Интеллектуальная игра для обучающихся 2-го года обучения по теме "Сказки"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме

Мухтарова Зугра Зульфаровна

Обобщение темы "Сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchee_zanyatie_po_teme.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающее занятие по теме «Устное народное творчество»

(для обучающихся 3-го  года обучения)

Задачи:

Выяснить знания  жанров  устного народного творчества, развивать творческие способности детей, образное мышление, наблюдательность, устную речь; учить выражать свое мнение и аргументировать его; обогащать и расширять словарный запас детей; проверить умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;  учить выполнять различные творческие задания в парах и группах, проявляя активность, интерес, индивидуальность и творчество; воспитывать любовь к творчеству русского народа, внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: детские книги с русскими народными сказками, картинки к русским народным сказкам, ноутбук, телевизор, презентация.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слайд №1. Запись темы занятия:  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

– прочитайте название занятия.

– что это значит?

– что является устным народным творчеством?

III. Слайд № 2.   ( На слайде записи небылиц, загадок, чистоговорок, названия сказок, пословиц, поговорок по усмотрению учителя)

– кто может назвать все эти жанры устного народного творчества одним словом?

ФОЛЬКЛОР – в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»

- назовите, какие жанры устного народного творчества здесь названы?

А) Потешки . Рассказ заранее подготовленного ребенка – ассистента о потешках.

      Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия. Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики.

Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки- ладушки» и «Сорока- ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.

Прослушивание записи одной потешки.

Б). Отгадывание загадок, которые дети сами сочинили самостоятельно дома.

Выставка иллюстраций отгадок.

В) Беседа о сказках.

- Что такое сказка?

- Какие бывают сказки? (виды сказок)

Слайд № 3.  Отличительные черты сказки. Выяснение знаний о них.

  • Сказочные события
  • Сказочные герои
  • Сказочные существа
  • Необычность обстановки
  • Особая манера повествования
  • Вариативность текста
  • Автор коллективен

Слайд № 4 Общие  особенности волшебных  сказок.

( Дети называют особенности волшебных сказок)

  • Наличие чуда
  • Столкновение с волшебной силой
  • Волшебные персонажи
  • Волшебные предметы
  • Описание

Слайд № 5.  - Что мы можем сказать о героях  волшебных сказок?

  • Делятся на положительных и отрицательных
  • Борются  с волшебной силой
  • Это вымышленные персонажи
  • Обычные люди

Слайд № 6. Общие особенности сказок о животных

Задание №1.

    Работа в группах.  Каждая группа готовит  ответ , перечисляет особенности сказок о животных

  • Иносказательность
  • Ясность оценки героев
  • Антропоморфизм
  • Быстродействие
  • Диалог
  • Облегчённая композиция

Слайд № 7. Задание № 2. Назовите традиционные типы героев сказок о животных.

Работа в парах.

Например,

  • Лиса – хитрая
  • Волк – глупый
  • Заяц - трусливый

Слайд № 8. Назовите разновидности бытовых сказок.

  • Сказка-анекдот
  • Докучные сказки
  • Сказка-загадка
  • Сказки-насмешки

Работа в группах.

 1-я группа называет общие особенности бытовых сказок; ( ответ: отсутствие фантастики, реальные конфликты, сказочное разрешение,  смысловой акцент-развязка, жестокий юмор)

2-я группа – особенности героев бытовых сказок; ( примерные ответы: герой хитёр, герой удачлив, дурак в глазах других, герой благороден и т. д.)

3-я группа – что можно прочитать (например, «Иванушка-дурачок», «Солдатская сказка», «Каша из топора», «Репка», «Как мужик гуся делил» и т. д. )

Слайд № 9. Игра «Угадай сказку»

Дается картинка к сказке, а ученик пробует рассказать сказку не называя персонажей, дети должны отгадать.

Цель игры – поиск синонимов.

Слайд № 10 . Игра «Собери пословицу»

– Прочитайте пословицы. Что вы заметили?

Доброе слово – да навек ссора.

От одного слова и кошке приятно.

В гостях хорошо, а потехе час.

Делу время, а дома лучше.

(Перепутаны части пословиц)

– Составьте пословицы, найдите начало и конец пословиц.

(«Доброе слово и кошке приятно» – нужно не забывать о добрых словах.

«В гостях хорошо, а дома лучше» – так говорят, когда собираются домой откуда-либо, где хорошо провели время, или когда испытывают радость от возвращения домой.

«Делу время, а потехе час» – основное время отводим делам, а забавам и веселью – только досуг.

«От одного слова – да навек ссора» – прежде чем что-то сказать, надо хорошо подумать.)

VIII. Обобщение.

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Изменилось ли  у вас настроение после этого занятия?

- ребята, спасибо вам за то, что помогли провести это занятие интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для обучающихся 4 классов "Умники и умницы"

Данный материал будет интерес учителям начальной школы, в частности тем педагогам , которые работают в 4 классах.Материал можно использовать как на уровне школы . так и города.данное мероприятие являе...

Интеллектуальная игра для обучающихся 4 класса.

Интеллектуальная игра организуется с помощью презентации. В презентации предложено игровое поле с разными блоками заданий, счетное поле. Предполагается игра двух команд. Особое внимание уделено национ...

«Мозаика знаний» интеллектуальная игра для обучающихся третьих классов

Цель: обобщение знаний по основным предметам курса начальной школы.Задачи: Формировать у обучающихся умение систематизации полученных знаний, применения их на практике....

Интеллектуальная игра для обучающихся 8-10 лет

«Увлекательный компьютер»Интеллектуальная игра по информатике8-10 летЦели и задачи:1.Обучающая: Повторение, закрепление и углубление материала по темам: кодирование информации, Внешние устройства комп...

" СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (методическая разработка интеллектуальной игры для обучающихся 4 классов)

Цели:       1. Формирование интереса учащихся к предмету;       2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприя...

Интеллектуальная игра для обучающихся начальных классов «Умники и умницы»

Данная разработка можжет быть использована учителями начальных классов в рамках внеурочной деятельности....