Интеллектуальная игра для обучающихся 2-го года обучения по теме "Сказки"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Обобщающее занятие по теме «Устное народное творчество»
(для обучающихся 3-го года обучения)
Задачи:
Выяснить знания жанров устного народного творчества, развивать творческие способности детей, образное мышление, наблюдательность, устную речь; учить выражать свое мнение и аргументировать его; обогащать и расширять словарный запас детей; проверить умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; учить выполнять различные творческие задания в парах и группах, проявляя активность, интерес, индивидуальность и творчество; воспитывать любовь к творчеству русского народа, внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: детские книги с русскими народными сказками, картинки к русским народным сказкам, ноутбук, телевизор, презентация.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Слайд №1. Запись темы занятия: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
– прочитайте название занятия.
– что это значит?
– что является устным народным творчеством?
III. Слайд № 2. ( На слайде записи небылиц, загадок, чистоговорок, названия сказок, пословиц, поговорок по усмотрению учителя)
– кто может назвать все эти жанры устного народного творчества одним словом?
ФОЛЬКЛОР – в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»
- назовите, какие жанры устного народного творчества здесь названы?
А) Потешки . Рассказ заранее подготовленного ребенка – ассистента о потешках.
Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия. Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики.
Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки- ладушки» и «Сорока- ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.
Прослушивание записи одной потешки.
Б). Отгадывание загадок, которые дети сами сочинили самостоятельно дома.
Выставка иллюстраций отгадок.
В) Беседа о сказках.
- Что такое сказка?
- Какие бывают сказки? (виды сказок)
Слайд № 3. Отличительные черты сказки. Выяснение знаний о них.
- Сказочные события
- Сказочные герои
- Сказочные существа
- Необычность обстановки
- Особая манера повествования
- Вариативность текста
- Автор коллективен
Слайд № 4 Общие особенности волшебных сказок.
( Дети называют особенности волшебных сказок)
- Наличие чуда
- Столкновение с волшебной силой
- Волшебные персонажи
- Волшебные предметы
- Описание
Слайд № 5. - Что мы можем сказать о героях волшебных сказок?
- Делятся на положительных и отрицательных
- Борются с волшебной силой
- Это вымышленные персонажи
- Обычные люди
Слайд № 6. Общие особенности сказок о животных
Задание №1.
Работа в группах. Каждая группа готовит ответ , перечисляет особенности сказок о животных
- Иносказательность
- Ясность оценки героев
- Антропоморфизм
- Быстродействие
- Диалог
- Облегчённая композиция
Слайд № 7. Задание № 2. Назовите традиционные типы героев сказок о животных.
Работа в парах.
Например,
- Лиса – хитрая
- Волк – глупый
- Заяц - трусливый
Слайд № 8. Назовите разновидности бытовых сказок.
- Сказка-анекдот
- Докучные сказки
- Сказка-загадка
- Сказки-насмешки
Работа в группах.
1-я группа называет общие особенности бытовых сказок; ( ответ: отсутствие фантастики, реальные конфликты, сказочное разрешение, смысловой акцент-развязка, жестокий юмор)
2-я группа – особенности героев бытовых сказок; ( примерные ответы: герой хитёр, герой удачлив, дурак в глазах других, герой благороден и т. д.)
3-я группа – что можно прочитать (например, «Иванушка-дурачок», «Солдатская сказка», «Каша из топора», «Репка», «Как мужик гуся делил» и т. д. )
Слайд № 9. Игра «Угадай сказку»
Дается картинка к сказке, а ученик пробует рассказать сказку не называя персонажей, дети должны отгадать.
Цель игры – поиск синонимов.
Слайд № 10 . Игра «Собери пословицу»
– Прочитайте пословицы. Что вы заметили?
Доброе слово – да навек ссора.
От одного слова и кошке приятно.
В гостях хорошо, а потехе час.
Делу время, а дома лучше.
(Перепутаны части пословиц)
– Составьте пословицы, найдите начало и конец пословиц.
(«Доброе слово и кошке приятно» – нужно не забывать о добрых словах.
«В гостях хорошо, а дома лучше» – так говорят, когда собираются домой откуда-либо, где хорошо провели время, или когда испытывают радость от возвращения домой.
«Делу время, а потехе час» – основное время отводим делам, а забавам и веселью – только досуг.
«От одного слова – да навек ссора» – прежде чем что-то сказать, надо хорошо подумать.)
VIII. Обобщение.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Изменилось ли у вас настроение после этого занятия?
- ребята, спасибо вам за то, что помогли провести это занятие интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/27/picture-23415-1435385824.jpg)
Интеллектуальная игра для обучающихся 4 классов "Умники и умницы"
Данный материал будет интерес учителям начальной школы, в частности тем педагогам , которые работают в 4 классах.Материал можно использовать как на уровне школы . так и города.данное мероприятие являе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/16/picture-91258-1474056253.jpg)
Интеллектуальная игра для обучающихся 4 класса.
Интеллектуальная игра организуется с помощью презентации. В презентации предложено игровое поле с разными блоками заданий, счетное поле. Предполагается игра двух команд. Особое внимание уделено национ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/18/picture-141373-1374148634.jpg)
«Мозаика знаний» интеллектуальная игра для обучающихся третьих классов
Цель: обобщение знаний по основным предметам курса начальной школы.Задачи: Формировать у обучающихся умение систематизации полученных знаний, применения их на практике....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-268692-1414763447.jpg)
Интеллектуальная игра для обучающихся 8-10 лет
«Увлекательный компьютер»Интеллектуальная игра по информатике8-10 летЦели и задачи:1.Обучающая: Повторение, закрепление и углубление материала по темам: кодирование информации, Внешние устройства комп...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161421-1355125099.jpg)
" СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (методическая разработка интеллектуальной игры для обучающихся 4 классов)
Цели: 1. Формирование интереса учащихся к предмету; 2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприя...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008866-1518029377.jpg)
Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на втором году обучения. Методика проведения взаимного диктанта.
Методика проведения взаимного диктанта....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/07/picture-1266752-1599487830.jpg)
Интеллектуальная игра для обучающихся начальных классов «Умники и умницы»
Данная разработка можжет быть использована учителями начальных классов в рамках внеурочной деятельности....