Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Клещёва Ирина Владимировна

Литературное чтение, 2 класс, Начальная школа XXI века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_chteniya_2kl.rar16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель:

Клещева И.В.,

учитель начальных классов

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Произведения фольклора. Заклички»

Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»  

Тип урока: урок изучающего чтения

Учебная задача: ученик научится определять особенности жанров устного народного творчества.

Планируемые предметные результаты (ПР):

  1. Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской.

      2)Ученик научится отличать закличку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенности, выразительно-изобразительные средства.

Планируемые личностные результаты (Л):

  1. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  2. Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (Р):

  1. Самостоятельно выполнять задания в тетради;
  2. Оценивать свою работу;

Познавательные УУД (П):

1)Ориентироваться в учебнике (на развороте,  в условных обозначениях); в словаре.

2)Находить ответы на вопросы в тексте.

3) Классифицировать произведения авторские и народные;

4) Различать жанры фольклора;

Коммуникативные УУД (К):

1) Умение взаимодействовать в парах, группах.

2)Слушать и понимать речь других.

3) Формировать навык выразительного чтения.

4) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

ЭТАП УРОКА

ЦЕЛЬ

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

РЕЗУЛЬТАТ

1.Организаци -

онный момент          

Организация направленного внимания на начало урока.

Проверка готовности

Самоконтроль готовности.

Р: Ученики готовы к предстоящей деятельности, включены в деловой ритм.

2. Мотивация,

актуализация знаний

Повторить понятия «устное народное творчество», жанры фольклора.

Учитель предлагает группам разделить лепестки  на 2 группы и сложить из них 2 цветка.

Пословицы,  загадки скороговорки, песни, считалки, былины, сказки, заклички

Рассказ, стихотворение, сказка.

- Прочитайте названия лепестков, подумайте по какому принципу их можно разделить на 2 группы и сложите 2 цветка.

Проверка выполнения задания.

-Проверьте правильность выполнения задания. Встаньте ребята той группы, которая не допустила ошибок.

-Объясните, почему вы так разделили лепестки?

Учитель переворачивает серединки цветка, на них:

      Ф и А.

- Остальные - исправьте ошибки.

Учащиеся составляют 2 цветка (классифицируют произведения авторские и фольклорные).

Учащиеся сверяют с эталоном. Оценивают свою работу.

Отвечает 1 ученик из группы

Различение фольклорных и авторских художественных произведений.

ПР: Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской

К: Умение взаимодействовать в группах

Р: Оценивать свою работу

Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника

3.Формулирование темы урока. открытие нового знания

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

Сегодня на уроке мы будем работать с этим красивым, полным лепестками цветком.

-Кто может назвать тему урока?

-Чем мы будем заниматься на уроке?

 - Прочитайте вслух названия  жанров устного народного творчества.

-Почему лепестков с надписью «сказки» было два?

- Посмотрите ещё раз внимательно на цветок на доске? Какую особенность вы заметили? Почему 3 лепестка имеют другой оттенок?

Учитель отодвигает ярко-желтые листочки.

Попробуйте подобрать подходящее слово:

Небольшие по размеру (по объему) фольклорные произведения как могут называться…

На слайде:                 ?

              ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ

 После ответа детей появляется слово МАЛЫЕ

Высказывают свои предположения.

1  ученик читает  выразительно вслух

Узнавание, различение малых фольклорных форм

К: Слушать и понимать речь других

Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника

К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

4.Первичное закрепление нового  учебного материала.

Учить школьников определять жанр фольклорного произведения по их характерным особенностям

-Сейчас вам нужно будет, работая в группе, выложить лепестки в определенной последовательности. Я буду называть характерные особенности малого фольклорного жанра, а вам нужно узнать, о чем идет речь.

*произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл, оно учит, осуждает, одобряет (пословица)

*в этом произведении не назван предмет, но даются его признаки и особенности, по которым можно дать ответ (загадка)

*словесная забава, слова путаются, когда их произносят быстро (скороговорка)

*веселые произведения, которыми забавляли детей (потешки)

* небольшой стихотворный текст в шутливой форме, задача которого выбрать одного участника из множества (считалка)

Самопроверка, оценка.

Встаньте ребята той группы, которая не допустила ошибок.

- Какой лепесток остался неиспользованным? (заклички)

- Что значить «кликать», «закликать»?

-Как думаете, для чего народ использовал заклички?

Прочитаем об этом в учебнике на стр.118

Наши предки считали, если громко звать, выкликивать, просить о чем-то у природы,  то просьба обязательно сбудется.

 Послушайте…

Перепелки-перепелочки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну теплую, лето плодородное.

Весну с солнышком,

Лето с зернышком!

- Какое настроение вызывает эта закличка?

- К кому обращается народ?

-о чем просит?

Работая в группе дети обсуждают находят общее решение, выкладывают листочки на парте.

1 ученик- у доски

Узнавание, различение, определение основного смысла малых фольклорных форм

Учащиеся сверяют с эталоном. Оценивают свою работу

Высказывают свои предположения.

Ученик читает закличку

К: Слушать и понимать речь учителя, умение взаимодействовать в группах

П: Различать жанры фольклора

Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника

Р: Оценивать свою работу

5 Физминутка

Сменить вид деятельности

Предложить выполнить упражнения для снятия усталости.

Встанем в круг, идя по часовой стрелке, будем выкликивать закличку.

Выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)

6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Сформировать умение отличать закличку от других жанров устного народного творчества.

Прочитайте самостоятельно закличку в учебнике.

- Найдите слово-обращение к жаворонку.

- О чем просят в этой закличке? Подтвердите словами из текста.

-Какую форму имеет это произведение? (стихотв-ую)

Найдите рифмы.

- С какой интонацией люди обращаются к жаворонку? (ласково, просительно, с надеждой)

Прочитайте вслух, передавая интонацию.

Учитель предлагает самостоятельно в тетради выполнить задания № 1 и 2 на стр. 69

Взаимопроверка.

-Сверьте ответы, убедите товарища в своей правоте, если ответы не совпадают.

Осваивают умение читать молча

Учащиеся читают закличку. Находят выразительно-изобразительные средства, присущие этому жанру.

Дети выполняют задание сам-но, при необходимости обращаются за помощью.

П:  Ориентироваться в учебнике (на развороте,  в условных обозначениях);

Находить ответы на вопросы в тексте.

Л: Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

ПР: Ученик научится отличать закличку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенности, выразительно-изобразительные средства.

К:Формировать навык выразительного чтения.

7. Творческое использование сформированных умений и навыков.

Обеспечить усвоение новых знаний на уровне применения в нестандартных ситуациях.

Предложить учащимся составить закличку. Учитель выдает на каждую парту деформированный текст (разрезанные строчки).

Дождик, дождик,

 Кап, кап, кап,

Замочи дорожки.

Всё равно гулять пойдём…

Мама, дай галошки!

Проверка выполнения задания – чтение хором.

Учащиеся восстанавливают из строк текст.

Читают выразительно по  образцу

Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме,

Умение взаимодействовать в парах.

8.Контроль и оценка результатов деятельности

Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания.

Учитель предлагает выполнить литературный диктант.

- Определите жанр произведения.

1. При солнышке – тепло, при матери – добро. (пословица)

2.Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку (загадка)

3. Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала

Оказалась впереди,

Кто не верит- выходи! (считалка)

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа (скороговорка)

5. Дождик, дождик, пуще,

 Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

 Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай! (закличка)

6. Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала. (потешка)

Взаимопроверка. Учитель называет ответы.

Учащиеся на листах бумаги пишут ответы.

Различать на слух произведения разных жанров

Воспринимать на слух произведения малых жанров

Учащиеся проверяют и оценивают товарища.

9. Рефлексия деятельности

Сформировать личную ответственность за результаты своего труда

Предложить ответить на вопросы:

-Понравился ли вам сегодняшний урок?

_Что больше всего запомнилось?

С какими новыми понятиями познакомились?

-Что такое закличка?

Предложить оценить свою работу самостоятельно.

Встаньте. Кто доволен своей работой на уроке – поднимите 2 руки вверх, было трудно, но справился –руки вперед, мне нужна помощь – на коленки.

Р: Оценивать свою работу

Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника

К: Оформлять свои мысли в устной форме,

10. Домашнее задание

Всем: выразительно прочитать в учебнике стр. 118;

По желанию- найти заклички в дополнительных источниках, выучить или прочитать выразительно.

Перечень используемых материалов:

  1. Базовый учебник Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч.2 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. - М.: Вентана-Граф, 2012
  2. Рабочая тетрадь № 2, 2 класс, авт. Л.А.Ефросинина,  М.: Вентана-Граф, 2012
  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/res


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...