Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 2 класс. Тема: "Н. Носов "Живая шляпа".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Коржова Ольга Леонидовна

Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 2 класс. Тема: "Н. Носов "Живая шляпа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект урока по

литературному чтению во 2 классе

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс IV, группа 41Н

Коржова Ольга Леонидовна

  Учитель: Куттина О.М.

Дата____________                                                 Оценка_________

Подпись учителя______________                        

2023г.

Дата: 15.02.2023

УМК: «Школа России»

Класс: 2

Тип урока: открытие нового знания

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Цель урока: знакомство с содержанием рассказа и закрепление умения определять главную мысль произведения

Задачи:

Образовательные:

1. Учиться объяснять смысл пословиц

2. Учиться читать текст целыми словами, выразительно.

3. Учиться объяснять значение незнакомого слова с использование словаря.

4. Учиться предугадывать содержание произведения по иллюстрациям, первому предположению

5. Учиться соотносить иллюстрацию с содержанием произведения

Развивающие:

1. Учиться  с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.

2. Учиться формулировать выводы и подкреплять их на основе результатов

3. Учиться согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

4. Учиться выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

5. Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

6. Учиться планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

7. Учиться устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Воспитательные:

1. Воспитывать в себе познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

2. Проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Объясняет смысл пословиц

2. Читает текст целыми словами, выразительно, по ролям.

3. Объясняет значение незнакомого слова с использование словаря.

4. Предугадывает содержание произведения по иллюстрациям, первому предположению

5. Соотносит иллюстрацию с содержанием произведения

Личностные:

1. Проявление личностных качеств детей: смелость, чувства юмора.

2. Интерес к народному творчеству

Личностные:

1. Проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

2. Проявляет сопереживание, уважение и доброжелательность.

Метапредметные:

Познавательные:

1. С помощью педагогического работника формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов.

2. С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта, ситуации.

3. Согласно заданному алгоритму находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

4. Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

Коммуникативные:

1. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.

2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности .

Оборудование: презентация, учебник.

Образовательный ресурс:

1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.2 / [ В.Г. Горецкий, В.А Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – С. 54-58

План урока:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Объяснение смысла пословицы

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Речевая разминка

2.2. Проверка домашнего задания

3. Этап выявления места и причины затруднения

     3.1. Беседа о Н.Н. Носове

     3.2. Антиципация по названию произведения

     3.3. Формулирование проблемы

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

   4.1. Формулирование темы урока

   4.2.  Формулирование цели урока

   4.3. Планирование деятельности

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Чтение рассказа с остановками

5.2. Проверка первичного восприятия

6. Этап анализ прочитанного

     6.1. Словарная работа

     6.2. Беседа по содержанию

     6.3. Анализ произведения

7. Этап обобщения и интерпретации

     7.1. Работа с пословицами

     7.2. Чтение сказки по цепочки

8. Этап рефлексии учебной деятельности

                                                                                      Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь.

1.2. Проверка готовности к уроку

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На столах у вас должен лежать учебник, дневник и пенал.

- Сядьте все ровненько, выпрямите спинки.

1.3. Объяснение смысла пословицы

- Ребята, сегодняшний наш урок я бы хотела начать с пословицы. Посмотрите на слайде, и подумайте, как можно объяснить её смысл.

СЛАЙД: «У страха глаза велики»

- Да, ребята, вы правы. Это выражение о том, что люди видят то, чего нет, и из-за этого начинают бояться еще сильнее.

- Как вы думаете, почему я начала урок с этой пословицы?

- Хорошо, а кто же из вас прав, мы узнаем чуть позже.  

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, объясняют смысл пословицы.

 

Фронтальная

К1

П1

Л2

Л1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Речевая разминка

-Сейчас, прочитайте про себя стихотворения, которые записаны на слайде. Девочки читают стихотворение под №6, а мальчики под №7

https://advour.ru/wp-content/uploads/8/c/5/8c5fef5e96cbfe9173f790d3a59b00aa.jpeg

- Послушайте, как первое стихотворение прочитаю я.

- Теперь, послушайте, как второе стихотворение прочитаю я..

- А теперь, прочитайте стихотворение выразительно. В слух прочитает ...

- Хорошо, молодцы. А сейчас прочитайте стихотворение грустно девочки.  

- Отлично. А сейчас, прочитайте стихотворение сердито мальчики.

- Молодцы! А кто хочет прочитать стихотворение весело, задорно сначала девочки, потом мальчики?

2.2. Проверка домашнего задания

- Ребята, а сейчас давайте поверим ваше домашнее задание.

- Что было задано на дом?

- Вам нужно было выразительно прочитать стихотворение Н.Н. Носова «Затейники».

- Итак, читать будем как обычно, по цепочке. Начинаем читать с Тимофея, остальные – внимательно следим.

- Выразительно читать стихотворение Н.Носова «Затейники»

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Л2

К1

П1

К1

Л2

ПР1

П1

К1

Л2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Беседа о Н.Н. Носове

- Дорогие ребята, скажите, с каким автором мы познакомились на прошлом уроке?

- Правильно, что вы помните о нём?

- Для кого он писал?

- Какие известные его произведения вы знаете?

- С кого брал образы для своих рассказов?

- Очень хорошо. Как вы думаете, как называется произведение, с которым мы будем сегодня работать? 

3.3. Антиципация по названию произведения

- Верно. Сегодня мы с вами продолжаем работать с произведениями Н. Носова, и будем читать его рассказ «Живая шляпа»

- Как вы думаете, о чём оно?

3.4. Формулирование проблемы

- Итак, мы с вами знаем автора произведения, которое будем изучать, знаем название произведения, скажите, чего же мы не знаем?

 

Фронтальная

Фронтальная

ПР2

К1

Л2

П1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

 4.1. Формулирование темы урока

-Хорошо. Попробуйте более точно определить тему урока. СЛАЙД

4.2. Формулирование цели урока

- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? СЛАЙД

4.3. Планирование деятельности

- Верно, а что мы будем делать, чтобы достичь этой цели?

- Что мы с вами сделали?

- Н.Н. Носов «Живая шляпа»

- Узнать, чему учит произведение Н.Н. Носова «Живая шляпа»

- Читать произведение, отвечать на вопросы, слушать учителя.

- Спланировали свою деятельность

Фронтальная

Р2

К1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Чтение рассказа «Живая шляпа» с остановками

- Итак, ребята, сейчас мы будем читать рассказ с остановками по цепочки. Начинает читать Маша, все остальные следим.

Остановка после слов «….На комоде лежала шляпа»

- Как вы думаете, что может произойти?

- Зачем автор это написал? Давайте проверим, кто из вас прав.

 Остановка после слов «Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол!»

- Как вы думаете, что произойдет дальше? Давайте проверим.

Остановка после слов «…хотел поднять шляпу и вдруг как закричит»

- Как вы думаете, почему мальчик вдруг закричал?

- Что будет дальше?

Остановка после слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

-  Как вы думаете, что будет дальше?  

Остановка после слов «Но шляпа лежала возле стола и не двигалась» 

- Почему шляпа не двигалась?

5.2. Проверка первичного восприятия

- Поднимите руку те, кому понравилась этот рассказ

-  Это весёлый или грустный рассказ?

- Почему весёлый?

- Какой момент вам больше всего запомнился?

- Что у вас вызвало смех?

- Наверное, дети будут примерять шляпу

- Наверное, мальчики убегут

- Под ней никого не было

Фронтальная

Фронтальная

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Словарная работа

- Ребята, скажите, значение каких слов вам непонятно?

- где мы можем найти толкование этого слово?

- Правильно, откройте учебник на стр. 214. Найдите толкование слова «комод»

- Что же такое комод? СЛАЙД

- Правильно, посмотрите, у вас на слайде изображение комода. Поднимите руку те, у кого есть дома комод.

- Очень хорошо, значит, вы имеете представление о том, что такое комод.

- Скажите, что такое кочерга?

- Посмотрите, как выглядит кочерга. СЛАЙД

- Хорошо, а как вы понимаете слово «треснуть»?

- А что значит «плюхнуться»?

- Очень хорошо. Есть ли ещё слова, значение которых осталось непонятным.

6.2. Беседа по содержанию

- Как звали главных героев рассказа?

-Как вы думаете, кем они друг другу были?

- Как вы догадались, что они друзья?

-Как вы думаете, мальчики действительно были трусами?

- Нет. Они просто испугались неизвестности, они не знали, что под шляпой котенок.

- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

- А читатели?

6.2. Анализ произведения

-  К какому жанру относится это произведение?

- Какое впечатление у вас сложилось о мальчиках?

- Какие они по характеру?

- Приходилось ли вам испытывать страхи?

- Случались ли у вас такие ситуации, что вам было сначала страшно, а потом смешно?

- Скажите, чему учит нас это произведение?

- Как вы думаете, какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

6.3. Работа с иллюстрацией

- Ребята, рассмотрите иллюстрацию к рассказу на стр. 55-ой.

- Кто на ней изображён?

- Правильно. Что они делают?

- А кто ещё на рисунке изображён?

- Как вы думаете, что сейчас произойдёт?

- Слово «комод» 

- В словаре

- Это низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.

- Это железный прут с закруглённым кольцом для перемешивая топлива в печи.

- Это значит, ударить

- Тяжело сесть, упасть

- Володя и Владик

- Друзьями

- Потому что Володя собирался уйти к себе домой. Значит, он приходил к Вадику поиграть

- Нет

- Нет

- Нет

- Это рассказ

- Оно учит нас быть смелыми, не паниковать раньше времени

- Главные герои рассказа

- Рисуют

- Кот и рядом с ним шляпа

- Шляпа упадёт на кота.

Фронтальная

Фронтальная

П1

К2

Р1

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Работа с пословицами

- А сейчас, посмотрите на слайд и из предложенных пословиц, определите, какая подходит к нашему произведению.

СЛАЙД: Волков бояться – в лес не ходить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

У страха глаза велики.

- Правильно, а почему?

7.2. Чтение рассказа по цепочке

 - Итак, ребята, а сейчас, мы с вами будем читать рассказ по цепочке. Начинает Маша, все остальные следят.

- Подходит первая и вторая пословицы.

- Потому что, если всего бояться, то можно многое пропустить в жизни.

- То, чего мы боимся, зачастую приувеличено.

 

Индивидуальная

 

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Дорогие ребята, скажите, какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Так чему же учит это произведение?

- Поднимите руку те, кто считает, что достиг цели урока и у него всё получалось на уроке.

- Отлично, а теперь, поднимите руку те, кто считает, что не достиг цели урока из-за ряда трудностей.

- Не переживайте, ребята, в следующий раз поработаете ещё лучше и у вас обязательно всё получится.

- Н.Н. Носов «Живая шляпа»

- Узнать, чему учит произведение Н.Н. Носова «Живая шляпа»

- Учит быть смелым, решительным и ничего не бояться, но в то же время быть осмотрительным и осторожным.

Фронтальная

Индивидуальная

.Л2

К1

Пр1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У страха глаза велики

Слайд 3

Тема: Н.Н . Носов «Живая шляпа»

Слайд 6

Волков бояться – в лес не ходить. Семь раз отмерь – один раз отрежь. У страха глаза велики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.

Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза».         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)           (Пров...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе . Тема урока: Авторские сказки. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"

УМК " Начальная школа XXI века"Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Авторские сказки. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"Цель: познакомить со сказкой Х.К.Андерсена....