Интегрированное обучение грамоте. Технологическая карта. Звук [ш] буква ш.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Аралбаева Зинаида Аркадьевна

Интегрированный урок обучения грамоте направлен на формирование умения выделять звук в слове и обозначать его буквой, развитие орфографических навыков письма, на приобратение важнейших интеллектуальных умений.Урок сдвоенный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Интегрированный урок обучения грамоте.

Тема: «Звук [ш], буква ш. Письмо строчной буквы ш и слов с этой буквой.»

Педагогическая цель

Создать условия для формирования умения читать и писать строчную букву ш, навыка письма слов с сочетаниями ши; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно читают и записывают предложения; дополняют предложения словами по смыслу;  владеют правописанием сочетания ши и имен собственных; списывают с печатного шрифта

Личностные
результаты

Имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Основное содержание темы, понятия
и термины

Буква; строчная, печатная, письменная буквы; предложение; слого-звуковой анализ слов

Образовательные
ресурсы

Работа с диском «Азбука».Электронное приложение к учебнику.


Ход  урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

1.Организация
начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку
 -У нас на парте всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности
к уроку

2.Включение в учебную деятельность.

Какие согласные буквы мы уже изучали?

-Какие из них всегда обозначают звонкие согласные ? (мягкие согласные звуки)

-Есть ли среди них которые всегда обозначают твёрдые согласные звуки?

Узнаем по ходу нашего урока.

Ответы на вопросы

Внимательно слушают, правильно строят предложения.

Фронтальный.

Устные ответы

3.Постановка учебной задачи

Фронтальная Словесный. Вступительное слово учителя

Поднимайте сигнальную карточку, когда услышите звук [ш]

-Бросил палку кверху Мишка.

Падай в шапку с ёлки, шишка.

Шишка-хлоп по голове,

Стало шишек сразу две.

- Чему будем учиться на уроке?

-Проведите звуковой анализ слова «шишки»

Слушают стихотво-
рение.

– Научимся читать слова с буквой ш в словах и предло-
жжениях.

Работают с электронным приложением к учебнику «Азбука»

Распознают
в словах новые звуки. Совместно с учителем формулируют учебную задачу

Фронтальный.

Устные ответы

4.Усвоение новых знаний и спо-

Фронтальнаяиндивидуальная. Практичес-

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Петушок».

Встаёт на заре,

Поёт во дворе,

Ладонь- вверх. Указательный  палец опирается на большой.

Внимательно
слушают, выполняют упражнение в соответст-

Индивидуальный. Правильное выполнение упражне-

собов
деятельности.

1. Пальчиковая гимнастика

кий, словес-ный. Упражнение для развития
мелкой

моторики

На голове гребешок,

Кто же это?

        

Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты в верх.

вии с показом
учителя

ния для мелкой моторики пальцев рук

2. Правила посадки за столом во время письма

Индивидуальная. Практический

– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой

Показывают посадку
за столом при письме, как правильно держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

3. Знакомство
с написанием строчной

Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный,

– Рассмотрите образец строчной буквы ш.

 -   Сколько элементов в букве ш? Какие?

–Электронное приложение к учебнику «Азбука».Буква ш.

 

Слушают объяснение учителя, следят за на-
писанием буквы.
Прописывают элементы в воздухе и тетради.

Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква

Фронтальный.

Наблюдение
учителя

буквы ш
в «Прописи 4»
(с. 3)

практичес-кий. Объяснение с опорой на показ

– Пропишите элементы буквы ш и букву ш.

состоит из трех элементов

4.Чтение  слогов.

-Прочитайте слоги с буквой ш учебник  стр.17

Читают слоги и слова в учебнике и электронном приложении.

Фронтальный, индивидуальный.Работа в парах.

5.Работа

в «Прописи 4» (с. 3). Письмо буквы ш, слогов

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа

– Рассмотрите образец   соединение букв в слогах, напишите  слоги (пропись с. 3, 2 строка)

-Звук [ш] всегда твёрдый, поэтому после буквы ш не пишут букву ы.

Рассматривают слоги  и Отвечают на вопросы учителя. Пишут слоги

Анализируют образец слогов
в соответствии с ним выполняют письмо, соблюдая высоту, ширину

Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль

5. Слого-звуковой анализ слов. Чтение и письмо слов
и предложения

(с. 3 пропись)

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо

– Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.

– Выполните слого-звуковой анализ слов школа, школьник (коллективная работа), школьники (работа в парах)

– Обведите слово школьник.

- В каком числе употреблены слова школьник, школьники.

– Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.

– Запишите вместо точек слово школьники (самостоятельная работа, проверка- слово записано учителем на доске)

Выполняют анализ слов. Читают слова, выполняют их письмо.

Читают предложение,
записывают недостающее слово

Выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Вставляют пропущенное слово в предложение с использованием приема комментирования

Фронтальный, индивидуальный. Письмо, устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

- Буратино потянулся,

Раз- нагнулся, два- нагнулся.

Руки в сторону развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Выполняют движения по тексту.

Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют

в физкультми-
нутке

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

6.Чтение текста (уч. стр.17).

Фронтальная,

Беседа.

Индивидуальная.

-Прочитайте текст.

Рассмотрите рисунок

-Кого видите на картинке?

-Какое время года наступило?

-Какие деньки стояли?

-Где горели кисти рябин?

-Как вы понимаете слово «горели»?

-Что собирали дети в лесу?

-Перескажите прочитанный текст.

Работают по учебнику стр.17

Отвечают на вопросы товарищей и учителя.

Читают текст.

Устные ответы.

Фронтальный.

 6. Запись предложения. «Прописи 4»
(с. 3)

 Объяснение с опорой на показ

-Запишите предложение «Маша и Саша –школьники».

Слушают объяснение учителя, следят за написанием слов.

Анализируют образец написания предложения.

Фронтальный.

Наблюдение
учителя

7.Чтение текста стр. 18.

Индивидуальная, работа в парах

-Найдите в стихотворении слова со слогом ши

Читают стихотворение и находят слова со слогом ши.

Подчёркивают  слоги ши

Групповая работа. Наблюдение учителя.

8. Физкультминутка

Коллективная

практический

Филин в чаще ух да ух!

У зайчишки замер дух.

Бедный заинька не спал,

Под кустом всю ночь дрожал.

Выполняют движения по тексту за учителем.

Осуществляют профилактику утомления.

Коллективный. Правильное выполнение упражнений.

V. Закрепление
знаний и способов деятельности.

Списывание с печатного шрифта

(с. 3)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо

– Подберите слова к слову шишки и запишите
прописными буквами.

– Запишите письменными буквами слово
карандаши

Записывают пропис-
ными буквами слова
сосновые, еловые,
карандаши

Списывают без ошибок слова
и предложения
с печатного шрифта. Пишут грамотно слова с сочетанием
ши

Фронтальный.

Наблюдение
учителя

V. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какие буквы мы учились сегодня писать
на уроке?

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (1.Звук [ш]  согласный, глухой и всегда твёрдый.

2.После ш слышится звук [ы], но  пишется буква и)

-Что получилось? Над чем ещё надо поработать?

Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Отгадайте загадку

Я и красный и зеленый,

 Я и голубой и черный.

 Только лишь надуй меня,

 Улечу я в небеса.  

(Воздушный шарик)

- Да,  это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только одинцвет для своего шарика.

 Я прошу проанализировать вашу работу на уроке.  Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – раскрасьте шарик жёлтым карандашом.

- Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – раскрасьте   шарик синим цветом.

– Строчную букву ш.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения
(над чем следует поработать дома самостоятельно)

Фронтальный. Устные ответы.
Самооценка