Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Шестакевич Инна Михайловна

 

Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются важной проблемой в начальной школе. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащения его нравственными представлениями и понятиями.

 

Тип урока : Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

 

      На изучение этой темы по программе отводится один урок.

Цель моего урока заключала следующее : познакомить учеников с текстом Е.Пермяка «Самое страшное», понять его суть, найти с его помощью решение проблемы. А также

- формирование осознанных умений и навыков работы с текстом

- развитие системного диалектического мышления (искусство вести рассуждение)

- формирование УУД :

- формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций.

-воспитание любви и уважения к людям и животным.

На уроке использовались следующие технологии: «Педагогические мастерские», проблемно-диалогическая технология, технология ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e._permyak._samoe_strashnoe.doc46 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                          Тема: Е. Пермяк « Самое страшное»

Цели: - формирование осознанных умений и навыков работы с текстом;
            -  развитие системного диалектического мышления;

             -  формирование УУД;

             -  формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций;

             -  воспитание любви к людям и животным.

Технологии:  педагогические мастерские; ТРКМ; ТРИЗ.

Технологические приёмы: раскадровка текста, составление пословиц, «Хорошо- плохо»,  

                                             «Дерево предсказаний»

Оборудование: Портрет писателя, дерево предсказаний, листочки с именами, цветные  

                           карточки с текстом, карточки с пословицами, инструкция – схема, кадры.

                                                   Ход урока.

О.Н.У.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

- К нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

    2) Актуализация.

  И действительно доброе утро, потому что проснулась и обнаружила, что всё в порядке. Сегодня ночью мне приснился очень страшный сон. Мне снился конец света.

Вы знаете, ребята, было очень страшно.

- А что для вас в жизни самое страшное?

- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Е. Пермяк (вывешиваю портрет писателя и фамилию). Е. Пермяк родился 31.10.1902г. в городе Пермь, Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии Виссов -  предпочел псевдоним Пермяк. В жизни Е. Пермяка тоже был страшный момент.

Его отец умер от чахотки, когда сыну было всего лишь 3 года. Матери было очень нелегко воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика теплотой, заботой и вниманием. Е.А. Пермяк написал для детей сотни рассказов и сказок. Скончался писатель 17 августа 1982 года, похоронен в Москве. Может быть потому, что очень сложный период был в жизни писателя, он написал рассказ который так  и называется «Самое страшное». (Открываю название)

- Ребята, подумайте, пожалуйста и предположите о чем может идти речь в рассказе  с таким названием?

- А поможет нам не забыть ваши предположения «Дерево предсказаний» (Записываю предположения – гипотезы + имена детей, которые их высказали)

- После чтения мы проверим наши предположения.

- Совпадут ли они  с замыслом автора.

- Чье мнение окажется ближе.

- Итак обратимся к тексту.

III) Стадия осмысления

- Сегодня  я разделила текст на части. Сразу давайте договоримся, читать будем по частям с остановками. И сразу же будем подтверждать или опровергать предположения.

- На доске инструкция, которая поможет увидеть каждую часть.

- Что будем делать после каждой части? (Остановку). Знак показывает «СТОП».

- Потом обсуждения, подтверждение или опровержение ваших предположений, и только после этого приступим к следующей части.

Итак: читаем первую часть и выносим на доску интересные моменты.

- Возьмите первую часть голубого цвета (Читает один ученик)

1 остановка

- О ком идет речь в рассказе? (Вывешиваю карточку)

- Каким рос мальчик Вова? Прочитайте.

- Почему его все боялись, ведь он рос крепким, сильным, а это хорошие положительные качества.

- А хотели бы вы иметь такого друга? Почему?

- Давайте попробуем предположить дальнейшее развитие сюжета. (Высказывания детей)

- Ну что же читаем дальше.

- Посмотрите на инструкцию. Внимание. Даю команду: Взяли вторую часть желтого цвета ( Читает один ученик)

2 остановка

- Итак, почему же Вову все боялись? (Он всех обижал)

- Кого же обидел Вова? Как?

- Отвечая на вопрос мы используем раскадровку, чтобы всем было легче наблюдать за развитием событий    

В

Т

- Как вы думаете, чем гордился Вова? (Что он никого не боится, ничего ему не страшно).

- Ребята, ведь гордиться тем, что смел, отважен, ничего не боится – неплохо.

- А о чем не задумывался Вова, совершая свои поступки?

- Давайте обратимся к дереву предсказаний.

- Какие из ваших предположений уже не подтвердились? Давайте их уберем.

- А смог ли кто-нибудь до чтения предположить о чем пойдет речь в рассказе?

- О чем же идет речь в рассказе? (О жизни мальчика) – Дорисовываю ветку.

- Раз Вова никого не боялся, был сильным, ничего ему страшно не было, может он в жизни стать героем, олимпийским чемпионом? (Дорисовываю ветки)

- Как думаете какие события могут произойти дальше? (Дорисовываю ветки)

- К чему может привести такое поведение? (Дорисовываю ветки)

- Читаем дальше

Посмотрите на инструкцию

Внимание: Возьмите 3-ю часть зеленого цвета (Читает один ученик)

3 Остановка

- Давайте обратимся к дереву предсказаний

- Какие из предсказаний уже не сбудутся? (Стираю)

- Что же произошло? (От Вовы все отвернулись)

- Предположите, какой может быть концовка рассказа? (Ветки дорисовываю)

Посмотрите на инструкцию.

Внимание: Возьмите четвертую часть желтого цвета (Читает учитель)

- Ожидали вы такого конца? Почему?

- Давайте обратимся к дереву предсказаний.

- Кто же оказался ближе всех к этому предположению?

- Почему вы думали именно так?

- Действительно ли одиночество является самым страшным в жизни?

- Какова главная мысль рассказа? (Самое страшное – Одиночество)

- А вот лично для вас одиночество является самым страшным? Почему?

IV)  Рефлексия

- А сейчас я хочу предложить вам пофантазировать: Как изобразить одиночество?

- Художники изображают красками, композиторы музыкой, скульпторы возводят статуи. А как вы изобразите одиночество?

- Может у него есть вкус, запах, цвет?

- Расположитесь как вам удобно, закройте глаза и под музыку пофантазируйте, как изобразить одиночество.

- Итак, как же вы изобразили одиночество: В каких красках? Какой вкус? Какая по громкости музыка.

- А сейчас давайте откроем учебник на странице 71, вернемся к рассказу и поиграем в игру «Хорошо – Плохо»

- Соотнесите схемы в начале и в конце и придумайте пословицы к этому рассказу.

- МОЛОДЦЫ! У вас получились замечательные пословицы.

- Ребята, а хотелось бы вам узнать, какие пословицы придумал народ об этом?

- Я по классу разместила карточки и предлагаю вам встать, найти, принести к доске и собрать пословицы по цвету.

- Давайте прочитаем культурные образцы.

- Посоветуйтесь в парах и выберите те, которые подтверждают главную мысль рассказа.

- Докажите.

V) Итог в начале урока мы предполагали, что же самое страшное?

- Какие версии вы выдвигали?

- Чьи же предположения оказались самыми близкими к содержанию текста. Молодцы!

- Ваши предположения, ребята, тоже важны, но наш рассказ был посвящен одиночеству.

- Давайте откроем тетрадь на странице 44 №1.

- Подчеркните что же случилось для Вовы самое страшное?

- Какова главная мысль рассказа?

- Чему же ребята учит этот рассказ?

- И я вам желаю, чтобы вы извлекли для себя нравственный урок. Дарите людям теплоту своей души, любовь, внимание, заботу, будьте добрыми и отзывчивыми и вас всегда будут окружать друзья.

- А дома я хочу вам предложить выполнить творческое задание по выбору.

- Изобразите самое страшное из пластилина, из глины (у нас ребята занимаются в кружке), нарисуйте или напишите. А может быть кто то напишет Вове письмо – советы: Как надо поступить чтобы не остаться одному.

- Подводя итог, давайте скажем:

- Чему же мы сегодня учились на уроке? (Предсказывать сюжет, фантазировать, размышлять, думать, работать в парах, предполагать, читать с остановками).

- Какие приемы использовали? (Чтение с остановками, «Хорошо – Плохо»)

- А понравились ли вам эти приёмы? Хотелось ли вам узнать что же произойдет в следующей части?

- Эти приёмы мы не раз еще будем использовать при работе с текстом и не только на уроках чтения.

Урок окончен.



Предварительный просмотр:

                      Самоанализ урока литературного слушания в 1 классе.

Класс по уровню обучаемости и обученности в целом сильный , но есть дети с низким уровнем. Поэтому уроки приходится выстраивать, используя психологические особенности всех учеников. Необходимо, чтобы дети с высоким уровнем не потеряли интерес, а дети с более низким уровнем заинтересовались. В 1 классе дети еще не очень умеют говорить, боятся, теряются..

  Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются важной проблемой в начальной школе. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащения его нравственными представлениями и понятиями.

Тип урока : Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

      На изучение этой темы по программе отводится один урок.

Цель моего урока заключала следующее : познакомить учеников с текстом Е.Пермяка «Самое страшное», понять его суть, найти с его помощью решение проблемы. А также

- формирование осознанных умений и навыков работы с текстом

- развитие системного диалектического мышления (искусство вести рассуждение)

- формирование УУД :

- формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций.

-воспитание любви и уважения к людям и животным.

        В начале урока я обратилась к технологии «Педагогические мастерские». Она способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребёнка через личностный опыт. Постулаты «Все способны», «Каждый человек имеет право высказать свою точку зрения»,  «уважение мнения партнёра », « важно не только то что мы знаем и умеем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» - создают условия для более полного самовыражения школьника.

       Н-р: Поэтому, когда ученики высказывали свои мнения, что для них является самым страшным конечно же они испытали определенные чувства и эмоции, а для некоторых, то что в начале урока было страшным в конце возможно было переоценено по иному.

     Понимая, что в современном уроке большая роль отводится коммуникативному подходу я специально планирую коммуникативные задачи, а именно учу участвовать в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы. Это формирование коммуникативных УУД.

          Проблемно-диалогическая технология присутствует при  работе над текстом, пословицами, при работе с приёмом «Хорошо – плохо», при обсуждении предположений и фиксировании их на «Дереве предсказаний».

    Прогнозирование идёт на протяжении всего урока.

- Это также формирование личностных УУД.

 На данном уроке прослеживается формирование личностных УУД таких как- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственные аспекты поведения.

На своем уроке использовала технологию ТРКМ (теория развития критического мышления). Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным.

 Цель этой технологии: развитие мыслительных навыков школьников, необходимых не только в учёбе, но  и в обычной жизни, т.е. это и есть УУД: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Основой является 3х фазовая структура:

 1 стадия. Я использую технологию «Педагогические мастерские», о которой говорилось чуть раньше.

2стадия – осмысление (реализация смысла)

На этой стадии шла непосредственная работа с текстом, причем приёмы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным. С этой целью был использован приём «чтение с остановками».
Необходимо было учитывать:

Текст должен быть незнаком (иначе теряется смысл и логика использования).

Текст заранее разделён на части по смысловому единству, внутри каждого отрывка.

Задания и вопросы к тексту формулируются таким образом, чтобы развивать у учащихся различные мыслительные навыки.

   

     На начальной стадии урока учащиеся по названию текста предполагали о чём пойдёт речь в произведении, предположения фиксировались на «Дереве предсказаний». На протяжении чтения всего текста ученики неоднократно возвращались к этому дереву и высказывали предположения о дальнейшем развитии сюжета. Т.о. то что не подтверждалось убирали, а дети находили новые предположения.

      Это способствовало развитию мышления, формированию коммуникативных и творческих способностей. Применяя приёмы этой технологии, я убедилась, насколько она эффективна, насколько процесс обучения может быть увлекательным.

      Кроме этого обеспечивается формирование коммуникативных УУД.

     

      Такая организация урока позволяет прививать ученикам уважительное отношение к мнению своих одноклассников, умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов.

      Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение анализировать, сравнивать, делать выводы – это формирование познавательных УУД.

      Урок дополняется другими приёмами технологии. Я использовала знаково-символическое моделирование, в помощь визуалам. Детям, которым трудно воспринимать только на слух, есть возможность увидеть. Это формирование знаково-символических УУД.

      3 стадия  - Рефлексия, на которой информация анализировалась и творчески перерабатывалась.

      С этой целью я предлагала пофантазировать и изобразить одиночество.

А также приём «Хорошо – плохо», где учащиеся еще раз проанализировали поведение героя  и придумали свои пословицы.

Как подведение итогов еще раз проговорили: какие УУД развивали (предсказывали, работали в парах, фантазировали, размышляли, думали, читали с остановками).

    На уроке формировались регулятивные УУД:

Умение действовать по плану (инструкция)

Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности ( работа в парах).

Прогнозирование

Коррекция

   Я стараюсь использовать различные формы обучения. На этом уроке использовала коллективную, парную, фронтальную.

   Я считаю, что работоспособность была достаточно высокой для первого класса в течении всего урока. Это обеспечивалось благодаря смене форм и методов работы, которые представлены в технологиях, использованных на уроке

      Время, отведенные на все этапы урока было рационально распределено. Урок был рассчитан не на 35 мин, а больше, так как этот урок с использованием новых методов и стратегий творческого характера. Учитель обязан выслушать высказывания многих ребят по одному вопросу, чтобы сложилась объективная правильность суждений. Выслушать мнения до конца, не прерывая его, так как этого требовали поставленные цели.

      Психологическая атмосфера на уроке была комфортная, благоприятная, доверительная, эмоциональная, дружеская.

     В ходе урока цели и задачи реализованы.

    Домашнее задание творческого характера (Продолжение этапа рефлексии) и для учителя (Проверить усвоение материала) и для ученика (Осмысление темы).

   Я уверена, что этот урок и все эмоции связанные с ним запомнятся на долго детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Тема: Агния Барто «В театре». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.Барто «В театре»; вспомнить о жизни итворчестве поэтессы; совершенствование навыка осознанного и выразительн...