Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Гармония
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Гронская Наталья Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_rabochaya_programmaosn.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по литературному чтению

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.В. Кубасовой по курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (2010), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, с  учетом стандарта начального образования по литературному чтению. Программа О.В. Кубасовой входит в УМК « Гармония». Тематическое планирование рассчитано на 102 учебных часа из расчета 3 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект по литературному чтению, рекомендованный Министерством образования РФ:  

- Кубасова О.В. Учебник по литературному чтению для 4 класса                                 « Любимые страницы». 4 части - Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2010.

- О.В. Кубасова Рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса.- Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2012.

- О.В. Кубасова Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 4 класс.- Смоленск: « Ассоциация 21 век»,2006.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству сова: совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение основным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности.

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста.

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др.

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Круг чтения

Учащиеся 4 класса читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести.

Основные разделы курса

№ п/п

Содержание курса

Количество часов

1

Гимн  Российской Федерации

«Что за прелесть эти сказки!..»

1

18

2

«О доблести, о подвигах, о славе…»  

3

3

«Уж сколько раз твердили миру …» Басни

3

4

«Оглянись вокруг». Рассказы

19

5

«Золотая колесница» Мифы Древней Греции

4

6

«В начале было слово, и слово было Бог». Библейские сказания»

7

7

«Мир – театр, люди – актеры...» Пьесы

6

8

Мир волшебных звуков. Поэзия

12

9

Когда, зачем и почему? Познавательная литература

21

10

«Самого главного глазами не увидишь»

8

Читательские умения

Дети должны уметь:

– заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать минимум 90 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя — на 15–20 слов быстрее;

– полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров;

– составлять план и пользоваться им при пересказе;

– делать краткий и другие виды пересказа;

– работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать ее;

– ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс

внетекстового аппарата книги;

– читать значительные по объему рассказы, сказки, повести;

– пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения.

Проверка техники чтения проводится 1-2 раза в четверть.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся должны:

– практически освоить особенности лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка — рассказ, басня — сказка, рассказ — повесть, сказка — сказочная повесть, рассказ — стихотворение, пьеса — рассказ, пьеса — сказка, былина — сказка, миф — сказка;

– уметь элементарно классифицировать сказки;

– иметь представления о различных разновидностях рассказов (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические);

– иметь представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической;

– уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения;

– знать некоторые приемы художественной композиции (без термина);

– составить первоначальное представление о наиболее известных писателях (А. Пушкин, Л. Толстой, Х. К. Андерсен, И. Крылов, С. Маршак, К. Паустовский и др.) на основе знакомства с их творчеством.

Развитие творческих способностей

Дети должны:

– освоить все используемые в начальной школе творческие виды интерпретации текста, уметь выбирать их в соответствии со спецификой произведения;

– принимать участие в конкурсах чтецов;

– создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам                                                         выпускника начальной школы

Читательские умения

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

– осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов в минуту, про себя — 110 слов в минуту;

– прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;

– воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

– воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;

– характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

– различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;

– воссоздавать образ писателя на основе его произведения;

– выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;

– излагать личное мнение о литературном произведении;

– составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);

– выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

– организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;

– ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;

– пользоваться школьным толковым словарем, справочной литературой и периодической печатью для детей.

Литературоведческая пропедевтика

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

– основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);

– основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).

Развитие творческих способностей

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

– пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей

его персонажей;

– использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;

– иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;

– составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица;

– создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений.

                   КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Неделя

Содержание

Общ. кол-во час по разделу

Кол-

во

час.

по

теме

Дата

  К\р              с\р

I четверть (27ч)

1.

Гимн Российской Федерации

1

«Что за прелесть эти сказки!»

18

2.

И.Токмакова «В чудной стране», народная сказка «Все у нас, слава Богу, хорошо!»

1

3.

Русская народная сказка «Петр I и мужик»

1

4.

Русская народная сказка «Петр и Петруша»

2

5.

Русская народная сказка «Марья и ведьмы»

1

6.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная», обобщение по теме «Русские народные сказки»

1

7.

Сербская сказка «Почему у месяца нет платья?», С. Маршак «Отчего у месяца нет платья», бразильская сказка «Жизнь человека»

1

8.

Х.К.Андерсен «Русалочка»

3

9.

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2

10.

Д.Джекобс «Рыба и кольцо»

1

11.

В.Берестов «Сказка», К.Чуковский «Приключения Белой Мышки»

1

12.

А.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

2

13.

Дж.Родари «Эти бедные привидения»

1

14.

К.Драгунская «Лекарство от послушности»

1

«О подвигах, о доблести, о славе»: былины

3

15.

«Добрыня и Змей» (пересказ А.Нечаева),»Добрыня и Змей» (отрывок в обработке Ю.Круглова)

1

16.

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

1

17.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник» (отрывок в обработке В.Аникина)

1

«Уж сколько раз твердили миру…»:басни

3

18.

Х.К.Андерсен «эта басня сложена про тебя», Эзоп «Лисица и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»

1

19.

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки», Л.Толстой «Лев и Лисица»

1

20.

С.Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе», И.Демьянов «Валерик и тетрадь»

1

«Оглянись вокруг»: рассказы

19

21.

М.Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока», Н.Сладков «В норе»

1

22.

К.Паустовский «Заячьи лапы»

1

II четверть (21ч)

23.

Р.Фраерман «Девочка с камнем»

1

24.

Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой»

1

25.

Ю.Яковлев «Полосатая палка»

1

26.

А.Платонов «Цветок на земле»

1

27.

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

28.

Н.Носов «Огородники»

1

29.

Н.Носов «Клякса»

1

30.

Ю.Ермолаев «Жарко», М.Зощенко «Елка», О.Григорьев «Две трубы»

1

31.

С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»

1

32.

А.Чехов «Ванька»

1

33.

Г.Сенкевич «Янко-музыкант»

1

34.

Д.Мамин-Сибиряк «Вертел»

3

35.

Л.Кассиль «У классной доски»

1

36.

В.Лидин «Завет»

1

«Золотая колесница»: мифы Древней Греции

4

37.

«Персей»

2

38.

«Орфей и Эвридика»

1

39.

«Дедал и Икар»

1

III четверть (29ч)

«В начале было слово, и слово было Бог»: библейские сказания

7

40.

Библейские сказания: «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Изгнание из рая»

1

41.

«Всемирный потоп»

1

42.

«Моисей»

1

43.

«Моисей»

1

44.

С.Лагерлеф «Святая ночь»

1

45.

С.Лагерлеф «В Назарете»

1

46.

А.Мень «Милосердие Иисуса»

1

«Мир – театр, люди – актеры…»:пьесы

6

47.

С.Маршак «Про козла»

1

48.

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

49.

Н.Носов «Два друга»

2

50.

С.Козлов «Снежный цветок»

2

«Мир волшебных звуков»: поэзия

12

51.

В.Жуковский «Песня», А.Пушкин «Птичка»

1

52.

А.Пушкин «Няне», «Зимняя дорога»

1

53.

М.Лермонтов «Горные вершины», «Утес»

1

54.

М.Лермонтов «Молитва», И.Суриков «Весна»

1

55.

К.Бальмонт «Золотая рыбка», А.Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз…»

1

56.

С.Есенин «С добрым утром!», М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…»

1

57.

В.Маяковский «Тучкины штучки», С.Маршак «Пожелания друзьям»

1

58.

Саша Черный «Зеленые стихи», Ю.Владимиров «Чудаки»

1

59.

Д.Хармс «Очень страшная история»

1

60.

В.Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы», О.Высотская «Весенние рубашки»

1

61.

Э.Мошковская «Песня», Ю.Мориц «Чтоб летали мы все и росли»

1

62.

В.Высоцкий «Песня Кэрролла», обобщающий урок по разделу

1

«Когда, зачем и почему?»: познавательная литература

21

63.

Н.Кун «Олимп»

1

64.

Н.Кун «Царство мрачного Аида»

1

65.

Ю.Яковлев «О нашей Родине», М.Пришвин «Моя Родина»

1

66.

И.Соколов-Микитов «Русский лес»

1

67.

Ю.Дмитриев «Зеленое и желтое»

1

68.

«Крещение Руси»

1

IV четверть(23ч)

69.

Н.Соловьев «Сергий Радонежский»

3

70.

В.Губарев «В открытом космосе»

1

71.

Л.Яхнин «Метро»

1

72.

М.Ильин, Е.Сегал «Что из чего»

1

73.

М.Ильин «Сто тысяч почему» (фрагменты)

1

74.

Н.Надеждина «Лук – от семи недуг»

1

75.

В.Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

1

76.

М.Константиновский «Что такое электрический ток?»

1

77.

А.Дитрих, Г.Юрмин «Какая книжка самая интересная?»

1

78.

К.Паустовский «Великий сказочник»

1

79.

Я.Смоленский «Как научиться читать стихи»

1

80.

К.Паустовский «Сказки Пушкина»

1

81.

К.Чуковский «Признания старого сказочника»

1

«Самого главного глазами не увидишь…»: повесть-сказка

8

82.

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

8

Литература

1.Кубасова О.В. Учебник по литературному чтению для 4 класса                                 « Любимые страницы». 4 части- Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2010.

2. О.В. Кубасова Рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса.- Смоленск: « Ассоциация 21 век», 2012.

3. О.В. Кубасова Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 4 класс.- Смоленск: « Ассоциация 21 век»,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению по программе" Гармония" 4 класс

Рабочая программа создана из расчета 3 часа в неделю по программе "Гармония" для преподавания в коррекционной школе  для детей с нарушениями зрения. Коррекционная направленность каждого урока. Пл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД ПО ЧТЕНИЮ В 4КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...

Рабочая программа по литературному чтению по программе "Гармония" во 2 классе по ФГОС

Пояснительная записка и тематиеское планирование со всеми УУДами....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония...