Уроки по литературному чтению в 3 классе.
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Данная работа проводиться в 3 этапа.

  1. Выявление признаков волшебной сказки.
  2. Практическая работа, в ходе которой дети пытаются сами выяснить, может ли изучаемая сказка быть определена, как волшебная сказка (на примере сказки «Волшебная лампа Алладина»).
  3. Творческая работа, где дети, отследив на примере изученного произведения признаки волшебной сказки, сами пробуют создать текст, подчиняющийся законам изучаемого жанра.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки по литературному чтению:  «Сочиняем волшебные сказки».

Цели урока:

  1. Познакомить детей с арабским фольклором.
  2. Продолжить обучение работе с литературным произведением: находить цитаты, отбирать факты и построение выводов на основе этого.
  3. Продолжать обучать учащихся выделять признаки волшебной сказки.
  4. Развивать речь, способность вдумчиво читать.
  5. Воспитывать чуткого читателя, бережно относящегося к каждому слову произведения.

Подготовительная работа.

    Сказку «Волшебная лампа Алладина» учащиеся должны прочитать к этому уроку дома самостоятельно (как внеклассное чтение).

    Так как конечной целью работы над сказкой видится создание собственных произведений учащимися с учетом выявленных ими признаков волшебной сказки, то данная работа проводиться в 3 этапа.

  1. Выявление признаков волшебной сказки.
  2. Практическая работа, в ходе которой дети пытаются сами выяснить, может ли изучаемая сказка быть определена, как волшебная сказка (на примере сказки «Волшебная лампа Алладина»).
  3. Творческая работа, где дети, отследив на примере изученного произведения признаки волшебной сказки, сами пробуют создать текст, подчиняющийся законам изучаемого жанра.

До первого урока детям даются задания:

  1. Назовите русского близнеца героя сказки «Приключения Пиноккио».
  2. Продолжите ряд: «Сказка о рыбаке и рыбке»,  «Сказка о царе Салтане» …
  3. Перечислить признаки волшебной сказки.

1-й урок.

«Волшебная лампа Алладина».

  Оборудование: выставка книг с волшебными сказками; выставка детских рисунков по сказке «Волшебная лампа Алладина».

На доске записана тема урока: «Арабская народная сказка «Волшебная лампа Алладина». 

     Учитель: Ребята, сегодня мы узнаем некоторые особенности восточной культуры. Попытаемся выяснить, можно ли считать сказку «Волшебная лампа Алладина» волшебной. В конце урока попробуем сами создать волшебную сказку.

           

 Уточнение признаков волшебной сказки.

      Учитель: Мы не раз говорили об особенностях русской волшебной сказки. Давайте попробуем выяснить, можно ли  назвать арабскую сказку «Волшебная лампа Алладина» волшебной. Давайте вспомним признаки волшебной сказки.

      Дети: Главный герой – человек бедный, ленивый, не очень любим в семье, в первых испытаниях показывает себя слабым, неопытным. Присутствие волшебного помощника. Необычные превращения людей или предметов. Возможно присутствие волшебных цветов, чисел, упоминание волшебного времени суток, волшебных геометрических форм. Окончание сказки всегда счастливое. Герой побеждает.

Краткое сообщение о сборнике сказок «Тысяча и одна ночь».

   Эта часть урока необходима для соответствующего настроя детей. Рассказ учителя о мудрой  Шехерезаде.

   Учитель: «О жестокий царь Шахрияр! Не осталось больше молодых женщин в твоем царстве». …Каждый день Шахрияр брал себе в жены хорошенькую девушку, а на утро убивал ее. Когда же настал черед Шехерезады, мудрость помогал ей спастись. Шехерезада начала рассказывать царю сказку и к утру оборвала ее на самом интересном месте. Шахрияр, желая дослушать интересную сказку, отложил казнь Шехерезады. Но, окончив одну сказку, Шехерезада принималась за другую. И так продолжалось в течение 1001 ночи. Одной из сказок, рассказанных Шехерезадой Шахрияру, была сказка «Волшебная лампа Алладина».

    Работа с текстом сказки.

   Учитель: дома вы начали свое знакомство с этой сказкой. Давайте продолжим наши исследования. Где происходит действие?

   Дети: В Персии.

   Учитель: Так называли Иран до 1935 года и считали эту страну поистине богатой не только виноградом и персиками, но и чудесами.

    Звучит песня С.Никитина «Персия».

Персия. Давайте познакомимся с обычаями этой интересной страны. Вспомните, какие одежды мы видим на магрибинце, а позже на – на Алладине.

     Дети зачитывают примеры.

     Демонстрируются иллюстрации.

Как готовят к переменам в жизни? Найдите в тексте.

     Дети выполняют задание.

Обратите внимание на пищу жителей Персии. (Зачитывает примеры).такое разнообразие в пище. Почему же мать Алладина всегда готовила на обед бобы с конопляным маслом?

    Дети: Потому что семья Алладина бедная.

    Учитель: Итак, наш герой из бедной семьи. Кем был отец Алладина?

    Дети: Портным.

    Делается пометка на доске: «Главный герой – выходец из бедной семьи».

     Учитель: Как себя ведет Алладин, когда отец собирается обучать сына своему ремеслу? Найдите в тексте.

  Дети приводят пример из текста.

Но вот отец умер, а сын по прежнему играет. Может быть, они с матерью все же стали жить лучше? Докажите. Как это характеризует Алладина?

     Дети: Это характеризует героя как ленивого человека.

Делается пометка на доске: «Главный герой ленивый».

Учитель: Как мать отзывается о сыне? Найдите в тексте. Сделайте из вышесказанного выводы.

 Дети выполняют задание учителя.

Делается пометка на доске: «Главного героя в семье недолюбливают».

Можно ли сказать, что Алладин похож на героя волшебной сказки?

      Дети: Да.

      Учитель: Алладин встречается с магрибинцем. А что же такое Магриб?

      Дети: В переводе с арабского – запад.

      Учитель: Почему этот человек пришел именно с запада?

      Дети: Волшебная сторона горизонта.

Делается пометка на доске: «Присутствие в сказке волшебной стороны горизонта».

      Учитель: Сколько лет путешествовал так называемый дядя Алладина?

      Дети: Тридцать.

      Учитель: Почему?

       Дети: Три – волшебное число; трижды десять будет тридцать, то есть усиление волшебной силы.

    Делается пометка на доске: «Присутствие в сказке волшебного числа».

       Учитель: Нашли ли вы еще какие-нибудь признаки волшебной сказки?

       Дети: Волшебный предмет – мешок магрибинца.

       Учитель: Подтвердите текстом сказки.

Дети находят пример в тексте.

Делается пометка на доске: «Присутствие в сказке волшебного предмета».

Наши герои направляются к горе. Почему?

       Дети: Там находится нижний мир.

       Учитель: Какие признаки волшебной сказки вы заметили в этой части сказки?

       Дети: Действие происходит ночью; Алладин «чуть не плачет», то есть герой проявляет слабость; три комнаты; форма волшебного помощника – кольцо.

Делается пометка на доске: «Присутствие в сказке волшебного помощника».

       Учитель: Почему именно в четвертой комнате сидела старушка, напомнившая Алладину его мать?

        Дети: Потому что четыре – земное число. Еще одно подтверждение, что здесь действуют законы волшебной сказки.

Подобных мелочей в сказке учащиеся находят много.

        Учитель: Как эта история закончилась для главного героя?

        Дети: Главный герой – победитель. Окончение сказки счастливое.

Делается пометка на доске: «Главный герой – победитель. Окончание сказки счастливое».

        Учитель: Можем ли мы утверждать, что сказка «Волшебная лампа Алладина» - волшебная? Какие признаки волшебной сказки мы нашли в этом произведении?

     Ответы детей. 

 

                                                 2-й урок.

                                         Творческая работа.

              Учитель: Мы уже узнали тайны создания волшебной сказки. Поэтому сегодня мы можем сами попробовать написать свои сказки. Прежде всего каждый автор определяет для себя, как он преподнесет читателю момент знакомства с героем своего будущего произведения. Необходимо назвать героя; можно определить место и время действия. Вспомним, какими основными характеристиками мы должны наградить нашего героя, учитывая, что это герой волшебной сказки.

             Дети: Беден, чаще всего глуп, не очень любим в семье.

             Учитель: Далее следует продумать, какие чудеса будут происходить с нашим героем. Помним, что для осуществления этих чудес требуется участие нижнего мира, каких либо предметов помощников или превращений. Помним о возможном присутствии в сказке волшебных чисел, волшебного времени года, времени суток, цвета и других. Самое главное, не забудем, что наша сказка заканчивается победой главного героя. Он непременно становится счастливым.

    Дети работают самостоятельно на черновике.  

   Прослушивание и обсуждение детских сочинений. Зачитывая «черновую» работу классу, автор сразу делает необходимые пометки на своем черновике, если соглашается с мнением класса и учителя.

    Некоторые детские сказки:

       

                                             Волшебный перстень.

     В одной деревне жили-были старик со старухой. Был у них взрослый сын, ни то, ни сё. Звали его Иваном. Работать он не сильно любил, попросят родители помочь в чем то, поможет, а не попросят и не подумает, что-то сделать для своих старых родителей. Так они и жили втроем, пока родители один за другим не умерли. Плохо стало Ивану без родителей, самому все приходилось делать. И к тому же еще у него не все ладно получалось. Жил он так жил и все хозяйство родителей промотал. Делать нечего, пришлось Ивану идти по миру, авось и повезет.

      Дошел до большого леса. Идет по дороге и слышит, кто то плачет и просит о помощи. Подошел он к тому месту, откуда доносился плачь и видит под большим деревом лежит маленький старичок с длинной предлинной бородой. Борода запуталась в кустах и старик не может ничего сделать. Увидел он Иванушку и просит:

  - Помоги мне, Иван, распутать мою бороду.

Ивану стало жалко маленького старика и говорит:

  - Помогу, помогу дедушка. Не плачь.

Хоть он и был ленивым, но он был очень добрым и ласковым.

Вот помог Иванушка старику распутать бороду и сидят они разговаривают. Иван все и рассказал старику про себя. Старику-лесовику стало жалко молодого человека.

 - Я тебе подарю за твою доброту одну вещицу. Но ты мне пообещай, что ты не будешь таким ленивым.

И подает ему перстень.

- Этот перстень не простой. Он имеет волшебную силу и будет помогать тебе в самые трудные минуты в твоей жизни. Но не стоит им злоупотреблять, не то он перестанет тебе помогать.

   И с этими словами старик исчез. Иван даже не успел его поблагодарить его за подарок.

Так Иван стал жить поживать, не зная беды и печали. Но и не забывал наказ старика.

                                             Волшебница-зайчиха.

                                         

  Давным-давно жила женщина со своей дочерью. Жили они очень бедно. Она одна работала, чтобы на столе было что покушать. Она  из льна пряла пряжу и продавала. Дочь, Маша ее звали, никак не хотела научиться прясть. Мама ее как только  не учила, но она никак не могла научиться этому делу. Надоело это Машиной маме, и выгнала ее из дома со словами:

  - За этот порог я тебя не пущу, пока ты не научишься уму разуму.

И захлопнула дверь. Вышла Маша из деревни и пошла куда глаза глядят. Зашла она в лес, далеко зашла, слышит,  не далеко от нее кто-то рычит и пыхтит. Подошла к дубу, а там лиса ворует у зайчихи ее детенышей. Долго не думая, Маша взяла палку и прогнала лису прочь от зайчат. И села сторожить, чтобы лиса  снова не пришла. Вот пришла и зайчиха.

 - Спасибо тебе, Машенька. Уж не знаю, как тебя и отблагодарить. Что тебе нужно? Может чем тебе помочь?

 - Да, у меня большое горе. Мама меня выгнала из дому, потому что я не умею прясть. Сколько я не училась, а все у меня никак не получается.

 - Я помогу в твоем горе. За то, что ты моих детей спасла, дам я тебе колечко. Надев его, ты сможешь спрясть столько пряжи, сколько пожелаешь.

   Маша поблагодарила зайчиху и пошла домой. Пришла она домой, а там мама ее со слезами встречает. С этого дня они стали жить поживать, да добра наживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...