урок литературного чтения в 4 кл
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Зубарева Марина Григорьевна

Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа 21 века" по теме: " Произведения С.Я. Маршака. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №1

г.Серафимовича.

Урок литературного чтения в 4 «А» классе

по программе «Школа XXI века».

Автор: Л.А. Ефросинина.

Учитель: Зубарева М.Г.

2011г

Тема: Произведения С.Я.  Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Тип урока: Урок введения нового знания.

Форма урока: компьютерная презентация.

Цель: 1) Дать понятие новому литературному жанру, как пьеса- сказка.

            2) Познакомить с элементами пьесы (ремарка, реплика, монолог, диалог)

            3) Развивать речевые умения и творческие способности.

            4) Способствовать развитию интереса к литературному чтении., творчеству С.Я.Маршака,

             обогащению словарного запаса детей:

Задачи: Учащиеся должны знать:

              понятия; пьеса-сказка; ремарка, реплика, монолог, диалог.

              Должны уметь:  

              - находить  элементы пьеса- сказки,

              -  составлять схемы, алгоритмы действия, работать индивидуально в парах, группах;

              - работать со словарями.

              - формировать учебную задачу, отвечать полно на поставленные вопросы, сотрудничать,

              оценивать свою деятельность и работу своих товарищей, моделировать обложку.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, выставка книг с произведениями С.Я. Маршака, информационные карты ученика, таблица – памятка заместителей, слайды этапов урока, рисунки из сказки «12 месяцев» С.Я.Маршака, отрывки из этой сказки, цветные карандаши, фломастеры, модели цветов для самооценки, толковые словари, алфавит.

Деятельность учителя.

Дидактическое оснащение

Деятельность уч-ся

I Самоопределение к деятельности.

Проверка д/з («5мин.»)

- У нас сегодня необычный класс- литературная гостиная.           Начинается урок .

           Он пойдет ребятам в прок.

           Постарайтесь все понять,

           Учитесь тайны открывать.

           Ответы полные давайте

            И на уроке не зевайте

- Какую строку из этого пожелания вы бы выбрали девизом нашего урока

- Подумайте, что нужно делать ученикам на уроке для успешной работы?

- Итак, вы готовы к работе?

- Проверим ваше основное домашнее задание.

- Перед вами Информационные карты учеников найдите 1 этап «Словарь». Оцените себя за каждое задание.

Оценочная деятельность на карте в правом верхнем углу.

- Сделайте вывод: чему вы научились или что узнали, выполняя задание в творческих тетрадях:

- А кто желает прочитать этот стих наизусть? Задание по выбору.

-Оцените своего товарища.

- Удалось всем выполнить домашнее задание? Цель достигнута.

II Актуализация знаний (3-4мин»)  

- С творчеством какого  поэта мы знакомились на прошлом уроке.

- Посмотрите на эти фотографии и этот портрет.

- О чем они вам могут напомнить?

- А хотите еще больше узнать об этом человеке и его творчестве?

- Прочитайте отрывок из произведений С.Я.Маршака и заполните таблицу.

Найдите в информационной карте 2 этап «Таблица»

- Посмотрите в таблицу и спланируйте свои действия после прочтения отрывка.

- Можно работать парами.

- Прочитайте отрывок.

- Проверим устно.

- Оцените  свою деятельность в парах.

Вывод: Что же писал Маршак и кем он был?

- Прочитайте следующий отрывок.

- Какое это произведение? Какого жанра?

- Докажите.

III Постановка учебной задачи («2мин»)

-Почему возникли те затруднения?

-Чего мы еще не знаем?

-Какая же цель урока?

-А может кто-то для себя запланирует еще индивидуальную цель урока?

V Открытие нового знания («5мин»)

-Посмотрите на обложки этих двух книг.

-Что на них общего?

-Чем различаются? Ваши предположения?

-Что необходимо предпринять, чтобы заметить больше различий?

-Давайте прочитаем начало этих сказок?

-Какие еще различия вы заметили?

-Где и для чего используют такие произведения, в которых текст расписан по ролям?

-Кто знает как называется такой  жанр? Какова тема нашего урока?

-Что же такое пьеса?

-Прочитайте определение пьесы в учебнике ст.89.

-Правы мы оказались?

-Давайте вспомним какой знак заместитель  для сказки мы используем при моделировании?

-А пьеса-сказка очень похожа на сказку. Каким же знаком-заместителем мы будем пользоваться при моделировании обложки?

-А как будет называться человек, который пишет драматические произведения, пьесы-сказки?

-Найдите в информационной карте 3 этап. Точное  слова. И самостоятельно допишите кем же еще был С.Я.Маршак?

-Проверьте свои ответы по образцу. Оцените себя.

VIII Включение нового значения в систему знаний и повторение(«7-9мин»)

-Вы хотели бы прочитать всю пьесу-сказку? А хотели бы, чтобы и другие люди захотели бы познакомиться с этим произведением?

- Хотите поработать над новым проектом:

«Создание книги- модели».

-Я предлагаю выбрать работу по своему желанию и своим способностям. Что вы можете предложить?

1 группа

- Моделирование обложки пьесы- сказки: «12 месяцев». С использованием интерактивной доски, но сначала поставьте алгоритм действия. Можно пользоваться  таблицей -заменителей.

2 группа

Творческая мастерская. Работа с текстом.

3 группа

Рекламное агентство.

-Составление рекламы к нашей модели пьесы – сказки.

-Есть возможность поработать индивидуально с тестами и текстом

- Проверка..

1 группа

 Прочитайте обложку?

- Почему выбрали оранжевый цвет фигуры? Какая  главная идея  произведения?

Каким алгоритмом пользовались?

2 группа

- Первая подгруппа  читает по ролям.

- Что автор хотел показать этим, озвучивает слайд.

- Третья инсценируют свой отрывок

- Понравилось ли вам исполнение пьесы?

- Какие советы вы бы дали актерам?

3 группа

-Какова же, главная идея текста?

-Проведите презентацию нашей модели пьесы-сказки

-Оцените  в информационной карте свою деятельность

- Кто работал индивидуально в группе сдайте тесты и творческие тетради.

Вывод: Маршак был убежден, что хорошие книги могут помочь людям, сюжет утешить, сделать доброе дело, быть терпеливым, умным, храбрым.

 IX Рефлексия деятельности (2-3)   10-50

Подведение итогов:

- Какую общую цель урока перед собой ставили?

-Удалось узнать, что же такое пьеса- сказка?

-Какие элементы пьесы-сказки запомнили?

- Кто смог достичь индивидуальную цель?

- Каким способом?

-Чем еще учились на уроке7

-А где можно применить новые знания?

- Что хорошо получилось?

-Над чем еще надо поработать?

- А теперь посмотрим какие результаты у нас получились? Возьмите информационную карту и поставьте общую сценку по результатам работы на всех этапах урока, критерии оценки на слайде.

-А чтобы мы увидели ваши результаты, вспомните , что в сказке «12 месяцев» нарвала падчерица.

Возьмите нужный цветок и прикрепите к нашей импровизированной весенней лесной полянке. Какой выбрать цветок посмотрите на слайд

-Что еще хотели бы узнать на уроках литературного чтения?

X Домашнее задание (2-3мин»)            

- Общее задание: прочитать избранные картины по учебнику, ответить на вопросы

- по выбору: прочитать всю пьесу-сказку и выполнить задание в творческих тетрадях.

 

Слайды 1-4, рабочие материалы

Слайд №1

Слайды №2 №3 №4

5-9 слайды

Рабочие материалы

Слайд №5

Слайды №6 №7 №8

Слайд №9

Слайд №10-13        10-24

Слайд №10

Слайд №11

        

Слайд №12

Слайды №15, №18

Рабочие материалы, учебник

Учебник ,творческая тетрадь тесты

Слайд № 16, №17, №18,

Слайд № 19 №20

Слайд № 19

Слайд №20

Слайд № 21

Дети выбирают девиз урока.

Самопроверка домашнего задания по эталону.

Ответы детей:

- Мы узнали, как Маршак с помощью рифмующих строк создавал стихи.

- Как с помощью слов и интонации можно передать чувства человека

-Узнали, что в стихотворении «Словарь» 3 строфы, в каждой строфе по 4 строке.

Ученик рассказывает стихотворение.

Ответы детей:

-Всем удалось выполнить д/з

Ответа детей.

- С творчеством С.Я.Маршака.

- Осенью 2007 г. мы отмечали 120 лет со дня рождения поэта.

- (внутренняя мотивация учеников)

Дети планируют свои действия.

Надо записать: 1) главного героя произведения.

2) название произведения

3) жанр.

    Работа в парах.  Устная проверка.

- Дети читают отрывки и выполняют задание в информационных листах.

Герой произведения

Название произведения

Жанр

Котенок

Мышонок

Герой

«Усатый-полосатый»

«Сказка о глупом мышонке»

«Рассказ о неизвестном герое»

Стихи

Сказка

рассказ

Устные ответы.

Маршак писал стихи, сказки, рассказы, он был поэтом, сказочником, переводчиком.

?

Обсуждение детей.

Устные ответы  детей.

-Мы что-то не знаем.

-Новый вид жанра

Дети называют цель урока:

   - Узнать новый жанр литературного творчества.

- Прочитать сказки.

Чтение учащихся отрывки из сказок.

- В театре

- Пьеса.

- Тема урока – Пьеса-сказка.

- Пьеса- жанр литературы в которых действия меняются  в картинках и сценах. Каждое действие разрывается по ролям.

        

Дети самостоятельно дописывают в информационной карте предложение

- драматургом.

Проверка по этапу.

Устные ответы детей

Работа в группах и индивидуально составляет алгоритм.

1 группа

Действия моделирует обложку на  доске с использованием таблицы-заместителей.

2 группа

Планирует подобрать свои действия  отрывку из текста к рисунку..

- распределить роли.

-выбрать предметы костюма.

Прочитать по ролям.

3 группа

-планируют свои действия:

- распределяют задание

- один рисунок рекламную картину.

- другие составляют текст рекламы.

1 группа

Демонстрирует модель обложки, объявляют алгоритм действия.

2 группа

Читают по ролям, инсценируют отрывок из пьесы- сказки.

3 группа

Озвучивают рекламу оценивание своей работы.

Дети, работающие индивидуально, сдают тесты и  творческие тетради.

Устные ответы детей

Дети ставят себе оценку по результатам работы на всех этапов урока.

Дети выбирают цветок- оценку своей работы.

- Прочитать всю сказку.

1 слайд
»Учитесь тайны открывать»

2 слайд

С.Я.Маршак «Словарь»

1. Точное слово.

Выпишите пропущенные слова

Укажите рифмующие строки.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь

В столбцах мерцают искры чувства

В подвалы слов не раз сойдет искусство ,

Держа в руке свой потайной фонарь .

3 слайд

Соответствие.

«В словах звучит укор, и гнев, и совесть»

Подумайте и выберете инновацию чтения каждого предложения.

«Почему я не помог больному?»        гнев

«Почему нельзя поступать!»        укор

«Я переживаю очень»        совесть

4 слайд

Эрудит

Сколько строф в этом стихотворении?

Допиши предложения.

В стихотворении «Словарь» три строфы.

В каждой строфе четыре строки.

5 слайд

Портрет Маршака и две фотографии

6 слайд

Вот тебе под спинку

Мягкую перинку,

Сверху на перинку

Чистую простынку

Вот тебе под ушки

Белые подушки

Одеяло на пуху

И платочек наверху

7 слайд

Пела ночью мышка в норке:

- спи мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи

Отвечает ей мышонок:

-Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама не пищи,

Ты мне няньку поищи!

8 слайд

Ищут пожарные

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

9 слайд

ЛИСА :      Видишь, Миша, теремок?

МЕДВЕДЬ:  Теремок?

ЛИСА :      Он не низок, не высок,

МЕДВЕДЬ:       Не высок?

Мышка – норушка

Там зерно толчет.

ВОЛК:         А лягушка пирог печет

ЛИСА :      Пироги печет капустные,

Подрумяненные, вкусные.

ВОЛК:         А  петух с колючим ежиком

Режут сало острым ножиком

С.Я.Маршак

«12 мецев»

10 слайд

Славянская

народная

сказка


11 слайд

(1 страница двух книг)

12 слайд

Тема урока: Пьеса- сказка С.Я. Маршака

« Двенадцать месяцев».

13 слайд

С.Я. Маршак был переводчиком и драматургом

14 слайд

РЕМАРКА

РЕПЛИКА

ДИАЛОГ

МОНОЛОГ

15 слайд

(пустой слайд для моделирования)

16 слайд                  17слайд                                     18слайд

Картинки из сказки Маршака «12 месяцев»

19 слайд

Оценочная деятельность ученика на уроке.

20 слайд

«5»    - подснежник

«4»    - тюльпан

«3»    - василек

«2»    - полулазоревый.

21 слайд

Д/З

Общее задание: прочитать избранные картины по учебнику, ответить на вопросы .

По выбору:  прочитать всю пьесу-сказку и выполнить задание в творческих тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...