исследовательская работа 4 класс "Стихи о детях и для детей"
творческая работа учащихся (чтение, 4 класс) на тему

Баузер Алла Владимировна

Исследовательская работа содержит материал о знакомстве с творческой деятельностью  для  детей учителя - логопеда нашей школы, а также наблюдения детей и их выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledov._rabota.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Стихи о детях и для детей

На уроках литературного чтения мы знакомимся с поэтами, которые писали на разные темы: природа, тема Родины, труд людей, о детях. А вот местных поэтов, которые пишут  о нашем городе, мы почти не знаем. Такие поэты в Карасуке есть и среди них учитель – логопед нашей школы Ткач Елена Николаевна. Мы пригласили Елену Николаевну на классный час и она немного рассказала нам о своём творчестве.

Целью нашей работы является знакомство с особенностями творчества Е.Н.Ткач.

Перед собой мы поставили задачи:

  1. Узнать, в каком возрасте начала писать стихи Елена Николаевна и кто оказал влияние на её творчество;
  2. Проанализировать стихи для детей, выявить тематику, идейную направленность стихов;
  3. Какое место занимает её творчество в поэзии местных поэтов;
  4. Узнать, где публикуются стихи Е.Н.Ткач;
  5. Выявить отношение к поэзии учащихся нашего класса.

С этой целью мы провели анкетирование:

1.Любите ли вы стихи?

2.Стихи каких поэтов вы любите читать?

3.О чём  вам нравится читать стихи?

4.Знаете ли вы поэтов, которые пишут о Новосибирской области и  о городе Карасуке? Назовите их.

В нашем классе  из 24 учащихся любят стихи __ребят. Дети  с удовольствием читают стихи А.Пушкина, С.Михалкова, А.Барто, С.Маршака, С.Есенина и других поэтов. Учащимся нравится читать о природе, о детях, о животных. А вот поэтов Новосибирской области и города Карасука ребята почти не знают. Поэтому мы решили поближе познакомиться с Еленой Николаевной Ткач и узнать побольше о её творчестве, поскольку она работает в нашей школе заместителем директора по научной работе и в свободное время пишет стихи.

      Из разговора с Еленой Николаевной мы узнали, что в   детстве она любила слушать, как ей читали родители, а научившись читать, любила читать  стихи и сказки А.Пушкина. Она начала писать стихи  в 9 лет. Большое влияние на Елену Николаевну оказала бабушка, которая обладала напевным нежным голосом, знала много русских народных песен и сказок и была знахаркой. Она много знала, умела, и лечила людей травами и заговорами.

Мы познакомились с книгами, в которых размещены стихи  и проза Елены Николаевны.  Она  пишет для детей и взрослых. Мы прочли много стихов, которые Елена Николаевна посвятила  природе, Родине, труду, детям, школе. Детские стихи доступны по содержанию и легко читаются и запоминаются. Они расширяют знания детей об окружающем мире, о природе :

                    Дом для ежа.

Повезло, как погляжу,
Потрясающе ежу:
Что ни куст, свернись, и вот
Дом надёжный без хлопот!
В  куче листьев не поймёшь,
Где укрылся мудрый ёж!

У Елены Николаевны есть стихи, которые  призывают нас к бережному отношению ко всему живому.

Снова солнышко встаёт,
Птицы взяли ноты –
Весь лесной честной народ
Вышел на работу.

Дятел под корой нашёл
Червячка и вынул.
Что же, доктор, хорошо,
Век у леса длинный!

Облетают мотыльки
 Яркие поляны
И пчелиные полки
В поле неустанны:

Не ломают, берегут,
Опыляют,- значит 
Нас цветы и завтра ждут!
Может, даже ярче!

А любой зверёк, шаля,
Ягодки не сбросит –
Да, в местах таких земля
Помощи не просит!

Воздух дочиста промыт
И прозрачны воды…
Может, будем так и мы
Бережны с природой?!...

А ещё стихи Елены Николаевны учат нас любить книгу. Именно в любви к чтению – залог успешной учёбы учеников.

Для девчонок и мальчишек.

Для девчонок и мальчишек 
написали много книжек...
Начали читать их? Значит
будут ждать во всём удачи,
потому что на страницах
мудрость всех веков хранится...

Очень важно с детства воспитывать в себе трудолюбие, усидчивость, любознательность, терпение.

Игла себя не берегла, 
Трудилась целый  день   игла! 
Все нахвалиться не могли –
Меняли нитки, берегли,
Но надоели ей, и вот
Нырнула в щёлку от забот!
Лежит неделю, месяц, год,
Никто её не подберёт,
Вся  поржавела – не нужна
Такая  никому она!
Кто трудится, тому - почёт,
Того во всём удача ждёт!
А кто в щели ржавеет, тот
Свой век без смысла проведёт… 

Надо учиться создавать себе хорошее настроение, что так необходимо  для нашего здоровья.

Разбудил кузнечик скрипкой, 
Льётся песня на цветы…
Ну-ка, солнечной улыбкой
Поделись, дружок, и ты!
Раз -  улыбка, 2 – улыбка,
Шире, шире каждый раз!
Рот в реке раскрыла рыбка,
Передразнивая нас
Совершенно не похоже!
Зубки не видны совсем!
Не похоже? Ну и что же!
Мы научим, мы поможем
Улыбайтесь все  всем-всем!

Иногда ребята обижаются на своих друзей, а может быть причина всех обид кроется в них самих?

                   Обида.

Я обиделась на Таню –
Ходит в новом сарафане,
Задирает важно нос,-
Всё, обиделась всерьёз!

Я обиделась на Натку –
Съели с Танькой шоколадку!
Подождали бы полдня -
Угостили бы меня!

Я обиделась на Светку –
Погулять выходит редко,
Стала музыке учиться –
Тоже мне, нашлась певица!
У, предательница тоже!
Ну, никто дружить не может!

И на маму я в обиде –
Ничего совсем не видит,
Говорит, что, может быть,
Не умею я дружить!!!

Много стихов у Елены Николаевны о детях, которые любят животных. И мечты у этих детей необычные.

                     Щенок.

Утром в школу со всех ног
Вслед за мной летел  щенок –
Не впустили, говоря:
«Нет такого букваря!»
Как же так? Я ученица,
А щенку нельзя учиться!?
Почему щенячий класс
Не открыт ещё у нас?

Особенно интересными показались нам юмористические стихи, но в них раскрываются важные для ребят проблемы:

          Солдаты

В нашем классе все ребята
Собрались идти в солдаты!
Маршируем  дружно строем –
Каждый хочет стать героем!
Тренируемся как надо -
Учим песню для  парада 
(Всем известно, что парад
Очень важен для солдат!)
Левой-правой, левой…ой!
Кто тут нарушает строй?
Кто пошёл с ноги не той?
Отойди, в сторонке стой!
…Поредел отряд в итоге –
Бросил всех, кто путал ноги…
Дошагали до конца
Командир и два бойца…
Почему же им медали
За хороший строй не дали?

Особое место занимают стихи, которые обращают внимание детей на заботу о собственном здоровье:  

               Сотик.

 - Здравствуй, милый сотик,
Гладенький животик,
Самый лучший мой  дружок,
Носик с пимпочкою «ок»,
Глазики и ушки,
Кнопочки-подружки...
Ах, какой ты милый!
Без тебя уныло…
Что пищишь? А, хочешь есть?
Проводочек - шлангчик есть!
Заряжайся, крошка,
И поспи немножко!
...
- Я не крошка, я велик,
Я во всё, что есть, проник –
Волны - тайные лучи
Тут же, только подключи,
Внутрь каждого спешат
Взрослого и малыша!
 Я не просто телефон,
Я твой беспокойный сон!
Если ты не знаешь вдруг,
Детям сотовый  - не друг!
Даже взрослым я врежу,
Всюду, где хочу, вхожу,
Самолёт сломать смогу
Я сигналом на бегу!
Вот такой я, сотик,
Гладенький животик,
Не смотри, что мал – удал!
Напугал???

Кроме стихов в творчестве Елены Николаевны есть и другие жанры: приметы, загадки, считалки, логопедические упражнения и правила по русскому языку  в стихах, которые учат детей быть наблюдательными, развивают мышление, внимание, память и которые легко можно угадать, если ты читал и знаешь содержание этих сказок.

Осенняя считалочка

Раз, два, три, четыре –
Мы по улицам бродили,
Пять, шесть, семь, восемь –
Повстречали в парке ОСЕНЬ!
Девять, десять – торопилась,
Даже не остановилась,
Но кругом её подарки –
Миллионы листьев ярких!
Разноцветный хоровод
Пусть водящего найдёт!

Приметы

Если вверх ползёт паук,
То – к удаче, нам он - друг,
А когда ныряет вниз – 
Неприятность, берегись!
Только, как он смог узнать,
Что нас завтра будет ждать?

Разминка логопедическая

Громко дятел бил и бил –
Д- д-ддд!
Все стволы передолбил!
Д-д-ддд…
За день сделал три дупла –
Д-д-ддд-
Не смогла уснуть сова:
(д-д-ддд!)

Загадки

1. Все спешат к нему лечиться:
И волчица, и лисица
Если что-то заболит,
Всем поможет ... 

2. Строили три дома братцы,
Чтоб от волка в них спасаться.

Два раздул по ветру волк,
Ну а с третьим будет толк? 

3.Кто, ответь-ка на вопрос,
Прыгнул сам на лисий нос?
????
Тот же, кто в печи свой бок 
Зарумянил…. - - -!

Слог.

Я делю слова на слоги -
Очень требованья строги!

Что ни гласная, то слог -
Вот такой, друзья, итог...

Гласных две - и слога тоже 
(Жить без гласной слог не может!),

А двум гласным в слоге тесно,
Это всем давно известно!

Исследуя творчество Е.Н.Ткач, мы узнали, что  Елена Николаевна – член Международного союза писателей «Новый современник». Кроме этого она постоянно участвует в различных конкурсах международного, областного и районного уровня.

Она лауреат конкурса «Продолжение сказки «Кукл Ян», проходящего в рамках национального литературного конкурса «Золотое  перо Руси – 2008»,

  • Лауреат областного конкурса  самодеятельных авторов «Таланты народные», посвящённого Году семьи в России в номинации «Поэзия», 2008 г,
  • Победитель областного конкурса творческих работ «С чего начинается Родина» в номинации «Поэзия», 2008 г,
  • Победитель областного конкурса, посвящённого ГОДУ УЧИТЕЛЯ в номинации «Проза», 2010 г,
  • Дипломант конкурса «Летняя сказка» Международного творческого объединения детских авторов 2008,
  • Дипломант Пятого Международного литературного конкурса  «Вся королевская рать» Международного Союза писателей «Новый Современник» в номинации «Проза для детей» 2008 г,
  • Дипломант Шестого Международного литературного конкурса    «Вся королевская рать» Международного Союза писателей «Новый Современник» в номинации «Проза для детей» 2009 г,
  • Дипломант литературного ПРОЕКТА «ЛИКИ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ»(Бунинский конкурс)  Литературного  портала   "Что хочет автор" и Международного Союза Писателей "Новый Современник",
  • Дипломант литературно-издательского проекта «Крупная проза» Литературного  портала   "Что хочет автор" и Международного Союза Писателей "Новый Современник" 2010 г,
  • Призёр Литературного конкурса"ЧеХАрда", посвященного Литературному порталу "Что Хочет Автор", "Сказочного проекта"  и т.д. 

Мы познакомились со сборниками, в которых помещены стихи Елены Николаевны.

Это литературный альманах «Просто о…» . Литературного фонда Международного союза писателей «Новый современник» Рязань 2010г.

Литературный сборник«Мая Радзима» Белорусский культурно – просветительный центр во имя святой Ефросинии Полоцкой.

Сборник «Земляки» к  5- летней деятельности Ассоциации землячеств НСО.2008г г.Новосибирск.

Альманах «Родня» по итогам областного конкурса творческих работ.г. Новосибирск 2008г.

«С чего начинается Родина» альманах по итогам областного конкурса творческих работ.г. Новосибирск 2009г

«Ради жизни на земле» сборник стихов новосибирских авторов о любви, родине, семье.г. Новосибирск 2010г.

Сборник стихов самодеятельных поэтов Карасукского района НСО «Родники»2021г.

Книги Карасукского района, посвященные 70 – летию и  85- летию района.

Ознакомиться с творчеством Елены Николаевны можно  на сайте Стихи.ру.  Из  любителей поэзии на нём побывало  28433 читателя и написано 900 рецензий на стихи и прозу автора.

Вывод:

1.Стихи Е.Н.Ткач учат нас любить и ценить свою большую и малую родину и быть

    полезными ей;                      

2.Произведения Елены Николаевны  призывают  бережно относиться к природе

     и заботиться о своём здоровье;

3.Стихи учат нас быть дружными, добрыми, внимательными к людям и с уважением                        

    и пониманием относиться друг к другу;

4.Стихи развивают память, мышление, внимание, учат быть наблюдательными.

Ветер, ветер, егоза,
Покажись-ка на глаза!
Пробеги по саду,
Собери, что надо:
Ароматы и пыльцу 
(Будет всё тебе к лицу!),
Семена цветов и трав, -
То, что носят все ветра,
Но оставь летучки –
Дождевые тучки!

гладиолус

Посмотри-ка:  гладиолус
На прогулку вывел  колос.
Листья поднял горделиво:
Вот каков я! Всем  на  диво!
Сразу несколько соцветий –
Точно быть звездой  в букете!

Старший брат

Я теперь примерный самый –
Сяду смирно в стороне.
Если не шутила мама,
Заведут сестрёнку мне!

Я теперь шалить не стану –
Буду важный старший брат!
Руки выну из карманов
И не спрячу их назад!

Поменяю у соседки 
Куклу на день за кота,
Усажу на табуретке,
Стану косы заплетать, -

Должен старший брат сестричке
Заплести суметь косички!
..Всё равно сбежит домой 
Васька сразу же за мной!...

Звонок

Скоро школьным коридором
Пролетишь с таким задором, 
Что сорвутся сотни ног
Догонять тебя, звонок!

 И, пробегав перемену,
В класс вернутся непременно, 
Стоит лишь тебе опять
В коридорах зазвучать!

Может, ты пастух для ног,
Наш заливистый  звонок?
НЕТ???
Или ты весёлый мяч,
Если все несутся вскачь?
НЕТ???
А, ты главный часовой,
То - тревога, то - отбой!
ДА!!!

Диктант

Вот увидите: опять
За диктант Анютке – пять!
Пять всегда, хро-ни-чес-ки! 
Дар ор-фо-гра-фи-чес-кий!.
(Правда, говорят, Анютка
Любит книги не на шутку!
Из-за этих самых книг
Дар волшебный и возник!
Во бы мне бы так…Читать
И на «пять»!
…А, да ну их, эти книжки!
Как-то толстоваты  слишком!)
Кулаком  Анютке: Эй!
Ну-ка, дай списать скорей!

Слог.

Я делю слова на слоги -
Очень требованья строги!

Что ни гласная, то слог -
Вот такой, друзья, итог...

Гласных две - и слога тоже 
(Жить без гласной слог не может!),

А двум гласным в слоге тесно,
Это всем давно известно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к исследовательской работе "Стихи о детях и для детей"

В презентации содержится материал о тематике стихов поэтессы нашей школы, учителя - логопеда Ткач Е.Н. и  о том, как дети провели исследование её творчества для детей....

Исследовательская работа учащихся первого класса "Зелёная петрушка-детям подружка".

Здравствуйте! Я, ученик первого класса, Родин Дмитрий.Моя работа посвящена одному из важных зелёных витаминов – Петрушке. Этот витамин, действительно, должен присутствовать на нашем столе ежедне...

Исследовательская работа ученицы 3 класса Марчуковой С. "Дети войны"

Эта тема актуальна, потому что всё дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошло...

2 класс. Самостоятельная работа по чтению по теме "О детях и для детей"

Данную работу дети выполняют на уроке литературного чтения после прохождения темы "О детях и для детей"...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Исследовательская работа "Технология развития критического мышления у детей 7-10 лет"

Исследовательская работа "Технология развития критического мышления у детей 7-10 лет" будет полезна для учителей начальных классов , по теме самообразования...