился, об..яснил, раз..ярен, в..юга, с..едобен.

Какое слово лишнее? Почему?                                                                                                                                

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14.

Оцени свою работу в паре. Отметь,  в какой мере ты согласен (согласна) со следующими утверждениями:

Утверждение

Полностью согласен

(согласна)

Частично

согласен

(согласна)

Не

согласен

(согласна)

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я предлагаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Работать в паре

труднее, чем одному (одной)

Мне  интереснее

и полезнее работать в паре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наречие", урок, 4 класс, русский язык, система Л. В. Занкова

конспект урока русского языка в 4 классе по программе Л. В. Занкова "Наречие"...

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составленана основе  Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы А.В. Поляковой.Содер...

Проверочная работа по окружающему миру за 1 полугодие 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова"

Разноуровневая проверочная работа по окружающему миру за 1 полугодие 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова" с критериями оценки. Соответствует требованиям ФГОС....

Проверочная работа по литературному чтению за 1 полугодие 4 класса по программе "Система Л.В. Занкова"

Проверочная работа по литературному чтению за 1 полугодие 4 класса по программе "Система Л.В. Занкова" содержит задания для анализа произведений разных литературных жанров....

Контрольная работа по окружающему миру за 1 полугодие по системе Л. В. Занкова

В контрольную работу входят задания к темам, изученным в первом полугодии 3 класса по учебнику Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков....