Открытое мероприятие "Путешествие в мир Аксакова"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Золина Алевтина Михайловна

Мероприятие включает материал по работе с книгой, краеведческую и исследовательскую информацию, технологическую карту занятия, презентации и аудиоинтервью с сотрудником библиотеки имени С.Т. Аксакова.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в мир Аксакова

Слайд 2

Есть на свете цветок…

Слайд 3

Серге́й Тимофе́евич Акса́ков

Слайд 5

сёстры

Слайд 6

купец

Слайд 7

Зверь лесной

Слайд 8

Физкультминутка

Слайд 16

Что такое аленький цветочек? Аленький цветочек — это олицетворение гармонии и красоты мира, которую ищет каждый человек. А страшное «чудовище» спрятано в каждом из нас и самое главное принять и полюбить себя такими какие мы есть.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия по литературному чтению,

тема «Путешествие в мир Аксакова», 4Б класс.

Золина А.М.,

учитель начальных классов.

город Ульяновск

2014 год

Триедино-дидактическая цель:

  • Обучающий аспект:

- знание  творчества С.Т. Аксакова;

- понимание значения книги  в жизни человека;

- овладение умениями применять полученные знания  (составлять и задавать вопросы, распознавать и выделять      правильные ответы).

  • Воспитывающий аспект:

- воспитание убежденности в возможности познания главной мысли сказки;

- воспитание правильного отношения к персонажам сказки;

- формирование этических норм поведения  учащихся в ходе совместной работы на уроке.

  • Развивающий аспект:

познавательные действия:

- умения анализировать текст с целью выделения существенных признаков ;

- умения синтезировать  целое из составных частей;

- умение классифицировать эпизоды;

- моделирование «живых картинок» для викторины;

коммуникативные действия:

- умения выражать свои мысли;

- владение диалогической речью;

- развитие инициативного сотрудничества в поиске информации;

личностные действия:

- формирование лидерских качеств организатора;

- оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей;

регулятивные действия:

- прогнозирование возможности использования полученных знаний в последующем;

- формирование адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала, осознание качества и уровня его усвоения;

Оборудование:

- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;

-книги, аксессуары для сценок;

- информационные ресурсы: электронная презентация по теме урока, плакат

- дидактические средства:

Тип урока: занятие - проект

Межпредметные связи:

- математика

- география

- русский язык

- краеведение

Ход занятия:

Этапы урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Самоопределение к деятельности.

2 минуты

Создание условий для включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.

1. Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);

организация внимания учащихся.

2. После ответов учащихся конкретизирует тему урока, записывает ее на доске. Озвучивает комплексно все аспекты цели урока, максимально приближая их к восприятию учащимися.

МО: словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристический диалог).

1. Оценка подготовленности рабочего места, мобилизация внимания.

2. Обсуждение в парах, затем фронтальная работа -

озвучивают тему урока

1. Обеспечены условия для  продуктивной работы учащихся на уроке.

2. Анализируют объект с целью выделения существенных признаков.

 Учащиеся заинтересованы темой урока.

Озвучена ТДЦ, обозначены задачи урока  с  привлечением учащихся.

2. Актуализация знаний  и фиксация затруднений в деятельности.

6 минут

Сценка по сказке «Аленький цветочек»

Подготовка учащихся к выполнению мини- исследования. Проблемное задание:

постараемся увидеть и услышать художественные приемы выразительных средств, которые использует автор в своем произведении.

1. Направляет деятельность учащихся на поиск выхода из ситуации.

2. Контролирует работу уч-ся

Словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристический диалог).

МО: аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов).

4.Регулирует действия учащихся

1. Работают в соответствии с проектным заданием

«Сегодня мы проведем мультимедийный, интегрированный урок-проект  «Путешествие в мир Аксакова»

2. Демонстрация слайдов (№ 1,2,3)

3. Представляют сценку из сказки

4.Просматривают слайды, содержание которых используется при обсуждении.

5.Знакомят с биографией  С.Т. Аксакова

ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная.

1. Мотивация учащихся на  новый вид работы.

2. Умение учащихся вести диалог, выражать собственное мнение.

3. Учащиеся подготовлены к систематизации собранного материала.

3. Постановка учебной задачи.

2 минуты

Учащиеся должны ответить на ?

Однажды С.Аксаков написал: «Есть у меня заветная дума, которая день и ночь меня занимает… Я желаю написать книгу для детей, какой не бывало в литературе». Что он имел в виду по-вашему?        

1. Организует коммуникацию для деятельности учащихся по комплексной работе.

2. Управление деятельностью учащихся в ходе поэтапного выступления.

МО: информационно-поисковые методы и приемы (работа с  презентацией).

ФОПД: индивидуальная.

1. Принятие учащимися поставленных задач.

2. Классификация ранее изученного.  

4. Физминутка

1 минута

Снятие эмоционального и физического напряжения.

Развитие творческого воображения с использованием литературных средств.

Интерьер кабинета С.Т. Аксакова------- почему именно так оформлен кабинет писателя?

1. Организует игровую ситуацию, используя шаблонные записи

Если бы мы с вами проектировали рекламный щит о роли книги в нашей жизни, какой бы слоган вы могли использовать?

МО: логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.).

1. Называют варианты слоганов о роли чтения, книги.

Нам ж  желают доброго пути,

 Буде   нам долго ехать и идти.

 Прив И приведёт нас добрый путь к доброму чему-нибудь!

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Оценивают учебное содержание, исходя из общественной и личностной ценности книги.

5. Построение выхода из проблемной ситуации.

Вопросы для обсуждения

- С

Учащиеся должны знать ответы на поставленную проблему

дискуссия

Ситуация 2.

Как в семье Аксаковых воспитывали детей?

Потомки Аксакова (слайды с аудиозаписью, + презентация )

1. Регулирует действия учащихся

-

МО: словесные репродуктивные методы (рассказ, беседа);

аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов);

частично-поисковый метод (эвристическая беседа);

наглядно-образные методы и приемы;

информационно-поисковые методы и приемы

методы контроля (устный самоконтроль:  словесный  отчёт учащегося о проделанной работе в группах).

Направляет деятельность учащихся.

Регулирует работу учащихся.

1.Анализируют свою работу на данном этапе.

2.Учащиеся работают в парах.

3.Отвечают на вопросы, делают выводы.

4. Отвечают на вопросы после обсуждения в парах.

5. Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы.

6.Ответ учащихся на вопросы.

 Обсуждение в группах, высказывание своих версий ответа.

Вывод:

ФОПД: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

1. Используют интегрированные знания содержания повести.

2. Применяют

правила работы при ведении дискуссии

Каждый имеет право высказать свою точку зрения.

Все участники дискуссии не оценивают высказанные мнения как правильные или неправильные.

3. Развивают умение классифицировать объекты (распределение ответов в соответствии с вопросами);

развитие инициативного сотрудничества в поиске информации (при работе в группах).

4. Формирование лидерских качеств организатора работы в группе у отдельных учащихся и на их примере.

5. Развитие диалогической и монологической речи.

6. Развитие умений синтезировать  целое из составных частей

6. библиотекарь5 минут

Развивать умения учащихся слушать, правильно говорить, ставить вопросы, отвечать на них.

МО: практические методы ( выполнение заданий):

методы контроля (устный).

1.Отвечают на вопросы фронтально, дополняя индивидуально.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

1. Усвоение правил работы в библиотеке.

2.Учащиеся могут комплексно работать с информационными источниками,

3.Самостоятельно создавать проекты.

7. Подведение итогов урока (рефлексия)

2 минуты

Выявить качественный уровень достижения ТДЦ урока.

Организует рефлексивную деятельность учащихся.

МО: метод рефлексии (осознание деятельности).

1. Дают самооценку своей деятельности и её результатов.

2. Определяют объем полученных знаний.

Синквейн, кластер

Занятие интересное, потому что…взволновало…заставило задуматься…дало понять…навело меня на мысль

ФОПД: индивидуальная.

1. Объективная самооценка учащимися результатов своей деятельности

8. Информация о домашнем задании

2 минуты

Дифференцировать применение полученных знаний учащихся.

слова Декарт: «Чтение хороших книг  книг– это разговор с самыми луч   лучшими  людьми прошедших времён, и притом такой разговор, когда они     сообщают нам только лучшии свои мысли»

1. Комментирует  домашнее задание

Обязательная часть:

В группах- создание альбома или буклета по теме.

Дополнительно:

 Оформить рекламу книги, используя  синквейны,кластеры  (физминутка),

МО: словесный репродуктивный метод (рассказ).

1. Записывают задание в дневник.

2. Оценивают и определяют индивидуально уровень сложности домашнего задания.

ФОПД: индивидуальная.

1. Осознание учащимися, что еще подлежит изменению.

2. Выполнение домашнего задания в соответствии с индивидуальными способностями и интересами учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по произведения С.Т. Аксакова "Аленький цветочк"

Тема. «Обобщение знаний по сказке СТ. Аксакова "Аленький цветочек". Цели. Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздава...

Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"

В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...

Кроссворд по произведению Аксакова С.Т. «Аленький цветочек»

Крссворд для внеклассного чтения  2 класс...

Урок по литературному чтению в 4 классе.Усадьба Аксаковых.

урок по литературному чтению в 4 классе...

Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)

Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...

Урок-исследование на тему «Открытие любви и добра» по сказке « Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова.

Цели:·        продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»;·        отрабатывать навыки правильного...

Открытый урок литературного чтения"Сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек"

Урок разработан  для 4 класса .Программа "Школа России".Урок был разработан и проведен в рамках районного семинара "Роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии...