Е.И. Чарушин Теремок
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Шнайдер Ольга Киратовна

 

Евгений иванович Чарушин «Теремок»

 

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу;

научить различать народные и авторские сказки.

 

Тип урока: изучение новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.i._charushin_teremok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Евгений иванович  Чарушин «Теремок»

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям,  делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.

 Ход урока

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно , бойко отвечать.

I. Актуализация знаний.

Личностные УУД: умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции.

Конкурс проектов «Город букв».

II. Постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.

– Расставьте книги по порядку и прочтите слово.

Ответ: сказка.

– Любите ли вы читать сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– Назовите свои любимые сказки.

– Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

III. Изучение нового материала.

1. Речевая разминка.

– Прочтите скороговорку:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

2. Чтение диалога с писателем на с. 30 (часть 1). Рассматривание книг со сказками.

Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы.

Учащиеся читают текст по цепочке.

– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

– Прочтите  записанную  на  доске  пословицу.

– Какие буквы закрыты карточками? (Буквы  к  и  м).

– Объясните смысл этой пословицы.

3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Эвристическая беседа.

– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(«Теремок».)

На доске рисунок теремка.

(По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.)

– Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами: мышка-норушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.

– В чем необычность имён героев сказки?

– На какие особенности героев указывают их имена?

– В каком порядке появлялись в сказке герои?

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

 

4. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы.

– При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.

5. Анализ произведения.

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что понравилось больше?

– Какие герои сказки вам понравились?

– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?

– Чем отличается?

Учитель демонстрирует схему.

– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

– Приведите примеры народных сказок.

– Какие авторские сказки вы знаете?

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

 Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

 

IV. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение сказки по ролям.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности.

2. Подготовка к пересказу сказки.

Личностные УУД: ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

– Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».

Зимой белый, летом серый.        Мала, а никому не мила.

(Заяц.)        (Мышка.)

Скачет зверушка,        На овчарку он похож.

Не рот, а ловушка.        Что ни зуб – то острый нож!

Попадут в ловушку        Он бежит, оскалив пасть,

И комар, и мушка.        На овцу готов напасть.

(Лягушка.)        (Волк.)

Рыжая, с пушистым хвостом,        Хозяин лесной

Живёт в лесу под кустом.        Просыпается весной,

(Лиса.)        А зимой под вьюжный вой

        Спит в избушке снеговой.

        (Медведь.)

Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки.

– Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.

– Как ведут себя герои сказки?

– Чем она закончится?

– Чему учит эта сказка?

– Прочтите пословицы, записанные на доске:

• В темноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

3. Пересказ сказки.( можно и проинсценировать)

Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.

– Придумайте свой вариант окончания сказки.

– Какие слова произнесет волк?

– Какие слова произнесет медведь?

4. Игра «Чье это прозвище?».

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию.

На доске записаны прозвища:

• кумушка, сестричка (лиса);

• бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк);

• толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

• норушка (мышка);

• квакушка (лягушка);

• побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);

• серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);

• дереза (коза);

• ряба, татарушка, пеструшка (курица).

  • Где так называют животных?

 V. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать  своё отношение, оценивать высказывания партнёра.

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас эта сказка?

- Оцените себя за урок (лица)

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у сказки. «Евгений Чарушин. Теремок»

Тема урока: В гостях у сказки. «Евгений Чарушин. Теремок» Решаемые проблемы: Почему часто говорят: « Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок »? Цели: познакомить с биографией Чару...

Урок литературного чтения по теме Е.И Чарушин "Теремок"

1)образовательные: познакомить детей с авторской сказкой (чтение- сканирование), познакомить с творчеством М.М.Пришвина, провести сравнительный анализ  содержания народной и авторской сказок;2)ра...

Конспект урока с презентацией в 1классе Е.Чарушин "Теремок"

Е.Чарушин «Теремок»Урок подготовлен в помощь учителям, работающим по УМК «Школа России». Цель :ознакомить детей со сказкой Е.Чарушина «Теремок», развивать умение работать с текстом, упражнять в вырази...

План - конспект урока по литературному чтению в 1 классе . Е.Чарушин "Теремок".

В данной работе имеется дополнительный материал об авторе произведения "Теремок" Е.И.Чарушине.... Принято считать , что свою деятельность в детской литературе Евгений Чарушин начал как иллю...

"Сказки авторские и народные. Е. И. Чарушин "Теремок"

Урок литературного чтения по УМК "Школа России".Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные...

технологическая карта урока литературное чтение Климанова 1 класс Е. Чарушин "Теремок"

технологическая карта урока по литературному чтению Е. Чарушин "Теремок " 1 класс Школа России...

Литературное чтение. 1 класс Е. Чарушин "Теремок"

Конспект урока по литературному чтению...