Главные вкладки

    Урок литературного чтения, 4 класс, Л. Толстой "Три товарища"
    методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

    Тюрикова Светлана Александровна

    Открытый урок для учителей начальных классов округа. Представлены основные методы и приемы работы на уроках в коррекционной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель: Тюрикова С.А.

    Урок литературного чтения.

    4 класс.

    Тема: Л.Н. Толстой «Два товарища».

    Цель урока:  познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Два товарища».

    Образовательные задачи:

    -совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения на основе развития внимания к слову.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    -развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;

    -корригировать и развивать связную речь;

    -корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;

    -коррекция нравственных качеств  через оценивание поступков героя рассказа, его результат;

    -коррекция двигательных нарушений через инсценировку, игру.

    Воспитательные задачи:

    -воспитывать положительную учебную мотивацию;

    -доброжелательное отношение друг к другу.

    Оборудование: компьютер, экран, проектор; костюмы к инсценировке (действующие лица: медведь, товарищи 1 и 2), модели деревьев; карточки для работы в группах, парах.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность обучающихся и учителя

    Примечания

    Мотивационно-стимулирующий

    У: Понимаю, что вы сегодня немножко переживаете, поэтому нужно вспомнить наши слова «помощники» для того, чтобы справиться с волнением, поверить  в свои силы.

    Дети хором.

    Одному или одной трудно справиться с бедой.

    Слово «мы» сильней, чем «я».

    Мы – семья, и мы – друзья.

    Учитель произносит вместе с детьми текст.

    Деятельностный

    1. Постановка целей на урок

    У: Чтобы успешно работать на уроке, нужно поставить задачи, продолжим предложения.

    (слайд 1)

    Мы познакомимся…

    Мы будем продолжать учиться…

    Мы проверим…

    Д: Мы познакомимся с новым произведением.

    Мы будем продолжать учиться правильно и выразительно читать.

    Мы проверим домашнее задание.

    После  ответов учитель дополняет задачи.

    (слайд 2)

    У: На уроке познакомимся с рассказом, в ходе анализа произведения будем учиться понимать смысл прочитанного, оценивать поступки героев; я проверю, как вы умеете слушать друг друга, работать в парах, группах.

    У: Какой большой объем нужно выполнить, поэтому мы должны плодотворно поработать.

    1. Речевая, мимическая, дыхательная разминки

    Вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я. Повторим 2 раза. (2 щелчок)

    (слайд 3; 1 щелчок)

    АОУ  ОИА  АЫИ  УАИ (чтение)

    Один ряд спрашивает, другой отвечает.

    Ао? Еи.

    Оя? Яо!

    Ооо. Ууу? Ооо! (хором)

    Вывод: Молодцы, хорошо справились с речевой разминкой.

    1. Проверка домашнего задания

    У: С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Читают наизусть Лена и Данил, к выразительному чтению готовится Влад.

    У: Назовите главную мысль басни.

    Вывод: ответ на вопрос Сашей П.

    1. Новая тема

    Слайд 4

    Звучит отрывок аудиозаписи песни «Настоящий друг» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского).

    У: О ком эта песня? (о друзьях).

    У: Как вы думаете, чему будет посвящен рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? (дружбе)

    У: Мы узнаем о том, каким должен быть настоящий друг, о правилах дружбы, о товариществе и об умении дружить.

    Работа в парах.

    У: Чтобы узнать название рассказа, нужно разгадать шифр.

    3

    8

    1

    4

    7

    8

    1

    5

    2

    6

    1

    А-1; И – 2; Д-3; Т -4; Р – 5; Щ – 6; О – 7; В-8

    У: Слайд 5. Рассказ «Два товарища» Л.Н. Толстого. Рассмотрите портрет Льва Николаевича Толстого. Л.Н. Толстой большую часть своей жизни провёл в посёлке Ясная поляна, где им были написаны многие рассказы для детей. В своих произведениях он показал на примере многих героев истинность понятия – дружба. Автор считал, что самое страшное для человека быть одиноким, не иметь настоящих друзей.

    У: Прочитаем рассказ и узнаем, почему он так называется (чтение учителем с остановками).

    1 часть.

    - Что вы узнали из этой части?

    2 часть.

    - Какие события произошли в этом отрывке?

    - Какое будет продолжение?

    3 часть.

    - Ваши предположения подтвердились?

    У: Какие чувства у вас возникли после прочтения рассказа?

    Двигательная физминутка (проводит Саша)

    Раз- согнуться, разогнуться,

    Два- нагнуться, подтянуться,

     Три- в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На 4- руки шире,

    5,6 –тихо сесть.

    7,8- лень отбросим.

    Зарядка для глаз

    (слайд 6)

    Словарная работа (слайд 7 )

    Как сказать по-другому?

     “Бросился бежать”? (очень быстро)

    “Упал наземь?” (упал, лёг на землю)

    Товарищ (друг)

    Прочитаем рассказ и подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами с. 36.

    - Назовите героев рассказа.

    - Что произошло с мальчиками в лесу?

    - Как поступил первый мальчик? Второй?

    - Как вы думаете, медведь на самом деле шептал мальчику?

    - Почему тогда он так ответил?

    - Оцените поступки детей. (первый струсил, оставил друга в беде, второй проявил смекалку, выдержку, смелость).

    - Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами?

    - Почему нет? (в беде друга не бросают)

    - Кого можно назвать настоящим другом? (кто не бросает в беде, проявляет чуткость, доброжелательность, избегает ссор, вражды).

    - Почему Л.Толстой озаглавил рассказ “Два товарища?”

    (с усмешкой, иронией, вот так друзья, раньше дружили, а в беде выяснилось, что дружба не настоящая).

    - Чему же учит нас этот рассказ?

    - А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? (Позвал бежать с собой, помог влезть на дерево…)

    Вывод: Не всякий человек, который говорит, что он твой товарищ, является настоящим другом.

    Постановка целей: Костя, Лена, Данил.

    Работа со слайдом.

    Смена интонаций.

    Оценки.

    Обобщает учитель.

    Оценочно-результативный

    5. Закрепление

    Работа в группах на карточках.

    Карточка 1 (Юля, Влад)

    Найдите отрывок в тексте, к которому подходит иллюстрация. Приготовьтесь к его чтению. (Отвечает Юля)

    Карточка 2 (Саша, Костя, Данил, Лена)

    Приготовьтесь инсценировать рассказ. Распределите роли:

    Автор_______________,

    1 товарищ ___________,

    2 товарищ___________,

    медведь ___________.        слайд 8

    Проверка задания. 

    Игра «Солнышко дружбы»

    На доске солнышко без лучей. Что это? Чего не хватает? А где лучи? (развешаны по классу). Предлагается выбрать понравившийся луч и с помощью него сформулировать правило дружбы.

    Лучи

     Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

    Друзья большие, что братья родные.

    Друг он мой, а ум у него свой

    Дружба заботой да подмогой крепка.

    За дружбу дружбой платят.

    Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.

    Маленькая дружба лучше большой ссоры.

    Из-за нового приятеля не теряй и старого.

    Человек без друзей - что дерево без корней.

    Вывод: мы с вами дополнили солнышко лучиками, которые будут напоминать нам о правилах дружбы.

    Рефлексивный

    - Все ли мы выполнили на уроке?

    - Что вам больше всего запомнилось в рассказе?

    - Что возьмете для себя?

    Домашнее задание (слайд 9): Юля, Влад – с. 36 пересказ по плану (план выдается на карточке); с. 36 – подробный пересказ + творческое задание (подготовить рисунок на тему «Мой друг»).                                

    В течение урока учитель оценивает детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения во 2 классе. Тема «Друзья-товарищи» С.Я. Маршак. Внеклассное чтение.

    Цель:познакомить с произведением о дружбе.Задачи: Осмысление проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Раскрыть содержание понятия: «настоящий друг».Закрепление представлений школьников о...

    Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "В.Осеева "Три товарища""

    презентация к учебнику В.Лазаревой "Литературное чтение" 2 класс (система Л.Занкова)...

    Урок литературного чтения. Осеева В. Три товарища

    Урок проведён с использованием ТРКМ.УМК Начальная школа ХХI века....

    Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

    Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

    Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

    Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

    Конспект урока литературного чтения В. Осеева "Три товарища"

    2 класс УМК "Гармония" В. Осеева "Три товарища"...

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...