Урок по литературному чтению с презентацией
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Шлапак Людмила Николаевна

Конспект урока по чтению « Русские народные загадки» по литературному чтению УМК 2100 для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki.rar2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Шлапак Людмила Николаевна, тема: « Русские народные сказки»

второй класс

Конспект урока по чтению « Русские народные загадки» по литературному чтению УМК 2100

Цели урока:

- Обобщение и расширение знаний о русском фольклоре.

-Развитие логического мышления и познавательной активности.

- Воспитание любви к устному народному творчеству.

Задачи урока:

  1. Научить различать и применять в практической деятельности загадки.
  2. Развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
  3. Прививать интерес к народным загадкам.

Оборудование:

- презентационное сопровождение урока;

- компьютер, проектор;

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой класса.

Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – “Благости!”
Чтоб пожелать вам счастья нового.    
Я спешу сказать вам – “ Радости!”
Удач, успехов и везенья!
Всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.

II. Проверка домашнего задания.

-Давайте, ребята, вспомним, что  такое устное народное творчество?

- Что значит устное?

- Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись.

- Что значит народное?

- Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.

- Что такое творчество?

- Творчество произошло от слова творить, т.е. создавать, делать.

- Молодцы, ребята!

- Ребята, а что такое фольклор?( произведения устного народного творчества)

-Посмотрите внимательно на цветок. Он нам поможет вспомнить все ранее    изученные нами жанры произведений фольклора.

- А с каким жанром  народного фольклора мы познакомились на прошлом уроке? ( с пословицами)( На цветке переворачивается лепесток «пословица»)

- Я предлагаю вам продолжить пословицы. ( 2 слайд)

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Мал золотник, да дорог.

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.( 3 слайд)

- Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока.

1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…         (сказка) ( переворачивается лепесток)

2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпокавать и выколпаковать. (скороговорка)

3. Умный себя винит, глупый - своего товарища. (Поговорка)

4.  Очень я люблю учиться
     И пятёрки получать,
     Ну, а больше – веселиться,
     Бегать, прыгать и кричать! (частушка)

5.   Федя – бредя

      Съел медведя,

      Упал в яму,

      Кричал маму! (дразнилка)

6.   Ладушки-ладушки!

      Где были?- У бабушки.

      Что ели? – Кашку!

      Что пили?- Бражку! (потешка)

7.  На чужой сторонушке.

     Рад родной воронушке. (пословица)

- А теперь посмотрите на ключевое слово (по вертикали) – это тема нашего разговора. ( 4 слайд)

- Сегодня на уроке мы будем учиться правильно выразительно читать и отгадывать загадки и, а так же попробуем  составить свою загадку. Обратите внимание на наш цветок, как он расцвел.( все листики с названиями фольклора  перевернуты)

IV. Сообщение учителя о загадках. 

-Одним  из малых жанров фольклора являются загадки. Они развивают сообразительность. Загадки возникли давным-давно, когда люди хотели скрыть слова и намерения от зверей и деревьев, ведь они думали, что те понимают человеческий язык. Говорили загадочной речью, тайным языком. Когда человек стал мудрее, обманные названия стали не нужны, они забылись, но загадка осталась. Ею испытывали человеческую смекалку.

Во многих сказках герою предлагается загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба (5 слайд)

В Древней Греции был город Фивы, как рассказывает легенда, жило там страшное чудовище Сфинкс, он загадывал загадку людям, а кто не мог угадать, того съедал, только один герой угадал. Попробуйте и вы отгадать эту загадку:

Что ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х ногах, а вечером на 3-х ногах?

Ответ:  человек. ( Утро сравнивается с малышом, который еще не умеет ходить, полдень с человеком в расцвете жизненных сил, вечер – со стариком, опирающемся на трость.)

      В сказках загадка(6 слайд)  нередко использовалась  для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а, порой, и саму жизнь.( 7 слайд)

- Давайте, ребята, вспомним такие сказки.  Мы  с вами их недавно читали.

( « Мудрый старик» (татарская сказка).

- Вспомните одну из загадок  в этой сказке? («.. Мы тебе покажем двух жеребцов. А ты должен будешь отгадать, который из них молодой, который старый..»)

- Следующая сказка с загадкой? ( « Мудрая девушка» (киргизская сказка)

- Вспомните загадку из этой сказки. ( В этой сказке хан Болотбек загадывает загадки « Какое расстояние между востоком и западом? Какое расстояние между небом и землей? Какое расстояние между правдой и ложью?  Ответ: Между востоком и западом всего один день пути, солнце начинает свой путь утром на востоке, а вечером заканчивает на западе, расстояние нетрудно охватить взором, расстояние между ухом и глазом всего четыре пальца, ухо часто слышит ложь, а но глаз всегда видит только правду)

- Вспомните еще сказку с загадками? ( «Мудрая дева»  (русская сказка)

- А какие  загадки загадал царь братьям, что бы разрешить их спор? ( Что всего в свете сильней и быстрей? Что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее?  Ответ: Быстрей всего ветер, жирнее всего земля, мягче всего - рука)

- С течением времени, с развитием культуры « тайный язык» постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться как развлечение, игра, проведение досуга.

V. Изучение нового материала. ( 8 слайд)

1.Отработка навыка чтения. Речевая разминка.

- Прочитайте чистоговорку.

Ва-фа-ва- в лесу живет сова.

Фы-фы-вы- в саду росли сливы.

Ва-ва-фа- платье новое из шкафа.

Фе-ве-фе-подушка на софе.

- Послушайте скороговорку: ( 9 слайд)Что такое скороговорка?

     От топота копыт пыль по полю летит.

-Какой звук нам нужно четко проговорить? ( [т],[п]).

-Теперь самостоятельно прочитайте скороговорку.

- Теперь прочитайте вслух (медленно), « жужжащее чтение».

-  Прочитайте пословицу. Любуемся тем, как красиво скачет конница: «Мне нравится, как мчится конница».  

-А теперь прочитаем с недовольством « Фу, как напылили»

– Прочитайте на одном выдохе: ( 10 слайд)

СТА-СТО-СТУ-СТИ

СМО-СМУ-СМА-СМИ

А-о-у-е-э     е-и-я-у-ы-А

2.Чтение авторского текста на стр.43

-Что предлагает Афанасий и Саша?( Афанасий и Саша предлагают нам отгадывать загадки)

-Вы любите отгадывать загадки? А  сегодня  вы  еще и сами составите загадку. Но сначала надо понять, как «устроена» загадка.

 ( 11 слайд) Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке»  (Одуванчик)

- Как вы догадались, как узнали? (Одуванчик похож на облачко, только про него сказано, что это облачко на стебельке)

- А чем похож? (Одуванчик такого же цвета, он кажется таким же мягким, пушистым, как облако)

- Вот, оказывается, что особенного в загадке, в ней совсем не называется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой похожий на него. Отгадывая загадку, мы обращаем внимание на признаки предмета.

( 12 слайд) Давайте сделаем вывод, что такое загадка?

- Для этого выберите правильный ответ. Проверим этот вывод? Тогда давайте прочитаем загадки, которые нам предлагает Афанасий.

- С чем сравнивается  морозный узор на окне? ( с лесом)

-О каких особенностях говориться? ( Белый лес, в который, невозможно не войти, не въехать)

-Прочитайте следующую загадку.

- Про что говориться в этой загадке? ( про снег)

-О каких особенностях снега здесь говориться? ( маленький, покрывает всю землю, на солнце блестит, как алмаз)

- Теперь когда вы знаете, как «устроена» загадка, вам не составит труда отгадать все загадки, предложенные Афанасием. Ну, что продолжим, такое занимательное занятие? ( аналогичная работа с остальными загадками)

3.Физкультминутка.( 13 слайд)

Мы ходим ночью, ( ходят на месте)
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.

Мы бьем исправно ( хлопают в ладоши)
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!

- Что же это? ( часы)

4. Составление загадки.  (14 слайд)

- Мы с вами знаем, что такое загадка. Давайте определим среди четверостиший загадку. Молодцы! Теперь, зная, на каком принципе построена загадка. Нам не составит труда самим составить загадку.

- А составлять загадку мы будем  о самом красивом, на мой взгляд, самом популярном цветке - о ромашке.(15 слайд) Рассмотрите внимательно картинку с ромашкой.

- На что похожа ромашка, ее отдельные элементы?

- С чем можно сравнить? ( Серединка похожа на солнышко, лепестки – на лучики, а стебелек похож на тоненькую ножку)

- Ваши варианты  загадок. ( На тоненькой ножке сияет золотое солнышко с белыми лучами)

-Вы составили загадку. Есть ли у нее автор? Нет, так как составляли вместе, значит , эта загадка народная. И мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.

- А вот какие уже загадки про ромашку составлены:

Стоит в поле  кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

-Посмотрите, ребята, к нам гости.( входит в класс девушка в народном костюме)

-Здравствуйте,а вы кто?

-Здравствуйте, я-  Кубаночка.

Кубаночка:

-Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живем, а район, город?

- Я слышала у вас урок посвящен загадкам?

-Очень любили сочинять загадки наши земляки, да еще какие. Попробуйте отгадать.

Кубанские загадки:  ( 16 слайд)

Висом висят, ходом ходят, время показывают. ( часы)

Встали хлопцы в ряд, проходить не велят ( забор)

Кабы я встала, я б до неба достала ( дорога)

Никого ни родила, а все Матушкой зовут (земля)

- Молодцы, ребята! Какие вы все сообразительные! Быстро отгадали кубанские загадки. Мне у вас очень понравилось. Можно я к вам еще в гости загляну, в следующий раз. До, встречи!

VI.Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? (как возникла загадка, как ее использовали древние люди)

- Чему учились на уроке? ( Учились правильно отгадывать загадки, сами составляли загадку о ромашке, отгадывали кубанские загадки)

( подведение итогов, выставление оценок)

VII. Домашняя работа. (17 слайд)

Придумать загадку  и проиллюстрировать отгадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению с презентацией по теме "Первопечатник Иван Фёдоров" для 3 класса

Данная методическая разработка составлена по УМК "Школа России" для 3 класса, тема "Первопечатник Иван Фёдоров", в разработке есть презентация и присутствует ссылка на фрагмент из исторического фильма...

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов (3 класс)

      Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов для 3 класса к УМК "Школа России" в форме урока-иссле...

УРОК по литературному чтению с презентацией .А.П.Гайдар. Совесть.2класс.УМК "Гармония"

К разработанному уроку даны презентация и приложения.Урок разработан к УМК."Гармония"...

Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 2 класс. Тема: "Н. Носов "Живая шляпа".

Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 2 класс. Тема: "Н. Носов "Живая шляпа"....