Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Туряева Татьяна Вячеславовна

Урок литературного чтения.

4 класс.

Тема: В.Ф. Одоевский. "Городок в Табакерке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе

Тема: "Владимир Федорович Одоевский. «Городок в табакерке»"

Цели: 

  1. Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”
  2. Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского.
  3. Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи.
  4. Пополнение словарного запаса учащихся.

Оборудование:

1. Учебник литературного чтения « Родная речь» 4 класс.

2. Музыкальная шкатулка, несколько шкатулок с сюжетными картинками.

3. Картинки с изображением бюро, горки, ставен.

4. Карточки с заданиями.

5. портрет писателя.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко !

2. Актуализация знаний.

Ребята, мы завершаем работу по разделу « Поэтическая тетрадь» .

О ком идёт речь?

- В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация.

- А. С. Пушкин сказал о нём: « ... оригинален, ибо мыслит».

- Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

- От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.

- Последние годы он провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе.

3. Речевая разминка.

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

 - Какова главная мысль стихотворения?

- О какой особенности сказки говориться в стихотворении?

-  Прочитайте медленно, с ускорением, разными интонациями.

4. Работа по новой теме.

Сообщение темы урока

Сегодня мы переходим к изучению нового раздела. Прочтите его название на стр. 157 нашего учебника («Литературные сказки»)

- Как вы понимаете, что такое литературные сказки?

- Сегодня мы познакомимся с одной из таких сказок. Называется она «Городок в табакерке», а написал ее  Владимир  Федорович Одоевский.

Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского

 Давно,  в 1803 г.  в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в  г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак  и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных  детей и сирот, бесплатная детская больница. В детях он видел будущее и очень их любил. А дети любили его еще больше, потому что никто не умел так просто и интересно объяснять, отчего идет дождь или как движется паровоз, или почему зимой холодно, а летом тепло, или рассказать интересную, только что придуманную сказку. А когда он записал несколько таких сказок, то получилась  небольшая книга «Сказки и рассказы для детей  дедушки Иринея ».  

Словарная работа:

-Прежде чем перейти к изучению сказки, мы разберем значение слов, которые могут быть вам непонятны.

  • Табакерка – коробочка для табака
  • Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.
  • Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.
  • Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха
  • Свод - верхняя часть помещения купол, который сводится в одну точку.

-Посмотрите на эти вещи. ( Показ шкатулок)

- Что это такое ? Для чего используется ?

             Музыкальная шкатулка - механический заводной инструмент, воспроизводящий какую - либо мелодию .

Демонстрация шкатулок.

 Первичное восприятие текста сказки 

Текст  сказки начинает читать учитель, далее заранее подготовленные дети.

Проверка первичного восприятия текста

–  Понравилась вам эта сказка?

- Что именно понравилось?

- Почему так называется эта сказка?

5. Закрепление изученного материала

Беседа по содержанию сказки

  1. Как выглядит табакерка?
  2. Как называется этот “волшебный” городок?
  3. С какой просьбой обратился Миша к папеньке?
  4. Почему Мише очень захотелось попасть в Табакерку?
  5. С кем Миша отправился в городок  Динь-динь?
  6. В чем проявилась воспитанность Миши?
  7. Как выглядит этот городок?
  8. Кто живет в этом городке?

6. Подведение итога урока

  • Творчество какого писателя изучали на уроке?
  • Какое произведение читали?
  • Какова его основная мысль?
  • Что вам особенно понравилось на уроке? 

Выставление оценок.

Домашнее задание

– Ребята! Дома вы  прочитаете эту  сказку по учебнику.  Обратите внимание, какие научные знания получил Миша в городке Динь-Динь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...


 

Комментарии

Кулакова Татьяна Юрьевна

Прекрасный урок, много материала доступного для детей и сами дети могут проявить инициативу, приготовив материал.спасибо за идею.