Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс, УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Ширыбырова Любовь Николаевна

Дидактическое обеспечение:

·       Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.  Литературное чтение. Учебник в 2-х частях. 3 класс. М.: Просвещение, 2012

·       Климанова Л.Ф. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для обучающихся образовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_ktp.docx79.71 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего часов

Планируемые результаты

кален

сроки

фактич сроки

     

    знания

Умения и навыки

Новые понятия

и термины, которые будут введены

(или закреплены) в ходе урока

Что подлежит контролю и виды контроля усвоения учебного материала в ходе данного  урока

I

КНИГИ — МОИ

ДРУЗЬЯ

3

1

Книги, прочитанные летом. Наставления В. Мономаха

1

3.09

3.09

Работа в группе. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Учить работать с книгой

Учить работать в паре, группе

Друкарь

Формирование умений находить необходимую информацию в книге; формирование умения взаимодействовать в  группе

2

Первопечатник Иван Фёдоров

1

4.09

4.09

Работа в паре. Управление поведением партнёра

Учить работать с разными информационными текстами, фотографиями, репродукциями картин; иллюстрациями

Рисуночное письмо, узелковое письмо, зарубки на дереве. Киноварь, заставница. Блаженный, святой,

добродетельный.

Согрешения

Создание текста на основе отбора ключевых (опорных) слов; осмысление правил взаимодействия в паре и группе

3

 «Мы идём в музей книги». Урок-проект

1

5.09

5.09

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Формировать умение определять тему; учить извлекать информацию из различных источников

Музей. Экспозиция. Экспонат. Рукопись. Миряне

Определение темы урока, которая представлена различными объектами;

осмысление правил взаимодействия в  группе

II

ЖИЗНЬ ДАНА НА

ДОБРЫЕ ДЕЛА

13

 

4

 Пословицы и поговорки русского народа. В.И. Даль

1

10.09

10.09

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми вы сталкиваетесь в жизненных ситуациях

Поступок

Честность

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность»,

«верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»

5

Н. Носов «Огурцы».

Смысл поступка

1

11.09

11.09

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»

6

Н. Носов «Огурцы».

Характеристика героев

1

12.09

12.09

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Учить работать с текстом. Учить работать в  группе

Благородный

 поступок

Определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания

собственного текста;

осмысление правил взаимоотношений в обществе

7

М. Зощенко «Не надо врать».  Смысл поступка

1

17.09

17.09

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми  сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»

8

М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ

1

18.09

18.09

Работа в группе.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Учить работать с текстом. Осмысление понятий «Что значит ложь во спасение»

Неправда, враньё, ложь

Определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания

собственного текста

9

Л. Каминский «Сочинение». Отзыв на книгу

1

19.09

19.09

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми  сталкиваетесь в жизненных ситуациях

Честность, фантазия, обман, вымысел

 осмысление понятий «честность», «фантазия», «обман», «вымысел», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»

10

Л. Каминский «Сочинение». Обсуждение отзывов

1

24.09

24.09

Работа в паре.

Управление поведением партнёра.

Использование критериев для обоснования своих суждений

Высказывать собственное суждение, отражающее отношение к произведению; учить работать в паре

Отзыв

Определение главной мысли текста, последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста

11

 М. Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя

1

25.09

25.09

Понимание текстов, извлечение необходимой информации

Учить работать с текстом. Учить работать с книгой

Формирование умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст;

умение объяснять свои чувства, расширение словарного запаса

12

Н. Носов «Трудная задача»

1

26.09

26.09

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Учить осмысливать понятие «юмористическая литература»; учить работать в библиотеке (находить нужную книгу на выставке, в тематическом и алфавитном каталоге)

Юмористическая литература

Осмысление понятия «юмористическая литература»; осуществление поиска нужной книги по каталогам библиотеки

13

Притчи «Что побеждает?», «Что важнее?»

1

1.10

1.10

Понимание текстов, извлечение необходимой информации

Учить работать с текстом. Учить работать с книгой

Притча

14

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...». Инсценирование

1

2.10

2.10

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Осмыслить содержание произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»;

учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом; учить читать по ролям, передавая особенности характера героя

при помощи мимики, жестов и интонации

Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное;

формирование умения принимать участие в драматизации

15

Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

1

3.10

3.10

Понимание текстов, извлечение необходимой информации

Учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст; учить составлять монологическое высказывание на тему

Деление текста на смысловые части, составление плана; подробный, краткий, сжатый пересказ прочитанного

16

Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

1

8.10

8.10

Проверить сформированность умения работать с учебной книгой

Проверить сформированность предметных и надпредметных (чтение и работа с информацией) умений

 

III

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

13

 

17

Работа над ошибками. Волшебные сказки.

Урок работы с книгой

1

9.10

9.10

Выведение следствий.

Постановка и формулирования проблемы

Познакомить с особенностями волшебной сказки; учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок

Народные сказки

Осмысление особенностей волшебной сказки, умение давать характеристику герою волшебной сказки

18

Герои волшебной сказки

1

10.10

10.10

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Выявить отличительные черты волшебной сказки

Присказка

Осмысление особенностей волшебной сказки, характеристика героев волшебной сказки

19

Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки

1

Исследовательская работа. Выявление особенностей волшебной сказки

Познакомить с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк»

Сказочные

предметы

20

Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героев

1

15.10

15.10

Понимание текстов, извлечение необходимой информации

Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план

Выявление причинно-следственных связей, составление плана, подготовка подробного пересказа

21

В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке». Устное  сочинение по картине

1

16.10

16.10

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Учить работать с репродукцией картины; выявлять основные объекты, видеть содержательные линии картины, создавать свой собственный текст

Формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины. Осмысление правил взаимодействия в  группе

22

Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки

1

17.10

17.10

Выведение следствий.

Постановка и формулирования проблемы

Познакомить с русской сказкой «Летучий корабль»; учить работать с книгой

Выявление особенностей волшебной сказки, пересказ сказки; характеристика героев сказки

23

Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев

1

22.10

22.10

Работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений

Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки

Презентация информации на основе рассказа, пересказа, сочинения (как собственного текста на основе реального объекта информации);

осмысление правил взаимодействия в  группе

24

Сборники сказок. Тематический каталог

1

23.10

23.10

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов

25

Русские сказки «Морозко», «Белая уточка». Смысл сказок

1

24.10

24.10

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Учить работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь

Определение главной мысли, последовательности событий в тексте; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста

26

Русская сказка «По щучьему велению». Характеристика героев

1

29.10

29.10

Работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений

Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом

Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли)

27

Русская сказка «По щучьему велению». Инсценирование

1

30.10

30.10

Групповая работа. Достижение  договорённостей и согласование  общего решения

Учить читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя;

использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию

Формирование умения принимать участие в драматизации

28

Обобщение по разделу «Волшебная сказка»

1

31.10

31.10

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Учить составлять план текста; учить подробно пересказывать текст

деление текста на смысловые части, составление плана; подробный пересказ прочитанного

29

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка»

1

12.11

12.11

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Обобщить знания о сказках; определять смысл пословиц, соотносить пословицы с темой изучаемого раздела

Знание особенностей сказок; умение характеризовать героя сказочного текста; умение сравнивать сказочные сюжеты; умение сравнивать сказочных героев; поиск необходимой информации в соответствии с задание

IV

ЛЮБИ ВСЁ ЖИВОЕ

15

 

30

«Я познаю мир». Энциклопедии и справочники

1

12.11

12.11

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации

Познакомить с энциклопедическими справочниками; учить работать с ними; искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяснять значение слов при помощи разных

видов словарей

Энциклопедии, справочники, периодическая печать

Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги

31

К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста

1

13.11

13.11

Исследовательская работа. Выявление особенностей  художественно-повествовательных текстов

Учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ;

учить работать с текстом повествовательного характера

Художественный рассказ

Умение работать с текстом повествовательного характера

32

Герой художественного и научно-популярного текстов. Текст «Барсук» из справочника

1

14.11

14.11

Групповая работа. Достижение  договорённостей и согласование  общего решения

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

определять тему, главную мысль, основные особенности содержания

Познавательный рассказ

Осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа);

формирование умения сравнивать художественный и научно-популярный текст; определение отличительных особенностей одного

и другого текста

33

В. Берестов «Кошкин щенок». Б. Заходер «Вредный кот». Особенности юмористического произведения

1

19.11

19.11

Работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Учить работать с текстом поэтического характера

Юмор, юмористическое произведение; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение

Осмысление понятий «юмор», «юмористическое произведение»;

освоение операции сравнения художественных (поэтических) текстов;

определение в художественном тексте средств художественной выразительности

34

В. Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке

1

20.11

20.11

Познакомить с произведениями В. Бианки

Определение жанра произведения и его специфических особенностей

35

О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста

1

21.11

21.11

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

Учить сравнивать художественный и научно-познавательный текст; находить общее и различия

Научно-популярное произведение

Освоение операции сравнения художественного и научно-познавательного текстов

36

«Песни бегемотов». Творчество Тима Собакина

1

26.11

26.11

Проектная работа.

Работа в группе. Выявление особенностей  поэтических текстов.

Использование критериев для обоснования своего суждения

Познакомить с творчеством Тима Собакина

Темп, тон, интонация

Определение жанра произведения и специфических особенностей данного жанра

37

Сборники произведений о природе. Периодическая печать. Журналы для детей

1

27.11

27.11

Познавательная инициатива

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов

38

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста, его особенности

1

28.11

28.11

Поиск необходимой информации. Работа в группе. Учёт разных мнений

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом

Формирование умения определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте

39

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ

1

3.12

3.12

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом

Формирование умения определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте

40

Н. Носов «Карасик». Смысл поступка героев

1

4.12

4.12

Работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Познакомить с различными детскими журналами; учить находить информацию в журнале; сравнивать журналы

Формирование умения узнавать книги, журналы по обложке; сравнивать разные книги; классифицировать их

41

Н. Носов «Карасик». Характеристика героев

1

5.12

5.12

Работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом

Формирование умения определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте

42

М. Горький «Воробьишко». Инсценирование

1

10.12

10.12

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом

Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли)

43

 Обобщение по разделу «Люби всё живое»

1

11.12

11.12

Постановка и формулирование проблемы

Учить составлять план текста; учить подробно пересказывать текст

Умение делить текст на смысловые части, составлять план; умение подробно пересказывать прочитанное

44

Контрольная работа

по разделу «Люби всё живое»

1

12.12

12.12

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Обобщить знания о художественных и научно-популярных произведениях; определять смысл пословиц, соотносить пословицы с темой изучаемого раздела

V

КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ

9

 

45

Работа над ошибками. Картины природы в произведениях живописи. И. Шишкин «Зимой в лесу»

1

17.12

17.12

Постановка и формулирование проблемы

Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана

Прозаические тексты. Средства художественной выразительности. Тема, главная мысль, композиция

 Формирование умения составлять план урока.

Формирование умения находить необходимую информацию в произведении живописи

46

Н. Некрасов «Славная осень!..».  Семейный фотоальбом

1

18.12

18.12

Работа в группе. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Учить анализировать лирический текст. Учить анализировать произведение фотографического искусства

Художник-пейзажист

Осмысленное чтение лирических текстов. Поиск необходимой информации по фотографии; осмысление объектов;  понимание смыслов. Осмысление правил взаимодействия в  группе

47

М. Пришвин «Осинкам холодно...». Ф. Тютчев «Листья». Сравнение прозаического и поэтического текстов

1

19.12

19.12

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии

Средства выразительности. Лирическая зарисовка

Умение сравнивать разные произведения; осмысление правил взаимодействия в  группе

48

И. Бунин «Первый снег». А. Фет «Осень». В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи

1

24.12

24.12

Самооценка на основе критерия успешности

Развивать интерес к чтению лирических текстов

Пейзаж

Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения

49

Картины природы в произведениях русских писателей

1

25.12

25.12

Извлечение из текстов необходимой информации

Учить работать с книгой; учить пользоваться тематическим каталогом

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; классификация их

50

К. Бальмонт «Снежинка». К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…». Краски осени

1

26.12

26.12

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Познакомить с текстом поздравления; учить писать поздравление; осмысливать его основное содержание

Любовь, уважение к близким, старшим, родным, забота, милосердие

Формирование основных базовых ценностей. Создание текста-поздравления по аналогии с текстом поздравительной открытки

51

Картины природы в произведениях живописи. А. Саврасов «Зима», И. Остроухов «Парк»

1

Постановка и формулирование проблемы

Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана

Прозаические тексты. Средства художественной выразительности. Тема, главная мысль, композиция

 Формирование умения составлять план урока.

Формирование умения находить необходимую информацию в произведении живописи

52

Обобщение по разделу «Картины русской природы»

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Извлечение из текстов необходимой информации

Учить определять настроение лирического текста;  находить необходимые средства выразительности; учить готовить монологическое высказывание на тему

Знание особенностей лирического текста; создание монологических высказываний на тему

53

Контрольная работа по разделу «Картины русской природы»

1

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Обобщить знания о прозаических и поэтических произведениях; определять смысл пословиц, соотносить пословицы с темой изучаемого раздела

VI

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

22

 

54

Работа над ошибками. А. С. Пушкин «Зимнее утро». Средства художественной выразительности

1

14.01

14.01

Выдвижение гипотез и их обоснование

Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов

Олицетворение. Сравнение

Организация работы по составлению плана урока

55

А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Опрятней модного паркета…». Сравнение произведений литературы и живописи

1

15.01

15.01

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Учить работать с лирическим текстом

Умение наблюдать слово в художественном тексте

56

И. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине

1

16.01

16.01

Работа в группе. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Учить анализировать произведение живописи

Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи

57

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сравнение с народной сказкой

1

21.01

21.01

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Формировать нравственные ценности, отражённые в поэтической сказке А. С. Пушкина

Сказка в стихах

Осмысление нравственных ценностей сказки

58

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Нравственный смысл литературной сказки

1

22.01

22.01

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Учить работать с текстом сказки в поэтической форме

Умение самостоятельно составлять план урока

59

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Особенности сюжета

1

23.01

23.01

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Учить анализировать произведение живописи; соотносить текст сказки с произведением живописи

Умение ориентироваться в художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги

60

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Характеристика героев

1

28.01

28.01

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Соотносить текст сказки с произведением живописи; определять тему и главную мысль; характеризовать героев картины

Поиск необходимой информации в произведении живописи соотнесение произведения живописи с литературным текстом

61

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Особенности языка литературной сказки

1

29.01

29.01

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Соотносить текст сказки с произведением живописи; определять тему и главную мысль; характеризовать героев картины

Литературная

сказка

Поиск необходимой информации в произведении живописи соотнесение произведения живописи с литературным текстом

62

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Приём звукозаписи для создания образов

1

30.01

30.01

Работа в группе. Планирование учебного сотрудничества

Учить работать в группе

Осмысление правил взаимодействия в группе

63

Сказки А.С. Пушкина. Викторина

1

4.02

4.02

Групповая работа. Достижение  договорённостей и согласование  общего решения

Учить создавать мизансцены, используя различные средства

Формирование умения принимать участие в драматизации

64

И. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина

1

5.02

5.02

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Учить анализировать произведение живописи; соотносить текст сказки с произведением живописи

Иллюстрация

Поиск необходимой информации в произведении живописи соотнесение произведения живописи с литературным текстом

65

 Басни И. Крылова. Викторина

1

6.02

6.02

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний

Осмысление нравственных ценностей, которые даны в баснях И. Крылова

Наставления, иносказания, нравоучительный комический рассказ, басня, баснописец.

Понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт басня

66

И. Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни

1

11.02

11.02

Определение основной и второстепенной информации

Учить работать с текстом басни

Наставления, иносказания, нравоучительный комический рассказ

Осмысление понятий «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»; умение работать с текстом

67

 И. Крылов «Чиж и голубь». Особенности структуры басни

1

12.02

12.02

Определение основной и второстепенной информации

Выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали

Умение осуществлять поиск необходимой информации

68

 «Любовь моя ко Л. Н. Толстому как бы всосалась в кровь и кости мои...»

1

13.02

13.02

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формировать нравственные позиции на основе чтения высоко-художественных текстов

Рассказ,  герой, лирический текст,  сюжет

Осмысление базовых ценностей: благородство, дружба,  понимание, сочувствие

69

Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Особенности сюжета

1

18.02

18.02

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации

Учить работать с прозаическим текстом

Рассказ,  герой, лирический текст,  сюжет

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли

70

Л.Н.Толстой «Лебеди». Составление плана

1

19.02

19.02

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации

Учить работать с прозаическим текстом

Рассказ,  герой, лирический текст,  сюжет

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли

71

Л.Н.Толстой «Акула». Смысл названия

1

20.02

20.02

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации

Учить работать с прозаическим текстом

Рассказ,  герой, лирический текст,  сюжет

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли

72

 Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза », « Как гуси Рим спасли». Особенности жанра

1

25.02

25.02

Смыслообразование

Формировать интерес к творчеству Л. Толстого

Благородство, честность, любовь

Осознание понятий «благородство», «честность», «любовь»

73

И. Крылов «Квартет». Инсценирование

1

26.02

26.02

Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях

Формировать умение выслушивать друг друга, договариваться; осмыслить содержание произведения И. Крылова «Квартет»

Мимика,  жесты, интонация

Осмысление произведения И. Крылова «Квартет»; формирование умения коллективно обсуждать прочитанное

74

 Обобщение по разделу «Великие русские писатели»

1

27.02

27.02

Понимание текстов, извлечение необходимой информации

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах

Самостоятельное чтение произведений русских писателей, включение их в свой круг чтения

75

Контрольная работа по разделу « Великие русские писатели»

1

Проверить сформированность умения работать с учебной книгой

Проверить сформированность предметных и надпредметных (чтение и работа с информацией) умений

 

VII

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

16

76

Работа над ошибками. «Спи, моя Снегурочка...». Творчество В. Даля

1

Исследовательская работа. Выявление особенностей  литературной и народной сказок. Выведение следствий

Формировать понятие «литературная сказка»; сравнивать литературную и народную сказку

Литературная сказка, герой, структура сказки, предисловие

Осмысление литературоведческих понятий; осмысление авторской сказки, её основных особенностей

77

В. Даль «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации

Познакомить с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка»;

учить работать с повествовательным текстом

Литературная сказка, герой, структура сказки, предисловие

Умение давать характеристику героям произведения

78

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко»

1

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги

Усвоить понятие «литературная сказка», учить работать с повествовательным текстом

Литературная сказка, герой, структура сказки, предисловие

Осмысление литературоведческих понятий;

осмысление авторской сказки, её основных особенностей, понимание главной мысли

79

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев

1

Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях

Познакомить с авторской сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»

Характеристика героев произведения; сравнение литературных сказок; осмысление правил  взаимодействия в паре и группе

80

 Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Сказка про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации

Формировать понятие «литературная сказка»

Структура сказки,

герой сказки

Осмысление литературоведческих понятий; осмысление основных особенностей текста; понимание главной мысли

81

Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Сказка про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ

1

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Познакомить с авторской сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка, учить работать с повествовательным текстом

Характеристика героев произведения; поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге

82

Б. Заходер «Винни-Пух». Особенности переводной литературы

1

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

самостоятельный и целенаправленный выбор книги

Формировать понятие «переводная литература»; познакомить с авторской сказкой А. Милна «Вини-Пух и все-все-все», переводной литературой  Б. Заходера «Вини-Пух»; учить работать с повествовательным текстом

Переводная

литература

Осмысление литературоведческих понятий; характеристика героев произведения

83

Р. Киплинг «Маугли». Особенности переводной литературы

1

Извлечение из текстов необходимой информации

Учить работать с повествовательным текстом

Переводная

литература

Поиск необходимой информации в книге. Умение работать с повествовательным текстом

84

Р. Киплинг «Маугли». Герои произведения

1

Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях

Познакомить с литературной сказкой Р. Киплинга «Маугли»; осмысливать понятие «человек»; обсудить, какие человеческие качества были присущи Маугли

Характеристика героев произведения; осмысление правил взаимодействия в  группе

85

Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы

1

Классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге

Формировать понятие «переводная литература»; познакомить с литературной сказкой

Переводная

литература

Осмысление литературоведческого понятия «переводная литература»

86

Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки

1

Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях

Учить работать с повествовательным текстом

Характеристика героев произведения; поиск необходимой информации в тексте

87

Тим Собакин  «Лунная сказка». Средства художественной выразительности

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации

Учить работать с поэтическим текстом

Определение главной мысли в тексте, последовательности событий

88

Ю. Коваль « Сказка о серебряном соколе». Герои сказки

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации

Обобщить знания о русских сказках

Определение главной мысли в тексте, последовательности событий

89

 С. Михалков «Упрямый козленок». Инсценирование

1

Исследовательская работа. Выявление особенностей  зарубежной и русской сказок. Выведение следствий

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг, классификация их; обобщение представленного материала; составление собственного текста по итогам исследования

90

 Обобщение по разделу «Литературные сказки»

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах

Самостоятельное чтение произведений русских писателей, включение их в свой круг чтения

91

Контрольная работа по разделу «Литературные сказки»

1

Проверить сформированность умения работать с учебной книгой

Проверить сформированность предметных и надпредметных (чтение и работа с информацией) умений

VIII

КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

14

 

92

Работа над ошибками. Б. Заходер  «Что такое стихи?»

1

Работа в группе. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана

Стихотворение, настроение

 Формирование умения составлять план урока.

Формирование умения находить необходимую информацию

в произведении живописи

93

И. Соколов-Микитов «Март в лесу». Мелодии весеннего леса

1

Работа в группе. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Учить анализировать лирический текст. Учить анализировать произведение фотографического искусства

Рассказ, настроение

Осмысленное чтение лирических текстов. Поиск необходимой информации по фотографии; осмысление объектов;  понимание смыслов. Осмысление правил взаимодействия в  группе

94

А. Майков «Весна», Е. Волков «В конце зимы». В. Пурвит «Последний снег». Сравнение произведений литературы и живописи

1

Работа в группе. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии

Стихотворение, настроение

Умение сравнивать разные произведения; осмысление правил взаимодействия в  группе

95

С. Есенин «Сыплет черёмуха», «С добрым утром!» В. Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений литературы и живописи

1

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Развивать интерес к чтению лирических текстов

Стихотворение, настроение

Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения

96

 Ф. Тютчев «Весенняя гроза», А. Васнецов «После дождя», И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений литературы и живописи

1

Самооценка на основе критерия успешности

Развивать интерес к чтению лирических текстов

Стихотворение, настроение

Организация работы по составлению плана урока

97

О. Высотская «Одуванчик», З. Александрова                    «Одуванчик». Сравнение образов

1

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Учить работать с книгой; учить пользоваться тематическим каталогом

Стихотворение, настроение

Умение наблюдать слово в художественном тексте

98

М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического произведений

1

Извлечение из текстов необходимой информации

Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии

Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи

99

А. Толстой «Колокольчики мои, цветики степные!» Авторское отношение к изображаемому

1

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Развивать интерес к чтению лирических текстов

Стихотворение, настроение

Умение наблюдать слово в художественном тексте

100

Саша Чёрный «Летом», А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений литературы и живописи

1

Извлечение из текста необходимой информации

Развивать интерес к чтению лирических текстов

Стихотворение, настроение

Умение наблюдать слово в художественном тексте

101

Ф. Тютчев «В небе тают облака», А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений литературы и живописи

1

Извлечение из текста необходимой информации

Развивать интерес к чтению лирических текстов

Стихотворение, настроение

Умение наблюдать слово в художественном тексте

102

Г. Юдин «Поэты». Сборники произведений о природе

1

Познавательная инициатива

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов

103

Я. Аким «Как я написал  первое стихотворение»

1

Познавательная инициатива

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов

104

Обобщение по разделу

«Картины родной природы»

1

Извлечение из текстов необходимой информации

Учить работать с книгой; учить пользоваться тематическим каталогом

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; классификация их

105

Итоговая контрольная работа

1

Проверить сформированность умения работать с учебной книгой

Проверить сформированность предметных и надпредметных (чтение и работа с информацией) умений

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального компонента  Государственного стандарта начального общего образования;  
  • Концепции учебно – методического комплекса «Перспектива» под редакцией Л.Г.Петерсон, Москва «Просвещение» 2011 год;
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих). М., «ГороД», 1999 год;
  • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., М.В. Бойкиной, М., «Просвещение», 2011 год;
  • Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год.

Дидактическое обеспечение:

  • Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.  Литературное чтение. Учебник в 2-х частях. 3 класс. М.: Просвещение, 2012
  • Климанова Л.Ф. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для обучающихся образовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013

Методическое обеспечение:

  • Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Уроки чтения.  3 класс. М.: Просвещение, 2011
  • Технологические карты: Литературное чтение (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)

Содержание данного учебника полностью соответствует действующим образовательным стандартам, учебному базисному плану и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» (руководитель  Л. Ф. Климанова).

Количество часов в неделю по программе                                 3

Количество часов в неделю по учебному плану                        3

Количество часов в год                                                                 105

Проверка техники чтения                                                             4

Количество контрольных работ                                                   7

 

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:

 - целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;

 - приобщение ребенка к литературе как искусству слова;

 - духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей      младших школьников.

Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
- развивать поэтический слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

 Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов.

 Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

 Полные ответы на вопросы по содержанию текста.

Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребёнка.

 Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.

 Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.

 Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

 Формирование умения слушать собеседника.

 Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.

 Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.

 Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.

 Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому.

 Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнений на целостное восприятие слов.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки.

 Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов.

 Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.

 Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев.

2. Слушание художественных произведений.

 Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного.  Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

 Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

 Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему.

 Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям.

 Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.

 Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко точно изобразить природу.

 Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов.

 Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

 Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений.

Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом.

Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

 Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: составление и запись предложений о героях литературных произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
  • с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы.

Содержание учебного материала

Наряду с развитием предметных умений важное значение приобретает целенаправленное формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное, личностное развитие обучающихся.

Результаты любого обучения, в том числе и обучения  литературному чтению, должны на каждом этапе отражать решение определённых промежуточных задач.

В 3 классе планируется:

* овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями;

* формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение обучающимися содержания текста, а также понимание художественного замысла и подтекста);

* развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст;

* формирование библиографических умений, то есть умения обучающихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе авторского или тематического каталога.

Учебник «Литературное чтение» для третьего класса включает  восемь разделов:

1. Книги — мои друзья  - 3 урока

Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука» — главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.

2.  Жизнь дана на добрые дела  - 13 уроков

Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль — собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.

3. Волшебные сказки   -  13 уроков

Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.

4. Люби всё живое  -  15 уроков

Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно- познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.

5. Картины русской природы  -  9  уроков

Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.

6. Великие русские писатели  -  22   урока

Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.

7. Литературная сказка  -  16  уроков

Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.

8. Картины родной природы  -  14  уроков

Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Сформировать основные универсальные учебные действия:

Регулятивные:

*принимать и сохранять учебную задачу (цель чтения: ради чего и зачем читать);

*планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана урока на основе цели чтения и определённой темы);

*осуществлять итоговый и пошаговый контроль (соотносить результат действия с образцом).

Познавательные:

существлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати);

*подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии; *интерпретировать различные тексты;

*устанавливать причинно-следственные связи (определять элементы сюжета).

Коммуникативные:

опускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героя, на изображаемое событие;

*формулировать собственное аргументированное мнение;

*самостоятельно задавать вопросы по прочитанному произведению;

*строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Научить:

*полноценно воспринимать художественное произведение;

*эмоционально откликаться на прочитанное, аргументировано высказывать свою позицию по поводу прочитанного произведения;

*определять главную мысль (идею) произведения, называть героев произведения, характеризовать их на основе коллективно составленного плана, передавать прочитанное с разной степенью подробности;

* владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе чтения , позволяющем понимать прочитанное.

Основным критерием эффективности уроков литературного чтения в начальной школе является личностное развитие ребёнка, которое проявляется в формировании его эмоциональной, духовной и интеллектуальной сферы.

Критерии и нормы оценок

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Способ чтения: чтение целыми словами.
  • Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырёх качеств навыка, и ведущим является осознанность.  

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.  

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • выразительное чтение текста;
  • пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • выразительное чтение наизусть;
  • составление простого плана;
  • создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении в 3 классе слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены, перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать, темп не менее 80 слов в минуту, во II полугодии - не менее 90 слов в минуту.

Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного. В 3 классе  в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 65 слов в минуту, во II полугодии - не менее 80 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.

Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. В 3 классе  в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 50 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 70 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск, перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между  словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.

 Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-неправильная постановка ударений (более двух);

-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Контрольные работы по литературному чтению

Тестовая работа по литературному чтению

Вариант первый.

Цель: проверить сформированность умения работать с учебной книгой

          (универсальные учебные действия).

Продолжите:

Произведения, которые вызывают у нас улыбку, смех, называются ___________________________________ .

Соотнесите жанры произведений и их авторов:

Н. Носов «Огурцы»                                                                             пьеса

В. Даль «Напутное слово»                                                                 рассказ

М. Зощенко «Не надо врать»                                                             стихотворение

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...»                        поучение

Л. Каминский «Сочинение»                                                                былина

Какие произведения М. Зощенко вы прочитали в этом разделе?

Запишите, кто является автором данного произведения:

«Через тридцать лет» ____________________________;

«Трудная задача»________________________________.

Отметьте, какие чувства вы прежде всего испытывали, когда читали произведения этого раздела: грусть, радость, сострадание.

Тестовая работа по литературному чтению

Вариант второй

Цель: проверить сформированностьпредметных и надпредметных

          (чтение и работа с информацией) умений.

Прочитайте текст.

В. Железняков

История с азбукой

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже

едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

— А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?

— Нет, — отвечает, — я домой не пойду.

— Что же, ночевать здесь будешь?

— Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он — раз два! — «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

— Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?

— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там, на скамейке сидел маленький мальчик.

— Ну и что же?

— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

— Сильна ты обещать! — сказал я. — В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

— Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

— Буквы учат целый год. Это непростое дело.

— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. — Сейчас она

должна была заплакать.

— Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

— А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь... А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает

вид, что нас не видит.

— Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год.

Это не такое лёгкое дело.

— Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.

— Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

— Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

— Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

— Боже мой, какая трагедия! — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

— Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

— Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

— Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

— Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо учиться целый год.

— Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка. —

И плакала ваша Сибирь.

— Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

— Все ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

— Между прочим, его зовут Юркой, — крикнул я. — Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Выполните задания:

Определите жанр данного текста.

О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

о дружбе Юры и маленькой девочки;

о том, как девочка пошла в школу;

о том, как девочка хотела помочь своему брату.

Разделите текст на части. Составьте план этого текста.

Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный).

Какими качествами характера обладала девочка? Запишите.

Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой и почему?

Контрольная работа по литературному чтению

Начните читать текст по сигналу учителя.

Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.

Л. Н. Толстой

***

      Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

     Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

      Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю.

     Он вернулся только поздно вечером; он летел тихо и низко над землёй, в когтях у него опять была большая рыба. Когда он подлетал к дереву, он оглянулся,—нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

     Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.

О ком или о чём рассказывается в данном тексте?

Какова тема произведения:

Об орле?

Об орлятах?

Как орёл накормил своих детей?

-Разделите текст на части. Сколько частей будет в данном тексте?

-Озаглавьте части.

-Напишите, какими качествами характера обладал орёл.

-Озаглавьте текст.

-Перечислите другие произведения Л. Толстого.

-В какой книге можно найти прочитанное произведение Л. Толстого?

Л. Толстой. Рассказы для детей.

Рассказы русских писателей.

Русские народные сказки.

Басни.

Оцените свои ответы:

Какое задание было самым трудным для вас?

Какое задание было самым лёгким для вас?

Контрольная работа по литературному чтению

Начните читать текст по сигналу учителя. Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.

М. Горький

***

Самое лучшее в мире—смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца—ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой—точно говорят мягким теням ночи:

— Не бойтесь—это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

— Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

— Добрый день!—говорит солнце, поднимаясь над морем.—Добрый день, красавицы! Но—довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.

Определите тему произведения (о ком или о чём говорится в тексте).

О начинающемся утре.

О природе.

О солнце.

Объясните выражение «вершины гор улыбаются ласковой улыбкой».

Объясните выражение «волны моря кланяются солнцу».

Выпишите сравнения из текста. Допишите своё сравнение.

Выпишите олицетворения. Допишите своё олицетворение.

Озаглавьте текст.

Создайте текст по аналогии с данным на тему «Вечер».

Оцените свои ответы.

Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым лёгким?

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В далёкие-далёкие времена ученики повсюду, в том числе и в России, писали на восковых «тетрадках». Воск же от жары, как известно, тает, растекается.

Правда, тетрадями их никто не называл. Это были просто деревянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Каждый деревянный «листок» напоминал маленькое корытце, залитое коричневым

или чёрным воском. Бедные, бедные тогдашние школьники! Каково им было готовить

уроки!К счастью, со временем дети стали писать в удобных бумажныхтетрадях из сложенных вчетверо и покрытых обложкой листов. Из-залистов, сложенных именно вчетверо, тетрадь и получила название«тетрадос», что как раз и значит «четвёртая часть».

...Вот с бумажной фабрики на тетрадную прибыли рулоны бумаги. Такие громадные, что и с места не сдвинешь. Да и как на них писать? Чтобы на бумаге можно было писать, надо её разрезать на листочки, разлиновать, сшить, в обложку вложить.

Печатают тетради в клетку и в линейку на специальных тетрадных машинах. Мастера-линовщики устанавливают на них металлические ролики с выпуклыми линиями. Потом заливают в аппарат краску, и пошла работа.

Умные тетрадные машины не только разлинуют бумагу, но и разрежут на равные части, аккуратно сложат их и сошьют — скрепят листы и обложку.

Каждая машина работает так быстро, что рабочие успевают за смену изготовить на ней десятки тысяч тетрадей.

Вот какая долгая история у обыкновенной тетрадки, вот сколько ушло времени и труда, чтобы ты и миллионы таких, как ты, могли писать, считать — словом, учиться.

(А. Дитрих, Г. Юрмин)

О чём рассказывается в данном тексте? Отметьте правильный ответ знаком «+».

О том, почему тетрадку называют тетрадкой.

О том, как делают тетради.

О том, как работают машины, делающие тетради.

О том, какой путь проходит тетрадь.

Придумайте заголовок к этому тексту.

Разделите текст на части, определите микротему каждой части и составьте план.

Запишите три вопроса к данному тексту.

Тетрадь не всегда выглядела так, как сейчас. Как она выглядела? Запишите.

Если к тексту добавить ещё один абзац, о чём бы вы в нём рассказали? Запишите.

Из какой книги мог быть взят этот текст? Запишите.

Определите, какое из заданий показалось вам самым сложным, самым лёгким.

 Запиши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...